Равновесие потребителя

Предпочтения потребителя, кривые безразличия и их свойства, предельная норма замещения. бюджетные ограничения. равновесие потребителя

Особенности покупательского поведения

Вся экономическая система направлена на удовлетворение потребностей общества в определенных благах или услугах. Под потребностью понимается осознанная необходимость индивида, которая в экономике проявляется в форме спроса. Формируемый обществом спрос видоизменяется под влиянием различных факторов. Например, при росте доходов, качественном изменении уровня жизни общества, потребители предъявляют более высокие требования к качеству товаров и услуг, люди уделяют больше внимания моде и последним трендам.

На спрос влияют следующие факторы:

  1. Производственное развитие.
  2. Способность населения приобретать товары.
  3. Численность населения.
  4. Состав населения и его культурный уровень.
  5. Текущий уровень цен.
  6. Доходы населения.
  7. Текущее время года.
  8. Психологические потребительские ожидания.
  9. Маркетинговая активность и другое.

Каждый индивид обладает своими вкусами, потребностями, которые не зависят от цен и его уровня доходов. Считается, что потребитель ведет себя рационально с экономической точки зрения. Он всегда имеет альтернативный выбор, при этом предпочитает набор, способный принести большую полезность. Потребности индивида продолжают расти. Единственным ограничением является предел его доходов.

Покупательная способность индивида зависит от двух факторов, а именно, изменение уровня цен или дохода. Если цены остаются неизменными, но при этом увеличивается доход, покупатель может приобрести большее количество товаров. Если доход снижается, то соответственно уменьшается покупательная способность индивида.

Замечание 1

Таким образом, чтобы максимизировать полезность от приобретения покупатель теоретически должен потратить весь свой доход, в том числе сбережения. Равновесие достигается тогда, когда покупатель способен приобрести максимально полезный для себя набор товаров при текущем уровне доходов.

Равновесие в экономике

Определение 2

Равновесие – это такое состояние экономики, при котором ни один из субъектов хозяйствования не стремится его изменить.

Большинство современных национальных экономик придерживаются принципов рыночных отношений. Рыночная экономика имеет следующие отличительные особенности:

  1. Независимость функционирования всех субъектов хозяйствования.
  2. Стремление к реализации индивидуальных целей и задач.
  3. Действие рыночного механизма через стремление предложения и спроса к балансу.

Независимость субъектов порождает явление конкурентной борьбы, когда экономические агенты соперничают друг с другом за рынки сбыта и доступ к факторам производства. Для обеспечения длительной конкурентоспособности на рынке субъекты хозяйствования стремятся минимизировать издержки и повысить объем выпуска. Однако, увеличение количества выпускаемой продукции не бесконечно. Рыночные отношения предполагают, что спрос определяет объем предложения. То есть, производители всегда ориентируются на потребности общества.

Равновесие в экономических моделях может достигаться как для их статистического, так и для динамического положения. Статические модели позволяют проводить сопоставление различных состояний рынка. При этом не учитывается изменение системы во времени, его учет ведется косвенным образом. В статических моделях сопоставление производится в мгновенном, долгосрочном и краткосрочном периодах.

Мгновенный период характеризуется неизменностью количества факторов производства, продавец приспосабливается к объему спроса. Для мгновенного периода предложение является прямой на первом графике, либо возрастающим отрезком для скоропортящихся продуктов, как на втором графике.

Рисунок 1. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Краткосрочный период характеризуется факторами производства, часть которых является постоянной и часть изменяется. Предложение показывает максимальный объем выпуска, а равновесная цена формируется за счет соотношения предложения и спроса. Модель, описывающая долгосрочный период, рассматривает все элементы в качестве изменяющихся.

Предельная норма замещения

Предельная норма замещения – это показатель, который позволяет определить, например, в какой степени покупатель может отказаться от, например, апельсинов, в пользу дополнительного яблока.

Предельная норма замещения – это то количество товара, которое может быть отвергнуто потребителем для того, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, и при этом оставаясь на кривой безразличия.

Кривизна кривых безразличия, изображенных ранее, означает, что количество товара, от которого человек хочет отказаться в пользу дополнительного товара другой категории, становится меньше по мере того, как количество второго товара увеличивается. 

Звучит немного запутанно. Чтобы понять наглядно, как это происходит, необходимо начать двигаться вдоль кривой безразличия.

На этом графике Qy – недельное потребление товара Y (это товар, от которого пользователь готов отказаться в пользу товара X). В этом случае выигрыш в недельном потреблении одной единицы товара X составляет Qx=1.

Количество товара Y, от которого человек готов отказаться, может записываться, как Qy/Qx. Это наклон кривой, по которой и перемещается покупатель, отказываясь от определенного количество единиц товара Y в пользу X. Тем не менее наклон в этом случае отрицательный.

В результате, будет получено отрицательное число в процессе рассмотрения MRSxy. Предельной же нормой замещения является положительное число, выражающее количество товара Y, от которого потребитель имеет намерение отказаться в пользу X. Поэтому он есть произведения наклона кривых безразличия на -1.

Кривизна кривой безразличия подразумевает уменьшение предельной нормы замещения Y на X. Посмотрите на то, что наклон изменяется по ходу того, как потребитель замещает Y на X. По ходу того, как X замещает Y вдоль кривой, она становится не такой крутой.

А эта таблица показывает в числах то, как работает предельная норма замещения при определенном количестве апельсинов и яблок.

Вообще, в процессе анализа кривых безразличия нет необходимости, чтобы полезность была измерима количественно. Достаточно лишь допустить, что потребители могут ранжировать альтернативы. То есть, что полезность может быть измерена порядково. Такая позиция у ординалистов.

Если бы полезность могла быть измерена количественно, то тогда можно было бы вычислить, какую долю полезности добавляет еще одна единица товара или услуги в набор. То есть, предельная норма замещения может быть связана с предельными полезностями благ на каждой из осей.

Если из набора убрать Qy единиц товара Y, то потребителю будет нанесен ущерб. Потеря полезности составляет Qy MUy. В этой формуле под MUy подразумевается предельная полезность Y для потребителя. Если заменить потерянное количество Y количеством X, которое требуется для возвращения потребителя в состояние прежней удовлетворенности, то тогда приобретенная полезность была бы на таком уровне.

В этой формул под MUx подразумевается предельная полезность X. Если потребителю надо вернуться на прежнюю кривую безразличия, то тогда прирост полезности от добавления X будет равняться потере полезности от изъятия Y. Следовательно.

Предельная норма замещения Y на X по этой причине может рассматриваться в виде предельной полезности X, разделенной на предельную полезность Y. 

В приведенном нами случае предельная полезность товара X (то бишь, яблок) становится меньшей, когда количество этого фрукта увеличивается. Следовательно, у апельсинов она также увеличивается, но уже в когда их количество становится меньшим.

Так, как MUx становится меньше при замене товара Y на товар X. В то же время MUy становится больше, а отношение MUx/MUy, равное MRSxy становится меньше.

Следовательно, предельная норма замещения Y на X также должна уменьшаться при замене Y на X в случае нахождения предельных полезностей X и Y в обратном отношении к количествам товаров, которые покупаются за этот период времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: