Кто такой лидер и какие качества предполагает это понятие?

Кто такой лидер и какие качества предполагает это понятие?

Структура лидерства и типы лидеров

Лидерство — это процесс воздействия на группу людей с целью увлечь их совместным выполнением управленческих решений для достижения определенных целей. Организации бывают формальными и неформальными. Отношения в них тоже формальные и неформальные. Их особенности:   

  1. отношения первого типа — служебные, функциональные; отношения второго типа — психологические, эмоциональные; 
  2. лидерство занимает особое место в системе формальных (официальных) отношений, а лидерство — это явление, порожденное системой неформальных (неофициальных) отношений. Более того, роль и функции лидера в организации предопределены, а роль лидера возникает спонтанно, без ее формального определения и описания; 
  3. Лидер команды назначается извне высшим руководством, получает соответствующие полномочия, имеет право применять санкции, лидер назначается из числа окружающих его людей, равных по статусу (служебная должность).

Выделены основные функции лидера, который:

  1. формирует, устанавливает и поддерживает стандарты допустимого группового поведения;
  2. установив нормы, обычаи, традиции, мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать стандартам группового поведения.

Структура лидерства состоит из пяти основных элементов:

  1. лидер с определенными личностными качествами, способностями и возможностями, ориентированный на цель:
  2. последователи, обладающие собственными качествами и способностями для достижения целей;
  3. задачи, которые пытаются решить взаимодействующие сотрудники;
  4. ситуация, в которой происходит процесс взаимодействия;
  5. группа, в которой происходят все акты межличностного взаимодействия.

Если использовать в качестве критерия роль лидеров-лидеров, то их типы, установленные Э. де Боне, выглядят так:

  1. Ведя их. Это наиболее описательный тип. Сюда входят те, кто любит принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство — их естественное состояние, они обладают врожденными лидерскими качествами;   
  2. Организаторы групп. Их отличительная черта — знание психологии своих последователей; 
  3. Исполнители. Самый рациональный тип лидера. Их отличает активная активность, целеустремленность, умение преодолевать преграды, создавать сплоченный коллектив;  
  4. Дипломаты. Легко общаться с сотрудниками. Они могут отстаивать свое мнение, использовать диалоги и персонифицированно решать проблемы;  
  5. Генераторы идей. Их отличает ориентация на новые задачи, продвижение вперед, интуиция, синтез знаний, самокритика; 
  6. Идея продавцов. Предприимчивы, обладают творческими способностями и способностью контролировать свои эмоции и эмоции других людей; 
  7. Синтезаторы. Они умеют выделять самое главное из очень большого количества информации, что позволяет использовать нетрадиционные подходы; 
  8. Осветлители. Умеют объяснить последователям суть даже самой сложной ситуации; 
  9. Реакторы. Активно и грамотно реагировать на чужие идеи, что позволяет им стать их последователями; 
  10. Коммуникаторы. Их отличает высокая коммуникабельность, умение слушать людей; 
  11. Исследователи. Они могут получать и обрабатывать информацию, сравнивать и анализировать факты, проводить эксперименты; 
  12. Трекеры. У них есть способность действовать независимо, т.е. автономно;  
  13. Хранители информации. Уметь собирать информацию, знать, где ее найти и как ее использовать; 
  14. Организаторы. Лидеры, обладающие талантом практической организации производства и управления персоналом. 

Таким образом, лидерство — это воздействие на группу людей с целью увлечь их для совместной реализации управленческих решений для достижения определенных целей. Лидер формирует, устанавливает и поддерживает стандарты допустимого группового поведения, а также мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать стандартам группового поведения. Структура лидерства состоит из пяти основных элементов: лидер, последователи, задачи, ситуация и группа. Если использовать в качестве критерия роль лидеров-лидеров, то, как установил Э. де Боне, можно выделить 14 типов лидерства.   

Кто такой политический лидер

Политический лидер — это член политической организации, группы или общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть ведущую роль в политических процессах и ситуациях. Такой человек входит в состав политической элиты и занимает особое место в движении: может направлять его работу, принимать главные решения и влиять на остальных его членов.

Стать такой важной персоной в теории может каждый. Однако для этого нужно будет приложить максимум усилий, ведь политический лидер должен обладать:

  • развитым интеллектом;

  • умением чувствовать и анализировать политическую ситуацию;

  • харизмой;

  • популярностью среди последователей;

  • ораторскими способностями;

  • знанием основных методов власти;

  • умением организовывать и вести за собой людей;

  • ответственностью за свои слова и поступки, в том числе за политические решения;

  • четкой политической программой, которая будет отражать потребности основных социальных групп.

Важно помнить, что политический лидер — это одновременно субъект и объект политической системы. В каждой из своих ролей он имеет характерные черты

Как субъект

Как объект

Имеет реальную власть, авторитет, полномочия и средства, чтобы управлять жизнью общества

Находится под давлением заинтересованных сторон, когда принимает решения

Как зарождаются политические лидеры

Многие политологи задавались вопросами и анализировали, какой типаж людей чаще возглавляет организации и при каких обстоятельствах. Это помогло создать несколько теорий политического лидерства. Разберем их подробнее.

Теории политического лидерства

Название Суть

Ситуационная теория

Лидеры возникают из-за стечения обстоятельств: удачного времени, места и ситуации

Интегративная теория

Лидерства можно достичь сочетанием качеств личности, происхождения, способа выдвижения, социализации человека и его задач

Психологическая теория

В основе лидерства лежит стремление к власти. Когда лидер навязывает свою волю другим, он пытается справиться со своими комплексами

Теория личностных черт

Лидерство возникло благодаря людям с выдающимися качествами: интеллектом, силой воли, ораторскими способностями и т. д.

Теория последователей

Лидером становится тот, кто готов выражать интересы своих последователей

Особенности политического лидерства

Деятельность политического лидера — специфичная работа, которая отличается от других связанных с политикой ролей. Давайте разберемся, чем именно.

Характерные черты работы политического лидера:

  • Не может влиять на людей напрямую, т. к. политическая деятельность охватывает все общество. Вместо этого пользуется пропагандой, СМИ и помощью доверенных последователей.

  • Создает свой публичный образ с помощью специалистов-помощников: авторов речей, аналитиков, имиджмейкеров и других экспертов.

  • Готов примерять на себя разные роли, чтобы расположить к себе как можно больше социальных групп и увеличить число сторонников.

Зачем обществу нужны политические лидеры

Чтобы люди действовали сообща и организованно достигали целей, им нужен тот, кто внесет порядок в работу и вдохновит на дело. Этим и занимается политический лидер, если говорить в общих чертах. А теперь — о каждой его функции конкретно.

Функции политических лидеров

Ориентационная

Выбирает политический курс, который будет учитывать нужды людей и современные тенденции мирового развития

Мобилизационная

Экономически и социально стимулирует граждан, чтобы добиться нужных изменений в обществе

Интегративная

Объединяет разные группы интересов на основе принятых обществом идеалов и ценностей

Инструментальная

Принимает решения, которые помогут выбрать методы для работы с общественными проблемами

Функция гаранта справедливости, законности и порядка

Использует власть, чтобы защищать права и свободы граждан от беззакония и бюрократии

Коммуникативная

Контактирует с разными слоями населения, чтобы укрепить политическую организацию народа

Какие качества присущи лидерам

Если обобщить выводы работ Тимоти Джаджа и соавторов 2002 года, Брайана Хоффмана и соавторов 2011 года, Дэвида МакКлеланда и Ричарда Бояциса 1982 года и Бернарда Басса 1990 года, получится список качеств и навыков, свойственных эффективным лидерам.

  • Экстраверсия — общительность и активность, такие люди испытывают положительные эмоции от работы и общения с другими.
  • Сознательность — надежность, добросовестность и серьезное отношение к обязательствам.
  • Открытость творчеству и нестандартным, инновационным подходам.
  • Порядочность — желание оставаться честным, нетерпение лжи, приверженность сильным моральным и этическим ценностям.
  • Харизматичность — способность формулировать убедительное видение будущего и формировать у окружающих образ сильного высокоэффективного человека.
  • Развитый интеллект в широком смысле: эмпатичность, критическое мышление, умение выстраивать логику, понимать, обучаться, рассуждать и планировать.
  • Креативность — навык творчески мыслить, выходить за рамки сложившихся компетенций и устоявшихся взглядов.
  • Замотивированность — стойкое желание добиваться результатов.
  • Потребность во власти — получение удовольствия от управления людьми и процессами.
  • Коммуникабельность — навыки эффективного письменного и устного межличностного общения.
  • Кризис-менеджмент — умение решать непредвиденные проблемы.
  • Навык принятия решений — способность принимать ответственность и выбирать наиболее оптимальные пути развития.
  • Техническая осведомленность — знание методов, процессов и оборудования.
  • Управленческие навыки, включающие координацию работы, организацию и контроль выполнения задач.

Экономика образования

Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид

Как воспитать в себе лидера

Для начала рекомендуется определить для себя, что значит быть лидером. Нужно понимать, что придется держать в руках всеобщее настроение, создавать определенную эмоциональную атмосферу.

Развитие лидерского потенциала предполагает большую работу над собой. Это непростой и длительный процесс, которые занимает много времени. Диагностика лидерских качеств поможет в определении уровня своего потенциала. Для этого можно пройти несколько тестов.

Проблему, как развить в себе лидерские качества, решить непросто. Следуя простым рекомендациям, приведенным ниже, можно заметно улучшить свои лидерские навыки:

Умение слышать собеседника

Важно находить общий язык с окружающими людьми, это необходимо для развития лидерских качеств.
Нужно идти в ногу со временем. Настоящий лидер не может быть консерватором, он открыт для новых предложений и интересных идей.
Ответственность и справедливость

Лидер умеет поощрять своих подчиненных и нести ответственность за неудачи команды.

Для многих молодых людей актуален вопрос о том, как стать лидером в компании. В большинстве коллективов существует человек, который является центром всеобщего внимания. Как правило, с ним легко и комфортно общаться, работать и отдыхать. Он четко знает, что делает и для чего.

Чтобы стать лидером в своей компании, нужно знать, что является основой действий у лидера. Можно сделать следующие шаги:

  1. Научиться правильно вести диалог. Это первое, что поможет ответить на вопрос, какими качествами должен обладать лидер. Такой человек искренне интересуется темой разговора и не перебивает собеседника.
  2. Заниматься самосовершенствованием. В том числе рекомендуется выполнять упражнения на развитие лидерских качеств.
  3. Изменить свое отношение к неудачам. Проблемы лучше решать и анализировать. Лидер всегда уверен в том, что найдет наилучший выход из любой ситуации.
  4. Формирование собственного мнения. Лидер — человек с сильным стержнем. Он способен грамотно и аргументированно излагать свою точку зрения, не навязывая ее окружающим.
  5. Доброжелательность. Лидерство предполагает не только командование, но и поощрение. Лидер всегда готов сделать комплимент, если это уместно, или похвалить за проделанную работу.

Подходы к лидерству

Теория Великих людей и теории человеческих характеристик говорят нам о том, что люди получают в наследство определенные качества и черты, благодаря которым они являются теми самыми лидерами.

Если мы предположим, что лидеры не приходят в этот мир с необычайной одаренностью, тогда можно сказать, что все люди рождаются с равными способностями и равными талантами. (Томас Карлейль, 1840).

Но есть определенные врожденные характеристики, которые помогают людям становиться лидерами. Существует огромная разница между «осваиванием навыка» и его усовершенствованием (кто-то рождается с удивительными способностями к музыке, спорту и т.д.). Они будут просто превосходить в этих областях, в то время как другие, подобно рыбе без воды, будут сражаться на пределе своих возможностей, чтобы достичь определенного уровня.

Прирожденные лидеры отличаются от тех, кто стал таковым благодаря своей работе. У всех великих руководителей своя интересная история. Они были лидерами еще с самого начала своего земного путешествия.

Тогда если лидерами только рождаются, зачем нам изучать лидерство и управление?

Рождение – это природный процесс, и связь лидерства с ним является спорной.

Лидерами становятся, а не рождаются.

Поведенческие теории считают, что люди могут стать лидерами с помощью процесса преподавания, обучения и наблюдения. Лидерство представляет собой набор навыков, которые можно освоить с помощью обучения, восприятия, практики и опыта. Обучение лидерству продолжается всю жизнь. Настоящие лидеры ищут возможности для развития, чтобы приобрести новые навыки.

Может ли программа по управлению и руководство сделать кого-то настоящим предводителем? Можно ли обучить Харизме, Влиянию, Честности и умению Вдохновлять? Может ли полученный сертификат о завершении курса «сделать» кого-то лидером?

Итак, основы управления может изучить каждый. Но большинству тому, что является неотъемлемой частью лидерства, обучить практически невозможно. Конечно, кто-то преуспевает, ну а другие демонстрируют посредственные результаты.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Разница между лидером и управленцем

Стоит отличать формальных менеджеров и настоящих лидеров. Например, в Древнем Риме существовали рабы-управляющие — невольники, следившие за ходом работ и контролировавшие своих товарищей по несчастью. Они руководили, но не были лидерами, способным повести за собой людей. Но таким стал Спартак — раб-гладиатор с лидерскими качествами. Именно он смог возглавить величайшее восстание древности.

В корпорациях роль менеджера и лидера может играть один и тот же человек. Но так происходит не всегда. Вот чем они отличаются.

Менеджер:

  • следит, чтобы подчиненные работали;
  • фокусируется на рациональности и контроле;
  • стремится сохранять корпоративные структуры и работать в их рамках;
  • является обычным звеном в управленческой иерархии;
  • заботится о благополучии сотрудников.

Лидер:

  • вдохновляет последователей;
  • привык рисковать ради внедрения инноваций;
  • не заботится о сохранении существующих структур, если этого требует цель;
  • может проявлять независимость;
  • ставит ценность результата выше личных проблем команды и своих собственных.

Экономика инноваций

Пять подходов к управлению командой в эпоху инноваций

Теоретико-методологические подходы

Изучение лидерства и причин его возникновения требует разностороннего научного подхода.

Проблема касается не только политологии, но и философии, истории, социологии и даже психологии.

Для более полного раскрытия такого сложного феномена применяются различные теории:

  1. Теологическая парадигма. Согласно этой концепции, любая власть даётся народу свыше. Бог выбирает представителя на земле и посредством его оказывает сверхъестественное влияние на общество. Сам по себе лидер не обладает могуществом, его роль заключается лишь в качественном отображении воли божества.
  2. Натурализм не допускает наличия сверхъестественных сил. Лидерство рассматривается с эволюционной точки зрения как проявление основной жизненной потребности — иерархической. У более влиятельных индивидов шансы на продление рода и передачу генетического материала заметно возрастают. Таким образом, главный руководитель беспокоится о продлении человеческого рода. Существует немало психологических выкладок, описывающих политическое поведение человека именно в таком ключе.
  3. Рационально-критическая парадигма предлагает рассматривать политическое лидерство как обособленное явление, развивающееся по своим законам.
  4. Социальный подход включает в себя множество разных теорий. Например, К Маркс объявляет политические процессы следствием экономических отношений в обществе. Теоретик сводит роль лидера к социально-классовому администратору без личностных характеристик, который удовлетворяет запросы народа.

Список литературы:

  1. В.К. Тарасов «Технологии лидерства»
  2. Джон Максвел «5 уровней лидерства»
  3. Р.П. Кричевский « Психология Лидерства»
  4. Ицхак Пинтосевич, Владимир Воронов «77 уроков лидерства»
  5. К. Бланшар «Дар Лидера»
  • Нормативно-правовое регулирование торговой деятельности (Дисциплина: Торговое дело)
  • Методы управления конфликтной ситуации (Дисциплина: Проектный менеджмент)
  • Особенности правового регулирования валютного рынка
  • Миссия и цели организации (Миссия организации).
  • Основные модели принятия решений. (Модель принятия решения)
  • Концепции и функции менеджмента (Функции менеджмента).
  • Отличительные особенности англо-американской модели корпоративного управления: ее преимущества и недостатки
  • Методы управления проектами
  • Методы управления проектами (Управление проектами)
  • Как обезопасить ребенка?
  • Роль эмоций в познавательных процессах (Дисциплина «Общая психология»)
  • Умный дом

Что такое лидерство

Лидерство — это способность вести за собой людей для достижения цели.

Есть и другие трактовки этого понятия:

  • Лидерство как деятельность — это процесс влияния на других людей с целью изменить их поведение, мотивировать на выполнение задач.
  • Лидерство как черта характера — комплексная характеристика. Оно требует сразу нескольких качеств — например, умения слушать, гибкости и проактивности.

Лидер — это не должность, а статус. Можно руководить, но не быть лидером. А можно быть лидером, но подчиняться другому человеку в служебной иерархии.


Кадр: фильм «Волк с Уолл-стрит» / Paramount Pictures / Red Granite Pictures / Appian Way / Sikelia Productions / EMJAG Productions

Руководство всегда формализовано и обусловлено властью. Подчинённые могут не доверять руководителю и испытывать антипатию к нему, но они обязаны выполнять его распоряжения. У лидера может не быть власти, но у него есть влияние. К нему прислушиваются, за ним следуют добровольно.

Как помочь ребенку стать лидером

Развитие лидерских качеств — это важный аспект становления личности. Раньше детей учили быть скромными и сдержанными, но с течением времени лидерские способности стали особенным аспектом в процессе воспитания.

Многих современных родителей волнует вопрос о том, как ребенка сделать лидером. Ведь мама и папа хотят видеть своего малыша успешным и счастливым. С помощью развития лидерских качеств ребенок сможет достичь больших успехов в жизни.

Перед тем как воспитать в ребенке лидерские качества, важно не забыть о двух вещах:

  1. Успехов добиваются не только лидеры. Человек может быть просто хорошим специалистом в своей области.
  2. Воспитание в семье и воспитание лидерства — это не синонимы. Родители должны помогать малышу становиться личностью и развивать свои природные таланты.

Если родители видят, что их малыш имеет определенные задатки, то встает вопрос о том, как воспитать ребенка лидером.

Лидер — в первую очередь человек, умеющий принимать ответственность за происходящее. Он точно понимает, куда ему идти. Для того чтобы знать, как научить ребенка быть лидером, необходимо следовать простым советам:

  1. Ребенок должен получать свой опыт. Развитие лидерских качеств у подростков предполагает некоторую свободу действий последних. Нужно давать им набивать собственные шишки. По этому принципу развитие лидерских качеств у старших школьников зачастую может сопровождаться драками со сверстниками и другими подростковыми проблемами. Если родители будут вмешиваться в ситуацию и постоянно переживать за своего отпрыска, перекладывание решений собственных проблем войдет у ребенка в привычку.
  2. Высокий уровень интеллекта и критическое мышление — главные атрибуты лидерства. Успешный человек умеет анализировать ситуацию, видеть причинно-следственные связи и составлять правильные прогнозы.
  3. Участие в соревнованиях. Формирование лидерских качеств у подростков происходит в том числе и во время соревнований. Это не значит, что ребенок должен постоянно выигрывать, настоящий лидер должен уметь достойно принимать поражение.
  4. Личная зона ответственности. Развитие лидерских качеств у старших школьников предполагает, что дети понимают: каждый их поступок приводит к определенному результату.
  5. Отсутствие готовых решений. Если ребенок пришел к родителям с какой-то проблемой, не рекомендуется сразу же выдавать ему готовый ответ. Следует задать несколько наводящих вопросов, чтобы малыш начал думать сам.

Вопрос о том, как воспитать лидера, может быть решен очень просто, если родители выберут правильный вектор развития своего ребенка и будут направлять его на этом пути.

Как воспитать в себе лидера

Для начала рекомендуется определить для себя, что значит быть лидером. Нужно понимать, что придется держать в руках всеобщее настроение, создавать определенную эмоциональную атмосферу.

Развитие лидерского потенциала предполагает большую работу над собой. Это непростой и длительный процесс, которые занимает много времени. Диагностика лидерских качеств поможет в определении уровня своего потенциала. Для этого можно пройти несколько тестов.

Проблему, как развить в себе лидерские качества, решить непросто. Следуя простым рекомендациям, приведенным ниже, можно заметно улучшить свои лидерские навыки:

Умение слышать собеседника

Важно находить общий язык с окружающими людьми, это необходимо для развития лидерских качеств.
Нужно идти в ногу со временем. Настоящий лидер не может быть консерватором, он открыт для новых предложений и интересных идей.
Ответственность и справедливость

Лидер умеет поощрять своих подчиненных и нести ответственность за неудачи команды.

Для многих молодых людей актуален вопрос о том, как стать лидером в компании. В большинстве коллективов существует человек, который является центром всеобщего внимания. Как правило, с ним легко и комфортно общаться, работать и отдыхать. Он четко знает, что делает и для чего.

Чтобы стать лидером в своей компании, нужно знать, что является основой действий у лидера. Можно сделать следующие шаги:

  1. Научиться правильно вести диалог. Это первое, что поможет ответить на вопрос, какими качествами должен обладать лидер. Такой человек искренне интересуется темой разговора и не перебивает собеседника.
  2. Заниматься самосовершенствованием. В том числе рекомендуется выполнять упражнения на развитие лидерских качеств.
  3. Изменить свое отношение к неудачам. Проблемы лучше решать и анализировать. Лидер всегда уверен в том, что найдет наилучший выход из любой ситуации.
  4. Формирование собственного мнения. Лидер — человек с сильным стержнем. Он способен грамотно и аргументированно излагать свою точку зрения, не навязывая ее окружающим.
  5. Доброжелательность. Лидерство предполагает не только командование, но и поощрение. Лидер всегда готов сделать комплимент, если это уместно, или похвалить за проделанную работу.

Как стать лидером

Чтобы люди захотели следовать за вами, нужно выработать определенную модель поведения. Для этого потребуется изменить некоторые подходы и свое отношение к повседневным вызовам. Тогда лидерский взгляд на вещи станет для вас системным, а вскоре это станет заметно и окружающим.

Берите на себя больше ответственности. Воспринимайте ошибки и неуспехи команды как свои собственные — отчитываясь за них перед руководством, вы выступаете в роли защитника для всей группы. Согласно исследованию Университета Цюриха, готовность отвечать за действия команды — отличительная черта лидера.

Заражайте других своими идеями. Пробуйте новые подходы, делитесь необычными предложениями и выходите за устоявшиеся рамки. По опросам, для 62% россиян лидеры — это вдохновляющие люди, за идеями которых хочется следовать.

Станьте тем, кому доверяют и на кого полагаются. Как сообщает PwC, на роль гендиректора в 83% случаев назначают внутренних кандидатов — компании предпочитают «своих» на лидерских позициях. Чтобы завоевать такой статус, играйте честно, выполняйте обещания и не подводите коллег и руководство.

Улаживайте конфликты и поддерживайте дружелюбную атмосферу в команде. По данным Talentsmart, 90% успешных руководителей обладают высоким эмоциональным интеллектом — способностью понимать и управлять эмоциями людей.

Учитесь слушать других и видеть то, что остальные не замечают. Это полезно, чтобы внедрять инновационные идеи и формировать жизнеспособные образы будущего, к которым будет стремиться команда. Например, в PwC для этого существует система обратного менторства, когда наставниками партнеров и директоров компании становятся сотрудники-миллениалы.

Типологический анализ

Для прогнозирования деятельности политических лидеров наука пытается классифицировать их по различным характеристикам.

Самое простое и популярное деление основано на взаимоотношениях власти и подчинённых. Авторитарный правитель — это единоличник, использующий силу и угрозы.

Демократ старается учитывать мнение других и согласовывает свои действия с желаниями народа. Либерал устраивает вседозволенность и пускает процесс на самотёк.

Типы политического лидерства по М. Херманну:

  1. Знаменосец — настоящий вождь своего времени, способный вдохновить толпу на подвиг. Он отлично ориентируется в сложной обстановке, обладает критическим мышлением, знает, куда идти. Цели такого лидера отличаются предельной чёткостью и понятностью. Самые известные представители этого типа — Ленин, Гитлер, Ганди, Наполеон.
  2. Служитель занят удовлетворением интересов своих приверженцев или политической группы. Такие лидеры актуальны в спокойные периоды застоя, яркий пример — Леонид Брежнев.
  3. Торговец — это предприниматель, выгодно продающий свои политические программы за власть. Для принятия наиболее выгодного решения такой политик предпочитает пользоваться услугами многочисленных помощников — Рональд Рейган.
  4. Пожарный умеет быстро мобилизировать все силы для решения кризисных задач. Отлично реагирует на любую ситуацию и действует с большой эффективностью.

Таблица типов лидерства

способ утверждения
  • формальный;
  • неформальный.
легитимация
  • традиционная;
  • рациональная;
  • легальная;
  • харизматическая.
имидж
  • знаменосец;
  • служитель;
  • торговец;
  • пожарный.
стиль
  • демократ;
  • либерал;
  • авторитарный.
тактика
  • революционер;
  • реформатор;
  • консерватор.

Разновидности лидерства

Лидерство — определение, которое пришло из психологии. Это процесс общественного влияния, из-за которого человек приобретает поддержку со стороны других людей для достижения какой-либо цели. То, какими качествами обладает лидер, зависит от того, к какой форме лидерства он принадлежит, а также формальное оно или неформальное.

Существует несколько типов человека-лидера, например ситуативный, рабочий и многие другие. Об этом говорит такая наука, как психология лидерства.

Наиболее распространенная типология выглядит следующим образом:

  1. Деловой тип. Чаще всего встречается в группах, основанных для производственных целей. Здесь лидерские роли предполагают наличие таких качеств, как высокий уровень компетентности, умение лучше остальных решать организационные вопросы, наличие делового авторитета и опыта. Главные правила лидера данного типа: эффективность в работе и нестандартное мышление.
  2. Эмоциональный тип. Он характерен для эмоционально-психологических групп. Авторитет складывается за счет личных симпатий и харизмы. Человек вызывает у своего окружения чувство доверия, теплоты, уверенности. С ним легко и комфортно общаться.
  3. Ситуативный тип. Ситуационное лидерство может быть как деловым, так и эмоциональным. Главное отличие данного типа — это неустойчивость и временный характер. Проявляет себя лишь при определенных условиях, например во время какой-то экстренной ситуации.

Если в качестве критерия выбрать масштабность решаемых вопросов, выделяют следующие виды лидеров:

  • бытовой: встречается в школе, университете, досуговых учреждениях и в семье;
  • социальный: производство, профсоюз, спортивные, творческие и прочие объединения;
  • политический: государственные и общественные деятели.

Классификация в зависимости от главной функции лидера

  1. Организатор. Потребности коллектива — это потребности лидера, поэтому он предпринимает активные действия на пути достижения целей.
  2. Творец. Обладает новаторским мышлением, способен решать любые вопросы. Главная черта — желание вести диалог, а не раздавать приказы.
  3. Борец. Обладает волевыми качествами, уверен в себе. Без раздумий вступает в борьбу.
  4. Дипломат. Превосходно знает и владеет ситуацией, а также всеми мельчайшими деталями. Прекрасно разбирается, на кого и как можно повлиять.
  5. Утешитель. Отличительная черта — это эмпатия. Уважает окружающих, относится к ним с пониманием и сочувствием.

В любом обществе могут одновременно присутствовать несколько разновидностей лидеров, каждый из них будет занимать свою нишу, не вступая в серьезные противоречия с другими.

Как появилось лидерство

Феномен лидерства волновал людей с античных времен — можно ли научиться вести людей за собой, чтобы менять мир вокруг, или это врожденный талант? Мощный всплеск исследований этих вопросов произошел в XIX веке и продолжается до сих пор.

Томас Карлайл в своей книге 1841 года «О героях, поклонении героям и героике в истории» сформулировал теорию о «великом человеке». Она получила развитие в труде Фрэнсиса Гальтона 1869 года «Наследственный гений». Согласно их идеям, раз значительно мир меняют лишь уникальные выдающиеся люди: Наполеон, Мартин Лютер, пророк Мухаммед, то присущие им лидерские способности — врожденные. Так, даже десяток обычных физиков вместе не повторят гений Эйнштейна, а несколько средних режиссеров не заменят одного Тарковского.

На протяжении последнего столетия эту идею неоднократно критиковали и трансформировали. Ученые пытались сформулировать и обобщить черты, свойственные настоящим лидерам.

Исследования Ральфа Стогдилла 1948 года, а после и современных авторов, например Стивена Заккаро, Кери Кемп и Пейдж Бейдер 2004 года, показали, что все не так однозначно. Хотя врожденные характеристики иногда помогают стать лидером, многое здесь зависит от качеств и навыков, которые можно развивать, а также от внешних обстоятельств.

Модель лидерских качеств по Заккаро, Кемп и Бейдеру
 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: