Введение
Актуальность
темы исследования. После распада СССР и системы диалектического
материализма, которая была в некотором
плане «псевдорелитией», в странах СНГ
образовался острый духовный в первой
половине 90-х годов XX в., стал следствием
глубоких социальный вакуум. Наиболее
острым он стал для стран, в которых до
революции 1917 г. официальной религией
было христианство. Ислам и буддизм не
подверглись столь тщательной нивелировки
со стороны «Союза безбожников» и линии
партии по борьбе с религией как христианство.
Поэтому нет ничего удивительного в том,
что именно в этих странах годы резко
возрос интерес людей к религиям, как традиционным,
так и новым культам. Многие из таких культов,
как молодые и пассионарные учения, содержат
резкие, иногда открыто враждебные окружающему
социуму и принципам его организации положения.
В связи с этим актуальной становится
проблема религиозных конфликтов.
Последние выражаются не только как конфликты приверженцев
различных вероисповеданий, но и тесно
связываются с этносом носителей данных
верований, что может придавать конфликту
и национальный характер. Даже чистые
религиозные конфликты, сопровождаемые
проявлениями агрессии, насилия и нетерпимости,
значительно дестабилизируют социальную
обстановку в современном обществе. В
этих условиях изучение интегрирующего
и дезинтегрирующего влияния религии
на современное общество имеет большую
практическую значимость. Кроме того,
актуальным является изучение вопросов
взаимоотношения религии и политики в
современном обществе, взаимосвязь конфликтных
ситуаций в этих сферах общественной жизни.
Религия глубоко интегрирована
во многие сферы общественной жизни — культуру, образование, быт и в политику.
Поэтому социальные конфликты, пронизывающие
различные сферы общественной жизни, находят
отражение в религии, и наоборот — конфликтогенные
процессы, возникшие на религиозной почве,
разрастаясь и усиливаясь, неизбежно влияют
на характер социальных отношений, в первую
очередь политических, экономических,
межнациональных.
При исследовании религиозных
конфликтов нельзя пользоваться инструментарием какой-либо одной дисциплины,
будь то политология, религиоведение или
социология. Лишь комплексный анализ на
пересечении данных дисциплин будет наиболее
продуктивным при изучении религиозных
конфликтов и их специфики
Отметим, что религия обладает возможностью
как снятия конфликтных ситуаций, гармонизации
межнациональных отношений, так и усиления
психологической напряженности, дестабилизации
общественно-политической ситуации в
стране и т.д.
Необходимость изучения религиозного
конфликта продиктована сложностью
и многогранностью этого феномена, наличием
большого количества внешних и внутренних
факторов, влияющих на внутри конфессиональные
и межконфессиональные отношения.
Цель данной работы: провести анализ
религиозных конфликтов в обществе, разобрать
специфику их появления и развертывания,
показать связь политических и религиозных
конфликтов, их последствия.
Объектом исследования
является феномен религиозного конфликта.
Предмет исследования — причины возникновения, формы проявления,
основные тенденции развития религиозного
конфликта.
Введение
- Неконтролируемость протекания конфликта: вероятность трансформации в неконтролируемый геноцид или военные действия на религиозной почве.
- Продолжительность протекания конфликта (он может длиться 10, 20 лет, а то целые столетия) что делает общество крайне уязвимым перед различными рода кризисами и потрясениями.
- Масштабность религиозных конфликтов, могут проявляться внутри конкретной страны, а могут и охватить целый регион земного шара.
- Отсутствие определенной методики в разрешении религиозных конфликтов, так как каждый конфликт не похож на предыдущий.
- Определить роль религии в обществе.
- Выявить характер возникновения религиозных конфликтов и их характерные черты.
- Изучить деструктивные последствия религиозных конфликтов.
- Выявить механизмы разрешения религиозных конфликтов.
Отражение конфликта в исламе
Наряду с христианством, в качестве одной из наиболее масштабных религий по числу последователей в мире является ислам
При этом отношение к конфликтам и насилию в исламе также неоднозначно, но данному вопросу уделяется колоссальное внимание в текстах священных писаний
Так, в основу мусульманского миропонимания положена идея разделения мира на «обитель ислама» и «обитель неверных» – такого рода противопоставления само в себе таит значительный конфликтный потенциал, поскольку любого рода иноверие в исламе автоматически признается «злом», а значит неприемлемым для истинного мусульманина.
Анализ текстов священных писаний, проводимых исследователями с целью формирования представления о специфики отражения конфликта в исламе, свидетельствует, что ислам прямо не исключает насилия, обращенного против иноверцев. Более того, такого рода противостояние не исключается и между мусульманами.
Так, например, применительно к оценке конфликтов, складывающихся между единоверцами, в исламе отмечается, что первоочередной является задача применение враждующих сторон. Однако в тех случаях, когда такого рода примирение оказывается невозможным, ислам предоставляет мусульманам возможность беспристрастно сражаться за справедливость.
Замечание 1
Такого рода модель отражения конфликта привела к существованию ситуации отстрой вражды между представителями двух ветвей мусульманства – суннитами и шиитами.
Тем не менее, в современном мире официальный ислам редко пропагандирует обозначенные идеи – в настоящее время, как правило, напротив, основное внимание мусульмане обращают на необходимость существования и взаимодействия в условиях ненасилия, мирной жизни и социальной стабильности, что, несмотря на сказанное выше, не противоречат постулатам мусульманского священного писания, поскольку оно призывает уважать людей, живущих по священным книгам. Таким образом, анализ специфики отражения конфликта в исламе свидетельствует о существовании противоречивой ситуации – с одной стороне идеалом социальной жизни признается ненасилие и мирное сосуществование, в том числе, с представителями других конфессий, с другой – насильственные методы ведения борьбы допускаются, а в отдельных случаях и поощряются в тексте священного писания
Таким образом, анализ специфики отражения конфликта в исламе свидетельствует о существовании противоречивой ситуации – с одной стороне идеалом социальной жизни признается ненасилие и мирное сосуществование, в том числе, с представителями других конфессий, с другой – насильственные методы ведения борьбы допускаются, а в отдельных случаях и поощряются в тексте священного писания.
Религиозные конфликты и их формы
Конфликтам на религиозной почве всегда были свойственны жесткие формы насилия и убийства. В истории европейской цивилизации одними из наиболее наглядных тому примеров стали Крестовые походы против мусульман (во время которых погибали и иудеи), Римская Инквизиция, а также длительные войны между католиками и протестантами. В России, несмотря на длительное замалчивание фактов, церковь также активно использовала пытки и казни в отношении инакомыслящих, примером чему служат преследования язычников, а позднее – старообрядцев. Между тем религиозная идея весьма активно использовалась политиками, стремившимися заручиться основательной поддержкой со стороны клерикальных кругов в деле поддержания собственной власти или ведения войн.
Общая характеристика и формы взаимодействия политики и религии
Религия на всех этапах исторического развития государственности оказывала важное (а в некоторые периоды – и решающее) влияние на ход и направленность происходящих в обществе политических процессов. Во многом это обуславливалось тем, что религия способствует формированию, обоснованию, и, что немаловажно, – поддержанию множества общественных, в том числе политических, ценностей, оказывающих непосредственное влияние на отношение социума к закону, политической элите и действующей власти
Говоря о непосредственных направлениях взаимодействия религии и политики, следует отметить, что религиозные организации принимают участие в соответствующих политических процессах, прежде всего, посредством активной идеологической деятельности. Именно такой способ взаимодействия религии и политики обуславливается тем, что вера для широких слоев населения выступает элементом общей национальной культуры, и, в этой связи, неотделима как от собственного образа жизни, так и от основ социально-политического устройства общества.
При этом ввиду обозначенной роли и распространенности взаимодействия политики и религии в науке уделяется большое внимание изучению соотношения рассматриваемых категорий. Так, в наиболее общем виде принято выделить три основные формы взаимодействия политики и религии:
- Религиозные доктрины и устои могут использоваться представителями политических партий, объединений, а равно отдельными представителями политической элиты для достижения определенных политических целей;
- Посредством принятия общеобязательных нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность религиозных объединений, политика и государство могут воздействовать на религию;
- Для монархических государств особенно актуальна тенденция сакрализации политических институтов, в первую очередь – института верховного правителя (монарха), власть которого зачастую признается дарованной от Бога.
Пример 1
В качестве примера сакрализации политико-государственных институтов исходя из начал религиозного устройства страны, на современном этапе можно называть Японию, где национальная религия (синтоизм) одновременно выступает в качестве духовной основы политико-государственных институтов.
Деструктивные последствия религиозных конфликтов
деятельность основанная на активностисвойственными познавательной.
- Автономистские войны, деятельность, основанная на активности, которой свойственно понятие конфликтности активности, распространение которой определяется критериями, свойственными познавательной, а также другим аспектам, которые в свою очередь определяются как стремление в центре которых находятся требования политической автономии или полное отделение иных религиозных общин.
- Национально-ирредентистские войны, деятельность основанная на активности, которой свойственно понятие конфликтности активности, распространение которой определяется критериями, свойственными познавательной, а так же другим аспектам, которые в свою очередь определяются как стремление порожденные объединительным стремлением народа, деятельность основанная на активности, которой свойственно понятие конфликтности активности, распространение которой определяется критериями, свойственными познавательной, а так же другим аспектам, которые в свою очередь определяются как стремление оказавшегося раскиданным по территории нескольких соседних государств.
- Религиозно-общинные конфессиональные конфликты совершаются в границах одного государства между религиозными группами или между религиозными течениями (сектами) в рамках одной религии.
- Религиозно-абсолютистские конфликты начинаются на почве абсолютизации одной религии и вытекающей из одной религиозной нетерпимости к другим конфессиональным группам.
- Милленаристские конфликты являют собой коллективные движения, деятельность, основанная на активности, которой свойственно понятие конфликтности активности, распространение которой определяется критериями, свойственными познавательной, а также другим аспектам, которые в свою очередь определяются как стремление руководимые каким-либо «мессией» и обеспечивают полное социальное изменение.
самым ухудшая условия жизни граждан
- Дестабилизация общества.
- Экономическая разруха.
- Неудовлетворённость решением конфликта.
- Сепаратизм на религиозной почве.
- Религиозный фанатизм.
- Нарушение суверенитета страны.
- Религиозные войны.
Причины возникновения
К возникновению религиозного столкновения приводят определенные социоисторические факторы.
Наличие множества конфессий в стране
Если в государстве проживают верующие, принадлежащие к различным конфессиям, такая страна в большинстве случаев обречена на религиозное противостояние. Это может произойти, даже если в государстве не действуют дискриминационные законы, и права верующих одной конфессии нарушаются только с их точки зрения, а отнюдь не в реальном контексте.
Яркий пример — Ливан, где насчитывается около двадцати религиозных общин. В середине прошлого века на основные государственные должности по негласному соглашению стали назначать людей в зависимости от их вероисповедания. Президентом Ливана мог стать исключительно христианин, премьер-министром — исповедующий ислам суннитского толка, а парламент возглавлял мусульманин-шиит.
Казалось бы, все справедливо, но мусульманам очень не нравилось, что в числе лидеров исламской страны оказался христианин. В результате Ливан уже много лет находится в состоянии гражданской войны, носящей характер межрелигиозного столкновения.
Особенности государственного строения
После обретения независимости новые государства создавались без учета исторического ареала проживания людей, исповедующих одну веру. В бывших колониях апологеты одной религии оказывались разобщенными государственными границами либо, наоборот, становились согражданами представителей иных, порой враждебных конфессий. Например,
в Эфиопии многолетняя гражданская война между мусульманской провинцией Эритреей и основной, христианской, частью страны, закончилась выходом Эритреи в 1993 году из состава Эфиопии.
Дискриминация отдельных конфессий и групп
Часто религиозные кризисы провоцируются социально-экономической и политической дискриминацией определенных религиозных общин.
Так, в Англии, начиная с XVI века, репрессировали католиков, отказавшихся принять англиканство, во Франции — протестантов, а уже в наше время в Ираке при Саддаме Хусейне дискриминации подвергались шииты, составляющие большинство мусульманского населения страны.
Внешняя поддержка отдельных движений
Противостояние между религиями и межэтнические столкновения на отдельно взятых территориях весьма часто провоцируются государствами, будто бы защищающими попранные права своих единоверцев.
Так, в 80-е годы прошлого века официальным поводом ирано-иракской войны назвали шиито-суннитские противоречия.
На самом же деле в ходе этой войны элиты сопредельных держав оспаривали между собой контроль над нефтяными бассейнами Персидского залива.
Вмешательство политики в религию
Борьба между двумя православными патриархатами в современной Украине — яркая иллюстрация вмешательства политических интересов в дела религии. Противостояние между христианами восточного обряда, в основе которого — политические претензии России и Украины друг к другу, стали поводом для борьбы между Московским и пока не признанным Киевским патриархатом, то есть между исторически самыми близкими религиозными структурами, а также верующими, исповедующими единое религиозное учение.
Формы межконфессиональных конфликтов
Изучение специалистами типов религиозных противоречий позволило классифицировать их с точки зрения причинно-следственных связей между средой зарождения и поводами для их возникновения.
С традицией
Иудаизм, христианство и ислам, три имеющие общие корни, но изначально враждебные друг другу религии, зародились в одном географическом регионе (территория их происхождения – Ближний Восток). В течение столетий они распространились по всей планете и ныне исповедуются в регионах, условия которых значительно отличаются от исходных.
Этим можно объяснить как принятие Римом христианства от иудеев, врагов Римской империи, так и разделение христианства на западное и восточное. Ислам также возник и распространился на территориях, где преобладало влияние иудаизма, и в последствии на уже своей новоприобретенной земле разделился на шиитские и суннитские течения.
С другой религией
Любая религия по определению считает себя истинной, следовательно, все остальные – ложными. Этот постулат, отраженный в мировоззрении миллионов рядовых верующих, и порождает межконфессиональные противоречия.
География столкновений с иноверием в последние десятилетия расширилась, что связано с изменением мировой общественно-политической системы.
К примеру, на территории бывшего СССР и стран социалистического лагеря проявилось закапсулированное ранее противостояние ислама и христианства. Карабахская, осетино-ингушская и югославская войны, возникшие у славян в бывших советских республиках Центральной Азии проблемы свидетельствуют о тлевших до поры разногласиях, чей огонь был раздут падением Советского Союза, на территории которого исламский фундаментализм вновь пустил корни.
С образованием еврейского государства началось доселе невиданное по мощи противостояние иудаизма и ислама; в африканском Судане власти открыто инспирируют обращение в мусульманство местных протестантов.
В буддистской Мьянме уже в XXI веке мусульман племени рохинджа преследовали вооруженные силы и полиция, а христиан маленького племени карен обращали в буддизм под угрозой смерти.
С внутриконфессиональным компонентом
Ересь, или в нутриконфессиональный компонент межрелигиозного столкновения, вызван изначальным стремлением всего сущего к отрицанию единообразия. Поэтому даже наиболее влиятельные религии раскололись: мусульмане разделились на суннитов и шиитов, христиане – на православных, католиков и протестантов, буддисты стали исповедовать хинаяну, махаяну и ламаизм.
С атеизмом
Борьба агрессивного атеизма с религией основана на неприятии Бога как создателя и высшего разума, создания исключительно светской культуры, не приемлющей религиозной духовности.
Яркий пример — атеистические государства социалистического блока во главе с СССР. Но к этому типу столкновений можно отнести и противостояние религии и секуляризационными процессов.
Отражение конфликта в христианстве
Переходя к непосредственной характеристике отражения конфликтов в рамках отдельных конфессий, отметим, что применительно к христианству в специальной литературе обращается внимание на сходство соответствующего конфессионального отражения представлений о конфликтах и насилии, с идеями античных философов. Так, подобно древней философии, в христианстве конфликтное взаимодействие (классическая форма – борьба добра и зла) признается неотъемлемым свойством бытия, существование которого столь же невозможно без общества, сколько и существование человечества невозможно без борьбы
Так, подобно древней философии, в христианстве конфликтное взаимодействие (классическая форма – борьба добра и зла) признается неотъемлемым свойством бытия, существование которого столь же невозможно без общества, сколько и существование человечества невозможно без борьбы.
Специфика религиозной составляющей в отражении идей о конфликте и насилии применительно к христианству заключается в том, что в отличие от философского отражения, где конфликт представлен как своеобразное универсальное явление, в христианстве конфликт признается божьим замыслом, что обуславливает невозможность его искоренения из бытия человечества.
Кроме того, следует отметить, что отражение конфликта в христианстве было неоднозначным в различные исторические периоды – немалое влияние в данной части оказывалось со стороны реальных социально-экономических и политических процессов, происходивших в разное время в разных странах.
Так, например, значительная корректировка официального отношения христианства к войнам и конфликтам происходила в средние века, по мере того, как христианство превращалось в государственную религию (например, в Римской империи). В таком статусе, христианство уже не могло выступать категорически против ведения войн, насильственного захвата территорий, и т. д.
Наконец, постепенно, в новейшее время сложилась сохранившаяся до настоящего времени доктрина непринятия конфликтов и насилия в различных ответвлениях христианства – в основу Ветхого Завета и Нового Завета возлагались преимущественно гуманистические идеи, отстаивающие необходимость обеспечения человеку возможности жить в мире с окружающим и самим собой.
Таким образом, изучив специфику отражения конфликта в религии, на примере христианства, представляется целесообразным сделать вывод о том, что такого рода описание представлений о насилии и противоборстве, отличается значительной спецификой не только в рамках разных религий, но и даже внутри одной религии в различные исторические периоды, или в рамках отдельных направлений такой религии.
Роль религии в обществе
быстро меняющемся мире приводят к тому
- Познавательная функция. Каждая идеологическая система предлагает свою совокупность знаний, полученных в сфере духовной культуры и на основе опыта классов и социальных групп. Основываясь на этих знаниях, идеология создает свою модель истории человеческого общества и места в ней той социальной группы, этноса или конфессии, интересы которых и обосновывает данная идеология. Религиозная идеология дает верующему целостное и завершенное мировоззрение, касающееся и его политических взглядов, и поведения. В религиозном сознании все непонятное и неподвластное разуму восполняется верой. В силу этого для религиозного восприятия нет нерешаемых проблем, в том числе и в сфере политики, и нет остающихся без ответа вопросов. Если самому верующему, даже на основании изучения священных текстов, может быть что-либо непонятно в происходящем, то на эти вопросы дадут свое авторитетное суждение религиозные лидеры.
- Ценностная (аксиологическая) функция. Каждая религия опирается на свою систему ценностей — политических, экономических, правовых, моральных, эстетических, культурных и т.п. Религия помогает верующему принять и усвоить определенные политические (как, впрочем, и этические и социальные) идеалы. В их число входят представления о наиболее совершенном общественно-политическом устройстве, высшей справедливости и о тех политических партиях и организациях, которые способствуют претворению этих идеалов в жизнь.
- Мобилизующая функция. Она проявляется, когда происходит конкурентная борьба с представителями других религий или совершения действия, для которого нужны обширные людские силы.
- Регулирующая функция. Религия представляет собой всеобщий регулятор общественной и личной жизни. Как правило, все конфессии обладают системой требований, определяющих повседневное поведение своих последователей дома и в обществе. Нельзя не признать, что общество, в котором религия играет значительную роль, как правило, более стабильно и организованно, чем светское. Религия объединяет людей в сообщества, призывает их соблюдать моральные и политические требования.
Примеры конфликтов на религиозной почве
Примеры религиозных конфликтов в обществе столь многообразны, что возникает мысль о том, что именно они и составляют фундамент мировой истории до того момента, как их заменили конфликты на почве идеологии. Впрочем, такие столкновения строятся на одном фундаменте — неприятии неких основополагающих концепций бытия отдельных социальных групп.
В обществе России
Хотя полномасштабных религиозных войн Россия не знала, столкновения на основе религиозных верований на Руси были всегда, начиная с преследования старообрядцев, установления атеистического режима и заканчивая акциями, направленными против некоторых протестантских общин.
Никонианский раскол
В ХVІІ веке в результате изменения обрядности русская Православная Церковь подверглась расколу, последствия которого сказываются и в наше время.
Патриарх Никон, в миру Никита Минин (1605—1681), обретя полное доверие царя Алексея Михайловича, в 1652 году стал патриархом и приступил к подготовке перестройки церковной жизни.
Гонения на религию в СССР
После захвата власти большевиками в России начались репрессии в отношении священников и простых верующих.
Если формально церковь была отделена от государства, на практике органы власти постоянно вмешивались в религиозную деятельность, зачастую физически уничтожая священников и верующих, не пожелавших отказаться от своей религии.
Поставленное перед фактом нежелания граждан отказаться от исповедания религии, коммунистическое руководство, во главе угла политики которого стоял воинствующий атеизм, в конце концов было вынуждено в 40-е годы отказаться от массовых репрессий, вернуть священников из лагерей, открыть храмы и не препятствовать возрождению системы подготовки священнослужителей.
“Ритуальное убийство”
Миша Дулов, родители которого были членами группы, погиб от переохлаждения, заблудившись в тайге, а не в ходе религиозного ритуала. Руководителя группы Василия Пискуна посадили на 10 лет, а отцов и матерей всех детей, живших в скиту, лишили родительских прав.
В современном мире
Исламские страны
Исламский фундаментализм в современном мире объективно противопоставил мусульманскую религию не просто другим культам, но и всему человечеству.
Северная Ирландия
Исламская революция в Иране произошла на фоне обнищания народа в богатейшей природными ресурсами стране, разворовывавшейся близкими к власти чиновниками. Непопулярная прозападная ориентация правительства шаха из династии Пехлеви, репрессии против исламского духовенства 11 февраля 1979 года вызвали вооруженное восстание, возглавляемое ортодоксальным шиитским духовенством.
В процессе подготовки восстания священнослужители во главе с находящимся тогда в эмиграции имамом Хомейни использовали мечети для призывов к неповиновению властям, и возникшее массовое движение протеста принудило шаха эмигрировать из страны. Через несколько дней в Тегеран прибыл из Парижа айятолла Хомейни.
Победа исламской революции и установление в Иране власти мулл привели к возникновению на карте мира уникального образования — Исламской республики, в которой представители иных религий подвергаются неприкрытым гонениям.
Палестина
Война в Палестине — самая широко освещаемая в СМИ война на религиозной почве. Основной камень преткновения — Иерусалим — является сакральным символом как для сражающихся за него мусульман и иудеев, так и для христиан. Военные столкновения, сопровождающиеся акциями гражданского неповиновения, антифадами, происходят в Палестине уже семь десятилетий.
Африканские страны
Войны за веру на Африканском континенте стали предпосылкой для межконфессиональной резни во многих странах.
В Судане десятилетиями шла гражданская война между поддерживаемой правительством мусульманской частью страны, составляющей 70 процентов населения, и оппозицией, ориентированной на сравнительно немногочисленных язычников и христиан.
В Нигерии местные жители сражаются раздел власти между политическими деятелями Севера, представленными мусульманами племен хауса и фульбе, и Юга, население которого составляют христиане племен йоруба и игбо.
Индия и Пакистан
Война между индуистами и исламистами Индии и Пакистана была спровоцирована разделом по конфессиональному признаку колониальной Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году.
В настоящий момент в Индии более 80% населения страны исповедует индуизм, но, например, в штате Пенджаб большинство населения — сикхи, более половины жителей штата Нагаленд — христиане, а две трети населения штата Джамму и Кашмир — мусульмане. Пакистан до сих пор претендует на штаты, население которых исповедует ислам.
Общая характеристика отражения конфликта в религии
Определение 1
Отражение конфликта в религии – это специфический способ отражения отношения представителей той или иной конфессии к конфликтам в целом, и к различного рода насилию, как основной форме внешнего проявления конфликтного взаимодействия, как правило описываемый в священных текстах.
В процессе изучения различных форм социальных конфликтов представляется целесообразным обращаться и к тому, каким образом те или иные конфликты оцениваются со стороны различных, в первую очередь, мировых религий
Важность и значимость соответствующей оценки обуславливаются тем, что религия по праву признается наиболее эффективной символической системой, из числа созданных человечеством
В этой связи, религиозные нормы, обязательные для исполнения представителями той или иной конфессии способны оказывать реальное влияние на поведение людей, причем, как предостерегая их от насилия и предупреждая конфликты, так и, напротив, развивая противоречия между сторонниками различных религий, вплоть до призывов к открытой борьбе с иноверцами.
При этом с целью проведения наиболее полной характеристики отражения конфликта в религии представляется целесообразным проанализировать соответствующее отражение именно в контексте идей, присущих отдельным конфессиям из числа наиболее распространенных в мире.