«две сессии»

Всекитайское собрание народных представителей - national people's congress

Активное и пассивное избирательное право в КНР

В соответствии с Конституцией КНР все граждане Китая, достигшие 18 лет, в независимости от расовой и национальной принадлежности, пола, социального происхождения, рода занятий, образования, вероисповедания, оседлости и имущественного положения, имеют право избирать и быть избранными. При выборах во Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) возрастной ценз и в активном и в пассивном праве составляет 18 лет. Для того, чтобы претендовать на пост Председателя КНР и его заместителя, кандидатам должно быть не менее 45 лет.

Активного и пассивного избирательного права лишены лица, предусмотренные законодательством страны. Избирательная комиссия вправе решать, включать или не включать в списки избирателей граждан, имеющих те или иные психические отклонения. В списки избирателей не вносятся лица, которых лишили политических прав.

При выборах в ВСНП нормы представительства распределяет постоянный комитет ВСНП. Эти нормы разрабатываются с учетом численности населения каждого представленного национального меньшинства, особенностей его расселения и т.д., нормы различны для отдельных автономных районов, провинций и городов центрального подчинения. Даже наиболее малочисленные национальности предоставляют по одному кандидату.

Замечание 1

Своеобразие избирательного права Китая заключается в его неравном характере, который проявляется в снижении норм представительства для национальных меньшинств и повышении таких норм для сельского населения по сравнению с городским.

Особенности избирательной системы КНР:

  1. Сочетание многостепенных и прямых выборов. Прямые выборы используют при избрании собраний народных представителей (СНП) городов без районного деления, автономных уездов, уездов, городских районов, национальных волостей, волостей и поселков. Все другие законодательные органы власти формируются в результате проведения многостепенных выборов, при этом депутаты нижестоящих СНП избирают вышестоящие СНП.
  2. Выборы от военнослужащих. Пассивным избирательным правом обладают военнослужащие, достигшие 18-летнего возраста, внештатные и штатные рабочие, служащие и члены семей военнослужащих. Депутаты в местные СНП от армии избираются, чаще всего, на основе двухстепенных выборов, а в ВСНП – трехстепенных выборов.
  3. Избирательные округа представляют собой многомандатные территории, которые могут создаваться по месту жительства, по месту учебы и работы, в производственных единицах.
  4. Правом выдвижения кандидатов обладают партии (совместно или раздельно) и избиратели. При прямых выборах количество кандидатов в депутаты должно быть выше подлежащих избранию депутатов от 1/3 до 1 /2 состава соответствующих органов, а при многостепенных — от 1/5 до 1/2.
  5. Прямые выборы признаются действительными, если в них проголосовало более половины всех избирателей. Если за данного кандидата проголосовало более половины проголосовавших избирателей, он считается избранным.
  6. При многостепенных выборах выигравшим считается тот кандидат, который набрал более половины голосов, принимавших участие в выборах депутатов нижестоящих СНП.

Активным и пассивным избирательным правом обладают:

  • лица, подлежащие задержанию и надзору, приговоренные к тюремному заключению, но не лишенные политических прав;
  • лица, находящиеся под следствием, под стражей, ожидающие судебного приговора или привлекающиеся к суду, однако не лишенные решением суда или прокуратуры избирательного права;
  • лица, выпущенные на поруки до вынесения судебного решения или лица, живущие под надзором;
  • лица, которые подверглись задержанию в виде наказания;
  • лица, приговоренные к трудовому перевоспитанию.

***

«Две сессии» 2023 г. ознаменовали новый этап современной истории Китая, связанный с правлением Си Цзиньпина. На этот раз Си управляет полностью лояльным административным аппаратом, в котором на ключевых постах расставлены его креатуры. А вся возможная рефлексия, обусловленная тем, что он нарушил прежние правила сменяемости лидера после двух сроков по пять лет, преодолена без видимых потерь для его авторитета. Сейчас-то, казалось бы, и начинается подлинная «новая эпоха Си».

При этом характер кадровых перестановок и заявлений первых лиц государства не позволяет говорить о том, что последуют какие-либо значимые изменения по сравнению с тем, что было в последние пять лет. С одной стороны, вероятно, подлинная «настройка» Госсовета под новое руководство еще впереди, и кадровые/структурные изменения еще будут. С другой стороны, возможно, руководство КНР стремится не допустить излишней стрессовой «встряски» для административного аппарата, полагая, что и текущих проблем (влияние пандемии коронавируса, давление США, неопределенная международная обстановка) достаточно.

Так или иначе, Китай не отказывается полностью от экономического наследия периода реформ (открытость зарубежным инвестициям, развитие частного капитала, использование рыночных механизмов), но пытается скорректировать свою политику, сделав упор на достижении технологического паритета с США, социальных аспектах и исправлении побочных эффектов «китайского экономического чуда» предыдущих десятилетий. Значимых сигналов того, что Пекин ужесточает позицию по «тайваньскому вопросу» или противостоянию с Вашингтоном, на «двух сессиях» не получено.

Труды

NPC собирается примерно на две недели каждый год в то же время, что и Народная политическая консультативная конференция Китая , обычно весной. Комбинированные сеансы известны как две встречи. В период между этими сессиями власть осуществляется Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей, который насчитывает около 150 членов.

Сессии превратились в мероприятия для СМИ, потому что именно на пленарных заседаниях китайское руководство готовит отчеты о работе. Хотя NPC до сих пор ни разу не отказался одобрить отчет о работе или кандидата, выдвинутого партией, эти голоса больше не являются единодушными. Считается крайне неловким, если количество голосов за одобрение упало ниже 70%, что происходило несколько раз в середине 1990-х годов. Совсем недавно отчеты о работе предварительно проверялись делегатами NPC, чтобы избежать этого затруднения.

Кроме того, во время сессий NPC китайское руководство проводит пресс-конференции с иностранными репортерами, и это одна из немногих возможностей, которые имеют западные репортеры, чтобы задать китайскому руководству незаписанные вопросы.

На разработку крупного законопроекта часто уходят годы, и иногда закон не выносится на окончательное голосование, если есть серьезные возражения против этой меры. Примером этого является Закон о собственности Китайской Народной Республики, который был исключен из законодательной повестки дня в 2006 году после возражений, что закон не сделал достаточно для защиты государственной собственности. Законы Китая обычно представляются на утверждение после не более трех обзоров в Постоянном комитете NPC. Однако дебаты по Закону о собственности длились девять лет, получив рекордные семь отзывов в Постоянном комитете NPC и вызвали горячие дебаты по всей стране. Долгожданный и оспариваемый Закон о собственности был окончательно одобрен на пятой сессии Десятого Всекитайского собрания народных представителей (ВНС) 16 марта 2007 года. Из 2889 депутатов, присутствовавших на заключительном заседании, 2799 проголосовали за него, 52 против, 37 воздержались. а один не голосовал.

Процедура избирательной кампании

От избирательных районов выставляются кандидаты в депутаты волостных и уездных СНП. Кандидаты могут выдвигаться различными общественными организациями и партиями сообща или отдельно, избирателями в количестве не менее десяти человек. При этом количество выставленных кандидатов не должно превышать норму представительства соответствующего избирательного района.

Контролирует и руководит голосованием избирательная комиссия. Во всех избирательных районах создаются избирательные участки, созываются выборные собрания, организуются передвижные урны. Бюллетени избирателям выдаются на основании удостоверений избирателя или удостоверений личности.

В функции работников, наблюдающих за выборами, входит: подсчет и оглашение количества пришедших на выборы избирателей, публичный осмотр урн для бюллетеней, организация работы счетных работников и контролеров. Для того, чтобы выборы были признаны действительными, необходима явка на избирательные участки более 50% от общего числа избирателей конкретного избирательного района. При явке менее 50% назначается новая дата выборов.

Подсчетом голосов по бюллетеням и составлением протокола занимаются: руководители выборов, счетные работники и контролеры. Итоги голосования подводятся после признания выборов действительными.

Замечание 2

В КНР возможно проведение довыборов в случаях, когда выбранное количество кандидатов, получивших более половины голосов, меньше утвержденной нормы. После подсчета голосов по всем участкам подтверждается эффективность или неэффективность выборов, обнародуются итоги выборов.

Административная реформа и поправки в законодательство

Еще одна важная составляющая «двух сессий», открывающих пятилетний цикл, — это принятие проекта реструктуризации административного аппарата, призванного привести его в соответствие с требованиями времени. Была объявлена административная реформа и на этот раз, однако ее масштаб оказался куда меньше ожидаемого. Вопреки некоторым прогнозам, не было создано правоохранительное суперведомство («китайский НКВД», как его успели окрестить блогеры), не появился государственный аналог партийного Совета государственной безопасности, не было выделено отдельное ведомство министерского уровня, отвечающее за цифровизацию экономики.

Василий Кашин:Китай и дискурсивная сила

На деле же , что новая структура, отвечающая за научно-техническое развитие, будет создана на партийном уровне — Комитет по науке и технологиям ЦК КПК 中央科技委员会, а в Госсовете будут расширены функции уже существующего Министерства науки и технологий — именно оно и возьмет на себя задачи по внедрению инноваций в экономику. Также будет создана отдельная новая структура, отвечающая за развитие цифровизации и регулирование «больших данных», находящаяся в подчинении Госкомитета по делам развития и реформ.

Отдельное — и достаточно пристальное — внимание уделено финансовому блоку. Будет упразднена Комиссия по регулированию банковской и финансовой деятельности, а вместо нее создано Главное государственное управление финансового регулирования 国家金融监督管理总局, находящееся в прямом подчинении Госсовета (то есть его руководитель не будет подотчетен ВСНП и не будет входить в Госсовет)

Одновременно планируется провести реформы местных отделений Народного банка и всей региональной системы финансового мониторинга и регулирования — все это можно оценивать как явную попытку хоть как-то приблизиться к решению проблемы местных долгов.

В проект реформы также вошли такие «мелочи», как выведение Госуправления по работе с обращениями населения из подчинения Канцелярии Госсовета в подчинение непосредственно Госсовету, расширение функций Министерства сельского хозяйства и сельских дел, но в целом ясно, что ничего радикального нынешний пакет преобразований не содержит.

Еще меньше изменений в законодательстве. Только сессии ВСНП имеют право вносить поправки в конституцию страны (обычные законы способен принимать и Постоянный комитет), поэтому назревшие вопросы в плане расхождения буквы закона и идеологии следовало решить именно сейчас. Например, в 2018 г. сессия ВСНП приняла так называемый «пятый пакет поправок» к конституции, отменивший ограничения для переизбрания председателя КНР на третий срок, а также утвердивший «научный подход к развитию государства и общества на основе идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху в качестве главного ориентира в социально-политической жизни страны». В этот раз таких эпохальных изменений сделано не было, хотя ожидания были вполне конкретные.

Дело в том, что на недавнем съезде КПК были сделаны поправки в партийный Устав, закрепившие, что «партия решительно пресекает сепаратистские силы, выступающие за так называемую независимость Тайваня». Конституция в действующей редакции, между тем, ничего про борьбу с сепаратистами не говорит, ограничиваясь мягкой формулировкой: «Тайвань является частью священной территории Китайской Народной Республики. Завершение великого дела воссоединения Родины — священный долг всего китайского народа, в том числе и наших соотечественников на Тайване»

Примечательно, что именно на ней акцентировал внимание журналистов министр иностранных дел Цинь Ган во время своей пресс-конференции 7 марта 2023 г. Эта формулировка и осталась в конституции неизменной.

Иван Зуенко: О демократии в Китае

В последний день работы сессия ВСНП также приняла поправки в Закон КНР о законодательной деятельности. Согласно официальному пресс-релизу, «во время пересмотра были предприняты усилия с целью убедиться в том, что на всех этапах законодательного процесса слышится голос народа и отражается реальное положение дел на низовом уровне». Однако, что именно скрывается под этой размытой формулировкой, специалистам еще только предстоит разобраться.

Законодательный процесс

Законодательный процесс NPC работает в соответствии с пятилетним планом работы, разработанным Комитетом по законодательным вопросам. В рамках рабочего плана группа законодателей или административных органов в Государственном совете разрабатывает конкретный законодательный акт. в ежегодную повестку дня, в которой описывается работа NPC в конкретном году. Далее следуют консультации экспертов и принципиальное одобрение Коммунистической партии. После этого закон проходит три чтения и публичные консультации. Окончательное утверждение осуществляется на пленарном заседании, на котором по соглашению голосование проходит почти единогласно.

NPC никогда не отклонял правительственный законопроект до 1986 года, во время судебного разбирательства по Закону о банкротстве, когда на той же сессии был принят пересмотренный законопроект. Полное отклонение без принятия пересмотренной версии произошло в 2000 году, когда был отклонен Закон о дорожном движении, что стало первым случаем за шестьдесят лет истории. Более того, в 2015 году ВСНП отказался принять пакет законопроектов, предложенных Госсоветом, настаивая на том, что каждый законопроект требует отдельного голосования и процесса пересмотра. Срок для принятия законодательства может составлять от шести месяцев до 15 лет для спорного законодательства, такого как антимонопольный закон.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: