Авторитарный политический режим
Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.
Основные признаки авторитарного режима:
1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;
2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;
3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;
4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики».
Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм», опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический», при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.
В число авторитарных режимов включают:
- абсолютные и дуалистические монархии;
- военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
- теократию;
- персональные тирании.
Авторитарный режим
Антидемократический политический режим с целью укрепить государство, сохранить его целостность, не допустить сепаратизма и создать эффективную экономику, при сосредоточении всей власти в руках одного человека.
Режим характеризуется централизованным управлением и санкционированным государственным насилием по отношению к гражданам. Он не может существовать без всецелой поддержки полиции или армии. Оппозиция власти недопустима.
Интересы государства важнее интересов личности, нарушение прав человека становится нормой. Однако такой режим зачастую пользуется доверием народа.
Характеристика авторитарного режима
Автократический или авторитарный режим занимает промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. Его важнейшей характеристикой является сосредоточение всей полноты власти в руках отдельного человека (монарха, диктатора) или небольшого круга людей (военной хунты и т.д.). При этом обратные каналы связи – от общества к власти не работают, т.к. старательно перекрываются самой властью.
В отличии от тоталитарного режима авторитарный не стремится к полному контролю всех сфер жизни своих граждан. Соответственно ущемление человеческих прав и свобод происходит преимущественно в сфере политики. Опять-таки для монархических стран, где авторитарная власть монарха является традицией, которая разделяется всеми гражданами, такое ущемление не представляется чем-то неестественным.
Авторитарные режимы при успешной экономической и социальной политике могут пользоваться значительной поддержкой населения, однако успешность государства, его развития, взаимоотношения с другими странами, при авторитарном режиме полностью зависит от ограниченного круга лиц, что представляет собой потенциальную опасность, связанную с ошибками или некомпетентностью этих лиц.
Можно выделить прогрессивные и традиционные авторитарные режимы. Прогрессивные режимы характерны для доиндустриальных стран, их авторитарные лидеры ставят перед страной цель догоняющего развития и индустриализации (режим Пиночета в Перу). Консервативные режимы, напротив, стремятся затормозить общественное развитие, удержать его на определенном века сформированном уровне, сохранить от распада традиционный уклад жизни, культуру, и прежде всего структуру функционирования власти. К ним можно отнести режимы исламского традиционализма.
Подходы к понятию «политический режим»
Понятие политического режима возникло в девятнадцатом веке, для описания разнообразных способов реализации политической власти в странах. Наибольшее распространение данный термин приобрел в двадцатом веке.
Вместе с тем, сам термин политический режим, подвергается определенной критике в научных кругах, поскольку достаточно часто употребляется в отрицательном значении и в широком кругу работ используется как синоним авторитарного режима. Вместо политического режима предлагается использование других терминов, в частности в американской науке используется термин политическая система. Вместе с тем соотношение термином политического режима и системы остается до конца неопределенным, так одни авторы их сближают практически до тождества, другие напротив, рассматривают политическую систему как более широкое и стабильное образование, за время развития которой может смениться несколько политических режимов.
Можно выделить два основных подхода к определению понятия политического режима:
- институциональный,
- социологический.
Институциональный подход сконцентрирован прежде всего на юридических особенностях осуществления власти, в нем понятие политического режима практически сливается с понятием государственного строя. В частности, в рамках институционального подхода выделяются такие режимы как абсолютная монархия, президентская и парламентская республика, на основании баланса властей в государстве.
Социологический подход рассматривает политический режим с позиции взаимоотношений власти и общества. Важными показателями выступают легитимность власти, ее происхождение, не только формальные, но и реально-практикующиеся каналы взаимодействия и воздействия как власти на население страны, так и наоборот. Для социологического подхода характерно выделение следующих политических режимов:
- демократического,
- авторитарного,
- тоталитарного,
- анархии.
Демократический режим декларирует ведущую роль народа как источника власти, а также предполагает, что власть действует в интересах общества. Предполагается, что при демократическом режиме возможности по управлению государством имеет не только политическая власть, но и общественные организации (правовое общество).
Авторитарный и тоталитарный представляют собой два недемократических режима, в различной степени ограничивающих права и свободы общества.
Анархия не является политическим режимом как таковым, а обозначает состояние его отсутствия в обществе. В современном мире анархия наступает в периоды критического ослабления государственной власти, во время восстаний, революций, гражданских войн или оккупации.
Демократический политический режим
Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».
Базовые принципы демократического режима власти:
1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);
2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;
3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;
4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;
5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, — разрешено».
К демократическим режимам относят:
- президентские республики;
- парламентские республики;
- парламентские монархии.
Тоталитарный режим
Термин «тоталитаризм» (от латинского totus — весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в.
Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Основные характеристики тоталитарного политического режима:
- государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
- общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;
- монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
- государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;
- доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
- господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
- права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
- фактически устраняется плюрализм;
- централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.
Фашистский режим — особая разновидность тоталитарного режима, своего рода радикальный тоталитаризм.
Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.
Антидемократические режимы в Европе
Когда говорят о примерах недемократического режима, то чаще всего в качестве примера приводят только Советский Союз. Но несправедливо не упоминать диктатуры в Европе. Становление антидемократических режимов в Европе в разные годы было характерно для таких стран:
Примечательно, что авторитарные государства сразу же начинают активное экономическое сотрудничество с Германией, пропагандируя милитаризм. Прямо не узнать миролюбивых европейцев, которые решили, что только в войне могут проявить свои лучшие качества: боевой дух и преданность вождю.
Вообще, в то время в демократию искренне не верили и совершенно не стеснялись заявлять о своих сомнениях во всеуслышание.
Виды антидемократических режимов
В этом вопросе мнения теоретиков государства и права разнятся. Одни делят антидемократический режим на два вида: тоталитаризм и авторитаризм. Противоположное мнение основывается на положении, что авторитаризм – это часть тоталитаризма, его разновидность. При тоталитаризме происходит монополизация власти, при авторитаризме — тоже, но здесь значение приобретает фактор политического господства одной личности. Поэтому в противовес демократическому режиму стоит тоталитаризм, выраженный разными формами, но с единой задачей.
Тоталитаризм, несмотря на многовековое свое существование, как понятие оформился в двадцатом веке. Противоположная демократии категория включает виды:
- авторитарный;
- деспотический;
- расистский;
- фашистский;
- клирекально-фундаменталистский;
- военно-полицейский;
- теократический.
Почему так много? Все просто: эти виды сложились под влиянием узурпаторов власти. На что хватило их фантазии и концепций, то и стало содержанием режима.
Характеристика тоталитарного режима
Термин «тоталитарный» впервые был озвучен Б. Муссолини в 1920-х годах для характеристики собственного политического режима, а именно для подчеркивания высокой степени единства, слитности общества и власти. Данный термин был подхвачен западным обществом и стал использоваться в отношении трех режимов: фашистского режима в Италии, национал-социалистического режима в Германии и социалистического режима в СССР, а позднее и странах социалистического лагеря.
Замечание 1
Ведущей характеристикой тоталитарного режима выступает стремление власти установить полный контроль над населением не только в политической, но и все других сферах общества – экономической, социальной, духовной, сфере культуры, образования и т.д. с помощью ведущей идеологии.
При этом происходит срастание власти с одной, идеологически-верной партией, любые другие партии (даже при формально-демократическом устройстве государства) искореняются и запрещаются. Партийное руководство либо заменяет собой государственное, либо совмещает данные функции.
В экономической сфере для тоталитарного государства характерно укрупнение форм собственности – она либо национализируются, переходя в собственность государства, либо сосредотачивается в руках крупных промышленников и бизнесменов лояльных режиму, в том числе за счет силового государственного изъятия частной собственности у более мелких производителей в пользу более крупных. Государство достаточно сильно вмешивается в экономическую деятельность выступая мощным регулятором, однако совершенно не обязательно устанавливает плановую экономику взамен рынка.
Еще одной характерной чертой тоталитаризма выступает террор в отношении собственного населения со стороны властей, в том числе с использованием сил правоохранительных органов, а также поощрения доносительства и общей паранойи населения.
Тоталитарный политический режим
Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.
Признаки тоталитарного политического режима:
1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;
2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;
3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;
4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».
К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.
Теократический режим
Религия проникает и влияет на политику, например, в американских штатах Коннектикут и Массачусетс законы содержали тезисы теократии, а в современных демократиях Италии, Испании и Польше политической силой обладает католицизм.
Черты теократического режима проявляются в политике Бутана, Таиланда – на основе буддизма, в Непале – основой теократии там является иудаизм.
Конечно, Израиль наших дней – не теократическое государство, но раввин обладает исключительным авторитетом и политическим весом.
Однако больше других к теократическому режиму склонны исламские государства. Например, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и Оман. Мусульманами управляют правители, восходящие по родовой линии к пророку Мухаммеду и его соратникам. Священнослужители участвуют в принятии политических решений, создаются фетвы – документы, определяющие правило поведения со ссылками на Коран и Сунну.
Теократический режим страхует экономика, укрепленная нефтедобывающей отраслью.
Военно-политический режим
Власть, исповедующая такой режим, приходит через военный переворот. В дальнейшем тоже опирается на армию и полицию. Пример: переворот в Того и Пакистане.
Идейным вдохновителем и исполнителем переворота является военачальник. К нему и переходит после власть. Армия становится не частью власти, а самой властью. Правда, обращается к созданию государственных органов. Но они слишком переплетаются, чтобы стать различимыми. Например, в Индонезии созданные госструктуры в основном состояли из военных.
Самый иллюстрированный военный режим создал генерал Пиночет в Чили. Военная хунта с ним во главе правила больше двадцати лет, сделав своими жертвами тысячи чилийцев.
Антидемократические режимы
Антидемократический режим — политический режим, д ля которого характерно отсут ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес ких принципов управления, политического плюрализма.
Авторитарный режим
Авторитарный режим — (от лат. autoritas — власть, влияние). Это тот политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. История человечества дает нам много примеpoв авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мирa и абсолютные монархии Средневековья. Распространены авторитарные режимы и в современном мире. B основном oни существуют в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки.
Авторитарная государственная власть пытается всячески контролировать жизнь граждан, но не ставит своей задачей переделать устоявшиеся порядки во имя высшей цели. Наоборот, сторонники авторитаризма стремятся сохранить определенные традиции.
-
Использование реки вятки человеком кратко
-
Сознание подсознание бессознательное кратко
-
Каковы общие черты строения представителей типа кишечнополостных кратко
-
Кадры предприятия их классификация и структура кратко
- Взаимосвязь инфляции и безработицы кратко
Авторитарный политический режим и его особенности.
Авторитаризм – это такая установленная или навязанная форма политического режима, которая концентрирует власть в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего снижается роль других органов и ветвей власти и, прежде всего, умаляется роль представительных институтов.
Можно утверждать, что наиболее существенными чертами авторитаризма как политического режима являются три:
— во-первых, концентрация власти в руках одного лица или одной ветви этой власти;
— во-вторых, существенное снижение роли представительных органов власти;
— в-третьих, сведение к минимуму роли оппозиции и автономии различных политических систем, резкое свертывание различных демократических процедур (политических дебатов, массовых митингов и т. д.).
Авторитаризм большинством населения воспринимается как нелегитимный режим, в то время как легитимность тоталитаризма большинством не оспаривается. Авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства или по крайней мере без его поддержки и согласия; тоталитаризм же устанавливается при самом активном участии масс. Именно вследствие массовой поддержки тоталитаризм в научной литературе иногда правомерно называют диктатурой массовых движений.
Также важное методологическое значение имеет и социологически правильное решение вопроса: каков тот объективный критерий, с помощью которого можно утверждать, что в данной стране уже утвердился авторитаризм или же он в ней уже разрушен. Принципиальная важность этой проблемы определяется многими практическими и теоретическими причинами
Ведь на основе того, что в отдельных странах есть черты, характерные для сложившегося авторитаризма, нельзя считать такой режим авторитарным в целом.
Необходимо отбросить любые попытки считать авторитарными политические режимы, где налицо антидемократические черты, сходные или аналогичные тем, которые имеют место при сложившемся тоталитаризме (массовые репрессии, террор), без должной полноты и необходимой внутренней связи этих черт. Не только неверно, но и методологически вредно называть авторитаризмом политические режимы далекого прошлого, режимы, выросшие в своих исторических условиях, а не на почве обстоятельств XX в. – колыбели авторитаризма
Спарта. Имущественное равенство, внешний вид по строгим нормам, как жилище и нравственность. Дети воспитывались в агелах-стадах, если власть позволила им жить. Антидемократический режим так же древен, как и демократический, точнее, стремление к последнему. Потому что демократия – идеал, к которому общество всего лишь на пути, или утопия, которой никогда не достичь. И справедливым кажется мнение, что всякая демократия имеет свои пределы.
Разбирая антидемократические режимы (понятие и виды), будем опираться на мнения политологов и историков. Именно работы этих специалистов являются наиболее авторитетными источниками.
Авторитарный режим
Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой — жестче, антинароднее, чем демократический.
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
Отличие авторитарных режимов от тоталитарных:
- если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;
- если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика «выборочного» террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.
Основные характеристики авторитарного политического режима:
- в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
- игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
- роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
- суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
- сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
- в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;
- сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»;
- существует частичный плюрализм;
- права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
- силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.
Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют
- деспотический,
- тиранический,
- военный и иные разновидности авторитарного режима.
Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.