Сословно-классовая структура римского общества в vi–iii вв. до н.э

Структура римского общества в VI веке до н. э.

Государство в Риме формируется в VI веке до н. э. в процессе разложения родового строя. Основные классы римского общества того периода:

  • привилегированные патриции;
  • не имеющие гражданских прав, но юридически свободные плебеи;
  • бесправные рабы.

В VI–III веках до н. э. рабский труд в производстве находит все большее применение. Источниками рабства являлись:

  • долговая кабала (до 326 года до н. э.);
  • порабощение военнопленных.

Экономика обеспечивала простое воспроизводство, работая на потребление в условиях натурального хозяйства, пока товарное производство было в зачаточном состоянии. Рабов было крайне мало, и эксплуатация их труда не достигала пределов. Раб не был «вещью» господина, а рабское состояние смягчалось существованием переходных категорий зависимости – института клиентелы или долговой кабалы. Поэтому в VI–III веках до н.э. не было восстаний рабов.

Определение 1

Клиенты — лично зависимые, однако политически бесправные люди.

Иноземцы, вольноотпущенники, обедневшие граждане, поступив под патронат покровителей из патрициев, вступали в род патрона, получали его имя и были обязаны работать на его полях, сопровождать в военных походах, на форуме, в деловых поездках и т. д. Имущество клиента в случае отсутствия завещания наследовалось патроном. За непочтительность к патрону клиента-вольноотпущенника его могли снова угнать в рабство. Патрон, в свою очередь, был обязан защищать клиентов от притеснений прочих знатных лиц и представлять клиента в суде. К III веку до н. э. многие клиенты избавились от личной зависимости, получили землю от государства и восполнили класс мелких свободных производителей.

Основные права римского гражданина:

  • право владеть имуществом;
  • право на вступление в законный брак;
  • вести дела под охраной законов;
  • право голосовать и быть избранным на должность.

Политическое бесправие плебеев обуславливалось тем, что они не принадлежали к патрицианской родовой организации (только некоторые из них входили в нее как клиенты). Плебеи занимались ремеслами, земледелием и торговлей. В процессе социальной дифференциации в их среде выделился зажиточный слой, стремившийся к равноправию с патрициями (прежде всего они желали быть допущенными к магистратурам и коллегиям жрецов). Основная плебейская масса добивалась решения земельного и долгового вопросов. Однако патриции не хотели поступиться даже толикой привилегий в пользу плебейства.

Причины борьбы патрициев с плебеями

Самым важным и даже наиболее существенным явлением внутренней истории Рима в V u IV вв. была борьба патрициев с плебеями. Эта борьба тянулась очень долго и отличалась большим упорством с обеих сторон. После отмены царской власти положение плебса в Риме ухудшилось, потому что вся власть в государстве попала в руки патрицианских родов, а они пользовались ею исключительно в своих интересах. Все выгоды доставались патрициям, все невыгоды падали на долю плебеев. Когда Рим приобретал приращения к своей государственной земле (ager publicus), пользование отдельными её участками предоставлялось на правах бесплатной оккупации одним патрициям, а между тем, плебеи, участвовавшие в войнах и платившие налоги, как раз доводились этими войнами и налогами, наоборот, до настоящего разорения. Подобно тому, как это было в Аттике перед реформою Солона, простолюдины находились очень часто в неоплатных долгах у знати, причем долговое право и в Риме было крайне жестоко. Должник отдавал в залог не только свое имущество, но и тело: кредитор имел право заковать его в цепи или запереть в тюрьму, заставить на себя работать и даже подвергать наказаниям.

Плебеи не хотели переносить таких несправедливостей и стали добиваться лучшего положения в государстве, каждый раз, однако, встречая сильное сопротивление со стороны патрициев. Одним словом, в Риме повторялась в новой форме такая же борьба аристократии и демократии, какая была в Греции. Но у римлян эта сословная борьба приняла иной характер, чем у греков. Здесь именно не было ни народных восстаний, ни установления тирании, и борьба шла на законной почве, потому что в самом же начале плебеям удалось организовать свои силы для мирного пользования политическими правами в народных собраниях и получить в лице своих собственных должностных лиц, трибунов, могущественных защитников своих интересов против злоупотреблений патрицианских властей. Начало организации плебса под предводительством собственных трибунов относится к середине второго десятилетия после изгнания царей.

Народные трибуны в Древнем Риме

Забастовку плебеи прекратили и пошли воевать. Но взамен добились уступок от патрициев.

Патриции признали первый плебейский орган власти — общее собрание плебеев concilia plebis tributa.

Решения, которые принимало это собрание, — они называются плебисциты, — были пока обязательны к исполнению только самим народом…

Но главное, — общее собрание плебеев избирало двоих народных трибунов, с тех пор они официально представляли интересы плебеев и защищали их. Позже народные трибуны в Древнем Риме получили право блокировать решения высшей власти своим вето.

Патриции в Древнем Риме не очень-то хотели признавать народных трибунов, но плебеи это предусмотрели. Была введена неприкосновенность народных трибунов, так называемая sacrosanctitas. Попытавшийся причинить народному трибуну зло лишался покровительства богов и мог быть убит сам, а имущество его конфисковывали в пользу храма Цереры, Либера и Либеры, — главного святилища плебеев на холме Авентин.

Никто за всю историю Древнего Рима так и не отважился напасть на народных трибунов — предупреждение о наказании было очень эффективным.

Народные трибуны в Древнем Риме должны были созывать собрания плебеев и председательствовать в них, вносить на голосование собственные предложения и законопроекты.

До этого народные собрания могли созывать только патриции. На голосование выносились подготовленные патрициями законопроекты, а народ либо одобрял их, либо нет, никаких инициатив от себя предлагать не разрешалось.

Структура римского общества в VI веке до н. э.

Как и другие народы древности римляне изначально были организованы в родоплеменном строе. Наибольшее политическое влияние имели главы родов. Наиболее крупные из них сформировали такой орган управления как сенат. В него вошли старшие представители римских родов. Их члены назывались патрициями.

Однако население Рима постепенно пополнялось и другими людьми, пришлыми, относящимися не к этим родам. Например, это были переселенцы, представители других народов. Они играли все большую роль в экономике, поскольку много занимались сельским хозяйством, обработкой земли, торговлей, разными видами ремесел. При этом они не имели право гражданина, поэтому не принимали участия в политическом управлении, судебных делах. Эти люди получили название плебеев.

В политической истории Рима в древнейший период в нем осуществлял власть единоличный правитель. Это больше соответствовало родоплеменному строю. При переходе к полису формируются новые, демократические политические институты, через которые, как провозглашается, правит народ. В древнем Риме этот процесс был тесно связан с борьбой плебеев за получение прав гражданина, что означало процесс консолидации всего населения города.

Борьба плебеев за гражданские и политические права

Борьба патрициев и плебеев состояла из трех этапов:

  • от реформ царя Сервия Туллия (середина VI века до н. э.) до учреждения плебейского трибуната (494 год до н. э.);
  • с 494 года до н.э. до плебисцита Гая Канулея (445 год до н. э.);
  • от движения Марка Манлия (385 год до н. э.) до плебисцита Квинта Гортензия (287 год до н. э.).

Реформы Сервия Туллия включили плебеев в состав римского войска. Однако командные должности находились в руках патрициев. Также плебеи платили трибут, от которого освобождались патриции.

Определение 2

Трибут – это военный налог.

Плебеи не собирались мириться с несправедливостью и в знак протеста в 494 году до н.э. удалились на Священную гору в 4,5 км от города (Первая сецессия). В условиях войны подобная «забастовка» рядового состава ставила государство в положение катастрофы, поэтому патриции пошли на уступки. Так плебеи добились учреждения должности плебейских трибунов, защищавших интересы плебеев, обладавших правом законодательной инициативы и правом приостановить любые решения патрицианских магистратов произнесением слова veto.

Однако попытки решения аграрного вопроса встречали сопротивление патрициев. Когда консул 486 года до н.э. Спурий Кассий предложил раздать плебеям завоеванные у герников земли, и перераспределить часть оккупированных патрициями земель из ager publicus, его поддержал сенат, однако затем автора обвинили в стремлении к тирании и сбросили с Тарпейской скалы, а закон так и не реализовали. Зато в 456 г. до н. э. плебейский трибун Луций Ицилий добился реализации закона о раздаче участков общественной земли малоимущим плебеям.

В 451 году до н.э. сенат под давлением плебеев санкционировал формирование комиссии из 10 человек (комиссия децемвиров) с для кодификации законов (патрицианские магистраты в судах допускали вопиющие злоупотребления произвольно толкуя нормы обычного права). Работа второй комиссии децемвиров, возглавляемой злейшим врагом плебеев Аппием Клавдием, спровоцировала в 449 году до н. э. Вторую сецессию. Патриции вновь пошли на уступки: плебеям было дано право апелляции (осужденный на смерть римлянин мог обратиться к народному собранию за защитой); были опубликованы Законы XII Таблиц. В Риме появились писаные законы, которые гарантировали право частной собственности.

В том же году консулы Марк Гораций Барбат и Луций Валерий Попликола провели законы Валерия – Горация, подтверждавшие неприкосновенность плебейского трибуна, право апелляции и признававшие легитимность решений плебейских собраний, которые стали обязательными для патрициев. В 445 году до н.э. закон трибуна Гая Канулея отменил запрещение браков между плебеями и патрициями, заложив этим основу объединения двух сословий. Из слияния элит патрициата и плебса в дальнейшем возникнет римская аристократия – нобилитет. Также плебеи добились права на занятие высших магистратур, однако сенаторы сумели снизить ее ранг, заменив консулов военными трибунами с консульской властью (444–367 годы до н. э.). В 443 году до н. э. сенатом была учреждена должность цензоров, которую исполняли только патриции. Они внесли граждан в цензовые списки и осуществляли контроль над финансами государства. В 409 году до н.э. плебеи приобрели доступ к квестуре.

В 385–384 годах до н.э. движение против долговой кабалы возглавил патриций, консуляр Марк Манлий Капитолийский. Как и Спурия Кассия, его обвинили в стремлении к царской власти и сбросили с Тарпейской скалы.

В 367 году до н.э. были приняты законы трибунов Луция Секстина Латерана и Гая Лициния Столона. Согласно им:

  • устанавливался земельный максимум, ограничивавший количество оккупированной земли 500 югерами на семью. Так плебеи получили доступ к государственному земельному фонду. Устанавливалась арендная плата в размере 10 % урожая зерновых или 20 % – с масличных плантаций и виноградников;
  • частично решался долговой вопрос: из суммы долга вычитались выплаченные проценты, а оставшаяся часть погашалась равными долями в течение трех лет. Ссудный процент был снижен;
  • консулярный трибунат заменялся консулатом, причем один из консулов должен был быть плебеем.

Законы Лициния – Секстина нанесли мощный удар по привилегиям патрициев. Вскоре плебеи в борьбе за права добились новых успехов. В 356 году до н.э. они были допущены к должности диктатора, в 351 году до н. э. – цензоров, а в 337 году до н. э. – преторов.

Предание о Кориолане

Патриции дозволили плебеям иметь своих защитников лишь под влиянием боязни, что плебс покинет город, но впоследствии были не прочь отнять эту уступку. Попытка в этом направлении, по преданию, сделана была патрициатом по совету сенатора Гнея Марция Кориолана (получившего свое прозвище от взятия города Кориол). В Риме был голод, и Кориолан предложил сенату не продавать хлеба из государственных запасов, пока плебс не откажется от трибуната. Потребованный трибунами к суду, Кориолан бежал к враждебному племени вольсков, двинулся с ними на Рим, опустошая поля плебеев, и даже осадил самый город. Но к нему вышли навстречу его мать и жена, и, уступая их мольбам, Кориолан снял осаду с города, за что, однако, был убит раздраженными вольсками.

Децемвиры

Особенно плебеи были недовольны также и тем, что во всех обыкновенные гражданских и уголовных делах судили одни патрицианские магистраты и притом по обычаям и законам, которые они держали в тайне, как хранили в тайне и свои религиозные обряды. Плебс поэтому стал добиваться, чтобы составлены были во всеобщее сведение писаные законы, подобно тому, как требовал писаных законов и афинский демос в конце VII века. В 461 г. об этом сделано было предложение в трибутных комициях одним трибуном (Гаем Терентилием Арсою), и так как патриции на это не давали согласия, то плебс десять лет сряду выбирал постоянно одних и тех же трибунов, пока их упорство не увенчалось успехом. Патриции уступили и, по преданию, даже послали нескольких сенаторов в Грецию, чтобы собрать сведения о законах тамошних городов и в особенности Афин.

Для написания законов в 451 г. была образована комиссия децемвиров, т.е. десяти мужей (decemviri legibus scribundis), которые получили на все время своих занятий этим делом и консульскую власть. Таким образом, децемвиры должны были и управлять государством; даже должность трибунов временно была также отменена. В 450 г. полномочия комиссии были продолжены, и в состав её вошло несколько плебеев. Когда законы были наконец готовы и вырезаны на двенадцати медных досках, децемвиры удержали за собою власть под тем предлогом, что составленные ими и принятые народом законы нуждаются еще в дополнениях.

Во главе децемвиров стоял честолюбивый и властолюбивый Аппий Клавдий, начавший действовать совершенно произвольно. По преданию, он задумал овладеть дочерью одного почтенного плебея, Виргинией, и судебным приговором приказал отдать ее одному своему клиенту, объявившему, что она его беглая рабыня. Отец Виргинии, не желая, чтобы его дочь досталась Аппию Клавдию, сам убил ее на форуме, и это было сигналом к новому взрыву народного негодования, выразившемуся опять в уходе на Священную гору. Тогда децемвиры сложили с себя власть, и между патрициями и плебеями состоялось примирение (449).

Законы 12 таблиц

В 451 году до нашей эры римляне впервые изложили законы в письменной форме.

Из патрициев выбрали 10 человек и поручили им составить юридический кодекс. Деятельность консулов и народных трибунов была приостановлена, — чтобы ни те ни другие перекрестными вето не смогли блокировать работу комиссии.

В течение года дуумвиры писали текст на десяти деревянных табличках, которые выставили на римском форуме для всеобщего обозрения. На следующий год народ выбрал новую комиссию, в нее входили и плебеи тоже, — так появились еще две таблички. Поэтому законы носят название по числу таблиц — 12.

Некоторые законы 12 таблиц были направлены против плебеев, например закон о запрете браков между плебеями и патрициями блокировал возможность подобраться к власти

Важно то, что законы 12 таблиц стали доступными для всех, как того и хотелось простым людям

В 449 году до н.э вспыхнуло еще одно восстание плебеев

Законы 12 таблиц, текст одной из табличек:

  1. Пусть будут даны должнику 30 льготных дней после признания им долга или после постановления против него судебного решения.
  2. По истечении указанного срока пусть истец наложит руку на должника. Пусть ведет его на судоговорение для исполнения решения.
  3. Если должник не выполнил добровольно судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть истец ведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более пятнадцати фунтов.
  4. Во время пребывания в заточении должник, если хочет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находится на своем содержании, то пусть тот, кто держит его в заточении, выдает ему по фунту муки в день, а при желании может давать и больше.

Комментарий одного из историков: «Тем временем, должник имел право помириться с истцом, но если стороны не мирились, то такие должники оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дниприводили к претору на комициум и при этом объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр».

Первое предложение об аграрном законе

В числе причин недовольства плебеев было исключение их из пользования государственными землями. Среди самих патрициев нашелся человек, который стал на сторону плебеев и предложил в их пользу первый аграрный закон, как стали называться в Риме законы об участии в пользовании государственными землями. Это был консул 486 г. Спурий Кассий, которого патриции не замедлили обвинить в стремлении к захвату царской власти. Консул был призван на суд куриатных комиций и подвергнут казни. Плебеев сенат при этом успокоил обещанием отдать им в пользование часть государственных земель, но преемники Спурия Кассия и не думали исполнять это обещание. Через тридцать лет трибун Генуций привлек к суду плебса всех консулов, бывших после Спурия Кассия, но патриции отделались от энергичного трибуна посредством убийства.

Законы XII таблиц

Составленные децемвирами законы XII досок или таблиц (leges duodecim tabularum) легли в основу всею дальнейшего развития римского права. В сущности, эти законы совсем не касались государственного права Рима, или устройства республики и взаимных отношений между властями и народом. Их содержанием были законы гражданские, т.е. о семейных и имущественных отношениях и уголовные, т.е. о преступлениях и наказаниях, а также разные распоряжения полицейского характера, касавшиеся благоустройства города с его округом и нравов жителей. Законы XII таблиц особенно ограждали права собственности: пойманный ночью вор мог быть безнаказанно убит, а если бы он стал защищаться, то разрешалось и днем его убить. Долговые обязательства по‑прежнему влекли за собою кабалу, но величина роста была определена (в 8 и одну треть процента). Равным образом браки между патрициями и плебеями были по‑прежнему запрещены.

Важность издания писаных законов заключалась в том, что консулы обязаны были теперь руководиться в своих приговорах определенными правилами, т. е

в область суда была введена законность. Сами медные доски с законами были выставлены на форуме, дабы все могли их знать, да и суд производился на форуме также гласно.

Завершение борьбы патрициев и плебеев

Аграрный вопрос частично разрешился за счет колоний (в 334-287 годах до н. э. в Италии были основаны 18 колоний). В 326 году до н.э. по закону консулов Луция Папирия Курсора и Гая Петелия долговое рабство граждан было отменено. Обеспечивать потребности в даровой рабочей силе отныне можно было только за счет порабощения военнопленных, что усиливало агрессивность римского общества по отношению к соседям.

В 312 году до н.э. цензор Аппий Клавдий Цек ввел в сенат потомков вольноотпущенников и разрешил голосовать в сельских трибах плебеям, занимавшимся торговлей и ремеслом. В 300 году до н.э. закон плебейских трибунов Квинта и Гнея Огульниев дал плебеям право становиться членами жреческих коллегий. Наконец, в 287 году до н.э. закон диктатора Квинта Гортензия вновь подтвердил, что решения плебейских собраний имеют силу законов и являются обязательными в том числе и для патрициев. Это событие считается завершением борьбы патрициев и плебеев.

Патриции и плебеи отныне не были разными сословиями.

Замечание 1

Завоевание плебеями гражданских прав консолидировало римское общество и способствовало достижению внутриполитической стабильности.

Расширение прав трибутных комиций

После замены децемвиров снова консулами и восстановления трибуната плебеям сделаны были новые уступки. Виновниками их были консулы 449 г. Луций Валерий и Марк Гораций, по имени которых сделанные ими предложения подучили название валериевых и горациевых законов (leges Valeriae Horatiae). Этими законами подтверждалась неприкосновенность личности трибунов и возобновлялся закон о провокации к народу, которую должен был давать теперь и диктатор, а главное – постановления плебса в трибутных комициях получили обязательную силу для всего народа (ut quod tributim plebs jussisset populum teneret). Другими словами, к трибутным комициям перешло одно из очень важных прав комиций центуриатных, за которыми, однако, все‑таки еще и теперь оставалось исключительное право выбирать магистратов и судить по всем преступлениям, каравшимся смертью.

Такое расширение прав трибутных комиций было особенно важно потому, что в них голоса подавались не по центуриям, – способ, дававший перевес патрициям, – а по местным трибам, где подавляющее большинство принадлежало плебсу. Это дало возможность последнему с большим успехом проводить свои дальнейшие требования

Патриции, чтобы не остаться совсем без влияния на издание новых законов, начали сами принимать участие в трибутных комициях. Через два года после валериевых и горациевых законов у консулов взято было заведование государственною казною, и для этого была создана новая патрицианская должность двух квесторов, выбиравшихся, однако, в трибутных же комициях.

Учреждение трибуната

В 494 г., возвращаясь из одного счастливого похода, плебеи, находившиеся в римском войске, отказались вернуться в Рим и удалились на Священную гору (недалеко от Рима) с намерением построить свой особый, плебейский город. Сенат, испуганный таким решением, пошел на уступки. Патриции согласились на то, чтобы плебс получил свою собственную организацию под начальством особых трибунов. Плебейские трибуны (tribuni plebis), которых было сначала два, а потом вскоре десять, могли выбираться только из плебеев и равным образом лишь плебеями в особых сходках плебса по местным трибам, или трибутных комициях. Эти собрания, кроме того, имели право совещаться о плебейских делах и делать по ним постановления, плебисциты (plebiscita), которые могли потом представляться сенату в виде прошений. Созывались трибутные комиции трибунами. Таким образом, рядом с патрицианскими комициями по куриям и общими комициями по центуриям, явились чисто плебейские комиции по трибам.

Обязанность трибунов заключалась в том, чтобы оказывать членам своею сословия помощь и покровительство (jus auxilii) в тех случаях, когда их притесняли, ради чего трибун не мог проводить ночи вне города, и двери его дома должны были быть всегда открыты. Внутри городской черты трибуны скоро добились права уничтожать своим вмешательством (jus intercedendi), одним только словом veto» (т. е. запрещаю) постановления консулов и других магистратов, если ими нарушались какие‑либо права отдельных лиц из плебса. Трибуны были признаны притом священными и неприкосновенными (sacrosancti), и весь плебс поклялся защищать их от обид и насилия.

Но особенно было важно то, что, пользуясь своим правом вмешательства в распоряжения властей, трибуны стали распространять его и на постановления сената, которые тоже могли быть остановлены их veto». В помощь трибунам даны были эдилы, тоже выборные плебейские чиновники, заведовавшие плебейскою казною, которая составлялась из штрафов за проступки против плебса: дело в том, что трибутные комиции присвоили себе еще право суда над всяким, кто действовал против плебса

Таким образом, государственная община Рима как бы разделилась на две разные общины – патрицианскую и плебейскую, и это разделение имело решающее значение для всей дальнейшей борьбы между обоими сословиями.

Патриции и плебеи в Древнем Риме

Нельзя сказать, что плебеи и патриции в Древнем Риме — это бедные и богатые, все было сложнее. Плебеев коренным образом не устраивали три вещи.

Во-первых, законы в Древнем Риме знали только патриции, они и толковали их в свою пользу. Плебеи хотели также владеть законами и иметь возможность защищать себя в суде.

Во-вторых, плебеи не имели доступа к государственным должностям. Они не могли проводить в жизнь выгодные им законы и налагать вето на решения, которые были им неугодны. Такие права были только у патрициев. Особенно это тяготило зажиточных плебеев, которые хотели участвовать в политике.

На невольничьих рынках продавали как мужчин, так и женщин

В-третьих, самые бедные плебеи часто попадали в рабство за долги. А долги получались у плебеев потому, что они уходили на войну защищать государство, за это время их поля никто не возделывал, и по возвращении грозила голодная смерть. Приходилось занимать деньги у ростовщиков, а когда расплатиться было нечем, ростовщик уводил такого плебея в рабство и надевал ему на шею колодку. Некоторых плебеев продавали за границу — за пределы Тибра, и о них забывали навсегда…

У ученых есть любопытная гипотеза… Поначалу имущественное положение человека в Древнем Риме определялось величиной участка земли у него в собственности и количеством крупных домашних животных.

Плебеи как правило были мелкими землевладельцами или торговцами, ремесленниками. То есть ни земли, ни скота у них почти не было, и это «оправдывало» их низкое положение. Свою ценность плебеи поняли тогда, когда в Риме ввели денежную монету и они увидели точный эквивалент своей значимости в деньгах…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: