Введение
В русском языке слово стоик в целом прочно ассоциируется с глаголом стоять. Связь, как мы увидим позже, совершенно случайна, но если есть полное совпадение случайности и необходимости, то она перед нами. Стоик — это тот, кто стоит, даже если вокруг все рухнуло, Стоик — это тот, кто выполняет свой долг до конца, даже если не было никого, кто бы у него просил.
Родина стоицизма — Греция, здесь начал преподавать Зенон и основал свою школу (ок. 300 г. до н. э.). Чему учил Зенон? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Из произведений Зенона до нашего времени не сохранилось ни одного. Исследователи античной философии излагают и анализируют учение стоиков раннего периода в целом, и в большинстве случаев невозможно сказать, что именно из этого учения принадлежит Зенону, а какое — последователям.
Вот немногое, что известно наверняка. Зенон первым ввел разделение философской доктрины на три части: физику, этику и логику. В то же время он сам, в отличие от некоторых своих последователей, ставил на первое место логику, на второе — физику, на третье — этику.
Скептицизм древнеримских философов
Феноменальным проявлением философской мысли является скептицизм. Он характерен для мудрецов как греческого, так и римского античного мира, что еще раз доказывает переплетение двух противоборствующих философий той эпохи. Сходство особо отчетливо проявляется в период поздней античности, когда наблюдается общественный, политический упадок, крах великих цивилизаций.
Главной идеей скептицизма является отрицание каких-либо утверждений, конечных догм, непринятие теорий других философских течений. Адепты утверждали, что дисциплины противоречивы, само исключают себя, друг друга. Только учение скептиков обладает оригинальной особенностью — одновременно принимает прочие мнения и сомневается в них.
Древний Рим известен такими скептиками: Энесидем, Агриппа, Эмпирик.
Эпикурейство – путь приспособления к миру
Философское понятие этики снова объединяет два соперничающих лагеря – греков, римлян.
Изначально эллинистическим мыслителем Эпикуром (342-270 года до н.э.) было основано философское направление, целью которого являлось достижение человеком счастливой, беззаботной жизни, лишенной горестей. Эпикур учил не видоизменять действительность, а приспосабливаться к ней. Для этого философ разработал три необходимых принципа:
- Этический – с помощью этики личность достигает счастья.
- Физический – с помощью физики человек постигает мир природы, что позволяет не испытывать перед ним страх. Он помогает первому принципу.
- Канонический – с помощью методологии научного познания доступно осуществление первых принципов эпикуреизма.
Эпикур полагал – для организации счастливого бытия нужно не беспрепятственное проявление знаний, а осуществление их на деле, но в заранее фиксированных границах.
Парадоксально, но образным последователем Эпикура стал древнеримский мыслитель Лукреций. Он был радикален в своих высказываниях, что одновременно вызывало восторг и гнев современников
Дискуссируя с оппонентами (особенно скептиками), эпикуреец полагался на науку, доказывал важность ее существования: «Если науки нет, то мы каждый день наблюдаем восход нового солнца. Но мы знаем – оно только одно»
Критиковал платоновскую теорию о переселении душ: «Если человек все равно когда-нибудь умрет, то не имеет никакого значения, куда отправится его душа». Лукреций был озадачен появлением цивилизаций: «Сначала человечество было диким, все изменилось с появлением огня. Образование общества можно относить к тому периоду, когда люди научились договариваться друг с другом».
Лукреций стал представителем эллинизма Эпикура, критикующим извращенные нравы римлян.
Стоицизм
Наиболее яркими фигурами стоицизма являлись Сенека Луций Анней, Эпиктет, Марк Аврелий.
От Сенеки остались сочинения на латыни. Эпиктет, который был греческим рабом, не оставил после себя каких-либо письменных источников. Марк Аврелий – римский император, оставивший сочинения на греческом языке.
Стоицизм можно назвать «религией» римской аристократии. Каким образом достичь счастья, и как оно соотносится с добродетелью? Эти вопросы стояли перед представителями стоицизма.
Счастье – это жизнь, согласованная с природой. Счастье – это явление индивидуальное.
Человеческая природа совершенна, поэтому она содействует природу целого. Совершенствовать можно лишь природу конкретного человека, одновременно совершенствуя природу в целом. Усмотрение истины всегда связано с преображением самого себя. Невозможно узреть истину, не преобразив своего бытия.
Стоики разделяли представления Аристотеля о человеке как о существе полисном и логосном. Логос является неизменным основанием всего. Он же определяет совершенство мира и человека. Человек должен жить согласно логосу. Человек есть космополит. Он должен жить сообразно с логосом природы. Космополитизм – понятие, берущее начало в стоицизме. Полис – это копия государства вселенского.
От стоиков берет свое начало суждения о макрокосме и микрокосме. Микрокосм повторяет макрокосм.
Квинт Энний утверждал, что римлянин – это тот, кто выше всего ценит свободу, благородство, благочестие.
В римской культуре человеческая судьба мыслится как фатализм. Человек актуализирует ее тогда, когда достигает своей цели, когда становится самим собой. Это и есть благочестие и высшее проявление свободы. Человек должен служить долгу и исполнять свой fatum, не поддаваясь аффектам. Всякая любовь лежит вне понятий о чести и долге. Идеи гуманизма европейское Возрождение черпает в Античности. Римский концепт гуманизма связан с переосмыслением роли человека, его культивирование.
Римляне впервые открывают мир как историю.
Страх о самом главном – это страх перед смертью. Его нельзя рассматривать, не постигнув природы. Соответственно, и наслаждение невозможно без постижения природы. Стоики допускали самоубийство, поскольку философия есть умирание. Стремясь к вечному, мы стремимся к смерти.
Добродетели – основа учения
Когда произошло падение греческого государства, эллинский стоицизм, как направление, пропагандирующее осознанный самоконтроль над слабостями, влечениями, подчинение здравому рассудку, получил свое дальнейшее развитие в римском стоическом учении.
Виднейшим стоиком римской философской мысли считают Луция Аннея Сенеку (4 год до н.э. – 65 год н.э.). Юноша родился в среднем сословии, получил хорошее образование.
Сенека следовал строгим законам воздержания. Но, несмотря на аскетические воззрения, Луций сделал успешную политическую карьеру, прослыл оратором, поэтом, писателем.
Рассуждения стоика во многом имели патриотическую сущность – он рассуждал о Родине, чужбине, приходил к выводу, что нет чужой земли, вся она родная. Сенека часто задавался вопросом о государственной жизни – личным долгом пред государством и перед собой. Этим рассуждениям посвящен его трактат «О краткости жизни».
Взрослым мужчиной Луций удостоился великой чести быть воспитателем будущего римского императора-тирана Нерона, который был известен своей особой жестокостью. Специально для него стоик написал трактат «О благодеяниях», которым призывал прислушаться к собственной совести. Сенека говорил «что знания доброты мало, необходимо еще уметь сотворить добро». Но учителю так и не удалось победить злое начало воспитанника. Нерон вынудил Луция покончить жизнь самоубийством.
Философия учения распространилась на знатные круги. Последним стоиком античного стоицизма считают императора Марка Аврелия
Для тогда еще рабовладельческого Рима было крайне важно, что на таком высоком государственном уровне (в лице императора Аврелия), появились задатки демократии
Классифицируя добродетели, стоики раздели их на две группы.
Добродетели личностные: милосердие, честь, целеустремленность, дружелюбие, культурность, вдумчивость. А также бережливость, трудолюбие, мудрость, здоровье, выдержка, честность.
Добродетели общественные: богатство, справедливость, милосердие, процветание, доверие, удача. Также — радость, веселье, свобода, благородство. И терпение, щедрость, вера в Бога, безопасность, мужественность, плодородие, надежда.
Список литературы
- Чанышев А.Н. Курс лекций по античной и средневековой философии. — М.: Высшая школа, 1995.
- Марк Аврелий. Размышления 2011.
- Этика стоицизма. Традиции и современность. Эд. А.А. Гусейнов. М., 1991.
- Степанова А.С. Стоическая физика: доминирующие принципы онтокосмологической концепции. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 200..
- Столяров А.А. Стойкость и стоицизм. М., 1996.
- Поляков И. В. Знаковые проблемы в философии Стои // Известия Сибирского отделения. Академия наук СССР. Сер. История, филология и философия. Выпуск 2. № 10. Новосибирск, 1987.
- Реферат на тему: Философско-экономические идеи эпохи Возрождения
- Реферат на тему: Проблемы жизни и смерти в культуре Возрождения и её отражение в философии и искусстве
- Реферат на тему: Историко-философские аспекты проблемы эвтаназии
- Реферат на тему: Возникновение и сущность философии жизни
- Реферат на тему: Взаимосвязь научных и технических революций
- Реферат на тему: Шариат как сводная система мусульманского права
- Реферат на тему: Основные направления отечественной экономической мысли в ХIХ в.
- Реферат на тему: Договор как категории философского знания
- Реферат на тему: Философско-экономические воззрения Древнего Рима
- Реферат на тему: Я и мои социальные роли
- Реферат на тему: Судьба России как объект философских споров между славянофилами и западниками
- Реферат на тему: Полемика между славянофилами и западниками
Риторика Древнего Рима
Ярчайшим ритором древнеримской философии являлся Марк Туллий Цицерон. Риторику он считал основой мыслительного процесса. Деятель хотел «подружить» римскую жажду добродетели с греческим искусным философствованием. Будучи прирожденным оратором, активным политическим деятелем, Марк призывал к созданию справедливого государства.
Цицерон считал, что оно доступно при смешении трех единственно правильных форм правления: монархии, демократии, аристократии. Соблюдение смешанной конституции позволит обеспечить так называемое мудрецом «великое равенство».
Именно Цицерон познакомил общество с понятием «гуманитус», которое означает «гуманность, человечность, философию здравого смысла». Мыслитель говорил, что понятие основано на моральных нормах, способно сделать из каждого человека полноправного члена общества.
Его познания в научной сфере настолько велики, что Марка признали философом-энциклопедистом древности.
Мнение философа об этике, морали заключалось в следующем: «Всякая наука постигает добродетель собственным неординарным путем. По сему, всякая образованная личность должна ознакомиться с различными методами познания, испытать их. Любые житейские проблемы решаются силой воли».
Философия стоицизма, логическая этика
Эта сторона стоической этики, а именно стремление достичь полной независимости от всего внешнего, является наследием циников, но есть и другая сторона, не имеющая ничего общего с учением циников — это космополитизм. Каждый человек по своей природе социальное существо, и разум говорит нам, что мы должны жить в обществе.
Но разум присущ всем людям, а значит, для всех людей единый закон и одна Родина. Разделение человечества на враждующие государства абсурдно — мудрец не является гражданином какого-либо одного государства, он — гражданин Мира. Из этого следует, что мы должны проявлять добрую волю ко всем людям, потому что даже рабы имеют свои права, и даже враги имеют право на нашу милость и прощение.
Этот выход за пределы узких социальных взглядов, несомненно, проистекает из монизма стоической системы, но этически их космополитические взгляды основаны на фундаментальном инстинкте самосохранения или любви к себе. В первую очередь, конечно же, инстинкт самосохранения проявляется в форме любви человека к самому себе. Однако она выходит за рамки этой любви и охватывает все, что принадлежит человеку — семью, друзей, сограждан и, в конечном счете, все человечество. Конечно, по отношению к тому, что человеку ближе всего, инстинкт самосохранения проявляется сильнее всего и ослабевает по отношению к тому, что находится дальше от человека, поэтому задача каждого индивидуума с этической точки зрения — расширить его любовь к тем объектам, которые не касаются лично человека.
Другими словами, мы достигаем морального идеала, когда любим людей не меньше, чем себя, или когда наша любовь охватывает все, что связано с нашей личностью, включая все человечество, и проявляет себя повсюду с одинаковой силой.
Философско-религиозные течения
Древнеримские традиционные философы в античности активно продолжали свою деятельность. Большой популярностью пользовалось учение Платона. Но философско-религиозные школы стали новомодным течением того времени, соединительным мостом между Западом, Востоком. Учения задавались глобальным вопросом о взаимосвязи, противостоянии материи и духа.
Интереснейшим течением стало неопифагорейство, представители которого философствовали о противоречивости мира, единстве Бога. Неопифагорейцы изучали цифры с мистической стороны, создали целое учение о магии чисел. Выдающимся последователем данной философской школы стал Аполлоний Тианский.
Интеллектуальные личности прильнули к учению Филона Александрийского. Основная идея мудреца заключалась в слиянии платонизма с иудаизмом. Филон объяснял, что Иегова создал Логос, который потом сотворил мир.
Религиозные мировоззрения отличались примитивным суеверным политеизмом, где всякое явление обладало двойником.
Большим уважением отличался культ жриц-весталок, целомудренных хранительниц государства.
Стоицизм
Стоицизм — это философская школа, возникшая в период раннего эллинизма и сохранявшая свое влияние до конца античного мира. Свое название он получил от портика Стоа Пойкиле, где основоположник стоицизма Зенон Китийский впервые выступил самостоятельно в качестве учителя. В истории стоицизма выделяют три основных периода: Древнее (Старшее) стоение (конец IV в. до н.э. — середина II в. до н.э.), Среднее (II — I вв. до н.э.), Новое (I — III вв.).
Наиболее известными в наше время среди представителей Древней Стоа являются Зенон Китисский, Клеанф и Хрисипп, в списке работ которых вырезан соответствующий фрагмент произведения Диогена Лаэртского. Видными представителями стоицизма в Древнем Риме были Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий .
В переносном смысле стоицизм — это стойкость и мужество в жизненных испытаниях. Образ мудреца-стоика прочно вошел в повседневную жизнь европейского нравственного сознания. Уже при самом упоминании слова стоик в памяти всплывает образ человека, мужественно переносящего все превратности судьбы, спокойно и спокойно. непоколебимо исполняющий свой долг, свободный от страстей и волнений. Этот образ настолько популярен, что даже породил расхожее клише — стоически переносить трудности, испытания, — отмечает П. Гаджикурбанов.
Логика
Стоическая логика, в дополнение к формальной логической теории, включает изучение эпистемологических и лингвистических проблем.
К силлогистике стоики добавляют пять дизъюнктивных форм вывода, из которых должны состоять все правильные выводы. В этом случае в качестве переменных используются не понятия, а утверждения:
- Если есть А, значит, есть Б. А есть. Следовательно, есть Б.
- Если есть A, то есть B. Но B не существует. Следовательно, нет А.
- A и B не могут существовать одновременно. А есть. Следовательно, B не существует.
- Либо A, либо B. A. существует. Следовательно, B не существует.
- Либо A, либо B. B не существует. Следовательно, A существует.
Отправной точкой стоической теории познания является материя. Хрисипп говорит, что восприятие изменяет состояние нашей материальной души. Зенон считает, что он запечатлен в душе, как в воске.
Философы Древнего Рима
В Древнем Риме философы всегда находилась под очень сильным влиянием традиций Греции. Хотя все идеи античной философии были восприняты европейцами почему-то именно в римской транскрипции.
В целом история Римской империи – это «борьба всех против всех», то ли рабов и рабовладельцев, то ли патрициев и плебеев, то ли императоров и республиканцев. Причем все это идет на фоне какой-то непрерывной внешней военно-политической экспансии, а также на фоне борьбы с нашествиями варваров. Вот поэтому общефилософская проблематика тут отходит на второй план, так же, как и философская мысль древнего Китая. Вот поэтому в качестве первоочередных задач выступают именно сплочения всего римского общества.
Философия Древнего Рима, как и философия эллинизма, носит в основном этический характер. Она влияет непосредственно на политическую жизнь общества. В самом ее центре внимания находятся проблемы примирения интересов различных групп, а также вопросы достижения самого высшего блага, не говоря уж о выработке жизненных правил и так далее. Во всех этих условиях самое большое распространение и влияние получила философия, так называемых «стоиков». Они разработали вопросы о правах и обязанностях личности, а также о характере взаимоотношений личности и государства, добавив в сои умозаключения правовые и моральные нормы, при этом римская стая стремилась содействовать не только воспитанию дисциплинированного воина, но и, само собой. гражданина. Самый крупный представитель стоической школы – это Сенека, который жил с 5 года до нашей эры по 65 год нашей эры. Сенека был не только мыслителем и государственным деятелем, он также был наставником самого императора Нерона. Именно он рекомендовал императору придерживаться скорее умеренности и республиканского духа в своем правлении. Благодаря этому Сенека добился того, что ему «приказали умереть», так он, полностью следуя всем своим философским принципам, в окружении своих почитателей и вскрыл себе вены.
При этом самой главной задачей становления личности, согласно Сенеке считается достижение им добродетели. А вот изучение философии – это не только теоретические занятия, это также и фактическое осуществление добродетели. Сенека был уверен, что философия заключается не в словах, а именно в делах, так как она образует и формирует дух, упорядочивает жизнь, управляет действиями, а также указывает на то, что надо и что не надо делать.
Еще недавно существовало такое мнение, что древнеримские философы эклектичны и несамодостаточны. Но на само деле это не так. Если вспомнить поэму Лукреция Кара «О природе вещей», которая была написана примерно в 99-55 году до нашей эры, а также целый ряд других блестящих мыслителей – этого будет достаточно.
Взять того же Цицерона, жившего в 106-43 году до нашей эры. Это непревзойденный оратор и политик. В своих сочинениях он полемизирует с различными идеями крупнейших античных философов. Например, он с явной симпатией относятся к идеям Платона, тем не менее, резко выступает против его какого-то нереального и «вымышленного» государства. Он также высмеивает стоицизм и эпикуреизм. На примере философского творчества Цицерона опровергается тезис о равнодушном отношении практических римлян к отвлеченному философствованию.
Философия, которая сформировалась в эпоху Античности, более, чем на протяжении тысячелетия хранила и умножала теоретическое знание, а также служила регулятором общественной жизни. Она объясняла законы общества и природы, создавая при этом предпосылки для дальнейшего развития философского знания. Тем не менее, уже после того, как на территории Римской империи начало распространяться христианство, то античная философия подверглась довольно серьезной переработке.
Еще в разделе:
Физика
Стоики представляют мир как живой организм, управляемый имманентным божественным законом Логоса. Человеческая судьба — это проекция этого логоса, поэтому стоики возражали против идеи спора с судьбой или ее испытания. Главное препятствие к гармонии со своей судьбой — страсть. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец.
Согласно стоицизму, все сущее телесно и отличается только степенью грубости или тонкости материи. Сила — это не что-то нематериальное или абстрактное, это тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, — это Бог. Всякая материя — это только модификации, которые находятся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяются в ней. Вещи и события повторяются после каждого периодического возгорания и очищения космоса.
В центре стоического богословия — логотипы.
Логос неразрывно связан с материей. Он общается с ней; он полностью пронизывает, формирует и формирует его, тем самым создавая космос.
Взаимосвязь всего со всем понимается как осмысленный порядок, реализованный божественной волей. Этот порядок называется судьбой стоиков, а их предопределенная цель — провидение.
Периодизация стоиков
До определения этой школы стоиков в Афинах называли сообществом поэтов, собравшихся на Стоа Пойкиль за сто лет до того, как там появился Зенон, его ученики и единомышленники.
Древнее нахождение: III — II вв. до н.э. Зенон Китисский (ок. 336–264 до н.э.) — основатель школы; Клеанф (? — ок. 232 до н.э.); Хрисипп из Сола (281/277 — 208/205 гг. до н.э.). Их ученики: Персей Китийский, Аристон, Герилл, Зенон Тарсийский, Сферы Босфора, Ящик Малле, Диоген Вавилонский, Аполлодор Селевкийский, Антипатр Тарсийский и др.
Срединное положение (стоический платонизм): II — I вв. до н.э. Представители: Панетий Родосский (ок. 180-110 до н.э.) и Посидоний (ок. 135-51 до н.э.). Они принесли в Рим стоические идеи. Другие представители: Мнесарх, Дардан, Гекатон Родосский, Диодот, Гемин, Антипатр Тирский, Афинодор и др.
Позднее (римский стоицизм): I — II вв. н.э. Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.), Эпиктет (50–138 г. н. э.) И Марк Аврелий (121–180 гг. н. э.). Другие представители: Муссон Руф, Секст Херонейский, Гиерокл, Корнут, Евфрат, Клеомед, Юний Рустик и др.
Иногда выделяют 4-й период в развитии стоицизма, связывая его с учением некоторых пифагорейцев и платоников I — II веков нашей эры, Филона Александрийского.
В конечном итоге произошло сближение стоицизма с неоплатонизмом, а затем его растворение в последнем.
Также, несомненно, влияние стоицизма на гностические учения аскетической направленности (валентинианская и маркионитская школы).
Заключение
Таким образом, для стоиков философия — это не просто наука, а прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия способна научить человека сохранять самообладание и достоинство в сложной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской империи, где упадок морали в первые века новой эры достиг своего пика. точка. Сенека, в частности, был современником Нерона, одного из самых развратных и кровавых римских императоров.
Стоики считают свободу от власти внешнего мира над человеком добродетелью мудреца; его сила в том, что он не раб собственных страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям. Согласно стоикам, истинный мудрец не боится даже смерти; именно от стоиков пришло понимание философии как науки умирания. Здесь Сократ был образцом для стоиков. Однако сходство стоиков с Сократом состоит только в том, что они строят свою этику на знании. Но, в отличие от Сократа, добродетели ищут не ради счастья, а ради мира и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Они называют это безразличие апатией (бесстрастием). Бесстрастие — их этический идеал.
Достичь внутреннего покоя и бесстрастия — значит научиться полностью контролировать себя, определять свои действия не обстоятельствами, а только разумом. Требования ума неизменны, потому что они соответствуют природе. Под последним стоики понимают как внешнюю природу, так и природу самого человека. Природа для стоика — это судьба или судьба: примириться с судьбой, не сопротивляться ей — это одна из заповедей Сенеки.