Соотношение философии и мифа
Определение 2
Миф – это первичная форма мировоззрения, наиболее древний способ описания мира и места в человека в нем в виде эпических сказаний.
Мифическое сказание аккумулирует в себе чувственный опыт поколений и потому является специфическим для каждого конкретного этноса. В тоже время миф представляет собой достаточно поверхностный способ отражения мира в следствии чего мифические сказания различных народ часто пересекаются и даже дублируют друг друга, в том числе в условиях невозможности прямого заимствования сюжетов.
Миф может рассматриваться в качестве одного из источников философии, однако философское мировоззрение во многом строится на критике и противостоянии мифу. В отличии от философии в мифе центральное место занимает образ, и этот образ обладает синкретичностью, т.е. цельностью. Миф не может быть разделен на части и проанализирован, при подобной операции он теряет свое мировоззренческое значение и становится уже объектом философского анализа.
Еще одним различием мифа и философии является разрешение вопроса о положении человека в мире. С позиции мифа человек является неотрывной частью природы, человек кардинально не отличается ни от животных, ни от растений, ни от объектов неживой природы, которым приписывается наличие не только души, но и антропоморфных черт характера, способов поведения и мотивации поступков.
Философия и искусство
Как и философия, искусство является способом отображения мира и мироощущения. Сближающим фактором выступает наличие четко выраженной авторской позиции – как в философии каждая теория и система отражает взгляды конкретного философа и является авторской, так и в искусстве, каждый творец выражает свое мировоззрение определенным только ему присущим способом.
Однако если искусство сосредоточено на художественно-образном отражении мира и ставит в центр своего внимания чувственные проблемы отдельной личности, общности, нации или даже всего человечества, то философия строится все же на логически-рациональных основаниях, и несмотря на значительную степень индивидуализма, всегда направлена на поиск доказательств или опровержение конкретной позиции, что для искусства невозможно.
Философия как мировоззрение и ее источники
Рассматривая философию и сравнивая ее с мифологией, искусством и наукой, нельзя не отметить, что все они представляют собой различные системы общественного сознания, альтернативные способы мировосприятия и мировоззрения. При этом философия рассматривается многими исследователям как наиболее развития форма мировоззрения, интегрирующая в себя элементы других форм и способная охватить мир целиком во всех его проявлениях, а не только концентрироваться на отдельных его сторонах.
Вместе с тем философия представляет собой постоянно развивающуюся систему, которая на протяжении веков своего существования выдвигала различные мировоззренческие картины, обосновывала, а позже опровергала их, для создания более новых и актуальных, соответствующих требованию и запросам общества. При этом характерной чертой философии является плюрализм мнений и разнообразие существующих точек и теорий миропонимания, которые взаимодействуя между собой способствуют ее дальнейшему прогрессу.
- мифогенный,
- гносеогенный,
- теологический.
Мифогенная позиция указывает в качестве источника философии миф – наиболее древнюю форму мировоззрения. Философия возникает в тот момент, когда личность выходит за рамки мифа, сталкивается с событиями, которые тот не способен объяснить и предпринимает попытку рационального осмысления мира, на основании имеющегося мифологического знания и его критической оценки. С точки зрения сторонников мифогенной позиции ранняя философия – это всего лишь рациональное и структурированное переложение мифов, как например, философские рассуждения натурфилософов о происхождении мира.
Гносеогенная позиция предполагает, что источником философии выступили накопленные знания. Их обобщение, систематизация и попытка рационального обоснования и стали первыми философскими теориями.
Религиозные философы придерживаются теологической позиции, согласно которой философия есть побочный продукт богословия и возникает уже после его появления и направлена исключительно на обслуживание религиозных интересов, например, разрешения противоречий между верой и знанием, доказательством существования бога и т.д.
Вопрос единого источника философского знания остается открытым, наиболее вероятно, что в действительности философия возникла на основании синтеза накопленных научных знаний и попыток его приложения к переосмыслению архаической мифологической картине мира. При этом в своем развитии философия прошла через ряд этапов:
- космоцентрический,
- теоцентрический,
- антропоцентрический.
На космоцентрическом этапе в центре внимания философов оказывалась природа и силы, детерминирующие ее, под которыми предполагались некие высшие первоначала, глобальные и неизменные, делающие мир таковым, каким он является. Теоцентрический этап характеризуется подстановкой идеи бога на место данных сил. На антропоцентрическим этапе фокус внимания философов смещается на человека, его возможности и проблемы.