Субъекты и ресурсы власти. ресурсы политической власти

Введение

Основа политики — власть. Она представлена государством, его институтами и ресурсами. Власть способствует эффективному удовлетворению групповых и частных интересов. По этой причине он является основным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства и отдельных лиц. Но и власть оказывается самым загадочным, загадочным феноменом политики. Более поколения философов, социологов, политологов пытались раскрыть природу власти, понять, что заставляет общество, группу или отдельного человека подчиняться ей: Страх перед насилием или желание подчиниться? Конечно, власть не обязательно связана с насилием: Можно говорить о силе жеста, идеи, взгляда, красоты, слов, инстинкта и т.д. Кроме того, носителями политической власти являются отдельные лица, группы, классы, партии и государства Концепция власти является одной из центральных в политологии. Она дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, ее природы и характера имеет первостепенное значение для понимания природы политики и государства, позволяет отличить политику и политические отношения от всей суммы общественных отношений. Разгадка феномена власти, увеличение любых новых знаний о природе власти и механизмах управления, на мой взгляд, является едва ли не важнейшей задачей политологии.

Власть возникла с появлением человеческого общества и будет существовать всегда. Власть — это неотъемлемая связь между людьми. Прежде всего. Прежде всего, это необходимо для продолжения человеческого рода. В общем смысле, понятие власти означает право одних людей править, командовать, оказывать влияние и подчиняться другим. Власть была неотъемлемой частью общественной жизни, а потому развивалась в процессе эволюции человеческого сообщества, принимая различные формы в зависимости от этапа истории.

Организационные ресурсы

Организационные ресурсы направлены на создание оптимальных организационных структур, обеспечивающих оперативное выполнение заказов и надежный контроль. В то же время они должны использоваться рационально, чтобы блокировать естественную потребность бюрократического аппарата в расширенном самовоспроизводстве.

Ресурсы власти, хотя и вытекают из их фондов, в то же время относительно независимы и гораздо шире по содержанию, чем эти фонды. В российской политологии доминирует подход, при котором ресурсы общества делятся на два типа: 1) материально-экономический и 2) интеллектуально-информационный, каждый из которых дает возможность, с одной стороны, поднять политических акторов в их потенциальном статусе и ранге, а с другой — увеличить их мобилизующую силу и давление.

Ресурсы власти и политической системы

Осуществление власти и устойчивость политической системы определяется использованными при этом методами, а также ресурсами. Все ресурсы могут подразделяться по отдельным особым критериям. Одна из первых классификаций ресурсов была предложена Н. Макиавелли. В ее основе лежат мотивы, которые двигают человеком при совершении каких-либо действий и поступков в рамках осуществления своей власти.

Замечание 2

Ресурсы, относящиеся конкретно к реализации власти, могут подразделяться по характеру воздействия, а также по своим сферам, на которые они могут беспрепятственно оказать влияние. Соответственно, авторами выделяются нормативные, утилитарные и принудительные ресурсы политической системы.

При использовании нормативных ресурсов политической системы власть и человек, который обладает ею, оказывает особое влияние на мировосприятие личности, на его поведение. Регулируется она посредством социальных норм, которые способны постоянно меняться. Также важную роль играют правила взаимодействия индивидов, поскольку в разных условиях они пользуются совершенно разными средствами для общения и достижения поставленных целей. К ценностям и нормативным ресурсам относятся свобода личности, автономность ее деятельности от деятельности государства, ответственность за совершенные поступки или сказанные слова.

Власть и политическая система могут оказывать влияние на условия существования и жизнедеятельности людей. При этом полностью удовлетворяются их запросы и требования (повышение зарплаты, снижение налогов). Также появляется возможность улучшить условия труда, бытовые условия. Ресурсы такой группы называются утилитарными, направленными на создание благоприятных условий для человека и членов его семьи.

Третий вид ресурсов – принудительные (авторитарные). Человек боится за свою жизнь и жизнь близких, поэтому готов выполнять все условия, которые ставит перед ним политическая система. Сюда входит боязнь насилия, угрозы увольнения или потери собственного имущества.

1.4. Процесс властвования

В политической жизни отношения властвования представляют собой сложный процесс взаимодействия вовлеченных в них разнообразных структур, лиц, механизмов, которые выражают различный характер доминирования/подчинения всевозможных социальных групп. При этом властные взаимосвязи независимо от типа политической системы всегда обладают некими способностями воздействия на поведение граждан. В политической науке их принято называть «ликами власти».

«Первое лицо» власти означает ее способность побуждать людей к определенным действиям, заставлять их совершать поступки в русле тех интересов и целей, которые исходят от господствующего субъекта. Так, правящие партии, контролируя основные государственные структуры, побуждают граждан придерживаться установленных ими законов и правил, заставляют их действовать в направлении решения поставленных задач.

«Второе лицо» власти демонстрирует ее умение предотвращать нежелательные действия людей. В частности, правящие круги могут запретить экстремистские и радикальные организации, вытеснить нежелательные партии на периферию политической жизни, предотвратить контакты граждан с населением других государств. Власти способны искусственно ограничить поле политических дискуссий, запретив контролируемым ими СМИ обращаться к определенной тематике или введя строгую цензуру для прессы и телевидения. Особенно ярко запретительный характер власти проявляется в условиях чрезвычайного положения или ведения страной военных действий, а также при тоталитарных и деспотических режимах.

«Третье лицо» власти характеризует ее возможность осуществлять господство определенных сил при отсутствии видимого и даже смыслового контакта властвующих и подвластных. Например, авторитет политического лидера может стимулировать действия его сторонников в духе определенных заветов и после его смерти или тогда, когда он находится в заключении и его никто не видит.

Невидимое воздействие власти имеет место и при манипулировании общественным (групповым) мнением. Это происходит тогда, когда люди становятся участниками инициируемых властями процессов, не осознавая ясно истинных целей и замыслов правящих кругов. Например, власти могут проводить определенные эксперименты над группами военнослужащих или жителей страны, не ставя их в известность об опасности этих действий для здоровья людей. Иначе говоря, манипулирование есть кратковременная форма властвования, которая заканчивается, как только объект власти приобретает нужную ему информацию.

«Четвертое лицо» власти демонстрирует ее тотальность, т.е. способность существовать в виде повсеместного принуждения, исходящего отовсюду и не сводящегося к действиям какого-либо конкретного лица.    Власть выступает здесь как некая предписывающая поведение людей матрица и даже демоническая сила, которая «никогда не находится в чьих-то руках, никогда не присваивается». В этом случае власть не осознается людьми как чье-то персональное господство. Чаще всего такая форма принуждения отображает господство действующих в стране законов, норм, правил, традиций. Здесь очень распространены методы символического принуждения, привычки, стереотипы, предрассудки и проч.

Показательно, что русские анархисты М. Бакунин, А. Гордин и др. полагали, что власть политических норм и законов есть особая власть, требующая специфических способов отображения и обращения с нею. Если эти нормы исходят от верхов и не учитывают интересы рядовых граждан, то такая власть должна уничтожаться. Однако если эти порядки и правила инициируются самим населением, то такая устанавливаемая власть, напротив, должна последовательно укрепляться и развиваться.

2. Свойства политической власти. 

Энергетические ресурсы

Энергетические ресурсы состоят из оружия и средств физического принуждения, а также людей, специально обученных их применению. Ядро формируется армией, полицией, службами безопасности, судами и прокурорами с их физическими атрибутами: Здания, оборудование, тюрьмы и т.д. Эти виды ресурсов традиционно считаются наиболее эффективным источником власти, поскольку их использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества. Силовые ресурсы могут быть использованы для наказания, поощрения, убеждения и принуждения. Наказание, поощрение, убеждение и принуждение — это методы осуществления власти.

Такой ресурс политической власти выполняет функцию обеспечения обороны страны, защиты внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности политической власти, предотвращения любого вмешательства во власть с целью ее свержения. Как показывает исторический опыт, эти ресурсы довольно часто используются политическими властями в той или иной их части. Они относятся к числу наиболее эффективных и вызывающих страх, поскольку использование этих средств приводит к лишению собственности, свободы, а зачастую и самой жизни. Особенно часто политическая власть прибегает к таким средствам, когда речь идет об ослаблении своей власти, силы и влияния на общество. Они часто используются в годы экономических и политических кризисов. Политические власти используют армию, полицию и силы правопорядка для подавления массовых демонстраций с требованием смены правительства. Неоднократно войска навели «порядок» в обществе, охваченном конфликтом.

Понятие «властные ресурсы» часто ассоциируется с понятием «военная власть». Последнее обозначает ситуацию, когда в структуре политической власти доминируют военные. Исторический опыт дает многочисленные примеры этого. В то же время военные контролируют или заменяют все структуры власти. Особенности военной организации могут быть перенесены на деятельность гражданских структур. В этом случае создается полицейское государство.

↑ Структура власти

1) Источник власти2) Субъект власти 3) Объект власти4) Функции власти 5) Ресурсы власти 

Субъекты и объекты власти

Субъекты политической власти: отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д.

Отличительные особенности субъекта политической власти — его стремление к власти как к самоцели или средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д. Субъект власти также характеризуется способностью своевременно принимать правильные политические решения и доводить их до конца, чувством ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политической мудростью.

Субъектов политики можно определенным образом классифи­цировать. Обычно их подразделяют на 

  • (1) первичные — индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы; 
  • (2) вторичные — общественно-политические организации и движения, партии, поли­тические элиты и другие участники политической жизни. 
  • коллективными — политические партии, депутатские группы и дру­гие объединения, 
  • индивидуальными — политические элиты и их лидеры, обладающие властью и играющие в политике опреде­ленную роль.

Субъект определяет содержание властного отношения через:

Объектом политической власти являются те личности и соци­альные группы, на которые распространяется эта власть, застав­ляющая их предпринимать те или иные действия.

При этом различие между субъектом и объектом политики весьма относительно и зависит от конкретной политической ситуа­ции. Каждый человек или социальная группа могут выступать объ­ектами политической деятельности, если она направляется не ими, а другими субъектами, которые сознательно реализуют в ней свои интересы, используют при этом политическую власть.

Функции власти

  • выработка стратегии управления обществом;
  • разработка и принятие решений по основным направлениям развития общества;
  • оперативное управление и регулирование общественных процессов;
  • контроль важнейших параметров стабильности общественно- политической системы и направленности развития общества;
  • установление и поддержание отношений с государствами и народами других стран.

Источники и ресурсы власти

  • авторитет, 
  • сила, 
  • закон, 
  • богатство, 
  • знание, 
  • престиж, 
  • социальный и политический статус, 
  • тайна, 
  • интерес и т.д.

Ресурсы властиРесурсы власти

экономические

социальные

  • организационные — наличие организации, заинтересованной и способной добиваться достижения поставленных целей.
  • правовые

Ресурсы власти

Ресурсы власти — это все те средства, использование которых позволяет воздействовать на объект власти с точки зрения целей субъекта.

Одна из наиболее широко используемых классификаций ресурсов власти в западной политологии была предложена американским социологом итальянского происхождения, последователем Макса Вебера, Амитаем Вернером Этциони.

Утилитарные ресурсы — это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «купить» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные средства — это меры административного наказания, правоприменения, принуждения. Обычно они используются, когда утилитарные средства не работают. Например, привлечение к ответственности забастовщиков, которые не боятся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают в себя средства воздействия на сознание человека, формирование его убеждений, ценностей, мотивации его поведения. Они служат для того, чтобы убедить подчиненных в общности интересов граждан и властей, обеспечить согласие субъекта власти и принятие его требований.

Наиболее важной социальной причиной подчинения одних людей другим является неравное распределение властных ресурсов. В самом широком смысле, энергетические ресурсы — это «все, что отдельное лицо или группа может использовать для влияния на других»

Таким образом, энергетические ресурсы — это все те ресурсы, использование которых позволяет оказывать влияние на объект власти с точки зрения целей субъекта. Ресурсы — это либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.), либо средства, способные влиять на внутренний мир и мотивацию человека (телевидение, пресса и т.д.), либо инструменты (орудия труда), с помощью которых человек может быть лишен определенных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).

О роли личностных качеств

В демократическом обществе считается, что любой человек может достичь вершин власти. То есть нет людей, рожденных для того, чтобы руководить. Относиться к этому можно как угодно. Однако всемирная история говорит о том, что роль личности нельзя совсем отрицать. Человек, ведущий за собой общество, должен обладать определенным набором качеств, чтобы люди к нему тянулись, уважали, желали подражать. Нынче говорят, что такие способности можно воспитать. А без них власть становится шаткой, ее можно легко перехватить. Получается, что хоть в классификацию данный ресурс не входит, его значение признано. Публичный представитель власти должен обладать харизмой. И хотя бы вызывать уважение, если не восхищение народа.

Функции власти:

  • господство
  • координация
  • руководство политическими процессами
  • управление делами общества и государства
  • организация политической жизни и политических отношений
  • Контроль

Специфической разновидностью является политическая власть  — способность определённой  социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

 В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.

Проверь себя

Давайте узнаем, как хорошо вы разобрались, что такое власть в обществознании, ее признаках, видах и источниках. Ниже мы собрали задания, которые проверят ваши знания по материалу статьи.

Задание 2

Ниже мы перечислили 10 утверждений. Определите, какие из них верные, а какие — нет.

  1. Объект власти — это тот, от кого она исходит.

  2. Государственная власть ограничена территорией этого государства.

  3. Политическая власть не может регулировать свои отношения с гражданами.

  4. Образовательные учреждения не входят в число ресурсов власти.

  5. Политика не может влиять на судебную власть.

  6. Государственная власть — важная часть политической.

  7. Одобрение народа влияет на то будет политическая власть устойчивой или нет.

  8. По Веберу бывают 4 вида политического господства: харизматическое, либеральное, традиционное и рационально-правовое.

  9. Власть бывает личная и коллективная.

  10. В государственной власти объект — это само государство, а субъект — его население.

Задание 3

Перескажите своими словами все, что запомнили о теории разделения властей.

Надеемся, что эта статья помогла вам разобраться в видах и функциях власти. Еще больше углубить знания по этой теме и попробовать свои силы на заданиях можно на курсе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию от Skysmart. Там вас ждут пробные варианты экзаменов, помощь репетитора и разбор ошибок других выпускников. Узнать свой уровень и попробовать обучение на платформе можно на вводном уроке — это бесплатно.

Классификация энергетических ресурсов по сферам общественной жизни

Экономические ресурсы

Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для социального производства и потребления: средства производства, земля, минералы, продовольствие и деньги как их универсальный эквивалент.

Экономические ресурсы. Политическая власть, распространяя свое влияние на все сферы общества, опирается в то же время на ресурсы, которые лежат в их основе. Ведущая роль экономических ресурсов (особенно денег) определяется, во-первых, тем, что политическая власть просто не может функционировать без экономических ресурсов. Денежные ресурсы всегда необходимы для политической власти. Во-вторых, фактическое функционирование политической власти, реализация любой экономической программы требуют огромных экономических ресурсов. В центре внимания тех, кто находится у власти, находится экономическая политика. Уровень экономического развития страны и роль политической власти в его повышении являются основным критерием при оценке заслуг этой власти. Не будет преувеличением сказать, что сила власти, ее долговечность и легитимность прямо пропорциональны достигнутому уровню экономической стабильности общества. В-третьих, для сохранения политической власти и обеспечения ее безопасности необходимы экономические средства. Сохранение аппарата для поддержания политической власти требует значительных финансовых ресурсов. Таким образом, огромные экономические ресурсы необходимы как для завоевания власти, так и для реализации ее целей и ее сохранения.

Политическая власть использует экономические ресурсы для решения многих проблем государственного и международного характера. С помощью экономических ресурсов, особенно ресурсов государственного регулирования социальных процессов, политическая власть может многого добиться:

  • заставляют экономические процессы, которые набрали слишком большую скорость, замедляться;
  • стимулировать инвестиции в национальную экономику;
  • предотвратить монополизацию секторов экономики одной или двумя компаниями ;
  • предотвращать чрезмерное накопление капитала в стране путем поощрения экспорта;
  • предотвращать чрезмерное накопление капитала в стране и стимулировать экспорт;
  • замедлять инфляцию и резко снижать уровень безработицы и т.д.

Из чего складываются финансовые ресурсы органов власти

Вот здесь обычно возникает путаница. Дело в том, что люди подменяют понятия. Общие ресурсы власти они перекидывают на государственные структуры. Смысл, естественно, искажается. Получается, что работники государственных органов обладают властью. Хотя, это не совсем так. Ею наделено государство, а не отдельные чиновники. Последним же предоставляются финансы для выполнения конкретных функций. Деньги эти выделяются из бюджета. Значит, они являются государственными. Целью их использования не может быть личная выгода. Законы, во всяком случае, говорят именно об этом. Финансовые ресурсы органов государственной власти складываются из тех средств, которые платятся в бюджет предприятиями и гражданами. Кроме налогов в них входят штрафы и иные денежные наказания. Эти деньги государственные органы обязаны использовать для развития территорий. Есть еще специальные источники доходов страны. К ним относятся государственные предприятия. Их прибыли также поступают в бюджет и используются для развития общества.

Финансовые ресурсы власти

Некоторые из источников, дающие право управляющего воздействия, расположены в сугубо материальной сфере. Если рассматривать ресурсы государственной власти, то к ним относятся финансовые потоки, за которые отвечает правительство. Оно осуществляет сбор и распределение налогов. С одной стороны, это является обязанностью государства по отношению к гражданам. С другой – властным ресурсом. Ведь финансы сами по себе дают возможность влиять как на группы населения, так и на каждую конкретную личность. А раз есть определенная зависимость, следовательно, появляется возможность склонить на свою сторону, принять мнение, выраженное власть предержащими. Это можно рассмотреть на примере работы предприятия. Люди чаще всего прислушиваются к тому, кто имеет возможность влиять на начальство по вопросам распределения денег. Тот, кто держит в руках фонд заработной платы, тот и властью обладает. Так и в масштабах страны происходит. Пусть в политическом пространстве появится хоть святой философ, знающий как осчастливить каждого смертного, без денег он не сможет завоевать доверие людей. У него просто не будет возможности поговорить с каждым, то есть о нем никто не узнает. Ресурсы политической власти сродни тем, которыми пользуются руководители предприятий. Финансы занимают среди них первое место. Они позволяют донести свои идеи до каждого гражданина.

Принудительные средства

Конечно, нельзя полностью описать ресурсы и средства власти, не коснувшись силового механизма государства.

Ставить его предпочтительно на последнее место. Во всяком случае, в демократическом обществе не приветствуется его приоритетное использование. Силовые структуры применяются для того, чтобы предотвратить возможность перехвата власти элементами, не имеющими отношения к государству. То есть для его защиты. В идеале этот механизм должен действовать в прямой связке с субъектом власти – обществом. Такое положение вещей делает государство устойчивым. Еще этот механизм необходим, чтобы «поправлять» некоторых членов общества, ведущих антисоциальный образ жизни. Когда их действия или намерения ставят под угрозу права других, приходит время действовать силовым структурам. То есть они не только власть защищают, но и всех граждан.

Общественный контроль

Очень часто возникают споры по поводу использования некоторыми недобросовестными чиновниками (руководителями) власти в корыстных интересах. Таковое, как мы с вами знаем, происходит. Но не является нормой. Чаще всего негативные явления становятся возможными из-за равнодушия и «попустительства» субъекта власти. А таковым являются все люди. Даже маленький чиновник руководит определенной группой. Раз народ терпит его произвол, значит, он не желает иметь нормальную власть над собой. Для недопущения таких явлений необходим общественный контроль. Народ и сам может забрать себе часть власти. Вы скажете, что ничего люди против произвола не сделают? А вы еще раз изучите ресурсы власти. Один из них, а именно информационный, не так просто отнять у людей.

Список литературы

  1. Сергеев А.С. Источники политической власти. Москва.; Экспо — 2006 г.
  2. Пауст Р.П. Источники энергии. Москва.; Академия — 2002 г.
  3. Туринская А.А. Источники энергии и ресурсов. СПб..; Визит — 2011 г.
  4. Ресурсы власти. под ред. Сапфо А.Т. Москва.; Академия — 2012 г.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Реферат на тему: Приказы по личному составу
  • Реферат на тему: Принципы гражданского процессуального права
  • Реферат на тему: Меры административного пресечения
  • Реферат на тему: Культурология как наука
  • Реферат на тему: История развития электрического освещения
  • Реферат на тему: Взаимодействие тел и законы Ньютона
  • Реферат на тему: Причины крестовых походов
  • Реферат на тему: Средний мозг строение и функции
  • Реферат на тему: Правоспособность гражданина
  • Реферат на тему: Причины межнациональных конфликтов

Сущность власти и политической системы

В современном научном знании укоренилось как обыденное определение понятия «власть», так и его научная трактовка. Связано это не только с многозначностью данного слова, но и с широким диапазоном его употребления. Среди многочисленных трактовок понятия «власть» мы выделим следующие:

  1. Власть – это один из серьезнейших способов влияния, которое один человек может оказывать на других, навязывая свою волю, ценности и мировоззрение;
  2. Власть представляет собой достижение определенных целей (в первую очередь связанных с усилением своего влияния на других людей);
  3. Власть как возможность использовать определенные средства для дальнейшего развития и усиления своего влияния;

Также многие авторы подразумевают под властью особый тип социального действия, который основан на осознании возможностей изменить поведение других людей, направить его в выгодных для человека позициях. Тем не менее, в общем виде власть представляет собой основной элемент жизни любой социальной системы, который выражается в специфическом отношении между двумя субъектами (как минимум).

Замечание 1

Власть эквивалентна политической системе. Политическая система обязана быть конструктивной, основываться на принципе созидательности. Это значит, что она должна быть реализована путем гармонизации отношений между людьми, их потребностей и интересов как большинства населения. Тем не менее, политическая система и власть может нести разрушительные последствия, поскольку нередко реализуются вопреки интересам большинства жителей государства. Это ведет к плачевным последствиям, к разделению общества на тех, кто поддерживает текущий политический режим и тех, кто выступает против него.

Источники власти

В Конституции записано, что право распоряжаться страной принадлежит народу. Кстати, таковой пункт внесен в основные законы многих стран. Фактически же решения принимают вполне конкретные лица, а не народ в целом. Значит, общество делегирует свои права этим людям. Вот здесь и начинаются ресурсы власти. Они вполне конкретны и строго определены. Специалисты предлагают несколько методов их классификации. К примеру, в некоторых источниках к ресурсам власти относятся финансовые и принудительные, социальные и информационные. Давайте остановимся на этой классификации и постараемся расшифровать простым языком, то, что включено в каждый пункт. Пожалуй, можно добавить, что ресурсы власти включают в себя еще и персональные характеристики личности. Так говорил В. Крюгер. Наверняка спорить с этим сложно. Давайте далее остановимся на этом подробнее.

Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.

Суть разделения властей       заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Суть разделения властей:

— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти

Разделение властей в РФ:

  • законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан
  • исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными  делами
  • судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Основания власти и политической системы

При исследовании власти, политической системы и ее оснований, необходимо иметь в виду социальную сущность власти. Она определяется следующими аспектами: во-первых, политическая система исходит из интересов общества, возникает в нем. Люди осознают, что без контроля за их деятельностью, без властного начала наступит хаос, которую приведет к саморазрушению социальных связей. Во-вторых, политическая система, если она принята большей частью общества, обеспечивает упорядочение интересов населения, регулирует его целостность, а также отношения между отдельными людьми или более широкими социальными группами.

Структура политической системы включает в себя следующие компоненты:

  1. Источники политической власти – авторитет человека или отдельной социальной группы, сила и престиж, закон, которому он следует. Особую роль играет богатство, личные качества, харизма, умение убеждать, быть услышанным, заинтересовать публику и избирателя;
  2. Основания власти – в первую очередь экономический аспект (ресурсы государственной власти и политической системы), социальные, юридические и правовые основания для совершения деятельности, административно-силовые меры, а также культурные и информационные ресурсы;
  3. Субъекты власти – институты государства (экономические, политические, социальные, духовные, образовательные, трудовые и многие другие), само государство, политическая элита и лидера политических партий и общественных организаций, которые вправе осуществлять власть и решения по будущему страны;
  4. Объекты политической системы – непосредственно индивид как гражданин государства, избиратель. Также объектом становится более обширная социальная группа или класс;
  5. Функции власти, такие, как контроль, руководство, принятие особо важных решений, которые оказывают влияние на все сферы жизни общества. Также к функциям относится мобилизация, координация, управление и организация различных органов и систем для их целесообразного функционирования и регулирования более узких сфер жизни человека;
  6. Ресурсы власти – насилие, принуждение, убеждение, традиции, правовая составляющая. Об этом мы поговорим в следующей части нашей статьи.

Заключение

Ресурсы власти — это интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, энтузиазм, энтузиазм, неудовлетворенность и т.д.). Национальные и религиозные чувства могут стать эффективным ресурсом власти.

Одним из ресурсов власти является язык как элемент политической культуры. Язык власти специфичен, он опирается на мифы, стереотипы, а значение слов зависит от воли правителя, от умения читать между строк.

Ресурсы включают в себя экономический, военный и культурный потенциал страны, территорию государства, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения и их качество (культура, образование, трудоспособность и т.д.). Важны традиции, идеология, вера, доверие, общественный настрой, участие общественности в политике, время, имеющееся у власти для решения своих задач. Ресурсы власти включают в себя знания, профессионализм, пропаганду во всех ее формах, средства массовой информации.

Различные ресурсы используются субъектами власти, как правило, в комплексе, хотя каждый вид ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия.

Энергетические ресурсы — это особый инструмент, и если их правильно использовать, то они укрепляют как саму власть, так и ее основы. При неправильном подходе они разрушают власть и способствуют возникновению кризисов и революций.

В результате рассмотрения основных видов ресурсов политической власти необходимо решить, какие из них являются наиболее важными, а какие — второстепенными. Определённого ответа нет. В разные периоды времени тот или иной ресурс приобретает решающее значение. Например, во время переворотов или других вызовов политической власти энергетические ресурсы приобретают решающее значение. Экономические и социальные ресурсы играют важную роль в периоды стабильного экономического и политического развития. Практика показывает, что все виды вышеуказанных ресурсов входят в число постоянно действующих, необходимых для политической власти.

На выбор ресурсов, используемых властью, влияет ряд обстоятельств: уровень экономического развития (рецессия или подъём), уровень жизни, уровень зрелости гражданского общества, политическая культура лидеров, элит и населения, культурная и религиозная среда.

Очевидно, что существование политики невозможно без определенных средств власти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: