Егэ. обществознание. политика. 4.3. политика. политическая система

Структура и функции политической системы. стабильность и эффективность политической системы. | категории политичсекой науки вики | fandom

Организационно-институциональная подсистема

Люди, совместно действующие организованной группой для достижения какой-либо политической цели, — это политическая организация. Например, политическая партия, общественное движение или объединение, которое влияет на государственную политику, а также группа граждан с инициативой выдвижения кандидатов в депутаты, даже ячейка революционеров. Можно назвать и те организации, для которых политические цели не являются основными, — церковь или профсоюз, клубы рыбаков или нумизматов, однако в некоторых условиях и они подчас выступают как политические организации.

А вот политический институт — это гораздо более сложный элемент системы, поскольку социальное взаимодействие у него устойчиво и постоянно, где он регулирует свой участок на политической арене общества. Политическая система, понятие и функции которой значимы для всего общества, формирует упорядоченное устройство с распределением социальных ролей и чёткими правилами взаимодействия. Здесь можно назвать институт госслужбы, парламент, исполнительную власть, институт главы государства, монархию, президентство, гражданство, судопроизводство, политические партии и тому подобное.

Понятие и общая характеристика структуры политической системы

Одним из основных признаков политической структуры любого общества выступает ее сложная внутренней организация, обусловленная большим количеством институтов, компонентов и субъектов, вовлеченных в процессы, протекающие внутри соответствующей системы.

Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в наиболее общем виде определение структуры политической системы общества может быть сформулировано следующим образом:

Определение 1

Структуры политической системы – это совокупность составляющих ее содержание элементов и взаимоотношений между ними, посредством которых обеспечивается целостность политической системы и реализация стоящих перед ней функций и задач.

При этом необходимо обратить внимание на то, что структуру политической системы было бы неверно представлять исключительно в качестве суммы элементов, вовлеченных в нее – напротив, для понимания значения каждого структурного элемента проводится внутренняя дифференциация политической системы посредством формирования разного рода структурных систем и классификаций. Так, в современной политологической литературе предлагаются следующим подходы к пониманию структуры политической системы общества:

Так, в современной политологической литературе предлагаются следующим подходы к пониманию структуры политической системы общества:

  1. Исходя из ролевого понимания политической системы, при котором она рассматривается с точки зрения особенностей взаимодействия субъектов, выполняющих различные политические функции, и ориентированные, в этой связи, на конкретные образцы политически значимого поведения. Данный подход был сформулирован и предложен американским политологом Габриэлем Алмондом;
  2. Структура политической системы может дифференцироваться, следуя принципу политической стратификации, то есть порядку, согласно которому те или иные группы принимают участие в осуществлении власти. Так, политические элиты принимают политические решения, бюрократия призвана выполнять решения элиты, граждане формируют институты представительной власти.
  3. Институциональный подход, в рамках которого каждый институт политической системы обслуживает определенные группы потребностей, выполняя определенные политические функции.

Так, например, в рамках институционального подхода утверждается, что, государство, как ключевой элемент структуры политической системы выражает общие интересы, политические партии, в свою очередь, стремятся к представительству наиболее устойчивых групповых интересов и потребностей, и т. д.

При этом наряду с обозначенными подходами, принято выделять системный способ структурирования политической системы, который в настоящее время получил наибольшее распространение в политологической литературе. В соответствии с данным подходом, структура политической системы представлена институциональной, нормативной и коммуникативной системами, подробный анализ содержания которых будет проведен ниже.

Политические партии

Идеологическая организация, которая объединяет граждан, имеющих одинаковые политические взгляды, для реализации своей программы во власти создаёт партию. Идеология — это философия, идеи, которыми партия руководствуется в политической борьбе. По этому принципу партии можно разделить на либеральные, консервативные, социал-демократические и просто демократические, коммунистические, социалистические и националистические. У каждой из них руководящие кадры и организационная структура постоянны, есть устав и оформляется членство.

Организация, не имеющая пятидесяти тысяч членов, партией в России называться не может. Государство подразделяет партии на системные и несистемные, где системные являются частью действующей политической системы и руководствуются существующими законами. Несистемные обычно полулегальны или нелегальны и борются против существующей системы. Демократические государства обычно переходят из рук в руки: правящая партия после следующих выборов вполне может стать оппозиционной, а оппозиционная — правящей. Авторитарные и тоталитарные государства обычно однопартийны, редко двухпрартийны, а демократические многопартийны.

Функции политической системы

Политическая система общества выполняет определенные функции:

  • обеспечение политической власти для конкретной социальной группы, или большей части какого-либо общества, установление и реализация конкретных методов и форм властвования;
  • управление разными сферами жизнедеятельности в интересах отдельных групп и большей части населения (постановка целей, задач, программ, путей развития общества в работе политических институтов);
  • преобразование требований общества в политические решения (конверсии);
  • приспособление к изменяющимся условиям общественной жизни (адаптации);
  • мобилизация материальных и людских ресурсов (финансирование, избиратели и т.д.) для достижения определенных целей в политике;
  • защита политического строя, его основных ценностей, идеологии, принципов (защитная);
  • установление и дальнейшее развитие взаимовыгодных отношений с иными государствами (внешнеполитическая);
  • согласование коллективных требований и интересов разных социальных групп (консолидирующая);
  • создание и дальнейшее распределение ценностей, как материальных, так и духовных в соответствии с идеалами общества (распределительная), удовлетворение интересов разных субъектов;
  • интеграция общества, формирование условий для взаимодействия разных компонентов его структуры, объединение различных политических сил позволяет сглаживать, устранять возникающие в социуме противоречия, устранять коллизии, преодолевать конфликты.

К социальным функциям политической системы относятся: оптимизация и мотивация движения общества к его целям; определение наиболее перспективных направлений общественного развития; распределение ресурсов; разработка правил и норм поведения членов общества; приобщение населения к активному участию в политической жизни; согласование интересов разных субъектов; обеспечение безопасности и стабильности в обществе; контроль за выполнением законов, правил и норм.

Замечание 2

Политическая социализация – это процесс, в результате которого формируется политическое сознание, и индивид становится частью конкретного политического механизма. Благодаря этому наблюдается воспроизводство политической системы, что происходит вследствие обучения новых членов общества, их приобщения к политической деятельности.

Политическая система благоприятствует легитимации политической власти, достижение определенного уровня соответствия политической жизни в реальности официальным правовым и политическим нормам.

Для сохранения политической системы выделяются следующие функции (Габриэль Алмонд): политическая социализация, реагирование на идущие изнутри и извне системы сигналы, адаптация к внутренней и внешней среде (реализуется посредством отбора и подготовки субъектов власти), экстракционная функция (ресурсы берутся из внешней и внутренней среды), регулирующая функция (осуществление управленческих действий), дистрибутивная функция (согласование интересов разных групп общества), избирательная функция.

Институциональная система как компонент структуры политической системы

Институциональная система традиционно признается основным элементом политической системы. Ее характеристика основывается на понимании «института» в политической науке, как разного рода упорядоченных социально-политических отношений.

Иными словами, содержание рассматриваемого компонента политической системы представлено группами людей, объединенных какой-либо идеей, возложенными задачами, и т.д. – то есть совокупность государственных, партийных, общественно-политических и иных институтов, выражающих и представляющих различные по значимости интересы.

Самым важным компонентом рассматриваемой институциональной системы, в наибольшей степени реализующим общественные интересы является государство, поскольку именно в его руках сосредотачивается вся полнота государственной власти и ресурсов, распределяемых между всеми членами общества, в том числе, в рамках реализации возложенных на него полномочий.

Кроме того, в институциональную подсистему, как структурный элемент политической системы входят политические (например, партии, группы давления, и т. д.) и неполитические институты, имеющие возможность оказывать непосредственное и косвенное влияние на власть и общество (например, средства массовой информации).

Политика.

Политика – термин в античности означал «участие в управлении полисом». (Полис — город-государство).

Политика – это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.

 «Политика» — многозначное слово.

  • политика – деятельность органов власти, общественных организаций, лидеров, направленная на урегулирование отношений между большими социальными группами по поводу власти в соответствии с их интересами;
  • политика – конкретные действия и методы людей, наделенных властью;
  • политика – совокупность текущих вопросов, событий, фактов государственной и общественной жизни (политика приватизации собственности и т.д.);
  • политика – различные формы участия граждан в делах общества и государства и т.д.

Субъекты и объекты политики.

Субъекты политики – это участники политического процесса (группы, партии, нации, общественные объединения, классы или отдельные личности), способные осознанно бороться за власть и реформы.

Объект политики – это сфера политической деятельности государства и других субъектов.

Цель в политике – это идеальный желаемый результат, который служит побудительным мотивом предпринимаемых действий.

Задачи политики.

Задачи политики – это пути и методы, направления деятельности для достижения целей:

  • обладание власти в руках политиков и борьба за власть между ними;
  • управление политическим поведением населения (классов, этнических групп, наций) во имя сохранения целостности общества;
  • выражение значимых интересов всех групп и слоев в государстве;
  • регулирование взаимоотношений людей, особенно на уровне социальных групп (классы, нации, возрастные и профессиональные группы, представители разных идеологий);
  • разработка законов и других нормативные акты для нормального функцио­нирования общества;
  • осуществление контроля за развитием социальных процессов.

Виды политики.

По направлениям деятельности:

  • внутренняя – внутригосударственная деятельность (экономическая, социальная, оборонная, деятельность в области здравоохранения, образования, культуры);
  • внешняя – международная (взаимодействие с другими странами на международной арене).

  По субъектам:

  • политика государства,
  • партий,
  • профсоюзов,
  • общественных движений и др.

 Политические средства.

Средства – это конкретные факторы влияния субъектов политики на объект избирательные компании:

  • забастовки;
  • митинги;
  • пропаганда;
  • вооруженные действия и т.д.

Методы политики.

Методы политики – это способы, приёмы воздействия, которые использует субъект с целью добиться повиновения объекта (чтобы подчинить объект):

  • убеждение
  • поощрение
  • принуждение
  • насилие и др.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: