Субъекты политической системы

Субъекты и объекты политического процесса

Государство как субъект политической системы

Государство выступает в качестве ключевой, особой политической организации, которая осуществляет функции управления обществом. Также именно на государстве лежит ответственность за установление порядка в обществе и его стабильного развития в соответствии с международными требованиями.

Как основной субъект политической системы, государство обладает некоторыми основными признаками, среди которых:

  • наличие определенной территории, которая отделена государственной границей;
  • суверенитет (независимость от других государств);
  • широкая социальная база (наличие большого количество различных социальных институтов);
  • право на сбор налогов с населения;
  • публичный характер власти (возможность гражданам выбирать своего лидера или основные политические партии);
  • наличие государственной символики (гимн, герб, флаг).

В некоторых случаях понятие «государство» употребляется эквивалентно таким понятиям, как «страна», «общество» и «правительство». Но среди них есть фундаментальные отличия. Под страной принято понимать культурно-климатическое пространство, в то время как государство – это политическое понятие, обозначающее политическую организацию определенной страны (политическую систему, форму устройства, режим). Общество – более широкое понятие, чем государство, поскольку оно может быть государственным или же догосударственным. Правительство наоборот – часть государства как большой системы, а также инструмент осуществления политической власти.

Определение 1

Таким образом, государство – это особый социальный институт, который обладает своим функционалом и ключевыми признаками, а также является субъектом политической системы. Ого определяется публичностью власти, определенной независимой (суверенной) территорией, правом на взимание налогов и иных сборов с населения страны, а также претензией на представительство всего общества как единой системы и на защиту общих интересов и единых целей, которые преследуют граждане государства в своей деятельности.

Типы политических систем

На протяжении истории человечества существовало и в настоящее время существует огромное количество политических систем.

Тип политической системы — это совокупность общих признаков, свойственных определенным группам политических систем. Данная категория отображает прежде всего момент изменчивости, развития изучаемого явления. Классификации политических систем проводят по различным основаниям.

По основанию формационный подход можно выделить политическую систему рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества.

По основанию положение личности в обществе (отсутствие либо провозглашение и наличие гарантий прав и свобод граждан), степени централизации власти и методов ее осуществления выделяют две основные категории политических систем: авторитарные и демократические.

По отношению к действительности различают консервативные политические системы, которые характеризуются относительной стабильностью политических институтов, и реформаторские политические системы, в которых те или иные политические институты формируются или развиваются. В зависимости от направленности развития говорят о прогрессивных и реакционных политических системах.

По состоянию политической структуры и уровню политической культуры выделяют следующие типы: англо- американский, континентально-европейский, доиндустриальный, тоталитарный.

Рассмотрим названные виды.

Политическая система англо-американского типа (США, Ангия, Канада, Австралия) характеризуется однородностью культуры. Политические цели и средства их достижения разделяют все. Большинство населения ставит выше всего свободу личности, массовое благосостояние и безопасность. Эта система четко организована (каждый элемент выполняет свои функции), стабильна.

Политическая система континентально-европейского типа (Франция, Германия, Италия) характеризуется смешанной политической культурой, сосуществованием новых и старых культур. Характерно наличие многих политических партий с разной идеологией и старыми традициями, имеющими значительное влияние в обществе.

Доиндустриальная (или частично индустриальная) политическая система (многие страны Азии, Африки, Латинской Америки) отличается смешанной политической культурой, но она сильно отличается от смешанной политической культуры западноевропейских систем, поскольку может соединять в себе самые неожиданные противоположности: западные ценности, этнические и религиозные традиции. Для данного типа политической системы свойственны личный авторитаризм, высокий уровень насилия.

Политическая система тоталитарного типа (фашистская Италия и Германия) отличается чрезмерной централизацией власти, высокой степенью насилия и т.п.

Существует классификация политических систем по характеру их взаимоотношений с внешней средой: открытые и закрытые.

Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы находят внутри таких систем.

Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны.

Сущность субъектов политической системы. Государство как ключевой субъект политической системы общества

Политическая система, как неотъемлемый компонент любого общества характеризуется наличием сложной внутренней организации, обуславливающих разнообразие научных точек зрения и подходов к проведению ее характеристики. Так, в наиболее общем виде политическая система может быть определена следующим образом:

Определение 1

Политическая система общества – это совокупность взаимодействий и отношения политических субъектов, связанных с осуществлением политической и государственной власти, а также управления обществом, организованная на единой нормативно-ценностной основе.

Анализ приведенного определения позволяет сделать вывод об исключительной важности проведения характеристики субъектов политической систем для целей формирования полного и целостного представления о сущности соответствующей системы в целом

При этом также следует обратить внимание на то, что степень и границы политической деятельности рассматриваемых субъектов во многом зависят от существующей политической системы, с необходимостью, определяющей пределы и нормы политической активности

Кроме того, важное значение в данном вопросе принадлежит социальной структуре общества, разнообразным социальным барьерам, общественному положению различных слоев и социальных групп, отдельной личности, и т. д

д.

  1. Собственно политические организации, цели и направления деятельности которых непосредственно связаны с отправлением политической и государственной власти (государство и политические партии);
  2. Не собственно политические организации, которые косвенно осуществляют политическую власть, однако соответствующая деятельность не является основной целью и задачей функционирования данного субъекта политической системы (например, профессиональные ассоциации и союзы, средства массовой информации, и т.д.);
  3. Неполитические организации, которые будучи элементом гражданского общества, фактически не участвуют в осуществлении политической власти (например, спортивные организации).

В специальной литературе центральным субъектом политической системы, занимающим ведущее положение признается государство, поскольку оно выступает в качестве единственного официального представителя всего народа страны, а не только отдельных социальных групп, является единственным носителем суверенитета, обладает аппаратом публичности власти, правом на легальное применение принуждения, монополией на правотворчество, и т.д.

Понятие политической системы общества

Назначение государства состоит в организации социального управления, само государство — специфическая форма организации управления обществом.

В этом управлении, наряду с государственными органами, принимают участие граждане и объединения граждан (партии, профсоюзы, церковь и т.п.)

Совокупность государственных органов, разнообразных общественных объединений и граждан, участвующих в политическом управлении делами общества, и получила название политической системы общества.

Термин «политическая система» получил распространение со второй половины 70-х годов, что в определенной степени связано с его употреблением в Конституции СССР 1977 года. До этого использовались такие термины как «политическая организация классового общества», «система социалистической демократии».

Существует множество определений политической системы, которые отличаются концептуальными подходами. Приведем некоторые из них.

Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющий определенные политические функции.

Под политический системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. В состав политической системы входят следующие социальные институты: государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.

Политическая система — это совокупная связь общественных отношений, представленных в органах государства, общественных организациях, с которыми связано осуществление государственной власти.

Политическая система общества — это единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов непосредственной демократии, через которые народ участвует в управлении делами общества и государства.

Политическая система общества — целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических партий, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политический деятельности, уровень политического творчества в обществе.

Политические системы понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в управлении делами общества.

Нация

В настоящий момент под определением «нация» понимаются два значения

Первое – нация как общность граждан всей страны без различий по этническому или религиозному признаку (французы, россияне, британцы).

Второе – нация – как этническая группа, этнос, определяемая единым культурным, языковым и историческим прошлым. В данном случае нация, этнос определяется как социо – культурное понятие и возможны существования различных наций – русской, татарской, бурятской и т. д. Отметим также, что принадлежность к этносу определяется только характеристиками культуры, в которой растёт и взрослеет человек.

Структура политической системы общества

В научной литературе элементы политической системы подразделяются на следующие группы:

а) собственно-политические: государство, политические партии, отдельные общественные организации.

Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель. Она заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества; в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные слои и классы, существующие в обществе; в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь.

б) несобственно-политические объединения — это такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Это — профсоюзные, кооперативные и иные организации. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно-политических объединений, никогда не выступает политическая цель. Свою деятельность данные институты осуществляют не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования. Она не имеет для них решающего значения.

в) организации, имеющие незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, туристов и т.п.

Политический оттенок они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических решений.

Решающую роль среди всех вышеназванных объединений — составных частей политической системы общества всегда играло и продолжает играть государство.

Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. По функциональному признаку можно выделить следующие виды подсистем: институциональная, нормативная, коммуникативная, культурная и функциональная.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую систему общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулярное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан. Нормативную подсистему образуют всевозможные нормы, которыми определяют внешнее поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществление принятых решений. Эти нормы — основные правила участия во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа: нормы-привычки и нормы-законы.

Функциональная подсистема — это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств. Коммуникативная подсистема устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.), а также средства массовой информации (телевидение, радио, журналы, книги, рассчитанные на огромную аудиторию).

Вопрос № 4. Место государства в политической системе общества

Государство в политической системе занимает центральное место. Оно одновременно выступает ведущим субъектом политической системы, поскольку, во-первых, обладает суверенитетом, т. е. независимостью и самостоятельностью по отношении к кому либо. Во-вторых, только государство одно обладает правом применения силы – все остальные либо получают данное право от государства, либо вообще им не обладают. В-третьих, как мы писали в предыдущих лекциях, политика переводиться с греческого как искусство управления государством и обществом, в связи с чем все другие институциональные элементы политической системы именно стремятся обладать государственной властью, осуществлять власть в своих интересах. Поэтому вся политическая система как бы вертится во круг государства.
Территориально политическая система совпадает с государством, однако по элементному составу она шире государства. Но не надо соотносить политическую систему с государством как целое и часть. Государство больше чем часть политической системы. Так скажем если в политической системе отсутствует какой либо другой институциональный элемент (например, профсоюзы) то она все равно будет существовать и вполне нормально функционировать. И здесь профсоюзы выступают только частью политической системы. Если же из политической системы удалить государство, то попросту не будет и самой политической системы или по крайне мере она будет не полноценной.
Кроме того другие элементы политической системы могут не взаимодействовать между собой (например, партии и религиозные организации), но все они без исключения так или иначе поддерживают коммуникацию с государством.
Более того от государства и зависит в итоге тип политической системы, поддержание того или иного итогового политического состояния государства, нормальное и напротив деструктивное функционирование политической системы, регулирование политических отношений в стране и в этом ракурсе государство можно рассматривать даже шире политической системы.
Все сказанное позволяет заключить, что государство и связанные с ним властные отношения по поводу управления им составляют ядро политической системы, выступает в виде главных, глубинных и в тоже время, всепроникающих пластов политической системы общества.

Средства массовой информации как субъект политической системы

Средства массовой информации носят название «четвертой власти», поскольку способны также влиять на общественной устройство, как законодательная, исполнительная и судебная власти. Тем не менее, учитывая проникновение СМИ в политическую жизнь, сегодня они являются субъектом политической системы.

Средства массовой информации были созданы как открытые учреждения, которые функционируют для публичной передачи информации при помощи специальных технических средств. Отличительные черты средств массовой информации как субъекта политической системы следующие:

  • Публичность средств массовой информации, которая заключается в неограниченном круге пользователей, не зависимо от их возраста, пола, профессионального и социального статуса, мировоззрения и вероисповедания, а также политических предпочтений;
  • Наличие технического оснащения, приборов и аппаратуры для передачи информации (при помощи радио техники, телевизора, компьютера и гаджетов);
  • Не прямое, а в какой-то степени разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных партнеров между собой. этими партнерами являются непосредственно информатор (средство массовой информации, его инструменты) и зритель (потребитель информации);
  • Однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей. Хотя сегодня каждый человек может рассчитывать на обратную связь, а также сам стать героем или источником какой-либо новости (рассылка видеозаписей с места событий, комментариев очевидцев, участие в интервью);
  • Непостоянный, дисперсивный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, которое проявляют зрители к конкретной передаче или статье, а также к новости в Интернет-ресурсах.

Группы давления как субъект политической системы общества

Еще одной категорией, традиционно относимой к числу субъектов политической системы общества, выступают группы давления:

Определение 3

Группа давления – это общественное объединение, активно стремящееся к удовлетворению собственных интересов и потребностей социальных общностей, посредством целенаправленного воздействия на структуры политической власти.

При этом важной характеристикой понятия «группа давления» выступает то, что соответствующие субъекты осуществляют превращение различных социально-групповых интересов, формируемых в гражданском обществе, в собственно политический фактор, поскольку группы давления, образуясь в условиях относительного жесткой организационной структуры, способны оказывать действительное воздействие на политическую жизнь страны, которое нередко превосходит влияние политических партий

Классификация субъектов политики

Личность. Отдельная личность может, стать субъектом политики лишь полностью усвоив и осознав особенности политической и социальной жизни государства и общества. Приобретение же и освоение навыков политической жизни называется политической социализацией личности.

Выделяют три стадии политической социализации личности: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.

Институтами, которые влияют на политическую социализацию личности, могут выступать родители, школа, университет, государство, политические партии, СМИ – печатные, электронные и Интернет.

Можно выделить следующие типы социализации

  • Гармонический – воспитание, основанное на приверженности к действующей власти и проводимой ею внутренней и внешней политике.
  • Конфликтный — означает воспитание на основе утверждение ценностей какой – либо политической, социальной, этнической или религиозной группы, что означает противостояние с носителями иных взглядов и норм политического поведения, в том числе и с государственной властью.
  • Плюралистический – воспитание, которое утверждает терпимость к другим политическим взглядам и мнениям.
  • Гегемонистический – означает воспитание в духе утверждения и насаждения собственных политических ценностей, и неприятие иных точек зрения и мнений.

Замечание 1

Стоит отметить, что в советское время главным и основным был гегемонистический тип политического воспитания. В настоящее время в России присутствует плюралистический тип.

Лидер – человек являющийся политическим субъектом имеющий возможность принимать важные решения и нести за них ответственность

Концепции, согласно которым даётся определения лидера и лидерства:

  • Теория черт – согласно данной теории лидером может стать человек, который обладает определёнными личностными качествами. Однако, нет единого мнения
  • по поводу того каковы эти черты.
  • Ситуационная теория – данная предполагает, что в определённой ситуации каждый человек может стать лидером из – за своих присущих именно ему качеств, важных и нужных в конкретный момент.
  • Теория последователей – согласно данной теории лидер выдвигается той или иной группой людей, которые готовы ему подчиниться и являются его последователями.
  • Синтетическая теория — феномен лидера и лидерства складывается из трёх составляющих – самого лидера, ситуации, его окружения.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: