Право: понятие, признаки, функции

Право: понятие, признаки, виды, функции, принципы . курсовая работа (т). тгп. 2008-12-09

Существенные признаки права

  Чтобы лучше понять, что такое право, важно знать его основные признаки:

  1. Общая действительность. Право состоит из правовых норм, которые отличаются от моральных, этических и других социальных норм тем, что они являются строго обязательными, и государство контролирует их соблюдение.
  2. Системность. Право — это строго регламентированная и согласованная система правовых норм, в которой отдельные нормы не могут противоречить друг другу. Термин «системность» в данном контексте можно рассматривать как синоним слова «целостность».
  3. Формальная готовность. Правовые нормы устанавливаются государством и изложены в письменной форме. Следовательно, они формальные, в отличие от других типов социальных норм.
  4. Интеллектуальный и сильный характер. Право — это результат интеллектуальной деятельности людей. Он отражает потребности, интересы и цели не только общества, но также отдельных лиц и организаций и, таким образом, выражает их волю. Регулирующие функции права также возможны только при содействии духа и воли лиц, выполняющих эти функции.
  5. Государственное принуждение. Соблюдение верховенства права контролируется государством, которое оставляет за собой право принуждать людей и организации соблюдать эти правила посредством юридической ответственности.

Социальное назначение права

Суть этого признака – регуляция отношений в разных общественных сферах. Назначение, проявляется в его функциях — направлениях влияния на общественные отношения.

К пониманию правовых функций исследователи приходят через разные концепции. В социально-политическом аспекте функции права и государства совпадают. Но этот подход не способен передать специфику правовой системы, именно как регулятора отношений. Поэтому принято говорить также и о собственных и юридических функциях, которые разделяют на две группы: основные (охранительная, регулятивная) и неосновные (компенсационная, восстановительная, ограничительная).

Смысл термина «право»

Многовековая история существования права не закрепила за ним однозначного понимания. В повседневной жизни мы сталкиваемся с различными толкованиями термина «право».

Во-первых, под правом понимаются социально-правовые притязания людей на определенные блага, удовлетворение которых позволяет им полноценно существовать. В основном они составляют естественные права человека, т.е. притязания, обусловленные его природой: право на жизнь, человеческие условия существования, право на свободу, собственность, счастье, честь, достоинство, сопротивление угнетению и т.п. В связи с этим мы часто произносим: «Я имею право», когда претендуем на получение каких-либо благ. Цицерон связывал право с самой природой, с естественным состоянием человека. По его мнению, право — это «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга». Правда, на практике эти притязания могут быть государством только провозглашены, но не гарантированы.

Во-вторых, другое значение термина «право» — право в объективном смысле. В этом случае право понимается как мера допустимого поведения, зафиксированная в системе общеобязательных правил поведения, которая создается государством и действует независимо от воли и сознания отдельных лиц. Обязательность соблюдения и исполнения этих юридических норм каждым человеком обеспечивается государственным принуждением. В этом значении право, по мнению Аристотеля, выступает «регулирующей нормой политического общения» и должно являться «критерием справедливости».

По своему происхождению право связано с такими понятиями, как правда, справедливость. Jus в переводе с латыни означает справедливо, законно, ajusticia — законность и правосудие. В этой связи известный римский юрист Цельс (I в. до н.э.) подчеркивал, что «право есть наука о добром и справедливом».

Многие источники феодального права именовались правдами, например «Русская правда». Это понимание права сохранено в конституциях современных государств. Так, например, Конституция США устанавливалась в том числе для «утверждения правосудия», а одним из устремлений испанского народа по Конституции 1978 г. является желание «установить справедливость».

В-третьих, существует толкование термина «право» в субъективном смысле. В этом случае право выражает официально признанные возможности, которыми располагают люди, организации и которые гарантируются государством. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья и т.п. Здесь социально-правовые притязания получают не только официальное закрепление в законодательных актах государства, но и обеспечиваются гарантиями их осуществления.

В-четвертых, предельно широкое понимание права, включающее в себя все правовые явления: субъективное право, объективное право, правовую психологию, правовую культуру, правовое сознание, принципы права и т.п. В этом случае понятие «право» отождествляется с термином «правовая система», которая объединяет всю совокупность правовых явлений, существующих в обществе: правовые идеи, источники права, институты права, отрасли права, правовые традиции, правосознание, правовую культуру, правопорядок, способы толкования норм права и т.п.

Однако понятие «правовая система» имеет особенность: оно раскрывает процесс образования права в конкретном обществе и его эволюцию. Различают несколько правовых семей:

  1. романо-германскую правовую систему (Германия, Франция, Италия и т.п.);
  2. англосаксонскую правовую систему (Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия и т.п.);
  3. систему мусульманского (исламского) права (Индия, Пакистан, Бирма, Сингапур, Малайзия и т.п.).

Так, например, романо-германская правовая система возникла в результате заимствования и приспосабливания норм римского права к конкретным условиям европейских государств. Основным источником (формой) права, т.е. актами государства, в которых закреплены нормы права, являются законы. Из-за многозначности термина «право» при его употреблении всякий раз требуется уточнение, в каком смысле оно используется. Напротив, англосаксонская правовая система создавалась судьями в процессе разбирательства конкретных дел. Поэтому данное право часто называют судейским правом. Основным источником англосаксонского права является судебный прецедент — решение высших судов, ставшее обязательным для нижестоящих при рассмотрении аналогичных дел.

Концепция происхождения права

Существует несколько концепций происхождения права.

Набор религиозных писаний содержит божественную волю или деяния, их толкование. Согласно этой концепции, право — естественное, изначально данное человеку Богом. Это божественное право позволяет церкви, монахам и светским властям формулировать свои собственные правила поведения, которые не должны противоречить религиозным источникам права.

Естественно-правовая концепция. В соответствии с этой концепцией право различает естественное и позитивное. Естественное право — это совокупность определенных критериев свободы человека, проистекающих из сущности, данной им природой.

Это свобода человека, естественная и неотчуждаемая. Их потеря лишает человека возможности нормальной жизни. Позитивное право признает правовое создание государства, которое должно соответствовать естественному праву общества и должно осуществлять естественные права человека.

Позитивную концепцию (Кельзена) представители называют совокупностью правовых норм, установленных государством. Этот концепт оформлен в противоположность естественному. Право может существовать только в объективно выраженной форме, в правовых актах. Право не существует вне существующей правовой системы. Эта концепция легла в основу разработки юридических технологий.

Социологическая концепция начала складываться в ХХ веке в англо-саксонской правовой семье. Представители данной концепции заключают право о своей юридической деятельности правоохранительных органов.

Психологическое понятие (Фрейд) императивная эмоция (односторонняя), императивно-атрибутивная (двусторонняя).

В соответствии с этой концепцией историческая концепция (Пухта, Германия, начало ХХ века) представлена как совокупность исторически сложившихся норм поведения общества, возрастающих культурно-экономических характеристик развития общества. Основными источниками права являются правовые обычаи и традиции.

Признаки права

Право является одним из регуляторов взаимоотношений людей в обществе наряду с моралью, религией, традициями, обычаями, ритуалами и т.п. Однако право в отличие от них обладает рядом свойств (признаков), которые характеризуют его как специфическую систему регулирования отношений в обществе.

1. Нормативность права. Право имеет нормативную природу. Она выражается в установлении в нормах права общего масштаба поведения, который определяет границы дозволенного, запрещенного, обязательного. Общий масштаб, равная мера поведения являются отражением общезначимых интересов, преобладающих в обществе идеалов, представлений о добре, о справедливости. Наличие норм права говорит человеку о том, какие его действия будут правомерными (возможными, необходимыми), а за какие поступки возможно наступление неблагоприятных последствий, т.е. санкций.

2. Системность. Право представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга правил поведения. Основу этой системы составляют нормы конституции (основного закона), которым не должны противоречить все иные нормы права (например, нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения — нормы гражданского права).

3. Обязательность. Общеобязательный характер норм права выражается в том, что все члены общества обязаны выполнять их требования. Это оказывается возможным потому, что правовые нормы обеспечиваются государственным принуждением. Государственное принуждение выражается в защите субъективного права личности, в принуждении правонарушителя возместить причиненный ущерб, исполнить иные обязанности в отношении пострадавшей стороны. Государственное принуждение не только ограничивает свободу человека, но и в определенных законом случаях лишает человека свободы.

4. Формальная определенность. Нормы права выражены в официальной форме: они закреплены в нормативно-правовых актах государства (законах, решениях судов, прецедентах). Этот признак права предохраняет его от произвольного изменения и толкования, обеспечивает ему внутреннее единство, взаимосвязь между отдельными нормами.

Формальная определенность выражается и в том, что предписывает порядок принятия законов, механизм их реализации и средства контроля за их исполнением. Конечно, например, партийные нормы так же фиксируются в уставе, как и религиозные нормы — в священных книгах. Однако правовые нормы обретают официальную форму выражения в законе, что делает их общеобязательными как для граждан, организаций, так и для самого государства.

5. Неперсонофицированность и неоднократность действия права. Нормы права не имеют конкретного адресата, они обращены ко всему населению. Лишь в том случае, когда действие конкретного лица подпадает под соответствующую норму, тогда он становится ее адресатом. Однако осуществление требований данной нормы не прекращает ее действия во времени, она продолжает действовать вплоть до ее отмены уполномоченным на то государственным органом (чаще всего парламентом).

6. Связь права с государством. Этот признак выражается в том, что государство не только целенаправленно создает нормы права (правотворчество), но и обеспечивает реализацию их требований с помощью правоохранительных органов. Однако связь права с государством двухсторонняя: государственные органы и должностные лица создаются правом, существуют и действуют (по крайней мере, должны) строго на основе права. Именно правовые нормы наделяют государственные органы полномочиями.

Сущность права

Право основано на трех «китах»: нравственность, государство, экономика.

  1. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования.
  2. Государство придает ему официальность, гарантированность, силу.
  3. Экономика – основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

Нравственность, государство и экономика – внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода.

Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер: духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека и организации.

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Понятие, признаки и функции права

Признаки

  • Нормативность. Проявляется в виде конкретных норм, закрепленных официально в нормативных актах. Предусмотрена ответственность за их нарушение, они должны соблюдаться всеми гражданами и организациями без исключения на территории государства. Нормам свойственна неперсонифицированность — они в равной мере действует на все субъекты.
  • Общеобязательность. Правила обязательны к исполнению для всего населения, проживающего на территории определенного государства.
  • Волевой характер. Выражает волю народа и сочетает интересы страны, общества и разных классов. Держава в этом случае служит средством выражения согласованной воли, находящей выражение в нормативно-правовых актах.
  • Формальная определенность. Право всегда определяет рамки использования, круг сторон и регулируемых вопросов, особенности применения закреплены в официальных документах. Нормы должны быть ясными, четкими и не допускать двусмысленного толкования.
  • Связь с государством. Государство устанавливает правила поведения, обеспечивает их исполнение, борется с правонарушениями, наказывает за несоблюдение и применяет к нарушителям меры ответственности и принуждения. Например, государство принимает налоговое законодательство, а следят за его соблюдением уже органы внутренних дел и налоговая инспекция. Также правительство обеспечивает исполнение предписаний путем убеждения и воспитания. Выступает в роли социального регулятора, критерия правомерного и неправомерного поведения, придает нормам представительно-обязывающий характер, поддерживается правосудием. Право, будучи главным нормативным выражением государственной воли, регулирует отношения в классовых и социальных интересах. Например, введение обязанности по уплате налогов выражает не только государственный интерес, но и социальный, позволяет финансировать программы для населения, поддерживает деятельность системы здравоохранения.
  • Системность. Право — это не хаотичное собрание разных законов, а четкая система актов, выстроенных в определенном порядке и взаимодействующих между собой. Например, применение норм, предусматривающих ответственность за налоговые нарушения невозможно без предписаний, устанавливающих порядок применения.
  • Регулирует общественные отношения. Является ключевым средством организации общественной жизни, поддерживает существование общества. Основной смысл права заключается именно в регулировании правоотношений и их организованности. Без норм общество не сможет существовать. 

Причины возникновения права

Возникновение права представляет собой одно из значительных приобретений человечества. На смену хаосу, порожденному животным эгоизмом человека, произволу сильного приходит понимание необходимости признания известных границ, ограничивающих проявления агрессивности и господства силы.

Однако, прежде чем стать равным масштабом, общей мерой возможного и дозволенного поведения, право прошло длительную эволюцию вместе с развитием человека. Появление права является закономерным процессом. В его основе лежало усложнение хозяйственной и социальной организации догосударственного общества. Переход от присваивающей к производящей экономике, вызванный ростом потребностей человека, привел к общественному разделению труда. Определенные группы людей закреплялись за конкретным видом деятельности.

На Востоке переход к производящей экономике, а следовательно, и к оседлому образу жизни обусловил деление населения общин на управляющих и управляемых.

Необходимость в организации земледельческих общин для ирригационного земледелия привела к созданию разветвленного аппарата чиновников, который мог объединить усилия разрозненных семейно-клановых групп, не способных в одиночку обрабатывать землю и собирать урожай. Так появляется слой организаторов производства, которые одновременно были и контролерами, и распределителями произведенного.

Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, и теперь произведенный продукт делится не поровну. Естественно, нарушением прежних обычаев равного распределения недовольны рядовые общинники. Для их усмирения и одновременно закрепления своего статуса привилегированной группы административно-общинная знать создает право. С появлением письменности правовые нормы фиксируются в официальных источниках государства. В 1901 г. французская археологическая экспедиция в г. Сузы (недалеко от Вавилона) обнаружила базальтовый столб, по обе стороны которого были выбиты 282 статьи свода Законов царя Вавилона Хаммурапи. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона — Мардук. В руках Хаммурапи жезл — символ судейской власти, врученный царю самим Богом. Этим подчеркивался божественный характер происхождения власти и права у древних законодателей.

На Западе переход к производящей экономике привел к общественному разделению труда: выделению земледелия, скотоводства, появлению ремесленников и торговцев. Все это способствовало повышению эффективности производства, возможности отдельным семьям самостоятельно существовать независимо от общины. Излишки продуктов, которые появлялись в результате совершенствования орудий труда и культуры производства, породили имущественное неравенство, появление частной собственности и накопление богатства.

Деление общества на богатых и бедных неизбежно усиливает конфликты и противоречия. Обычаи, религиозные и моральные нормы не в состоянии обеспечивать порядок в таком обществе. Тогда и появляется право, с одной стороны, как мера общественной и личной свободы производителя-собственника, а с другой — как фактор согласования различных, несовпадающих интересов людей, регулятор их разнообразных взаимоотношений, особенно в области обмена товарами и услугами.

Таким образом, появление права шло параллельно с развитием государства, поскольку именно право выступало основой организации государственной власти, структуры государственных органов, определяло порядок и процедуру занятия государственных должностей, их полномочия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: