Романо-германская правовая система
Романо-германская правовая система принадлежит западной традиции правопонимания. Право рассматривается в виде модели социальной организации. Для этой системы характерны структурированность источников и нормативная упорядоченность. Закон является основным, а часто и единственным источником права.
В настоящее время в формировании и развитии права признается значительная роль судебной практики и доктрины. Возрождаются идеи национального права, признается главенство международного права над национальным законодательством .
Замечание 3
С 1950 г., после образования Европейского Союза и принятия Европейской конвенции о защите прав, активно развивается «европейское право».
Характерные черты романо-германского права:
- конституция имеет высшую юридическую силу в системе законодательства;
- источники права – закон, обычай, судебная практика, юридическая доктрина;
- приняты и функционируют гражданско-процессуальные, гражданские, уголовно-процессуальные, уголовные, административные и другие кодексы;
- деление права на публичное (регулирует отношения между публичной властью и гражданами) и частное (регулирует отношения между частными лицами);
- центральным разделом гражданского права является обязательное право;
- нормы права представляют иерархическую систему.
Англосаксонская правовая система
Основной источник англосаксонской правовой системы – судебный прецедент. В Англии прецеденты могут создаваться только высшими судебными инстанциями, такими как: Судебный комитет Тайного Совета, Палатой лордов, Высоким судом и Апелляционным судом. Прецедентное право обладает императивным характером, любая судебная инстанция должна следовать прецедентам, установленным ею или вышестоящими судами.
Отличительные характеристики судебной системы Англии:
- для всех судов обязательны решения Палаты лордов;
- Апелляционный суд, включающий уголовное и гражданское отделения, должен соблюдать как собственные, так и прецеденты Палаты лордов;
- Высший суд подчиняется прецедентам Палаты лордов и Апелляционного суда;
- решения Высшего суда обязательны для нижестоящих судов;
- магистратские и окружные суды должны следовать прецедентам вышестоящих инстанций;
- магистратские и окружные суды не создают собственных прецедентов.
На современном этапе среди других источников права возросло значение закона. Повышение значения законодательной деятельности связано с интеграционными процессами, происходящими в объединенной Европе. Учитывается опыт национально-правовых систем, других государств, имеющих отношение к романо-германской семье права.
Замечание 2
В Англии отсутствует понятие конституции в ее традиционном смысле. Английскую конституцию представляет система правовых норм и принципов, выработанных законодательной и судебной властью, основная цель которых – обеспечение прав и свобод личности, ограничение произвола власти.
Законодательные акты могут носить публичный, распространяющийся на всю территорию Великобритании, характер и частный, который распространяется только на отдельные субъекты или территории.
Англосаксонская правовая система распространена в Северной Ирландии, Шотландии, Уэльсе, Канаде, США, Новой Зеландии, Австралии и других странах. В некоторых странах (Австралия, Канада, США) наблюдается процесс правовой автономии. Однако остаются общими особенности правовой деятельности и характер права, юридические термины и понятия, тип правового мышления, конструкции и другие юридические элементы.
Для правовой системы США характерен контроль судов за конституционностью законов. Верховный суд осуществляет высший конституционный контроль. В случае признания судебного решения противоречащим конституционной норме, оно признается недействительным. Основным законом США является его Конституция, определяющая основы государственного и общественного строя.
Основные правовые системы современности.
В современном мире исторически сложились и действуют четыре правовые системы. Понятие «правовая система» не тождественно понятию «система права».
Правовая система является совокупностью следующих элементов: непосредственно системы права, традиций правового регулирования, правовых учений, доктрин.
1. Англосаксонская правовая система.
Главным источником права в странах данной правовой системы, а ими являются Англия, США, Канада, Австралия, новая Зеландия и другие, является судебный прецедент. В результате своего развития данная система позволила судьям по своему усмотрению принимать решения по делам, основываясь не только на нормах общего права, но и на собственном понимании справедливости. То есть при рассмотрении дел судьи используют в качестве образца примеры рассмотрения подобных дел другими судьями.
2. Романо—германская (континентальная) правовая система.
В качестве основы явилось римское право. Странами, где действует указанная правовая система, являются континентальная Европа, Северная Африка, Южная Америка, Япония, Россия. Отличительная особенность состоит в том, что в отличие от англосаксонской правовой семьи, где источником права являлся прецедент, здесь эту роль выполняют нормативно—правовые акты, сформированные в единую систему.
3. Система мусульманского (религиозного) права.
Существует в странах, где традиционно действует ислам (Иран, Саудовская Аравия, Ирак и других). В подавляющем большинстве стран данной системы источником права являются только религиозные принципы. Но в ряде стран действует двоякая правовая система, где наряду с действием религиозных принципов применяется кодифицированное право. Особенностью данной системы является также следующее. Право даровано богом, а, значит, обязательно к применению. Нормативно—правовые акты вторичны, роль судебной практики незначительна. При этом большим авторитетом пользуется религиозные произведения.
4. Система традиционного (обычного) права.
Наиболее архаичная система, существующая в ряде государств Африки, племен Южной Америки, на островах Океании. Основой, источником права является обычай. Право некодифицировано, основу обычаев составляют мифология, моральные нормы. Правосудие осуществляется жрецами, вождями и т. д. Допускается возможность мести при совершении тяжкого преступления. Необходимо отметить, что со стороны государственных органов некоторых стран (например, Индонезии) признано право за племенами вершить правосудие, опираясь на обычаи, а не на нормативно—правовые акты страны.