Гражданское общество и государство

Гражданское общество и государство

↑ Признаки правового государства

признаками:

  • Верховенство права и закона во всех общественных сферах (законом устанавливаются права и обязанности граждан, закон носит правовой характер и защищает нравственные ценности общества).
  • Осуществление принципа разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную).
  • Правовое государство обеспечивает права и свободы человека (невмешательство государства в дела гражданского общества). Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства.
  • Взаимная ответственность государства и личности (имеет преимущественно правовой характер). Государство, издавшее закон, не может само его нарушить.
  • Наличие развитого гражданского общества.
  • Равноправие, равные права и для президента, и для рабочего.
  • Ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, создание благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности.
  • Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета; народ — конечный источник власти.

Таким образом, правовое государство — это такое государство, в котором утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. В правовом государстве все властные органы безусловно подчиняются системе права, существует реальное разделение властей, осуществляется строгий общественный контроль за сложившейся публичной политической сферой. Государство и общество, власть и гражданин являются равными субъектами права. Форма правления в правовом государстве может быть различной: от демократической республики до конституционной монархии.

Признаки гражданского общества

Основными признаками гражданского общества являются:

  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  • самоуправляемость;
  • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
  • всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
  • жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе координации.

В отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е. создания системы строгого подчинения «младших старшим», существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу.

Это позволяет сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу. В то же время некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества. В свою очередь гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей.

Добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, так как большинство из нас хотят в основном одного и того же, «но для себя и добиваются желаемого по-своему». Однако гражданское общество стремится оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это постепенно приводит к выделению в качестве самостоятельной ценности в обществе гражданских прав и свобод каждого индивида. В частности, речь идет о праве на жизнь; личную неприкосновенность; свободное выражение своих мыслей; частную собственность; свободное объединение в союзы, партии.

Уже говорилось о том, что общество специально не создается. Оно возникает на определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот факт, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом, для общественной пользы и выгоды, для государственной целесообразности.

Исходя из сказанного, можно добавить к вышеуказанным признакам гражданского общества следующие:

  • возникновение гражданского общества на определенных основаниях не исключает и того, что некоторые институты гражданского общества создаются в его интересах в целом и государственной рационализации;
  • недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами общества.

Что такое гражданское общество?

Гражданское общество – совокупность внегосударственных отношений и организаций.

Гражданское общество формируется не во всех странах, но только в тех, где существует демократия с её уважением прав и свобод человека. В странах, где государство пытается максимально контролировать жизнь людей, гражданское общество не функционирует и, если и существует, то в самом своём зачатке.

Гражданское общество – это словно отдельная сфера общества, где каждый его участник – это гражданин страны, желающий и имеющий возможность влиять на жизнь людей и менять общество в лучшую сторону. 

Проще всего объяснить, что такое гражданское общество через примеры.

Представьте, что рядом с вашим домом образовалась большая мусорная куча, а домики для малышей на детской площадке какие-то хулиганы исписали неприличными словами.
Какую можно встретить реакцию на подобную неприятность?

Первая реакция: идёт мимо кучи местный житель и думает про себя: «Куда только смотрит мэрия! Сколько нам, жителям, придётся ждать, прежде чем городские службы приедут и разберутся с этим безобразием!»

Следствием такой реакции будет увеличение размеров мусорной кучи в течение следующих нескольких недель и запустение детской площадки (мамы перестанут водить на неё своих малышей). Тем не менее, спустя месяц-два, а то и полгода, после плановой проверки мэрия в самом деле заметит проблему и её решит. Или не решит. Смотря о каком городе мы говорим (в Москве решит, а, например, в бедном провинциальном городе – есть сомнения).

Вторая реакция: идёт мимо кучи местный житель и думает: «Мне не нравится эта мусорная куча, и я не хочу её видеть рядом со своим домом (достаёт телефон, фотографирует, пишет жалобу в мэрию). Мои дети гуляют на этой детской площадке, я не хочу, чтобы они знали подобные слова (достаёт телефон, фотографирует, пишет жалобу в мэрию)».
Предположим, что речь  идёт не о Москве, а о провинциальном бедном городе. Мэрия увидела жалобу, но никак не отреагировала. Тогда местный житель пойдет в магазин, купит краску и закрасит неприличные слова в домике для малышей. Мусорную кучу в одиночку убрать ему не под силу, поэтому он организует встречу жителей дома, обсудит с ними проблему. Жители договорятся выйти все вместе в субботу во двор, чтобы своими силами убрать кучу. Жители сбросятся деньгами на машину, которая вывезет мусор на свалку. 

В первой ситуации человеку даже не пришло в голову, что он самостоятельно может решить проблему. Он сразу переложил ответственность на власти города.

Во второй ситуации житель, поняв, что власти не справятся, предпринял действия, чтобы решить проблему самостоятельно без помощи властей. Более того, он организовал других людей для совместных действий.
Первый житель живёт явно в той стране, где гражданского общества нет. А вот второй житель из страны, где оно есть.

Понятие и значение гражданского общества

Прежде всего следует отметить, что категория гражданского общества, которая активно используется как в теории государства и права, так и в законодательстве и государственно-правовой практике, является дискуссионной, единого подхода к ее определению не сформировано.

В самом общем виде гражданское общество можно определить как уровень развития общества, его состояние, при котором личность воспринимается как высшая ценность, что, в свою очередь, позволяет индивидуумам объединяться для реализации своих прав в семейной, религиозной, социальной, экономической, культурной и иных сферах общественной жизни без прямого вмешательства государственной власти.

Другими словами, гражданское общество возникает там, где личности гарантированы наиболее полно ее права и свободы, в том числе право объединяться для свободного выражения и реализации своей позиции в культурной, семейной, социально-экономической и иной сферах общественной жизни.

Отсюда к условиям становления и развития гражданского общества следует отнести:

  • правовое государство, то есть такое государственное устройство, в котором законодательно закреплен правовой статус личности, ее приоритет в системе государственного управления, а деятельность системы государственного управления подчинена закону;
  • независимость индивида с экономической точки зрения, в том числе посредством гарантирования ему частной собственности и возможности свободно на равных с другими субъектами реализовывать свои экономические права.

В центре гражданского общества личность и объединение индивидов по политическим, культурным, экономическим и иным интересам, морально-нравственным ориентациям. Эти субъекты общественной жизни, реализуя свои интересы, определяют общественные отношения.

Структура гражданского общества

Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, развивающихся вне рамок и без вмешательства государства. Оно имеет разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим образом. Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения. Они составляют как бы первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют уже второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.

В гражданском обществе разрабатывается единый комплекс основополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентации, которыми руководствуются в своей жизни все члены общества, какое бы место в общественной пирамиде они ни занимали. Этот комплекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяет основные характеристики как экономической, так и политической его подсистемы. Экономика и политика составляют функции гражданского общества. Экономическая и политическая свободы считаются формой проявления более фундаментальной свободы человека как члена общества, как самоценной личности.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Это сфера социальных отношений, существующих вне, помимо, а нередко и в противовес более строгим правилам, устанавливаемым государством в различных сферах.

Основа гражданского общества — цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому естественно, что сущность и качество общества зависят от качества составляющих его личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.

Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина — государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., то во втором случае — ее политические права. Очевидно, что в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и прав государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной и личной свободы каждого человека.

Понятие и сущность правового государства

Генезис идеи правового государства берет начало в Античности в работах Платона и Аристотеля. Более четко идея правового государства сформулирована И. Кантом. Он определяет его как правовое государственное устройство. Терминологически правовое государство впервые находит отражение в трудах немецких юристов Карла Велькера и Роберта Моля. Последний дал определение правового государства как конституционного государства, которое должно основываться на закреплении в конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты личности.

Современная отечественная юридическая литература насыщена работами, посвященными правовому государству. В правовой науке проведена попытка обобщения взглядов на данную категорию. В частности, выделяются следующие подходы: правовое государство как государство, обеспечивающее примат права (А.Ч. Асильдаров); отождествление правового государства с идеей примата международного права (Е.Ю. Копылова); отождествление правового государства с государством справедливости (Е.Г. Мартынчик); понимание его как юридического (конституционного) идеала (С.Б. Глушаченко, В.П. Тонконогов); отождествление с государством правопорядка (О.И. Короткова) и др.

Что же представляет собой правовое государство? В наиболее общем виде под ним понимается государство, в котором наличествует верховенство (господство) правового (справедливого) закона. В числе признаков называются:

а) уважение основных прав человека;
б) взаимная ответственность государства и гражданина;
в) равноправие и равенство всех перед законом и судом;
г) верховенство закона в системе нормативно-правовых актов;
д) разделение властей.

Особое значение придается вопросам соотношения гражданского общества и правового государства. И здесь в научной литературе нет единой позиции в решении этой проблемы. Одна группа авторов полагает, что гражданское общество является элементом правового государства (В.Г. Пахомов). Другие ученые считают, что правовое государство — это этап развития гражданского общества (М.Н. Марченко, А.Н. Соколов). Третья группа юристов рассматривает правовое государство в качестве способа организации гражданского общества, его политической формы (С.Н. Кожевников).

Не вступая в полемику по данному вопросу, согласимся с точкой зрения М.Н. Марченко, который аргументированно утверждает: «Гражданское общество первично по отношению к правовому государству, так же как и традиционное общество — по отношению к “доправовому” государству: сначала формируется гражданское общество, а затем на его основе “конструируется” правовое государство, но не наоборот».

Несомненно, эти категории взаимосвязаны и взаимозависимы. Справедливо утверждение исследователя, что «гражданское общество, как основа и социальное содержание правового государства, будучи первичным к нему, и правовое государство как политико-правовая форма организации общественной жизни, будучи вторичным, выступают в отношениях друг с другом не как пассивные объекты, а как активные и сдерживающие друг друга субъекты».

Более того, между правовым государством и гражданским обществом существует «обоюдная зависимость в форме взаимной обусловленности и взаимодействия: практически ни одно из них не может существовать без другого. Результаты их функционирования переплетены теснейшим образом и непосредственно сказываются на каждом из них». Так, например, в демократическом обществе функционируют различные правовые механизмы воздействия гражданского общества на государство (конституционная ответственность государства, выдвижение требований законодательного закрепления прав и свобод человека и др.).

Вместе с тем государство через право придает правовую форму институтам гражданского общества, способствует разрешению правовых противоречий, тем самым, оптимизируя их деятельность и гарантируя эффективное развитие.

Очевидно, что реализация принципов правового государства (господство права, взаимная ответственность личности и государства, разделение властей, равенство всех перед законом и судом) обеспечивает свободное развитие человека, гарантирует его правовую защищенность, способствует гармонизации правовой жизни гражданского общества.

показать содержание

Вопрос № 2. Развитие идеи правового государства в истории политической и правовой мысли

Сам термин правового государства утвердился довольно поздно. Так первое упоминание о нем можно встретить в немецкой литературе XIX в. в работах К. Велькера (1813 г.) и И.Х. Фрайхера фон Аретина (1824 г.). Однако введение данного термина в научный оборот связано с именем Роберта фон Моля (1832г.). Тем не менее, нельзя сказать, что именно с этого момента и берет свое начало идея правовой государственности. Термин правовое государства – это целая философская система основанная на идеях еще античных мыслителей которая прошла большой путь в своем становлении. Это связано с тем, что как мы уже говорили, правовое государство является идеальным типом государства. И история не знает мыслителей, философов, ученых которые бы занимались исследованием проблем государства и при этом не задумывались о том каким оно должно быть, т. е. об идеале государства.
Сказанное еще раз подтверждает тезис о долгой истории развития идеи правового государства. Так, впервые данные идеи мы находим в трудах ученых великой цивилизации человечества – Древней Греции. К ним относятся Солон, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий и др.
Справедливость, право закон традиционно считались древними греками божественными установлениями, необходимыми атрибутами космических и земных порядков, антиподами насилия, произвола, хауса. В Греции сложилась высоко почтительное отношение к закону, но при этом не надо забывать, что имелись в виду освященные традицией, надлежаще устанавливаемые, разумные и справедливые законы, а не произвольный диктат силы .
Так же необходимо отметить о первых предпосылках теории разделения властей заложенных в Древней Греции. Нельзя сказать, что Платоновское разделение труда и три начала в государстве полностью соответствуют идеи разделения властей, однако именно это рациональное зерно о разграничении властных полномочий прослеживается в трудах это знаменитого философа античности.
Впоследствии идеи о правовом государстве можно найти в преемнике греческой философии – Древнем Риме. В трудах Марка Тулия Цицерона и естественно знаменитых римских юристов (Папиниан, Цельс, Ульпиан и др.)
Главное, что привнесли римские ученые, это юридизация понимания государства, т. е. понимание и толкования государства с позиции понимания права как искусства добра, эквивалента и справедливости .
Политико-правовая мысль средневековья также привнесла свой вклад в познание и становление правового государства. Она связана с именами таких ученых как Фома Аквинский (обосновал концепцию достойного существования человека), Марсилий Падуанский (развивал идею разделения законодательной и исполнительной власти), Раймунд Луллий (выступал за то, чтобы редуцировать позитивное право к естественному и согласовать с ним) и др.
Нельзя, конечно же, не отметить ученых Нового и Новейшего времени. Здесь главная заслуга принадлежит представителям естественной школы права (Г. Гроций, Т. Гоббс, Б. Спиноза, и др.) которая как раз и настаивала на приоритете естественных прав человека перед позитивным правом – одной из главных идей правового государства – ограничение произвола власти и приоритет прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того в данный период рождается и получает теоретическое обоснования концепция разделения властей, сначала в трудах Джона Локка, а затем, в окончательном варианте, в учении Ш.Л. Монтескьё. В последствии данная теория имела огромную практическую значимость и более того как мы говорили принцип разделения властей является неотъемлемым показателем правового государства.
На американском континенте одним из выдающихся ученых и политических деятелей, кто воплощал идеи правления права в жизнь, был Т. Джефферсон, автор «Декларации независимости Соединенных Штатов Америки», в которой он и воплощает идеи разделения властей, народного суверенитета и отстаивает позиции естественных прав человека.
Ну, конечно же, нельзя обойти стороной представителей немецкой классической философии права И. Канта, разработавшего философскую основу теории правового государства, Г.В.Ф. Гегеля, который восхваляет государство как наиболее развитую действительность свободы.
Обосновывали теорию самоограничения власти правом от него же и исходящего представители позитивистской концепции правового государства. К. Гербер, А. Даси, Г. Еллинек, Р. Иеринг, Н.М. Коркунов, П. Лабанд, А. Эсмен и др.
Идеи правового государства нашли отражение и в русской политико-правовой мысли. Наиболее известными ученые занимавшиеся данной проблемой являются А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, А.Н. Радищев, Н.М. Коркунов, С.А. Котлеревский, П.И. Новгородцев, Г.Ф. Шершеневич, Н.А. Бердяев и многие др.

Правовое государство

Правовое государство – это государство, деятельность которого подчинена нормам права. 
 
В таком государстве решающее значение в жизни людей имеют правовые нормы. Религиозные правила, корпоративные и даже моральные занимают подчинённое по отношению к праву место.
 
Например, недавно в новостях была новость о том, как ветеринарный врач, к которому приносили животных на усыпление за деньги, животных не усыплял. Он их лечил на полученные деньги, а потом находил им новых хозяев. С точки зрения морали, этот человек – молодец и спаситель животных. С точки зрения права, он занимался мошенничеством, и суд обязал его выплатить штраф. И именно такие ситуации, когда в обществе торжествует норма права и все с этим согласны, и есть указание на то, что государство – правовое.
 
Правое государство может быть развито в большей или меньшей степени. Зависит это от отношения граждан к праву. В некоторых странах у людей существует многовековая традиция чтить законы, тогда как в других, как правило, тех странах, где на определённом этапе существовали диктатуры с извращённым и антиморальным правом, граждане не привыкли безусловно доверять и подчиняться законам.
 
Понять, насколько развито уважение к праву в стране, легко по наблюдению за ситуации на дорогах. Там, где автолюбители в ста процентах случаях останавливаются на пешеходном переходе, чтобы пропустить человека, — уважение к праву велико. В тех странах, где даже на пешеходном переходе в целях обеспечения собственной безопасности приходится вертеть головой по сторонам и идти по зебре только убедившись, что машина тормозит, с уважением к праву ещё не всё в порядке. 
Однако путь к правовому государству всегда начинается с закрепления верховенства права в конституции страны. 
 
Признаки правового государства:
 
1) Верховенство права
2) Система разделения властей
3) Взаимная ответственность гражданина и государства 
4) Наличие и защита прав и свобод граждан
 

Система сдержек и противовесов

Разделение власти характеризуется наличием принципа сдержек и противовесов. Так, законодательная власть, которая избирается всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть занимается реализацией законов, а судебная власти является стержнем формирования правовой системы. Воплощение идей сдержек и противовесов нашло отражение в труде американского государственного деятеля Д. Мэдисона. Он представил данную систему в виде схемы, в которой сила каждой из 3 ветвей власти уравновешивая другую, становится относительно равной, чтобы удержать две другие ветви власти от злоупотреблений. Данный механизм сдержек и противовесов до сих пор существует во многих странах. В качестве механизма сдержек и противовесов также называют частное частичное совпадение полномочий трех ветвей власти.

По мнению некоторых ученых-правоведов, существует должность, которая не относится ни к одной из ветвей власти. В России – это Президент РФ. По мнению специалистов, Президент не относится ни к одной из ветвей власти, не реализует ни исполнительную, ни законодательную, не судебную власть. Некоторые даже называют его четвертой ветвью власти в силу сильного влияния на ряд законодательных и исполнительных субъектов.

Понятие и значение правового государства

Замечание 1

Категория правового государства характеризует такое государственное устройство, при котором должностные лица и органы государственного управления ограничены в своих деятельности и функционировании волей народа, зафиксированной в законе, и приоритетом обеспечения прав личности.

Иными словами, правовое государство предполагает, что в центре государственной системы управления стоит личность, ее права и свободы. Система государственного управления функционирует для обеспечения прав и свобод личности и в своей деятельности подчиняется демократическим по процедуре принятия и содержанию законам.

Таким образом, к ключевым характеристикам правового государства следует отнести:

верховенство закона во всех сферах жизни общества. Государственная система учреждается и функционирует в соответствии с законом

При этом важно подчеркнуть, что правовое государство предполагает соблюдение и уважение законов не только со стороны представителей системы государственного управления, но и со стороны общества и личности;
гарантированная законом развитая система прав и свобод личности. Правовое государство требует подчинения государства не просто закону, но закону, который определяет в качестве главной задачи функционирования системы государственного управления всестороннее гарантирование и соблюдение прав личности;
наличие реальных механизмов обеспечения защиты прав и свобод личности

Гражданское общество в диалоге с государством: публичная сфера.

Все большее число теоретиков полагает, что к гражданскому обществу следует относиться как к творческому и критическому диалогу с государством. Этот диалог характеризуется типом подотчетности, в котором государство должно обосновывать, отстаивать и давать отчет о своих действиях в ответ на многочисленные и разнообразные запросы гражданского обществе.

Историческая борьба за признание публичной сферы, находящейся вне рамок государства, являлась продуктом общественного мнения. Первоочередная политическая функция общественного мнения – просто публичная критика. Но поскольку государственные субъекты прислушиваются к голосу общественности, ей отводится новая и более значительная роль. Критические обсуждения в публичной сфере становятся проверкой легитимности. В оптимистическом варианте предполагается, что под давлением просвещенной и социально ориентированной общественности будут устранены любые основания для проявления несправедливости и произвола.

Вопрос заключается в том, как продвигать и поддерживать публичную сферу, выполняющую функцию партнера по диалогу? Хотя свобода слова и ассоциации являются неотъемлемым условием для сильной публичной сферы, однако одних их недостаточно. «Только основные конституционные гарантии не могут сохранить публичную сферу и гражданское общество от деформаций. Коммуникативные структуры публичной сферы должны сохраняться скорее активным гражданским обществом» (Ю Хаберман). Не государство, а члены гражданского общества несут ответственность за поддержание эффективной демократической публичной сферы. Только когда акторы сознательно пытаются усилить, расширить и трансформировать публичную сферу, она будет продолжать развиваться и совершенствоваться.

Понятие и значение социального государства

Замечание 2

Социальное государство предполагает такую модель организации государственного устройства, при которой обеспечивается перераспределение материальных благ на основе принципа социальной справедливости для того чтобы обеспечить каждому члену общества достойный уровень жизни.

Другими словами, политика социального государства предполагает поддержку социально уязвимых и нуждающихся слоев населения за счет наиболее обеспеченных слоев населения.

При этом политика социального государства не строится исключительно на прямых мерах поддержки: политика социального государства направлена на формирование благоприятной социально-экономической среды для эффективного развития личности, позволяющей использовать собственные права и свободы для обеспечения благосостояния. Это значит, что государство оказывает целенаправленное воздействие на занятость, обеспечение жильем, медицинскую помощь, обеспечения образования и пр.

Примеры работы гражданского общества

Приведём другие примеры работы гражданского общества (кстати, это может пригодиться для ЕГЭ).

Организация «Лиза Алерт» помогает искать пропавших без вести людей. Люди кооперируются и в своё свободное время бесплатно осуществляют поиск пропавших людей в лесах, в городах, посёлках. Люди создали эту организацию, потому что другого эффективного способа быстро найти пропавшего человека пока не существует. 

В городе Екатеринбурге в начале нулевых годов наблюдался пик наркоторговли. Местные жители решили бороться с проблемой совместно с милицией и организовали фонд «Город без наркотиков». Работа фонда включает в себя реабилитацию наркозависимых, поиск и разгром точек торговли наркотиками совсестно с полицией. Таким образом, граждане не остались в стороне от проблемы и не переложили полностью её решение на властные структуры.

В современной России существует множество благотворительных фондов: «Подари жизнь» (помощь больным детям), «Выход» (создание информационных ресурсов, обучение педагогов для помощи детям с аутизмом), «Вера» (помощь неизлечимо больным взрослым и детям), «Предание» (помощь всем в разных ситуациях) и многие другие. Люди добровольно отчисляют на счета этих и других фондов деньги на протяжении уже многих лет. Кто-то жертвует 100 рублей, кто-то 100 тысяч и из этих пожертвований огромное количество людей получают помощь. Благотворительные фонды создаются оттого, что государство не в состоянии покрыть всех расходов, которые требуются, когда пришла серьёзная беда. 

Русская православная цервокь открыла в стране несколько десятков кризисных центров для беременных женщин и мам малолетних детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Эти центры помогают женщинам и их детям выжить. 

Жители района организовали пикет против вырубки сквера и его застройки. Жители решили бороться за зелёную зону в своём районе. 

Гражданское общество в поддержку государства: школы гражданства.

Лучше всего эту точку зрения выразил Д. Эберли: «гражданское общество строит социальные связи и чувство взаимной ответственности, объединяя изолированных людей в ткань более крупной группы, связывая отдельных людей целями, выходящими за рамки частного интереса. Взаимные связи, подпитываемые гражданским обществом, являются источником демократической жизни».

Жизнеспособность либеральной демократии зависит от воспроизводства необходимых демократических «диспозиций». Демократия без демократов – ненадежная конструкция. Вопреки хвастовству Канта, построение сильного политического сообщества «расы дьяволов» – задача бесперспективная

Вместо этого необходимо сосредоточить внимание на формировании идентичности и привитию гражданских ценностей. С этой точки зрения гражданское общество выполняет функции опоры и поддержки государства

Однако, чрезмерно назойливое и самонадеянное государство подрывает компетенцию граждан, необходимую для принятия гражданской ответственности. Чтобы правовое государство могло эффективно выполнять свои функции, ему нужны граждане, которые могут и хотят мыслить в категориях общественного блага.

В отличие от представления о гражданском обществе, обособленном от государства, с точки зрения гражданского общества, поддерживающего государство, ассоциативная жизнь рассматривается не только как сфера множественных целей, но и как сфера, формирования общих ценностей. Преследование множественных целей в ассоциации и сотрудничестве с другими людьми ведет к создания общей гражданской культуры, которая способна превзойти плюрализм и создать узы сообщества. В результате участия в ассоциациях приобретаются такие добродетели как терпимость, сотрудничество, уважение и взаимность. Любой опыт ассоциативной жизни (боулинг-клуб для одних, религиозная практика для других, уличная ярмарка для третьих), является уроком гражданства. Подобный опыт принадлежности общему делу является незаменимым фактором строительства либерально демократического сообщества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: