Проблемы и пути формирования правового государства в России
В истории нашей страны судьба идеи правового государства складывалась очень непросто. После революции 1905–1907 гг. в России начался процесс перехода к конституционному строю, что в известной степени означало вступление на путь формирования правового государства. Взгляды передовых людей того времени были обращены к этой идее. Однако этот процесс был прерван в октябре 1917 г., когда в результате революции было создано советское государство, сутью которого по Конституции РСФСР 1918 г. была диктатура пролетариата. А диктатура – это власть, опирающаяся на насилие. Вождь Октябрьской революции В.И. Ленин дополнял эту характеристику тем, что диктатура пролетариата – это власть, не связанная никакими законами. Естественно, что в этих условиях идеи правового государства, господства права, связанности правом государства, верховенства закона не были востребованы. В Советском государстве отвергался также и принцип разделения властей как буржуазный и непригодный для советской власти.
С конца 20-х гг. начала складываться административно-командная система партийно-государственного руководства страной, сопровождавшаяся бурным ростом бюрократизма и сосредоточением в руках Сталина необъятной, неограниченной власти. Один из лидеров государства Л.М. Каганович очень резко высказался тогда против идеи правового государства, и она надолго была предана забвению. Массовые репрессии, беззаконие и произвол, внесудебные расправы с инакомыслящими во многом стали возможны потому, что в то время не было эффективных политических и правовых институтов, противостоящих этому.
И только с конца 80-х гг. политическая и правовая мысль в России вновь была обращена к идее правового государства, а затем поставлена задача его формирования. Однако практические шаги по пути создания реальных, действующих институтов правового государства встречали сопротивление со стороны привычных, сложившихся в течение предыдущих десятилетий методов государственного руководства и стереотипов мышления. Для того чтобы создать правовое государство, необходимо отказаться от них, осуществить реформирование всей системы государственной власти, совершенствование законодательства, преодолеть неуважение к праву, непонимание его роли в жизни общества, его социальной ценности, повысить значение суда. Для формирования правового государства необходим высокий уровень политической и правовой культуры не только граждан, но и должностных лиц, преодоление правового нигилизма и становление гражданского общества.
Россия провозгласила создание правового государства, что и нашло отражение в ее действующей Конституции, однако это не означает, что цель уже достигнута. У нас еще не сформировалось развитое гражданское общество, не отлажена система сдержек и противовесов, не стали незыблемыми права и свободы граждан. Поэтому следует различать концепцию правового государства и существующую государственно-правовую реальность. Правовое государство относится к миру идей, которые преобразуют действительность. Идея правового государства – это общественный идеал в праве, которому не вполне еще соответствует политико-правовая жизнь в России на современном этапе. Любой идеал может быть недостижим в полной мере, как недостижимо человеческое совершенство. Но сама эта идея прогрессивна, так как является побуждающим мотивом к движению вперед, к совершенствованию существующего государства и его взаимоотношений с личностью, к созданию должного правового порядка, социального прогресса.
показать содержание
Признаки правового государства
Существуют характерные черты, по которым можно судить, является ли государство правовым.
- Главенствующая роль принадлежит закону. Все нормативно-правовые акты, принимаемые субъектами, не должны нарушать федерального законодательства.
- Провозглашение прав и свобод личности — важнейший признак как правового государства, так и демократического режима.
- Принцип разделения властей на три не зависящих друг от друга ветви.
- Наличие независимой судебной власти позволяет каждому жителю чувствовать себя защищённым. При этом у человека есть свободный доступ к органам, контролирующим соблюдение закона.
- Политический плюрализм заключается в существовании множества партий и идеологий, которые провозглашают взгляды, порой противоречащие правящей власти.
- Осознание каждым гражданином собственной ответственности перед государством, то есть неукоснительное следование закону.
- Признаком правового государства является равенство всех перед законом.
Рис. 3. Весы правосудия.
Разные страны являются правовыми в большей или меньшей степени. Зачастую уровень развития зависит от сознательного отношения членов общества. Там, где люди привыкли соблюдать закон, доверять власти, провозглашается верховенство права.
Что мы узнали?
Правовое государство, знакомство с которым происходит на уроках обществознания в 9 классе, — это государство, все сферы жизни которого подчинены закону. Оно основывается на принципах равноправия, признания ценности каждой личности, формируется в государствах с сильным гражданским обществом.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Понятие правового государства
Сущность правового государства состоит в том, что законы, принятые на его территории, распространяются на всё население. Нормам права подчиняются все области жизнедеятельности. Этические, моральные, религиозные догмы в таком обществе не являются определяющими.
Власть в правовом государстве действует в соответствии с принятыми законами. Не допускается ущемление прав и свобод отдельной личности. Каждый член общества наделяется равными возможностями.
В 1 статье Конституции Российской Федерации страна обозначается как правовое государство. Реалии современности таковы, что не всегда власти удаётся найти баланс между законом и исторически сложившимися устоями общества. В прошлом были нередки случаи, когда интересы личности ущемлялись органами власти. Поэтому можно говорить о том, что в России происходит процесс становления правового государства.
Рис. 1. Конституция РФ.
Особенности организации власти в правовом государстве
Организация власти в правовом государстве имеет свои особенности, среди них выделяют четыре основных:
- идеологический и политический плюрализм;
- принцип выборности органов власти и должностных лиц;
- стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;
- недопущение монополизма в политике и экономике;
Раскроем суть каждого из этих принципов.
1) В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.
Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил – все это признаки правового общества. В такой стране государственный аппарат не выступает как карательный орган, подавляющий инакомыслие. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.
2) Все основные органы власти в правом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты парламента, руководители региональных администраций и местного самоуправления занимают свои должности в течение ограниченного срока, определенного избирательным законодательством.
Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.
3) Правое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны незамедлительно пресекаться. А в своей деятельности правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан.
4) Любой монополизм губителен для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, будь то право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью.
Замечание 3
Экономическая свобода населения – это одна из основ политической независимости граждан. Лишь уверенные в своем будущем люди способны самостоятельно отстаивать личные и общественные интересы, не подвергаясь давлению со стороны политических сил или корпораций, монополизировавших ту или иную сферу деятельности.
Предпосылки возникновения правового государства
Понятие и сущность правового государства предполагает признание верховенства закона. Для того, чтобы это произошло, в стране должны сложиться определённые условия. Кратко познакомимся с ними.
- В сфере политики такой предпосылкой является наличие демократии. Возможность населения страны оказать влияние на власть способствует соблюдению баланса между государством и личностью.
- Большую роль в процессе развития правового государства играет наличие развитого гражданского общества, осознание каждым человеком ответственности за собственную жизнь, способность выразить свою позицию.
- Справедливое законодательство гарантирует соблюдение интересов каждого жителя страны.
- В обществе, основывающемся на верховенстве закона, должен наблюдаться высокий уровень политической культуры.
- В области экономики предпосылкой является свобода предпринимательства, наличие разных видов собственности.
Рис. 2. Молодые предприниматели.
Понятие, признаки, институты гражданского общества
Политические характеристики гражданского общества концентрируются в понятии правового государства. Данные понятия сочетаются как форма и содержание.
Гражданское общество, в представлении Гегеля, изложенном в «Философии права», представляет собой связь (обобщение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внесений порядок (полицию). Правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд. Основным признаком гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами.
Существование гражданского общества обеспечивается многопартийностью, широкой сетью общественных объединений, союзов, самодеятельных коллективов, различными формами местного самоуправления. Велика роль независимых и объективных средств массовой информации.
В духовной жизни признаком гражданского общества является приоритет общечеловеческих ценностей: последовательная ориентация на свободу, равенство перед законом, социальную справедливость.
Становление и развитие гражданского общества обусловило новый период в развитии государства и права. Ему соответствует современное представительное государство, которому присущи следующие черты:
- государство суверенно, т.е. обладает верховной властью и монополией принуждения;
- государство выступает от имени всего населения и притязает на то, что выражает интересы граждан всей страны;
- в структуре государственных органов появляются общенациональные представительные учреждения парламентского типа, наделенные правом принятия законов;
- государство имеет управленческий аппарат, состоящий из профессиональных служащих, постоянную армию;
- государство собирает налоги, при этом утверждение налогов требует согласия представительного органа;
- официально признается юридическое равенство граждан, их права и свободы.
Всякое государство организовано как вертикальная система, иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины. В отличие от государства, гражданское общество представляет собой горизонтальную систему многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Эти связи основаны на равенстве и личной инициативе.
Нельзя недооценивать значение права в системе взаимоотношений государства и гражданского общества. Государственные органы и должности возникают и действуют на основе права. Жизнь и деятельность членов гражданского общества обусловлены не правом, а доброй волей членов общества. Создание и объединение ячеек гражданского обсцества может регулироваться законом, но в основе их создания лежит добрая воля их участников.
Семья — основная единица гражданского общества и на ней особенно очевидно взаимодействие права и гражданского общества: добровольный союз приобретает правовые формы по воле его участников.
Государственные органы могут действовать лишь в пределах их компетенции, а граждане имеют правоспособность, дающую широкие возможности действовать в любых сферах общественной и частной жизни.
Отношения между членами гражданского общества строятся на основе равенства, свободы, координации. Основой для этих связей может быть договор, соглашение. Государственные органы связаны отношениями субординации, каждый из них подчинен вышестоящему органу.
Гражданам разрешено все, что не запрещено законом.
Органам государства разрешено только то, что вытекает из компетенции или предписано нормативным правовым актом.
Публично-правовые нормы и отношения охраняются от нарушений преимущественно штрафными, карательными санкциями (административными, уголовными, дисциплинарными). Нарушения частноправовых норм и отношений влекут, в первую очередь, правовосстановительную ответственность (гражданскую).
Организация власти в правовом государстве
У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:
-
идеологический и политический плюрализм;
-
принцип выборности органов власти и должностных лиц;
-
стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;
-
недопущение монополизма в политике и экономике.
Раскроем суть каждого из этих принципов.
Идеологический и политический плюрализм
Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.
Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность
свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.
Принцип выборности органов власти и должностных лиц
Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.
Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка
Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в
своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.
Основные способы обеспечения законности и правопорядка:
-
контроль над законностью решений судов;
-
надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;
-
создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;
-
надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;
-
предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.
Недопущение монополизма в политике и экономике
Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность
заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства,
способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.
Поможем закрепить новый материал на онлайн-уроках обществознания.
Социальное государство
Сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Основной целью социального государства является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определенной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности. Социальное государство проявляет повышенную заботу о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. В их интересах устанавливаются государственные пособия, пенсии, субсидии, дотации.
Часть населения любой страны не участвует в рыночных отношениях. В их интересах государство вмешивается в рыночные отношения, перераспределяя доходы наиболее состоятельных категорий населения к менее состоятельным гражданам и изымая средства на пополнение государственного бюджета.
Современное социальное государство — это институт, направленный на организацию достойной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и интересов всех его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри страны, так и за ее пределами.
Социальным может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства права уже достаточно развиты.
показать содержание
Понятие правового государства
Концепция правового государства была сформулирована в XVIII — начале XIX веков на волне расширения критики феодализма, беззакония, безответственности органов государственного управления перед обществом. Идеологами правового государства в то время являлись французский правовед Шарль де Монтескье и английский философ Джон Локк. Их работы акцентировали необходимость построения общества, основанного на обеспечении свобод личности. Инструментом формирования такого общества они считали правовое государство.
Правовое государство — это государство, деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.
Таким образом, идея правового государства противопоставляется произволу в любом его проявлении: диктатуре, деспотизму, полицейскому государству и прочему. В то же время существование в стране правового государства является необходимой составляющей демократического режима.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Признаки правового государства
Демократия
Демократия — это форма правления, при которой все граждане государства участвуют в управлении, то есть источник власти – это народ.
Правовое государство является основной, но не единственной характеристикой демократической системы управления. Она также подразумевает существование смешанной экономики и разделение властей.
Смешанная экономика
Отличительная черта смешанной экономики — распространенность частной собственности в сочетании с распределением ограниченных ресурсов при значительной роли государства. Иными словами, экономика регулируется не только законами рынка, но и решениями руководителей государства.
Соответственно, выделяют следующие признаки смешанной экономики:
- сосуществование конкурентно-рыночных стимулов и государственного регулирования;
- сосуществование государственного и частного секторов экономики.
Плюрализм
Политический плюрализм — существование в стране различных политических сил, движений, партий, их признание правящей элитой, конкуренция между ними за представительство в органах государственной власти.
Кроме того, плюрализм не должен допускать дискриминации той или иной политической группы по критерию несогласия государственного руководства с их взглядами и мировоззрением (исключением являются праворадикальные нацистские и фашистские политические образования).
Необходимыми условиями для реализации истинного политического плюрализма в государстве являются:
- свобода слова;
- свобода массовой информации;
- многопартийная система;
- наличие политической оппозиции;
- свободные выборы;
- парламентаризм;
- существование негосударственных общественных организаций.
Исторические корни и условия формирования правового государства
Идея господства права в жизни народа имеет давние истоки: она родилась в противовес самовластию, произволу личности правителя. Эту идею развивал Платон, Аристотель и другие мыслители античности. Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги».
Позднее эти идеи были развиты выдающимися мыслителями эпохи Гуманизма и Просвещения. Представители буржуазной политической мысли также развивали учения о справедливом государственном строе (Дж. Локк, Ш. Монтескье и другие).
В отечественной правовой науке идеи правовой государственности развивались в трудах B.C. Соловьева, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, СИ. Гессена и др.
Преемственность проблематики правового государства сохранилась и после 1917 года, хотя внимание к ней было ослаблено. Данная теория встречала все больше критических замечаний, подчеркивался ее буржуазный характер
После Октябрьской революции 1917 года в России стала создаваться новая правовая система, направленная на обслуживание идеи господства диктатуры пролетариата. Широкое хождение имели идеи отмирания права и государства. Однако от ожидания прекращения права произошел крутой поворот в сторону создания одной из самых разветвленных правовых систем мира.
Теория правового государства в советской стране оценивалась на разных этапах по-разному. Так, в середине 20-х годов некоторые юристы ставили вопрос о применимости к Советскому государству концепции правового государства. Высказывалось мнение о том, что пролетарское государство по мере успехов строительства социализма будет превращаться в государство общенародное.
Но в конце 20-х годов положение резко переменилось.
Л.М. Когановичу принадлежат такие слова: «Мы отвергаем понятие правового государства даже для буржуазного государства. И применять его к Советскому государству — значит идти на поводу у буржуазных юристов». В стране все шире стали внедряться авторитарные методы руководства, что неизбежно вело к ограничению демократии и нарушениям прав и свобод человека. Из официальной теории были полностью устранены идеи защиты чести и достоинства личности, охраны прав и свобод граждан. Попирались важнейшие демократические ценности: независимость судей, принцип состязательности сторон, гуманизм. По делам о государственных преступлениях обвиняемые были полностью лишены права защиты и обжалования приговора, репрессировались близкие и родственники осужденных.
После XX съезда КПСС, разоблачившего произвол и беззаконие периода культа личности, были сделаны определенные шаги, направленные на восстановление принципа законности: проведена широкая реабилитация осужденных, ликвидированы органы внесудебной репрессии.
Однако полномасштабные меры по укреплению законности не были выполнены. Новая страница в истории развития идей правовой государственности связывается с преобразованиями, начатыми во второй половине 80-х годов. Результатом длительных реформ и политических преобразований стала Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепившая в ст. 1 признание России правовым государством.