Правовой нигилизм
Определение 1
Правовой нигилизм — это отрицание права как системы правил поведения, которая может эффективно регулировать взаимоотношения людей
Суть его заключается в общем негативном, неуважительном отношении к закону, существующим правилам, нормативному порядку, а также, в правовом невежестве, инертности, отсталости и правовой необразованности основной массы населения. Такие правовые установки и стереотипы являются элементом, характерной чертой, свойством общественного сознания и национальной психологии, а также отличительной чертой культуры, традиций, образа жизни, но только в том случае, если отсутствует желание соблюдать закон со стороны общества.
Одним из ключевых моментов здесь является высокомерное, пренебрежительное, снисходительное и нелестное отношение к роли права, а также его оценка не как основной, фундаментальной идеи, а как вторичного явления в общей шкале общечеловеческих ценностей, которая отражает существующий уровень цивилизованности граждан, их государственный дух, образ мышления, социальные чувства, привычки.
Правовой нигилизм разнообразен, изощрен и коварен. Он умеет быстро видоизменяться, приспосабливаться к ситуации. Существует много различных видов и сторон его проявления в жизни людей. Можно выделить лишь некоторые из этих сторон, которые наиболее яркие, а также чаще встречаются в жизни.
Примером проявления правового нигилизма могут быть некие прямые умышленные нарушения действующих законов и других правовых актов нашей страны. Стоит отметить, что такие нарушения формируют систему не только уголовных правонарушений, но и различных проступков. Именно преступление, которое было совершено в каких-то корыстных целях, можно назвать самым опасным типом, проявлением правового нигилизма. Ведь такое проявление нигилизма всегда наносит определенный вред всему обществу. Иногда этот вред может даже оказаться непоправимым.
Преступность является мощным катализатором правового нигилизма. Именно с помощью преступлений со временем завоевываются все новые сферы жизни, которые становятся подвластны правовому нигилизму во всех его проявлениях. В настоящее время преступники просто не боятся нарушить закон, они не боятся понести ответственность за свои деяния.
Широко распространено массовое несоблюдение требований законодательства. Это хорошо заметно, когда субъекты (сами граждане или какие-то определенные должностные лица) просто не воспринимают нормы поведения в обществе, а стараются всегда жить только лишь по каким-то своим правилам и жизненным установкам. Неисполнимость законов — это признак бессилия.
Одним из главных источников и наиболее опасным типом проявления правового нигилизма считается полное или частичное нарушение прав человека.
Наиболее опасны нарушения права человека на:
- собственность;
- безопасность;
- жизнь.
Слабая правовая защита личности заставляет людей просто не верить в силу закона, а также в возможность государства обеспечивать порядок и спокойствие в обществе, защищать людей от преступных посягательств. Отсутствие прав не может породить положительного отношения к нему, а вызывает только раздражение, недовольство, протест.
Подводя итог всему сказанному, следует выделить наиболее распространенные характеристики и свойства правового нигилизма в настоящее время:
- воинственная, агрессивная природа правового нигилизма, которую общество соотносит с беззаконием;
- глобальность, массовость, широкое распространение правового нигилизма не только среди обычных граждан нашей страны, но и в официальных структурах государства, к которым относятся правоохранительные органы, а также исполнительная и законодательная власть;
- разнообразие типов проявления правового нигилизма, которые встречаются как в низших, так и в высших слоях и структурах населения нашей страны;
- довольно высокая степень деструктивности, оппозиционно-популистская нацеленность;
- совмещение правового нигилизма вместе с нравственным, религиозным, духовным, что в итоге формирует единый деструктивный процесс;
- связь правового нигилизма с другими формами нигилизма, что изменило образ жизни населения нашей страны и сформировало новую систему жизнедеятельности.
Деформация правового сознания: правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой инфантелизм
Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.
Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах — теоретической (идеологической) и практической.
В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).
Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания (» в интересах народа», «для выполнения плана» и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.
В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм, или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будуг идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.
Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм — его переоценку. Оба эти явления питаются одним’, корнями — юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются и образуют как бы «удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной медали».
Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода реформации (ускорение социально-экономического развития, искоренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и безболезненное развертывание демократии, гласность и др.).
Хотелось все это побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически, провозгласить в конституциях. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния в другое не получилось, ожидания затянулись. Наступило «социальное похмелье» — горькое и мучительное. Идеалистические скороспелые прожекты, как правило, сурово мстят за себя. Это тот же нигилизм, только с обратным знаком.
показать содержание
Правовая культура: понятие и виды
Правовая культура — это качественное состояние правовой жизни общества, всегда обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем. Выражается в достигнутом социумом уровне правовой действительности: в состоянии юридических актов (законодательства), правосознания, а также в степени гарантированности государством гражданских прав и свобод человека.
Правовая культура тесно связана с культурой общества в целом. Она является средством укрепления законности и правопорядка в стране. В том случае, если в обществе не востребовано уважительное отношение к праву, стремление следовать предписаниям закона, то и государство не будет гарантировать соблюдение на практике тех прав, которые закреплены за гражданами в конституции и иных законах. Они так и останутся нереализованными, записанными лишь на бумаге.
Правовая культура зависит от уровня развития:
- правового сознания населения (о чем подробно говорилось выше);
- правовой действительности;
- законодательства в целом (насколько законы государства соответствуют запросам общества).
Виды правовой культуры: индивидуальная, групповая и общественная. В отличие от правосознания, у правовой культуры нет массового вида, поскольку таковой невозможен в условиях митингов, погромов или иных стихийных уличных мероприятий.
Правовой нигилизм и правовой идеализм
Это два отрицательных явления, характеризующих низкий или недостаточный уровень правосознания и правовой культуры общества или его отдельных социальных слоев и индивидов.
Правовой нигилизм — это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам общественных отношений в целом.
Причины могут быть различны: это и влияние исторических корней, и слабое соответствие законов интересам граждан.
Проявления правового нигилизма в правотворческой деятельности:
- так называемая «война законов», когда в различных ведомствах или на различных территориях государства принимаются акты, заведомо противоречащие друг другу;
- подмена законности политической или идеологической целесообразностью;
- нарушение прав человека. Причем оно касается не только какихто глобальных политических свобод, но и так называемых повседневных: прав работников, потребителей и т. д.
Правовой нигилизм проявляется и в сфере реализации права:
- прямое и сознательное нарушение действующего законодательства;
- повсеместное и массовое неисполнение юридических предписаний государственными чиновниками;
- конфронтация ветвей власти (например, законодательной и исполнительной) или властей разных уровней: центральной и местной.
Не менее негативное влияние на общество и его правовую действительность оказывает и полная противоположность правового нигилизма — правовой идеализм (фетишизм).
Это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Подчеркнем, именно формы, поскольку не зря существуют такие понятия, как «буква закона» и «дух закона». Далеко не всегда они целиком тождественны. Поэтому в данном случае имеется в виду преувеличение роли буквы закона, который мог уже устареть. Его же дословное исполнение, а не нарушение, порой приводит к большим убыткам или даже человеческим жертвам.
В связи с этим часто вспоминают печально знаменитый Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. о роспуске законодательного органа власти — Верховного Совета и о назначении новых выборов. Формально Конституция не давала Президенту таких полномочий. Налицо было явное нарушение им основного закона.
В то же время нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что эта Конституция являлась многократно исправленным документом советской эпохи, пережившим свое время, а главное — еженедельно переправляемым депутатами. Таким образом, имели место правовой коллапс и угроза гражданской войны. Удачно или не очень, но глава государства попытался предотвратить еще более негативные последствия, формально пойдя на нарушение фактически уже не действующей конституции.
Это вовсе не означает, что законы нужно соблюдать, лишь когда они выгодны. Просто в каждой конкретной ситуации не нужно быть «рабом» правовой формы, то есть буквы закона, дословное исполнение которого может быть попросту опасно и повлечь за собой тяжелые последствия. Ведь никто не будет осуждать водителя, нарушившего правила и пересекшего двойную сплошную полосу, чтобы избежать столкновения с несущимся навстречу автомобилем или оторвавшимся от грузовика прицепом.
показать содержание
Деформация правового сознания: правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой инфантелизм
Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.
Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т. д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).
Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания (» в интересах народа», «для выполнения плана» и т. д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.
В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм, или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.
Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм — его переоценку. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются и образуют как бы «удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной медали».
Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода реформации (ускорение социально-экономического развития, искоренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и безболезненное развертывание демократии, гласность и др.).
Хотелось все это побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически, провозгласить в конституциях. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния в другое не получилось, ожидания затянулись. Наступило «социальное похмелье» — горькое и мучительное. Идеалистические скороспелые прожекты, как правило, сурово мстят за себя. Это тот же нигилизм, только с обратным знаком.
Правосознание: понятие, структура, виды
Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Оно существует непрерывно, поскольку в обществе всегда присутствует какое-либо отношение к праву.
Особенности правосознания следующие:
- очень тесно взаимодействует с моралью, политикой, нравственным сознанием;
- характеризуется преемственностью через эпохи, поколения;
- влияет на общественные отношения и правовую практику (например, отрицательное отношение общества к каким-либо реформам может затормозить их или вовсе отменить);
- отражает не только современное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития.
Структура правосознания:
правовая идеология — отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий, осуществляемое на рациональной основе.
Это элемент правосознания, связанный с логическим мышлением, а не с чувственным опытом. Поэтому он превалирует среди юристов, специалистов в области общественных наук, руководителей, управленцев, законодателей;
- правовая психология — совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Это эмоциональный элемент правосознания, основанный на чувственном опыте повседневной жизни, подверженный более частым переменам. Присущ он большинству населения, то есть обывателям, не связанным профессионально с юриспруденцией и управлением. В свою очередь, правовая психология тоже неоднородна и состоит из двух компонентов:
- стойких — обычаи, традиции, привычки (например, отрицательное отношение к преступлениям против личности);
- подвижных — настроения. Они наиболее подвержены переменам.
Виды правосознания:
- индивидуальное. Присуще конкретному человеку, индивиду. Складывается под влиянием как внешних (среда обитания, род деятельности), так и внутренних факторов (уровень образования, культуры, место в социуме, генетическая наследственность). Это и объясняет порой диаметральное различие правосознания у людей;
- групповое — представления о праве тех или иных социальных групп, слоев общества, профессиональных сообществ;
- массовое. Характерно для нестабильных, временных объединений (митинги, демонстрации, бунтующие толпы);
- общественное — это правосознание макроколлективов (например, населения государства, части государства, нации, народности, а иногда и целой исторической эпохи).