Виды правового статуса
Набор правовых статусов достаточно большой. Разные виды правового статуса отображают соотношения таких философских понятий, как «общее», «отдельное» и «особенное».
Выделяют следующие основные виды правового статуса:
- Общий (конституционный) правовой статус. Это статус члена общества, гражданина государства, который закреплен в Конституции РФ. Данный статус является для всех граждан Российской Федерации одинаковым и единым, он не зависит от разного рода текущих обстоятельств, характеризуется относительной обобщенностью и стабильностью. Содержание общего правового статуса составляют права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и гарантированные всем гражданам страны.
- Индивидуальный правовой статус. Индивидуальный статус отображает особенности положения отдельного конкретного лица (возраст, пол, семейное положение, стаж работы, должность и т. д.), он представляет комплекс персонифицированных прав и обязанностей индивида. Данный правовой статус динамичен, подвижен, изменяется одновременно с происходящими переменами в жизни.
- Специальный (родовой) правовой статус. Закрепляет особенности положения отдельных категорий граждан (участников боевых действий, пенсионеров, студентов, инвалидов, адвокатов, бизнесменов и т. д.), гарантирует обеспечение выполнения специальных функций. Статус данных социальных групп и слоев может обладать собственными особенностями (дополнительные свободы, права, льготы и обязанности, прописанные в законодательстве).
В Конституции РФ закреплена совокупность прав гражданина и человека, которая общепризнана мировым сообществом и отражена в нормах международного права, а также минимум социальных свобод и благ, необходимых для достойной жизни любого человека, проживающего на территории Российской Федерации.
Перечисленные правовые статусы соотносятся, как общее, единичное и особенное. Все они неразделимы, тесно взаимозависимы и взаимосвязаны. Каждое лицо может одновременно быть гражданином, принадлежать к определенному социальному слою или группе, представлять собой отдельную неповторимую личность.
Также предусмотрена классификация правового статуса личности, согласно которому выделяют:
- правовой статус лиц без гражданства, иностранцев, лиц с двойным гражданством;
- статус физического лица;
- отраслевые правовые статусы.
Общая характеристика экономических, социальных и культурных прав российских граждан
Экономические, социальные и культурные права олицетворяют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения. (Впервые они были закреплены в Конституции РСФСР 1918 года).
Особенности данных прав:
- для них характерно такое общее свойство, как единство материального (экономического и социально-культурного) содержания;
- они нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод;
- имеют общесоциальную направленность, ибо выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости;
- требуют в отношении себя более детальной конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т. д.) законодательстве;
- одни права претерпели существенное изменение (право на труд, на образование и т. п.), другие – оказались принципиально новыми для российской правовой системы (это прежде всего такие фундаментальные для развития рыночной экономики права, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности).
В обобщенном плане все главные изменения в содержании экономических, социальных и культурных прав можно проследить на основе анализа общей системы данной группы прав и свобод, получающих закрепление в Конституции 1993 года. Она позволяет представить социально-экономические права в виде системного единства (совокупности) следующих групп прав:
1. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности:
- право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);
- право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36);
- право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);
- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);
- право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37).
2. Социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию граждан:
- право на образование (ч. 1 ст. 43), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 43);
- право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч. 3 ст. 43);
- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44);
- свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);
- право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);
- право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44).
3. Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка:
- право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7);
- право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);
- право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38);
- право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7);
- право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);
- право на жилище (ч. 1 ст. 40), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40);
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 41).
4. Социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности:
- право на отдых (ч. 5 ст. 37);
- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42).
5. Социальные права, способствующие достижению социального партнерства в обществе:
- право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30);
- право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).
Институт гражданства
Наиболее ярко отношения государства и личности проявляются в такой категории как гражданство. Институт гражданства наглядно демонстрирует существование или отсутствие связи лица с данным государством, законодательно определяя при этом, какое лицо является гражданином, какое – иностранцем, лицом без гражданства, апатридом, бипатридом и т.д.
Статус гражданина предоставляет лицу более широкий спектр прав перед лицами, которые этого статуса не имеют, но и порождает большие обязанности перед государством. Однако, все люди – независимо от гражданского статуса личности – имеют право на защиту жизни, свободы, своего имущества государством, на территории которого они находятся, и, в свою очередь, обязаны знать и соблюдать законы страны проживания.
Итак, отношения личности и государства можно описать словом «многоаспектность», «многоплановость». Государство, с одной стороны, предоставляет различные права и свободы личности, с другой стороны, сдерживает их посредством норм права, тем самым предотвращая хаос, беззаконие, вседозволенность и сохраняя при этом коллективное благо, общественный и национальный вес.
Соотношение личности и государства
Отношения личности и государства выстраиваются посредством сохранения баланса между возможностью личности беспрепятственно развиваться и удовлетворять свои потребности и законные интересы и признанием, поддержкой личностью государства.
Это обусловило существование двух основных подходов к соотношению категорий «государство» и «личность»:
- индивидуалистический (личностный). Суть данного подхода состоит в том, что личность является самой целью, государство выступает средством достижения этой цели. Иными словами, личность изначально, с рождения наделена рядом прав и владеет ими независимо от государства. Государству необходимо создать такие условия, которые позволили бы личности эти права реализовать; при этом права личности не должны быть ущемлены. Объем прав может быть изменен и расширен, однако фундаментальные, основные права остаются неизменными;
- государственный (этатический, юридико-позитивистский). Данный подход базируется на том, что права даны человеку государством и обществом. Государство в данном случае выступает в качестве источника и гаранта прав человека, благодаря которому последние получают свое законное закрепление. При этом права личности могут быть изменены в зависимости от государственных целей и возможностей.
Отношения государства и личности выражаются во взаимном воздействии, во взаимных правах и обязанностях. Зачастую человек не замечает эту связь. Тем не менее, государство принимает активное участие в жизни личности с момента его рождения – вносится запись в книгу актов гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о рождении, и до смерти (справка о смерти).
Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Права личности
Права личности, о которых неоднократно упоминалось выше, принято делить на четыре категории:
- права, выражающие равноправие личностей (как правило, это естественные права человека, право на жизнь, безопасность и пр.);
- социально-экономические (право на труд, образование, охрану здоровья и т.д.);
- политические (право на свободу слова, объединений, собраний и др.);
- личные (право на неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и т.д.).
Все эти права так или иначе закреплены в Конституциях всех стран мира. Это в свою очередь обязывает государство предоставить личности гарантии защиты жизни, свободы, достоинства, т.е. гарантировать реализацию ею своих прав. В противном случае, лицо может обратиться с исковым заявлением против государства в суд за защитой своих прав и интересов.
Однако, личность имеет только права, но и обязанности по отношению к государству. В самом общем виде обязанности личности сформулированы как конституционные требования исполнять Конституцию, законы и иные нормативные акты государства, соблюдать принятые нормы международного права и общественные нормы страны пребывания. Человек обязан уплачивать налоги, проходить срочную или альтернативную службу в армии, защищать конституционный строй и свободный демократический порядок и т.д.
Государство, в свою очередь, также имеет права и обязанности по отношению к личности. Государство вправе требовать от индивидов соответствующего нормам права поведения, в противном случае государство вправе применить санкции.
Уплата налогов, соблюдение общественного порядка, забота о сохранении культурного и исторического наследия страны, забота об окружающей среде и природе и пр. – все это относится к правам государства по отношению к личности. За нарушение этих прав государство применяет меры взыскания, санкции.
В тоже время, государство выполняет определенные обязанности по отношению к личности. Государство обязано защищать человека и гражданина, создать безопасную среду для его развития; предоставить различные социальные услуги (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, гарантии труда и отдыха); должно принимать меры по улучшению условий жизни индивидов.
Общая характеристика конституционных обязанностей человека и гражданина
Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государства к правам человека, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в случае необходимости и его отказа от осуществления своих прав. Права человека и гражданина становятся реальностью лишь при тех обстоятельствах, когда они неразрывно связаны с обязанностями.
Между тем чрезмерное выпячивание прав и отрицание человеком своих обязанностей ведет к тому, что он стремится осуществить свои желания или предположения о якобы принадлежащих ему правах любой ценой. А это зачастую влечет за собой нарушение прав других лиц, совершение преступлений.
Целесообразно различать обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека связаны с самим фактом общественного бытия. Будучи официально признанными в государстве, они выступают в качестве обязанностей гражданина. Основные обязанности закреплены Конституцией Российской Федерации.
Признаки конституционных обязанностей:
- они служат охране, защите и развитию важнейших социальных ценностей;
- способствуют реализации как личных, так и общественных интересов;
- имеют высшую юридическую силу.
Конституционные обязанности можно подразделить на общие и конкретные.
К первой группе относятся следующие обязанности российских граждан:
- соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15), уважать права и свободы других, нести иные установленные законом обязанности;
- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44).
Эти обязанности распространяются на все без исключения категории населения страны.
Выполнение их обеспечивается мерами воспитательного воздействия, а в случае их недостаточности – средствами административного и уголовного права.
Вторая группа обязанностей, предусмотренная Конституцией РФ, включает в себя:
- родительские обязанности (в частности, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании, трудоспособные дети старше 18 лет обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях) (ст. 38);
- обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
- воинскую обязанность (защита Отечества, воинская или альтернативная служба) (ст. 59).
Данный круг обязанностей адресован к конкретным категориям населения: родителям, налогоплательщикам, военнообязанным.
В нормах Конституции РФ, закрепляющих обязанности, обобщены те наиболее важные требования, в исполнении которых проявляется ответственность личности перед государством, обществом, надлежащее его отношение к государственным и общественным интересам.
показать содержание
Общая характеристика политических прав и свобод российских граждан
Важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации принадлежит политическим правам и свободам. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к так называемому первому поколению прав человека
Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно – демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.
Особенности данных прав:
- они тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т. п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);
- в отличие от личных, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;
- самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;
- являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления).
К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы:
- свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ);
- право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);
- право на объединение (ст. 30);
- право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст. 31);
- право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст. 32);
- право граждан РФ на обращения (ст. 33).
Если и говорить и победах реформ в современной России, то в большей мере они связаны с «прорывом» в установлении и частичном осуществлении политических прав и свобод.
Главным гарантом их наиболее полной реализации должна стать формирующаяся новая система политического народовластия демократической российской государственности.
Правовой статус личности: понятие, структура, виды
Правовой статус – это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей.
Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус – есть признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.
В структуре последнего выделяют такие элементы, как:
1) права и обязанности (если субъективное право – есть вид и мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять интересы субъекта права, то юридическая обязанность – вид и мера юридически необходимого поведения, призванная удовлетворять интересы уп-равомоченной стороны, контрагента);
2) законные интересы (это отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, обеспечивающее стремление субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам – в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным);
3) правосубъектность (это способность лица иметь и осуществлять непосредственно или через представителя субъективные права и юридические обязанности, то есть быть субъектом права; это синтез правоспособности и дееспособности, другими словами, праводееспособность);
4) гражданство (это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, прав и свобод человека; подобная связь выражается во взаимоотношениях между государством и его гражданином: государство гарантирует гражданину обеспечение его прав и законных интересов, защищает и покровительствует ему за границей, а гражданин обязан соблюдать законодательство данного государства, в том числе выполнять установленные им обязанности);
5) юридическая ответственность;
6) правовые принципы и т. п.
Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают собой соотношение таких философских категорий, как «общее», «особенное» и «отдельное».
Общий – это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции Российской Федерации. Он является одинаковым для всех граждан РФ.
Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т. д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.
Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т. п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.
В Конституции Российской Федерации закрепляется совокупность прав человека, определенных в нормах международного права и общепризнанных мировым сообществом, минимум социальных благ и свобод, необходимых для достойного существования любого лица, находящегося на территории России.
Вывод
Таким образом, характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.
Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями. В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль.
Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.