Сущность и особенности понятия гражданского общества

Гражданское общество: понятие, особенности, структура

Особенности гражданского общества

Гражданское общество может выступать особым социальным субъектом, может обладать собственной политикой, отличной от государственной. У гражданского общества есть своя политическая власть и собственные возможности, не тождественные государственным. Гражданское общество и государство, как политические субъекты, выступают субъектами отличных «политик». Каждый из этих субъектов может реализовывать собственную публичную политику.

Поле взаимодействия гражданского общества и государства не относится к особому политическому институту, в котором могут приниматься совместные руководящие решения. Каждый из субъектов такое решение принимает самостоятельно, основываясь на собственных возможностях и с использованием своих политических учреждений. Гражданское общество не обладает политическим характером и не является политическим явлением. Для него характерна собственная сущность, своя логика развития, свое назначение в обществе.

Особенность гражданского общества состоит в том, что оно является итогом «самоорганизации». Общественная палата, суд, парламент, в отличие от гражданских учреждений, имеют иное происхождение, так как создаются политическими субъектами государства.

Развитие данных учреждений имеет большое значение для развития гражданского общества в целом, в частности:

  • парламент — предоставляет гражданам возможность принимать участие в управлении государством;
  • Общественная палата — призвана содействовать становлению гражданских учреждений и развитию гражданского общества;
  • суд — защищает права граждан, опираясь при этом на установленные государством законы.

Гражданская деятельность — это разновидность социальной активности, предназначенная для реализации гражданами своих прав и свобод. Гражданская деятельность является исходной формой формирования гражданских учреждений. Она связывает все разнообразие видов гражданского общества, определяя единство социального пространства и самого общества.

Замечание 2

Гражданская деятельность заключается в использовании гражданами своих конституционных прав и свобод, проявляется в создании соответствующих учреждений.

Признаки гражданского общества

Для гражданского общества характерны следующие признаки:

  • в гражданском обществе закон имеет решающее значение во всех сферах жизни общества;
  • для гражданского общества характерно разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • присутствует взаимная ответственность личности и государства друг перед другом;
  • права и свободы граждан реальны и не нарушаются, в случае их нарушения следует незамедлительное наказание;
  • для гражданского общества характерно свободное функционирование различных партий, организаций и объединений, которые действуют в рамках конституции;
  • свободная ретрансляция различных идеологических концепций, течений, взглядов;
  • обеспечение законности и правопорядка в обществе.

Структура гражданского общества своим влиянием охватывает:

  • различные негосударственные социально-экономические отношения и институты;
  • совокупности независимых от государства частных производителей, фирм, предприятий;
  • различные по структуре и целям деятельности общественные объединения и организации;
  • различные политические партии и движения;
  • сферу воспитания и негосударственного образования;
  • систему негосударственных средств массовой информации;
  • семью, как неотъемлемую часть общества;
  • церковь и прочие религиозные объединения.

Признаки гражданского общества

Основные признаки гражданского общества:

  • правовое государство с демократическим политическим режимом;
  • личная свобода человека — свобода слова, собраний, объединений, передвижений, религию и вероисповедание, выбор профессии, политические мировоззрения;
  • государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь гражданина;
  • законы и конституция обладают юридической силой;
  • высокий уровень профессионализма в юридической и политической практике;
  • контроль за властью, соблюдение существования правового государства и выявление нарушений;
  • гражданин имеет право привлечь к ответственности государство в судебном порядке.

Гражданское общество реализует ежедневные интересы людей. Оно создает условия для самореализации отдельного человека и групп, для удовлетворения их потребностей. Одновременно гражданское общество сдерживает стремление государства к концентрации политического господства.

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

↑ Основы гражданского общества

Основой гражданского общества является свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации, с помощью которых он их реализует.

Гражданское общество является сложной и многоуровневой системой негосударственных связей и структур и включает в себя множество элементов. Это вся совокупность межличностных отношений, развивающихся без вмешательства государства.

Экономическая база гражданского общества — частная собственность (может быть в индивидуальной и коллективной формах). Частная собственность дает гражданам независимость от государства в экономическом отношении. Кроме того, важным для гражданского общества является закрепленная законодательством свобода предпринимательской деятельности и профессионального выбора.

Социальная основа гражданского общества – семья. Государство не может вмешиваться во взаимоотношения в семье, за исключением случаев обращения граждан в государственные инстанции или нарушения членами семьи общественного порядка. Кроме того, в социальную структуру гражданского общества входят различные социальные общности (классы, национальные диаспоры, молодежные группировки, союзы ветеранов и т. д.)

Характерной особенностью классовой структуры современного гражданского общества является преобладание в ней среднего класса как слоя общества, экономически не зависимого от государства, т.е. людей с относительно высоким уровнем материального достатка.

Главные институты гражданского общества в политической системе – политические партии, лоббистские организации, органы местного самоуправления и СМИ, общественно-политические организации и движения, которые являются средством влияния гражданского общества на государство.

В структуру духовной сферы гражданского общества входят: церковь, научные, образовательные и культурные организации учреждения, спортивные общества и т.д.

1.19. Гражданское общество: понятие, признаки, структура

Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных,
национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с
помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

В современной трактовке понятие «гражданское общество» выражает
определенный тип общества, его социально-экономическую, политическую и правовую
природу, степень развитости и завершенности. Другими словами, под этим термином
понимается общество, отвечающее ряду критериев, выработанных историческим опытом.

Гражданское общество не формируется одномоментно, оно постепенно
складывается уже при существующем государстве и существует в различной степени
зрелости. Современная наука поддерживает вывод, сделанные еще Гегелем о том,
что гражданское общество как сфера частных интересов, как связь людей через
систему потребностей и разделение труда самостоятельно по отношению к
государству, однако тесно связано с ним, ибо нуждается в правовых учреждениях и
правопорядке, правосудии, а также в полиции и органах, обеспечивающих внешний
порядок. При этом равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода,
частная собственность, незыблемость договора, упорядочение законодательства,
охрана права от нарушений и авторитет суда являются непреложными правовыми
основами такого гражданского общества. Таким образом, в гражданском обществе
происходит взаимное влияние на людей и друг на друга государства и права и
таких экономических категорий как разделение труда и форм собственности.

Структура гражданского общества охватывает:

— 
негосударственные
социально-экономические отношения и институты (собственность, труд,
предпринимательство);

— 
совокупность независимых от
государства производителей (частные фирмы и т.п.);

— 
общественные объединения и
организации;

— 
политические партии и движения;

— 
сферу воспитания и
негосударственного образования;

— 
систему негосударственных средств
массовой информации;

— 
семью;

— 
церковь и др.

Гражданское общество проявляется в социальной, экономической,
политической, духовной и информационной системах. В этом смысле:

— 
социальная система представляет
собой комплекс объективно сформировавшихся общностей людей (семья, общественные
организации, слои, классы, нации и т.п.) и взаимоотношений между ними;

— 
экономическая система представляет
собой комплекс экономических связей, в которые вступают люди в процессе
реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и
потребления совокупного общественного продукта;

— 
политическая система представляет
собой комплекс определенных субъектов политики (органов местного
самоуправления, политических партий, общественно-политических движений, иных
общественных объединений) и отношений между ними;

— 
духовная система представляет
собой комплекс соответствующих культурно-просветительских, научных и
религиозных учреждений, в рамках и с помощью которых реализуются духовные
отношения;

— 
информационная система
представляет собой комплекс структур, связанных с циркуляцией информации в
данном обществе (прежде всего негосударственные средства массовой информации).

К признакам гражданского общества, жизнедеятельность
которого базируется на принципе координации (в отличие от государственного
аппарата, который построен на основе принципа субординации), в частности,
относятся:

— 
наиболее полное обеспечение прав и
свобод человека и гражданина;

— 
самоуправляемость;

— 
конкуренция образующих его
структур в различных групп людей;

— 
свободно формирующееся
общественное мнение
и плюрализм;

— 
всеобщая информированность и
прежде всего реальность осуществления права человека на информацию;

— 
многоукладность экономики;

— 
легитимность и демократический
характер власти;

— 
правовое государство;

— 
сильная социальная политика
государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей и др.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Похожие материалы:Гражданское законодательство и нормы
международного праваГражданское законодательство и иные акты,
содержащие нормы гражданского права — ст.3 ГК РФГражданско-правое обязательствоГражданское право как отрасль права: понятие, предмет и методГражданское правоотношение: понятие, содержание, виды (Батычко В.Т., 2008)Гражданство членов экипажа
судна

Структура гражданского общества

Согласно определению, гражданское общество — это совокупность общественных объединений. Примерами таких объединений являются:

  • политические партии;
  • общественные организации;
  • союзы потребителей;
  • спортивные объединения;
  • независимые СМИ;
  • благотворительные фонды;
  • научные организации;
  • акционерные общества.

Что мы узнали?

Гражданское общество — это система общественных организаций, являющихся независимыми от государства. Оно выполняет ряд важных функций. Условиями его существования является верховенство права, активная позиция населения. В структуру гражданского общества входят общественные организации, политические партии, независимые СМИ.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Структура гражданского общества

Гражданское общество состоит из элементов, которые взаимодействуют между собой и объединяются в горизонтальную систему связей.

Вот что включает в себя гражданское общество:

  • различные общественные объединения — экологические, молодежные, культурные и др.;
  • правозащитные организации;
  • церковь и различные религиозные объединения;
  • профессиональные объединения;
  • негосударственные СМИ;
  • различные формы общественной активности и выражения протеста;
  • местное самоуправление;
  • государство (но это не главный элемент гражданского общества)
  • политические партии и движения (не все).

1.2. Понятие и механизм взаимодействия государства и гражданского общества

Уяснение понятия гражданского общества невозможно без раскрытия его признаков, основных черт и особенностей.

Нет сомнений в том, что первым стартовым элементом гражданского общества является суверенная личность, действующая в условиях верховенства закона и демократии. Гражданское общество называют «гражданским», потому что оно состоит не из вынужденных в своих действиях людей, а из свободных граждан. Личность гражданского общества ориентирована на созидание и во многих отношениях существует и функционирует автономно, вне рамок и без вмешательства государства, социальных структур и других людей, но в постоянном и разнообразном взаимодействии с ними. Реализация человеком своего суверенитета, автономии, прав и свобод предполагает сознательное выполнение своих гражданских обязанностей.

В социологической энциклопедии под «гражданским обществом» понимается «определенный общественный строй, организация семьи, сословий или классов, официальным выражением которого является политический строй, основанный на развитой системе гражданского права». В широком смысле это сфера обширных социальных отношений и общественного участия в качестве противовеса более строгим действиям государства или экономики

В социологии изучаются конкретные формы и механизмы функционирования гражданского общества как целостного феномена социальной жизни, акцентируется внимание на выявлении реальных противоречий его современного состояния и развития

В предыдущих определениях, отражающих характер гражданского общества, который отличает его от государства, имеется понимание гражданского общества как совокупности неполитических отношений (экономических, духовных и нравственных), а также ряда неполитических и политических отношений

В то же время важно понимать и отделить друг от друга, что совокупность политических и аполитичных отношений как связующее звено между гражданским обществом и государством следует рассматривать как институционально изолированный механизм глобального социального управления

В современных условиях гражданское общество функционирует как совокупность отношений свободных и равных людей, не опосредованных государством, в условиях демократического рынка и верховенства закона. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, нет вертикальных (иерархических) связей, а есть горизонтальные — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Гражданское общество должно играть очень важную роль в обеспечении верховенства закона, правоприменения и правоприменения. Однако, по мнению М. Марченко, для этого необходимо как минимум само существование этих явлений: гражданское общество и верховенство закона, причем не только в промышленно развитых странах, где их сходство давно существовало, выдавались за первоисточник, но и в других, теоретически утверждая, что они являются «новыми демократиями» для построения верховенства закона и гражданского общества в странах, отличных от постсоветской России.

В результате исследования аппарата управления экономикой в ​​российском государственном механизме В.С. Плетников пришел к выводу, что необходим механизм, позволяющий государству и гражданскому обществу существовать как два равноправных элемента единой демократической системы, движущихся в одном направлении, а не находиться в постоянной конфронтации друг с другом.

Таким образом, гражданское общество является продуктом эволюции социума. Развитие гражданского общества влияет на государственные институты и наоборот.

2.1. Структура гражданского общества

Гражданское общество, по мнению М.И. Абдулаева, это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения правовых традиций и законов, общегуманистических идеалов, гарантирующее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность для достижения благополучия и самореализации права человека и гражданина, органично развивающиеся механизмы ограничения и контроля деятельности государства. В структуру входят пять основных систем, отражающих соответствующие сферы деятельности:

1. Социальная система. Данная система включает в себя различные виды общностей и общественных отношений (группы людей, связанных между собой единым интересом, целью, но с посредственными или опосредованными отношениями) и главные социальные институты (то есть институты семьи). Социальная система является первичной в структуре гражданского общества, она оказывает значительное влияние на отношения людей в этом обществе.

2. Экономическая система. Эта система состоит из всех экономических институтов и отношений, возникающих в результате реализации всего национального продукта в областях собственности, производства, распределения, обмена и потребления.

3. Политическая система. Эта система включает государство, различные политические организации (политические партии, политические движения и т. Д.) И их отношения.

4. Духовно-культурная. В этой системе существуют отношения между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом с точки зрения интеллектуальной и культурной полезности и соответствующих материализованных институтов, институтов (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые эти отношения реализуются. .

5. Информационная система. Возникновение данной системы сложилось в результате взаимодействия людей друг с другом непосредственно, а также при помощи средств массовой информации. Взаимодействие подразумевается как отношения, а под отношениями понимаются общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Данная система появилась относительно недавно, но в настоящее время она является весьма уникальной, поскольку пронизывает все сферы гражданского общества.

Но структура гражданского общества условна. Ее роль — иметь представление о том, как функционирует это общество. Поэтому нужно учитывать тот факт, что все элементы структуры не существуют отдельно друг от друга, все они находятся в тесной связи, а верхушкой данной структуры является право, которое подкреплено демократическим законодательством.

↑ Признаки гражданского общества

Свобода реализации каждым человеком своих социальных, политических, экономических, культурных и личных интересов и стремлений – важнейшая особенность гражданского общества.

Можно выделить следующие признаки гражданского общества:

  • наличие частной собственности, свободного рынка и конкуренции;
  • свобода предпринимательства;
  • законодательно закрепленная свобода личности, признание прав и свобод гражданина;
  • невмешательство государства в частную жизнь граждан;
  • юридическое равенство граждан, независимость суда;
  • высокий образовательный уровень населения;
  • наличие развитого местного самоуправления;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • преобладание среднего класса;
  • свобода, независимость СМИ (запрет цензуры);

Структура гражданского общества

Как уже упоминалось, полноценное гражданское общество должно состоять из большого числа отдельных организаций, не имеющих зависимости от политических или коммерческих структур. Считается, что только при этом условии возможно вести эффективную борьбу за права каждого человека. Конечно, данная горизонтальная система подразделяется на множество подсистем, которые входят в общую структуру. Обычно они объединяют между собой самодостаточных и активных людей, требующих проявления своей сущности. Для этого реализуется огромное число всевозможных проектов, частью которых и становятся такие люди. Не в последнюю очередь деятельность подобных организаций осуществляется за счет освоения грантов, выдаваемых различных благотворительными фондами. При этом государство поддерживает подобную деятельность, обкладывая ее минимальной налоговой ставкой.
Рис. 3. Функции гражданского обществаМногие известные люди и владельцы больших компаний занимаются содержанием отдельных финансовых фондов, направленных на поддержание гражданского общества, сопутствующих образовательных проектов и так далее. Так принято поступать не только за рубежом, но и в России.   

Понятие и сущность правового государства

Генезис идеи правового государства берет начало в Античности в работах Платона и Аристотеля. Более четко идея правового государства сформулирована И. Кантом. Он определяет его как правовое государственное устройство. Терминологически правовое государство впервые находит отражение в трудах немецких юристов Карла Велькера и Роберта Моля. Последний дал определение правового государства как конституционного государства, которое должно основываться на закреплении в конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты личности.

Современная отечественная юридическая литература насыщена работами, посвященными правовому государству. В правовой науке проведена попытка обобщения взглядов на данную категорию. В частности, выделяются следующие подходы: правовое государство как государство, обеспечивающее примат права (А.Ч. Асильдаров); отождествление правового государства с идеей примата международного права (Е.Ю. Копылова); отождествление правового государства с государством справедливости (Е.Г. Мартынчик); понимание его как юридического (конституционного) идеала (С.Б. Глушаченко, В.П. Тонконогов); отождествление с государством правопорядка (О.И. Короткова) и др.

Что же представляет собой правовое государство? В наиболее общем виде под ним понимается государство, в котором наличествует верховенство (господство) правового (справедливого) закона. В числе признаков называются:

а) уважение основных прав человека;
б) взаимная ответственность государства и гражданина;
в) равноправие и равенство всех перед законом и судом;
г) верховенство закона в системе нормативно-правовых актов;
д) разделение властей.

Особое значение придается вопросам соотношения гражданского общества и правового государства. И здесь в научной литературе нет единой позиции в решении этой проблемы. Одна группа авторов полагает, что гражданское общество является элементом правового государства (В.Г. Пахомов). Другие ученые считают, что правовое государство — это этап развития гражданского общества (М.Н. Марченко, А.Н. Соколов). Третья группа юристов рассматривает правовое государство в качестве способа организации гражданского общества, его политической формы (С.Н. Кожевников).

Не вступая в полемику по данному вопросу, согласимся с точкой зрения М.Н. Марченко, который аргументированно утверждает: «Гражданское общество первично по отношению к правовому государству, так же как и традиционное общество — по отношению к “доправовому” государству: сначала формируется гражданское общество, а затем на его основе “конструируется” правовое государство, но не наоборот».

Несомненно, эти категории взаимосвязаны и взаимозависимы. Справедливо утверждение исследователя, что «гражданское общество, как основа и социальное содержание правового государства, будучи первичным к нему, и правовое государство как политико-правовая форма организации общественной жизни, будучи вторичным, выступают в отношениях друг с другом не как пассивные объекты, а как активные и сдерживающие друг друга субъекты».

Более того, между правовым государством и гражданским обществом существует «обоюдная зависимость в форме взаимной обусловленности и взаимодействия: практически ни одно из них не может существовать без другого. Результаты их функционирования переплетены теснейшим образом и непосредственно сказываются на каждом из них». Так, например, в демократическом обществе функционируют различные правовые механизмы воздействия гражданского общества на государство (конституционная ответственность государства, выдвижение требований законодательного закрепления прав и свобод человека и др.).

Вместе с тем государство через право придает правовую форму институтам гражданского общества, способствует разрешению правовых противоречий, тем самым, оптимизируя их деятельность и гарантируя эффективное развитие.

Очевидно, что реализация принципов правового государства (господство права, взаимная ответственность личности и государства, разделение властей, равенство всех перед законом и судом) обеспечивает свободное развитие человека, гарантирует его правовую защищенность, способствует гармонизации правовой жизни гражданского общества.

показать содержание

Функции гражданского общества

Конечно же, формирование философии ГО было необходимо для выполнения целого ряда задача. Вот фундаментальный набор функций, которые должны выполняться гражданским обществом:

  • Защита частной жизни каждого отдельного гражданина, вне зависимости от конкретно взятой сферы;
  • Осуществление сдерживания представителей политических властей, ведя контроль за соблюдениями конституционных принципов, действующих на территории правовых государств;
  • Защита и отслеживание процесса соблюдения общественных интересов;
  • Контроль за отношениями между обществом и коммерческими структурами;
  • Ведение постоянной борьбы, исключительно мирными способами, за обязательное соблюдение правового порядка в государстве.

Все эти черты должны быть характерны любому развитому обществу. Многие считают, что такая концепция — идеал, достичь которого просто невозможно. Сторонники же ГО считают, что выполнение этих функций входит в обязанности каждого гражданина, иначе его нахождение в социуме не имеет никакого значения.

Список использованной литературы

Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. — 04.07.2020. — № 144.

Абдулаев М.И. Теория государства и права. — М. Финансовый контроль. — 2004.

Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С.А. Комарова. — СПб, Питер. — 2004.

Косарев А.В. К вопросу о необходимости исследования роли и места общественных организаций как элемента гражданского общества в современном Российском государстве // Юридический мир. — 2015. — №9. — С. 39.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 2003. — С. 268.

Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. — М. Зерцало – М., 2002.

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. — М.: Норма; Инфра-М, 1999. — С. 279.

Пиголкин А.С. Теория государства и права. — Городец, 2006.

Плетников В.С. Аппарат управления экономикой в механизме Российского государства: Дис. … к.ю.н. — Екатеринбург, 2004. — С. 153.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: Издательская группа «НОРМА-ИНФРА», 1999. — С. 152.

Савинков Л.Л. Некоторые подходы к осмыслению понятия «гражданское общество» // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2007. — №7. — С. 101.

Степаненко В. Гражданское общество как дискурс и социальный нормативный порядок в социологии Джеффри Александера // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2006. — №2. — С. 8.

Черданцев А.Ф. Теория государства и права. — М. Юрайт, 2010.

Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. — 1992. — № 6. — С.142 – 151.

Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Государство и право. — 1990. — № 8. — С.4 – 5.

Шелудякова Т.В., Шелудякова Е.С. Историческая трансформация понятия гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. — 2015. — №3. — С. 21.

  1. Косарев А.В. К вопросу о необходимости исследования роли и места общественных организаций как элемента гражданского общества в современном Российском государстве // Юридический мир. — 2015. — №9. — С. 39.

  2. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. — М.: Норма; Инфра-М, 1999. — С. 279.

  3. Шелудякова Т.В., Шелудякова Е.С. Историческая трансформация понятия гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. — 2015. — №3. — С. 21.

  4. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 2003. — С. 268.

  5. Степаненко В. Гражданское общество как дискурс и социальный нормативный порядок в социологии Джеффри Александера // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2006. — №2. — С. 8.

  6. Савинков Л.Л. Некоторые подходы к осмыслению понятия «гражданское общество» // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2007. — №7. — С. 101.

  7. Российская социологическая энциклопедия. — М.: Издательская группа «НОРМА-ИНФРА», 1999. — С. 152.

  8. Плетников В.С. Аппарат управления экономикой в механизме Российского государства: Дис. … к.ю.н. — Екатеринбург, 2004. — С. 153.

  9. Абдулаев М.И. Теория государства и права. — М. Финансовый контроль. — 2004.

  10. Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Государство и право. — 1990. — № 8. — С.4 – 5.

  11. Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. — 1992. — № 6. — С.142 – 151.

  12. Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С.А. Комарова. — СПб, Питер. — 2004.

  13. Пиголкин А.С. Теория государства и права. — Городец, 2006.

  14. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. — М. Юрайт, 2010.

  15. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. — М. Зерцало – М., 2002.

  • история развития ЭВМ
  • Шрифт в рекламе. Фирменный стиль и рекламное объявление.
  • Технология Workflow
  • Фотодокументирование. Появление, развитие, применение
  • коммерческая тайна и коммерческий шпионаж
  • история создания логотипа Versace
  • Методы и особенности управления конфликтами
  • История книгопечатания
  • Теория управления производством Форда
  • Херсонес Таврический
  • Организация и планирование рекламных кампаний
  • Мультимедиа технологии
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: