Философия ее смысл функции и роль в обществе кратко

Роль философии в жизни человека

Роль философии в жизни любого индивидуума и человека тяжело переоценить. В то же время, на такие «вечные» вопросы как: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Что будет после смерти?» дает ответы религия, однако, в отличие от нее, в философии применяется научный доказательный аппарат.
Значение философии для человека можно объяснить буквально в нескольких тезисах:

  • философия значительно расширяет кругозор человека, помогает ему в выработке вдумчивого отношения ко всему, что его окружает
  • философия учит мудрости, глубокому проникновению в мир чувств человека и Природы
  • помогает выработать культуру и рациональное мышление
  • а главное – философия дает возможность человеку выйти за рамки обыденности, расширяет границы мышления, делает духовный мир богаче, а ум острее.
    Призвание философов состоит в постановке мировоззренческих вопросов и поиске ответов на них.

Предмет философии

Определение 1

Философия является особой наукой, изучающей всеобщие законы развития природы, общества и мышления.

В процессе развития философии менялись представления о ее предмете. Каждая эпоха давала свой ответ на данный вопрос. Да и в пределах одной исторической эпохи нередко сосуществовали разные варианты этого ответа.

Среди них есть такие варианты, которые сводятся к указанию на то, что объекты изучения философии — размышления о человеке, о жизни и смерти и т.д. Так, для греческого философа Сократа философия являлась величайшим из существующих искусств – искусством самопознания. А Аристотель в свою очередь считал философию наукой, которая изучает первопричины вещей, и называл ее владычицей наук. В Средние века философия выступала в роли служанки теологии. Интересен подход к определению предмета философии, который дает великий немецкий философ Кант. Он разбил его на 3 части – 3 проблемных вопроса:

  • Что я могу знать?
  • Что я должен делать?
  • Что я могу ожидать?

В конце концов он свел эти 3 элемента к одному — Что такое человек? Таким образом, согласно Канту, главной проблемой философии выступает ее предмет – человек. Существует и такая интерпретация предмета философии, которая гласит, что смысл философии в том, чтобы раскрыть следующие вопросы:

  • Кто мы?
  • Откуда мы пришли?
  • Куда мы идем?

Эту идею выдвинул художник Поль Гоген.

Согласно Гегелю, предметом философии является размышление о всеобщем.

ХХ век предлагал самые разнообразные трактовки предмета философии:

Экзистенциалисты понимают философию как размышление о человеческом существовании.
Позитивисты вообще отказывают философии в собственном предмете. Старая философия рассматривается как бессмысленная наука, тогда как в своем новом виде она выступает «служанкой» наук, лишь методологией научного познания.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, предмет философии можно определить, как учение о всеобщем бытии и познании.

Кроме того, в философии существует целый ряд проблем, а именно проблемы:

  • бытия,
  • смысла жизни,
  • сознания,
  • свободы,
  • бессмертия,
  • жизни и смерти,
  • счастья и т.д.

Поэтому необходимо определить специфику функциональных возможностей философии. Это, прежде всего, знание, ведь философию интересует не сам мир, а только мир в контексте жизни человека, в отношениях двух полюсов – «человек и мир». Истинное знание есть всегда есть знание существующего, глубокого, необходимого. Помимо того, это интегральное знание, то есть знание об общем. Следующая характеристика истинного знание заключается в том, что это знание носит чрезвычайно общий, теоретический характер. Более того, философское знание вечно, инвариантно. Это означает, что многие проблемы философии были сформулированы еще во время зарождение самой науки и продолжают оставаться актуальными и сегодня, являясь вечными проблемами.

Это не означает, что человечество не может решить эти проблемы, а указывает на то, что ответы время от времени меняются, и что сами проблемы разнообразны и сегодня они не могут быть решены однозначно и логично.

Поскольку на вопросы мирозданья невозможно дать окончательный ответ, философские проблемы на каждом историческом этапе осмысливаются по-разному, иными словами, философское знание. по своей природе неисчерпаемо.

Кроме того, в ходе исторического развития определилась и структура философского знания:

  • гносеология – учение о познании,
  • онтология – учение о бытии,
  • логика – учение о правильных мыслеформах,
  • диалектика – учение о развитии,
  • этика – учение о нравственности,
  • эстетика – учение о красоте в жизни и искусстве,
  • антропология – учение о человеке,
  • социология – учение об обществе,
  • аксиология – учение о ценностях,
  • история философии – развитие философской мысли.

Функции философии и ее роль в обществе

Основная функция философии – мировоззренческая. Являясь теоретическим ядром мировоззрения, философия заключает в себе основы культуры, определяющие систему координат повседневной человеческой деятельности. Поэтому философию некоторые ученые называют самосознанием культуры.

Синтетическая функция вытекает из мировоззренческой. Философия есть квинтэссенция основных идей и ценностей каждой исторической эпохи, объединяющая различные формы культуры в единое смысловое целое. Философия – это форма духовного совершенствования, выступающая интегратором всех других форм.

Также важной функцией философии выступает критическая функция. Размышляя об основаниях культуры, философия ставит под сомнение идеи и смыслы, которые утратили свою актуальность

Возможность культурного прогресса связана с тем, что человек способен подвергать сомнению установленные правила и смотреть за привычные горизонты.

Критичность есть основа движения философской мысли. Ведь философия возникла изначально как сомнение в достоверности познания мира, предлагаемого мифом. Вопрос «что есть?» был нерешаемым для обычного сознания. Разрыв между обыденным и философским в греческой философии выражался в противопоставлении достоверного знания – «episteme» и мнения – иллюзорного, хотя и общепризнанного знания – «doxa». Критический характер философии отмечали многие философы, в частности:

  • Р. Декарт,
  • Ф. Бэкон,
  • И. Кант,
  • Д. Юм.

Наиболее развернутая теория, поясняющая критическую природу философии, была предложена в Новое время Р. Декартом. В основу всякого размышления он положил принцип методологического сомнения. Единственным неоспоримым фактом для человека является факт его собственной мысли. Таким образом, способность мыслить становится гарантом существования личности. Исходя из принципа методологического сомнения, Р. Декарт пришел к формулировке своего знаменитого положения Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую).

Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. Наука не может самостоятельно мыслить о собственных предпосылках; функция понимания «третьего лица» обеспечивается философией.

Философия как разновидность мировоззрения

Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

  • мифология;
  • религия;
  • философия.

Мифология

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей дейстнительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

  • происхождение Вселенной, Земли и человека;
  • объяснение природных явлений;
  • жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
  • вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

  • очеловечивание природы;
  • наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
  • отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
  • практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, зашита от стихии и т. д.);
  • однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует те же вопросы, что и миф:

  • происхождение Вселенной, Земли, жизни па Земле, человека;
  • объяснение природных явлений:
  • поступки;
  • судьба человека;
  • нравственно-этические проблемы.

Основными мировыми религиями являются:

  • христианство;
  • ислам;
  • буддизм.

Крупнейшими и наиболее распространенными а мире национальными религиями являются:

  • синтоизм:
  • индуизм;
  • иудаизм.

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функции:

  • объединительную (консолидирует общество вокруг идей, либо ради идей);
  • культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
  • нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Философия

Филолософия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

  • основано на знании, а не на вере либо вымысле;
  • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
  • логично (имеет внутреннее единство и систему);
  • опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логичностью и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

  • космоцентризм;
  • геоцентризм;
  • антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса, согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также — Древней Греции).

Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы — Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

Роль философии

Развитие цивилизации на исходе XX века демонстрирует возрастание динамики жизни, что проявляется в глубинных и крайне противоречивых переменах во всех областях политики, экономики, культуры. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, ответственности
за свои поступки становятся приоритетными.

В формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее опытом критического размышления над важнейшими ценностями и жизненными ориентациями. Она брала на себя функцию прояснения проблем бытия человека, всякий раз ставя заново вопрос о том, что такое человек и каково его место в мире, как следует жить, на что ориентироваться.

Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я. понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.

Сущность и предмет философии

Как систематизированному, специальному знанию философии уже несколько тысячелетий, а что касается самого «философствования», как некоего особого размышления людей о смысле жизни, о самих себе, об окружающем мире и т. д., то возраст его, наверняка, примерно равен времени существования всего Человечества.

Любое знание представляет собой знание о том, что познающим индивидом, исследователем выделено как что-то обладающее своими
характерными свойствами, нечто конечное, и в данном случае познающий является субъектом, а познаваемое для него – объектом.

Что касается специфики объекта философии, то она состоит в том, что тут, по сути, отсутствуют какие-либо чувственно воспринимаемые границы, ощущаемые формы, части, элементы (что и отличает их от объектов природы). Таким образом, объектом философии выступает бесконечный Мир (вселенная, космос, природа), а также Общество особая целостность, а также их единство.

Философию нужно рассматривать как наиболее обобщенное знание о Действительности (как развивающейся системной целостности), а также о Человечестве, всеобщих его законах и свойствах. Сама же Действительность представляет собой непрерывно развивающийся и изменяющийся мир субъектов, объектов и результатов их взаимодействия, который подчиняется определенным закономерностям. Следовательно, предмет философии – все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Другими словами, философия нацелена вовсе не на то, чтобы определить точные границы между частицами мира и их внешние взаимодействия, а на то, чтобы понять их единство и внутреннюю связь.

Основные усилия философской мысли устремлены на поиск высшего начала и смысла Бытия. Фундаментальные проблемы философии, а также ее предметное самоопределение – все это смысл бытия и уникальность человека в мире, идеи познания, отношение человека к Всевышнему, проблемы этики, сознания, смерть и бессмертие, идея души, философия истории, социальная философия, история самой философии и т. д.

Мировоззрение и философия часто путают. Эти две категории хоть и очень взаимосвязаны, но все же различаются между собой и, в первую очередь, тем, что мировоззрение – намного шире по охвату, а философия – это лишь ядро мировоззрения
Философия – своеобразный синоним поиска истины, а также свободны мышления.
Таким образом, философия – это наиболее обобщенное учение о мире, о месте в нем Человека, а также «наука о всеобщих науках» о развитии общества и природы.

Слайды и текст этой презентации

обществе»Выполнил студент 2 курса
Группы 21р-14
Андреев СергейПреподаватель: Маскарина

Татьяна Алексеевна

Слайд 4Сущность философских проблемКаждая наука изучает свой круг проблем. Для этого

вырабатывает собственные понятия, которые применяются в строго определенной области для

более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии, не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями.Основные задачи или проблемы в философии касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

Слайд 5  Философия — мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение

можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но

фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как — бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.

Слайд 6Мировоззрение и его структураМировоззрение – целостное понимание людьми мира и

самих себя, своего места в нём
Структура:
— Познавательный компонент (результаты индивидуального

и общественного познания,
стили мышления того или иного сообщества,
народа и эпохи)
— Ценностно-нормативный компонент (ценности, идеалы, уьждения, верования, нормы и т.д.)
— Эмоционально-волевой компонент
— Практический компонент (реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах)

Слайд 8Функции философииМировоззренческая функция

1 Обеспечивает целостность взгляда на мир

2 Ориентирована на

отражение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания

3 В её

пределах создаются концепции бытия,человека, общества

Слайд 10Методологическая функция 1 Создаёт условия для получения нового знания

2

Слайд 11Аксиологическая функция

отвечает за формирование идеалов и ценностных ориентацияИВоспитательная функция

Слайд 12Структура философииВозникла сначала
— Онтология – учение о бытии
— Гносеология –

учение о познании, его формах и границах
— Этика – наука

о должном, дисциплина, определя.щая принципы нравственного поведения

Слайд 13Оформились потом
Структура философии

Слайд 14Методы философииДиалектика

В древности – «искусство спора»
Сегодня – учене о наиболее

общих закономерных связях бытия

Основные принципы Диалектики:
1 Взаимосвязь всех явления
2 Непрерывное

развитие мира

Слайд 15Методы философииМетафизика

В древности – «после физики» (учение Аристотеля, а в

Средние века – вся философия)

Сегодня – представление о природе как

статичной и неразвивающейся системе с ограниченным количеством движения

или материальное). Монистическим является и последовательный идеализм (Августин, Гегель), и

последовательный материализм (Демокрит, Дидро, Маркс).

Слайд 17Дуализм – два первоначала (идеальное и материальное).
Представители: Декарт, Спиноза.

Плюрализм

– три и более первоначал. Плюрализм характерен для древней философии.

Представитель: Эмпедокл

Типология философских систем по количеству первоначал

Слайд 18Типология философских систем по характеру первоначалМатериализм – первоначалом является материя

Идеализм

независимого от человека ( Бог, Абсолют и т.д.)

Субъективный идеализм –

идеальной сущностью всего мира является человеческое сознание, человеческое Я

мире. Быть или не быть? — вот в чем вопрос.

А если быть, то каким? Назначение философии состоит в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества. Философия зовет каждого человека к благородству, истине, прекрасному, добру.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: