Введение
В каждом периоде истории человечества существовали особенности развития науки, культуры, социальных отношений, стиля мышления и т.д. Все эти факторы повлияли и на развитие философской мысли, проблемы которой были выдвинуты на передний план в области философии.
Средневековье — это длительный период в европейской истории, от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV века).
Появление средневековой философии часто связано с падением Западной Римской империи (476 г. н.э.), но эта датировка не совсем верна. В то время греческая философия все еще преобладала, и с ее точки зрения начало всего — природа. В средневековой философии, с другой стороны, реальность, которая определяет все вещи — это Бог. Поэтому переход от одного образа мышления к другому не мог быть мгновенным: завоевание Рима не могло сразу же изменить социальные условия (ибо греческая философия принадлежит к эпохе древнего рабства, а средневековая философия — к эпохе феодализма), ни внутреннее мировоззрение людей, ни религиозные верования, сформировавшиеся на протяжении веков.
Формирование нового типа общества занимает довольно долгое время. В I-IV веках н.э. Хроника. Философские учения стоиков, эпикурейцев и неоплатонистов соперничают друг с другом, и в то же время формируются центры новых верований и мыслей, которые впоследствии станут основой средневековой философии.
Философия, которая развивалась в этот период, имела два основных источника ее формирования. Первой была древнегреческая философия, особенно в ее платонических и аристотелевских традициях. Вторым источником были Священные Писания, которые ввели эту философию в основное русло христианства.
Идеалистическая направленность большинства философских систем средневековья была продиктована основными догмами христианства, важнейшими из которых были догматы о личном статусе Бога-Создателя и догматы о сотворении мира Богом «из ничего». В соответствии с этим строгим религиозным диктатом, поддерживаемым властью государства, философия была объявлена «слугой религии», и все философские вопросы были решены с точки зрения теоцентризма, креационизма и провиденциализма.
Корни философии средневековья восходят к религиям монотеизма. К таким религиям относятся иудаизм, христианство и ислам, с которыми связано развитие как европейской, так и арабской философии средневековья.
Структура моей диссертации такова: в начале — введение, содержащее предварительную информацию о предмете и актуальности данной темы; затем я перехожу к главе 1, в которой дается общее описание средневековья; во 2-й главе я концентрируюсь на особенностях средневековой философии; в 3-й главе на примере В. Оккама объясняются основные философские течения и известные философы. Вывод обобщает результаты диссертации и заканчивается библиографией.
Представители философии средневековья
Философия средних веков нашла свое яркое выражение в учениях Августина, прозванного Блаженным. Августин – выходец из северной Африки, отец его атеист, а мать – верующая христианка. Благодаря матери, Августин с детства впитывал христианские знания. Размышление, поиски истины – главные черты учений Августина Блаженного. Философ был склонен к отказу от своих взглядов, которых он придерживался ранее. Признание собственных ошибок и заблуждений – его путь к совершенству. Самые знаменитые работы философа: «Исповедь», «О граде Божием», «О Троице».
Фома Аквинский – философ, теолог, доминиканский монах, систематизатор схоластики и учений Аристотеля. Получил хорошее образование в области теологии, чему противилась семья философа. Несмотря на это, на протяжении своего становления как философа, он достигал цель за целью, и получал желаемое. Фома Аквинский известен тем, что в своих учениях ему удалось объединить догматы церкви и знания Аристотеля. Он провел четкую границу между верой и знанием, создал иерархию законов, поставив во главе Закон Божий. Известные работы: «Сумма философии», «Суммы теологии», «О правлении государей».
Аль-Фарби – существуют сведение, что до философских учений, Аль-Фарби занимал должность судьи. Натолкнуло на философствование его учения Аристотеля, которым он заинтересовался, изучая огромные литературные труды своего времени. Будучи выходцем восточной культуры, Аль-Фарби много времени проводил в раздумьях, самопознании и созерцании. Известен он был также в области математики, филологии, естественных наук и астрономии. После себя, оставил огромное литературное наследие и учеников, продолжающих его учение.
Яркими и известными философами средневековья, на которых основывалась философия того периода, являлись:
Средневековая философия – господство религиозного сознания, период обслуживание веры философией. Этот период подарил миру неповторимый по содержанию и форме духовный мир. Философия повлияла на формирование университетов и научных дисциплин.
Христианские мыслители и философские поиски
К выдающимся мыслителям 1-го этапа средневековой философии относят апологетиков Татиана и Оригена. Татиан собрал во едино четыре Евангелия (от Марка, Матфея, Луки, Иоанна). Они стали называться Новым Заветом. Ориген стал автором отрасли филологии, которыя была основана на библейских сказаниях. Он ввел понятие Богочеловека.
Философ Боэций
Выдающимся мыслителем в период патристики был Боэций. Он обобщил философию средних веков для преподавания в университетах. Универсалии – это детище Боэция. Он разделил 7 направлений знаний на 2 вида дисциплин — гуманитарные (грамматика, диалектика, риторика) и естествознание (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Он перевел и сделал толкование главных трудов Евклида, Аристотеля и Никомаха.
К выдающимся мыслителям схоластики относят монаха Фому Аквинского. Он систематизировал постулаты церкви, указал 5 несокрушимых доказательств существования Бога. Объединил философские идеи Аристотеля с христианским учением. Он доказал, что всегда совершается последовательность завершения разума верой, природы – благодатью, философии – откровением.
Основные представители
Тертуллиан (160—220 гг.) — христианский писатель из Карфагена, представитель апологетики. Его основная позиция заключалась в том, что философия абсолютно чужда христианству, а потому и религии в целом. Вера в Бога уже истина, а потому не требует доказательств и философских рассуждений по этому поводу.
Парадокс в том, что осуждая греческих философов, но при этом считая очевидными и верными некоторые кинические и сократовские положения, Тертуллиан всё же начал включать их в своё учение.
Августин Блаженный (354—430 гг.) — один из представителей ранней средневековой философии, выдающийся систематизатор патристики, носил титул епископа гиппонского в Северной Африке. Содержание его трудов носило крайне теоцентричный, противопоставленный пантеизму, характер. Бог не имеет телесного обличия, но при этом является отдельной личностью, находящейся во взаимосвязи с сотворённым им миром. Им была выдвинута идея о бесконечности божественного начала. Теории Августина о бытии и познании близки к направлению неоплатонизма.
Европейский философ солидарен с неоплатонистами в том, что всё сущее является добром, а зло — не отдельные материальные объекты, а отсутствие добра. Блаженный критикует скептицизм, направляя людей доверять лишь собственным ощущениям и чувствам, но никак не разуму. Отсюда принцип резкого возвышения церкви и порицания государства.
В своих ранних учениях философ заявлял, что время для него — характеристика изменения, но не более. Не существовало никакого времени до момента создания Богом мира, прошлое — это память, будущее — надежда. Здесь присутствует гносеологический аспект средневековой философской мысли, что познание мира происходит исключительно через Бога.
Однако позднее Августин Блаженный стал сторонником религиозного фатализма. В пример тому он приводил существование пророков, способных лицезреть будущее, а значит, оно где-то есть.
Фома Аквинский (1226—1274) — философ и богослов из Аквино, близ Неаполя. Известен тем, что систематизировал знания ортодоксальной схоластики. Его основной идеей было то, что вера (религия) и разум (философия) — это разные пути, ведущие к одной цели. Тем не менее предметы познания двух наук не всегда совпадают. Есть проблемы, открытые вере и разуму, то есть те, что могут быть логически доказаны (естественная теология). Среди них вопрос о существовании и единстве Бога, бессмертии души. Однако существует много истин, неподвластных разуму (священная теология). Например, троичность Бога, непорочное зачатие и другие.
Значение философии средневековья для последующего развития науки заключалось в том, что она стала связующим звеном между философией Античности и эпохи Возрождения, ведь сохранила и развила ряд античных философский идей христианского учения. Философия Средних веков формулируется путём господства религии, но равноправием веры и разума. На основе её догматов сформировались многие современные научные дисциплины.
Монотеизм Средневековья
Философская мысль средних веков заключена корнем своим в религию единобожия (монотеизма). Монотеизм — религиозные представления о вере в Бога, о том, что есть только он один и больше ничего другого, только он является творцом всего живого и сущего на Земле. К таким религиям принадлежит иудаизм, христианство, мусульманство, именно они берут своё начало развитию как европейской, так и арабской философии средних веков.
Замечание 2
Как уже упоминалось, что средневековое мышление имеет теоцентрический аспект, оно теоцентрично. Реальность в средние века определяет всё сущее, для теоцентризма есть не природа, а бог. Идея творения является основой средневековой онтологии. Средневековая онтология изучала сущее средних веков, бытие как таковое; философски подходила к изучению фундаментальных принципов бытия, его наиболее общих сущностей и категорий, структуры и закономерностей. Идея откровения в средние века представляла из себя фундаментальное учение и сама её фундамент учения познания. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов — от церкви. По христианскому догмату бог дал жизнь миру из ничего, сделал бог это всё по своей доброй воле, акт доброй воли, потому что он всемогущ.
Всемогущество божественного бога помогает каждый миг сохранить бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма, с латинского языка переводится как «создание», «творение». Следовательно, уже на первую ступень выходит не природное, а сверхприродное начало. Данный догмат забирает основной центр тяжести на себя в средневековом мировоззрении. Активное творческое начало выходит из под контроля природного, из космоса и передаётся богу. В средневековой философии у понятия космоса особое место, космос здесь — это вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое. Христианский бог недоступен для познания, но он открыт человеку также, как его откровения открыты человеческому сознанию. Знания о несотворённом божественном бытие или ещё данное бытие называют сверхбытие можно приобрести в собственное сознание только через призму сверхъестественного пути. И ключ к данному познанию отдаётся вере, где она является способностью души, неведомая языческому миру. Вера — это не что иное, как состояние и познания и учения и знания в одной категории. Божественная вера или вера в бога всегда будет носить неизведанный характер, который человеку предстоит познавать и познавать через призму всего обыденного или необыденно космического. Космос в данном случае расматривается как то, что богом данная сущность, где бог находит своё существование. Понимание бытия в средние века нашло своё афористическое выражение в формуле: ens et bonum conventuntur (бытие и благо обратимы).
Таким образом, Средневековье это преимущественное религиозного мировоззрения, которое находит своё отражение в богословии. Философия, философские взгляды и течения рассматриваются через призму теологии. Основной её функцией становится толкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. На ряду с развитием данных теорий в средневековье развилось логическое мышление, разрабатывались понятия личности, проходили споры о различии ипостаси и сущности и спор о приоритете единичного или общего, где свои мнения отстаивали реалисты и номиналисты.
Замечание 3
Когда речь идёт о средневековой философии, следует упомянуть имя Фомы Аквинского. Фома Аквинский (Ангелический Доктор) ($1225$ или $1226—1274$) — наиумнейший философ и богослов средних веков, систематизатор ортодоксальной схоластики. В $1323$ году обрёл лик святых. Основой его философии определяется то, что для спасения человек должен знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение, созданное им как бы для сравнения. Фома Аквинский считал, что блаженство — это и есть конечная цель теоретического познания, поиска абсолютной истины, то есть Бога, но всё это не может быть без божественной благодати. Философия средневековья оставила глубокий отпечаток на дальнейшее развития философии в целом.
Проблемы философии средневековья
Временные рамки философии средневековья определяют ее продолжением античности, но это новая система осмысления Бога, Мира и человека. Основная мысль философии средневековья – теоцентризм. Главными проблемами, рассматриваемыми в эпоху средневековой философии, являются:
Отношение к природе. Природа более не рассматривается как нечто самостоятельное, посколоьку над всем стоит Бог, которому подвластно сотворение природы и чудес
Античные познания природы ушли в прошлое, теперь внимание сконцентрировано на изучении и познании Бога, человеческой души. Такая ситуация понимания природы несколько меняется в позднем средневековье, но и тогда природа воспринимается только как символические образы
Мир человеку дан не только во благо, но и для поучения.
Человек – это образ и подобие Бога. Определение понятию «человек» во все времена было разнообразным, не стало исключением и средневековье. Главным определением было то, что человек – это образ и подобие Божье. Платон и Аристотель пришли к мысли, что человек – это разумное животное. В связи с таким истолкованием возникал вопрос — чего в человеке больше – разумного начала или животного? Какие свойства в человеке существенны, а какие второстепенны? Равно, как и библейское понимание человека, также вызывало вопросы – если человек подобие Бога, то какие свойства Бога ему можно приписать? Ведь человек не всевластен и не бесконечен.
Проблема души и тела. Христианское вероучение гласит, что Бог воплотился в человека для искупления грехов человека и спасения мира. Дохристианские учения рассматривали различие и несовместимость божественной и человеческой природы.
Проблема самопознания (разума и воли). Бог даровал человеку свободу воли. Воля, в эпоху средневековой философии, выносится на первый план, в отличие от античности, когда основой основ был разум. Воля и Бог помогают человеку творить добро, а не зло. Статус человека, в этот период – не определен. Он вырван из космоцентризма античности, и поставлен над ним, однако, но в силу греховной природы приземлен и несамостоятелен, потому что зависит от воли Бога.
История и память. Сакральность истории бытия. Возникает интерес к истории человечества, что привело к анализу памяти – антропологической способности, составляющей основу исторического знания. Время больше не рассматривается под призму жизни космоса и движения небесных светил. Время – достояние самой человеческой души. Строение человеческой души создает условие возможности времени – ожидание, устремление к будущему, внимание, прикованность к настоящему, память, направленная на прошлое.
Универсалии – нечто общее, а не конкретный предмет. Вопрос состоял в том, существует ли универсалии сами по себе, или же они возникают только в конкретных вещах. Это породило спор между реализмом (изучение вещественности, действительности) и номинализмом (изучение наименований).
Возникновение христианской философии
Средневековая философия в Европе связана с возникновением, распространением и господством христианства. Поэтому средневековая философия выходит за исторические рамки средневековья в Европе. Как известно, средневековьем называют период европейской истории с конца первой трети VI в. до XVII в. Средневековая христианская философия формируется одновременно с возникновением христианства как мировой религии в I — II вв. н. э., т. е. до начала средневековья. Христианство как религия складывается в восточных провинциях Римской империи и распространяется в Средиземноморье. Время его появления характеризуется глубоким кризисом рабовладельческого строя, который усугубляется тем, что попытки его реформирования, так же, как и попытки насильственного преобразования, путем свержения власти Рима не имели успеха. Отражение этого кризиса в сознании людей порождало уныние и страх.
Ввиду того, что попытки изменить ситуацию оказывались бесплодными, оставалось лишь надеяться на чудесное избавление от бед и верить в помощь Бога и его сверхъестественные силы, способные спасти гибнущий мир.
Первоначально христианство формируется как движение недовольных жизнью бедных слоев населения, вольноотпущенников и рабов. Оно выражало протест угнетенных и давало им утешение и надежду на лучшее будущее в посмертной жизни. Поскольку недовольством и страхом перед будущим были поражены и состоятельные слои римского общества, постольку и их представители переходят к христианству.
Одна из важнейших черт монотеистической религии христианства, объясняющей его притягательность и жизнестойкость, состоит в необычайной силе его морального содержания. Оно обращается к верующим как религиозно-этическая доктрина, регулирующая отношения человека к Богу, миру и другим людям.
Проделанный историками средневековой философии анализ показывает, что наряду со священной книгой древних евреев, составленной иудейскими жрецами V — IV вв. до н. э., включающей в себя мифы и легенды еврейского народа, и получившей у христиан название “Ветхий завет”, сыграли свою роль и творения апостолов учеников Иисуса Христа. Их произведения составили Новый завет.
Отношение к миру как к источнику греха характерно и для христианской философии. Виноваты в том, что мир плох, сами люди.
Особенность христианства, как и его философии, заключается в том, что ему чужд революционный радикализм. Оно не ставит перед человеком задачу изменить мир. Это вероучение стремится перевести негативно-бунтарское отношение к миру в моральный протест. Наведение порядка на Земле рассматривается приверженцами этого учения как удел творца мира — Бога. Признание греховности мира земного и временности существования в нем человека, вера во второе пришествие Христа для суда над грешниками, надежда на спасение и вечное блаженство в раю как воздаяние за праведную жизнь на Земле и любовь к Богу как к источнику блага составляют основу христианской религиозной философии.
Наряду с этим христианские мыслители признают, что Бог создал мир и человека по своему образу и подобию. Они считают, человек наделен Богом сознанием и свободной волей. Однако люди не всегда умело пользуются этим даром и грешат. Человек стремится избежать греха и спастись, но не может сделать это без помощи Бога. Средством спасения является любовь к Богу, но любовь, выражающаяся в служении ему и ближним. Грешники будут осуждены Богом на Страшном суде, когда он придет на Землю вторично и воскресит мертвых. Это значит, что добро сильнее зла творимого людьми и окончательная победа будет за праведностью.
Средневековая философия охватывает в своем развитии промежуток времени с I — II до XIV — XV вв. В ней выделяют два этапа развития: патристику (I — II — VI вв.) и схоластику (с VIII до XIV — XV вв.).
Особенности и характерные черты
Характерной особенностью средневековой философии принято считать то, что в отличие от античной (которая на протяжении трёх этапов своего развития изучала мироздание и природу человека), она была основана на теологии и тесно связана с учением о Боге, христианским мировоззрением. Выделяют следующие характерные черты философии Средних веков — самое главное — кратко:
- Теоцентризм — это религиозная и философская концепция, определяющая, что Бог является создателем всего сущего, источником жизни и всех благ. Философы-сторонники теоцентризма рассматривали проблемы человека как личности, природы, мышления лишь с точки зрения, что Бог является центром бытия, личностью над миром, который создал и человека, и природу и всё прочее.
- Авторитарность — философские учения имели религиозный характер и были тесно связаны с церковью. Так, Священное Писание или же Библия была не только священной книгой для верующих, но и каноном мышления для философов. Ответы на все интересующие вопросы нужно было искать там. Библию изучали, цитировали, комментировали, но никогда не подвергали критике. Все новые, отличные от библейских учений, идеи подавлялись.
- Традиционализм и ретроспективность мышления — отрицание любых новых идей, приверженность традициям. Подавлялись и осуждались новаторство, креативность, индивидуализм, доверять можно было только древним источникам знаний, причём чем он древнее, тем по́длиннее, и тем больше можно доверять истинам, в нём изложенным.
- Комментаторство и экзегетичность. Комментаторский жанр преобладал над остальными, так как Священное Писание не поддавалось ни анализу, ни критике. Однако же Библия содержала много непонятных, противоречивых догматов и поэтому христианские экзегетики ставили перед собой задачу толкования священных текстов, таблиц, чтобы разъяснить все противоречия, проинтерпретировать их для понимания простых людей.
- Дидактизм. Общие установки, заложенные в Библии, носили характер проповедничества, являясь нравоучениями. Они побуждали человека к образованию, воспитанию, спасению жизни путём примыкания к религии и Богу.
Теоцентризм Средневековья
Философская мысль средних веков относится к эпохе феодализма ($V – XV$ века). За эти несколько столетий протекали философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников. Стоики и наряду с этим течение стоицизм — если упоминать слово «стоик» в памяти может возникнуть образ человека, который мужественно переносит различные превратности судьбы, непоколебимо и невозмутимо выполняет свой долг, свободный от волнений и страстей. Этот образ настолько популярен, что даже породил похожее клише – «стоически» переносить трудности, значит быть непоколебимо сильным к ударам судьбы.
Эпикурейцы и эпикуреизм — учение философии, которое берёт своё начало из идей Эпикура и его последователей. Согласно данному учению, наивысшим благом подразумевается наслаждение жизнью, которое характеризуется отсутствием физической боли и тревог, а также избавлением от страха перед смертью и богами, где боги дают безразличную оценку к происходящему в мире смертных. Неоплатоники и неоплатонизм — продолжатели учения Платона, где за основу берётся ум Платона (философ Древней Греции, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон — первый из философов, чьи сочинения дошли до настоящего времени в полном объёме, т.е. текст необрывочный, а целые трактаты и эпиграммы. Точную дату рождения Платона трудно установить, поэтому она остаётся неизвестной) в виде рассредоточенных намёков и фреймов. На основе учения Аристотеля о чистом космическом уме-перводвигателе и о его самосозерцании создаётся течения неоплатоников и неоплатонизма.
Замечание 1
Данные течения и их представители создавали также и новые учения и веры. Новую мысль, которую они выдвигали составила впоследствии основу средневековой теологии и философии. Вообще, считается, что средневековая философия — это теология и теоцентризм. Теоцентризм — философская категория-концепция, основой которой является понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, где он источник любого блага и всей жизни и всего окружающего. То есть средневековая философия признавала только одного бога.
Мировоззрение в период философии средневековья
Поскольку, основой духовной жизни средневековья было христианство, то и сама жизнь в этот период приобретала характерные черты. Жизнь средневекового человека воспринимается, как путь к искуплению грехов, возможность восстановления гармонии между Богом и человеком. Это связано с грехом Адама и Евы, который начал искупать Иисус. Человек – богоподобен, и искупление Иисус делит с человеком.
Само понятие «человек» – разделено на «душу» и «тело». «Душа» – это сам человек, поскольку душу вдохнул в человека Бог, а «тело» – презренно и греховно. Человек в этом мире должен искупить грехи, получить оправдание на Страшном Суде и беспрекословно повиноваться Церкви.
Картина мира для средневекового человека складывалась из образов и толкований Библии.
Отношение к внешности человека, по сравнению с периодом античности, когда воспевались красивые тела и мускулистые фигуры, изменилось. В период средневековья человеческая красота – это торжество духа над телом.
Объяснение мира упирается в разделении на два полюса: душа и тело, небо и земля, Бог и природа.
Любая деятельность человека расценивалась в русле религиозных представлений. Все что противоречило религиозным догматам было запрещено на уровне законов. Любые выводы и мнения проходили библейскую цензуру.
Такие особенности мировоззренческих взглядов в средние века привели к тому, что наука не просто стояла на месте, а двигалась назад. Любые нововведения и идеи пресекались. Ограничение и сдерживание развитие науки вскоре приобрело настойчивый характер.
Этапы развития
Познание мира в Средние века осуществлялось исключительно через веру. Это является общей характеристикой средневековой философии и её главной отличительной чертой от философии предшествующего периода — античности, где в концепциях о сотворении мира царили скептицизм и рационализм.
Средневековая философия развивалась в два основных этапа:
- Патристика. Изначально этим термином обозначалась литература, составленная духовными наставниками с определённым авторитетом — отцами церкви. Спустя некоторое время, понятие стало иметь более широкое значение и состоять из четырёх основных признаков: официальное принятие церкви, святость жизни, ортодоксальность учения и древность. К этому этапу философы пришли не сразу, истоком патристики была апологетика. Апологеты, в свою очередь, использовали резкие аргументы при защите и обосновании христианской догматики против её политических и теоретических противников. Объективно они всё-таки выполнили свою задачу — подготовили почву для создания новой философии, однако их резкие выступления против философских истин впоследствии были осуждены собором. Сторонники патристики приводили менее резкие аргументы, их главным вопросом было соотношение религии и философии, они не должны были противопоставляться. В то время христианство достигло своего пика, значит, религия получила верховенство. Необходимо было решить — продолжать переплетать и соотносить её с философией или же отвергнуть философию, как учение, приносящее вред вере.
- Схоластика. Второй этап развития средневековой философии представлял собой объединение философии Аристотеля и христианского богословия, то есть период характеризовался синтезом теологии и рационалистического подхода к проблемам философии. Отсюда и цель схоластики — доступно донести простым людям христианские учения с помощью рационалистической методики. Ранняя схоластика продолжала рассматривать соотношение веры и знаний. Философы того времени пришли к выводу, что вера есть религия, а знания есть философия, поэтому два учения, как и две науки, остаются неделимыми. Были освещены новые основные проблемы средневековой философии — согласование аристотелевской логики, онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий), отношение мистики к религиозному опыту. Ранний схоластический период породил интерес к получению знаний. Поздняя схоластика подвергла старые школы критике, при этом новые идеи введены не были — этот период считается временем упадка философии Средних веков. После этого средневековая философия утратила прежнюю популярность, уступая новым философским учениям. Однако некоторые учёные негласно выделяют третий мистический этап периодизации философии средневековья. Мистика — это подведение результатов религиозной практики единение человека с Богом, осмысление итогов. Учения мистиков отличают иррациональность и некоторая парадоксальность.