Методологические функции философии

1. методологическая функция философии для идеологии и политики

Введение

Каждая наука — это своеобразный фрагмент знания, а все науки, в простом добавлении, являются суммой фрагментов. Философия, с другой стороны, дает систему знаний о мире в целом. Это не простое добавление всех научных знаний, но оно объединяет эти знания, принимает их в наиболее общем виде, и на основе этого «интеграла» строится система знаний о мире в целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, знаниях, нравственности и т.д.

Как пишет В.С. Соловьев, «задача философии — не конкретная сторона бытия, а все существо, вся Вселенная во всей полноте ее содержания и смысла; она стремится не к определению точных границ и внешних взаимодействий между частями и частицами мира, а к пониманию их внутренней связи и единства».

Для этого необходимо определить предмет философии и ее функции.

Предмет философии. Место философии в системе наук и культуры

Термин «философия» происходит от соединения двух греческих слов «филео» — «любовь» и «софия» — «мудрость» и означает «любовь к мудрости».

Философия как средство и форма интеллектуальной деятельности зародилась в Индии и Китае, но достигла своей классической формы в Древней Греции. Термин «философия» был впервые использован Платоном для обозначения конкретной области знаний. Изначально философия охватывала всю совокупность знаний о мире.

Растущий спрос на знания и расширение их применения на практике стимулировали рост их масштабов и разнообразия и привели к дифференциации знаний, что выразилось во внешнем виде различных наук. Разложение индивидуальных знаний на отдельные науки, начавшееся в древности, не означало исчезновения философии. Напротив, возникла потребность в специальной отрасли знаний, которая могла бы служить средством интеграции знаний и разработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразующей деятельности. Постепенно философия фокусировалась на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мысли и стремилась дать ответы на вопросы о целях и значении общества и индивидуального бытия. На эти вопросы, которые возникают в исторически сложившихся условиях жизни, невозможно дать правильный ответ на все времена и для всех народов. Люди, задававшие себе мировоззренческие вопросы, искали такие ответы, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Более того, в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфического понимания предмета философии и ее содержания.

Следует отметить, что долгое время предмет философии приравнивался многими учеными к предмету науки в целом, а знания, содержащиеся в отдельных науках, считались частью философии. Эта ситуация продолжалась до 18 века. Однако разные мыслители придавали большое значение тем граням предмета философии, которые представляли для них первостепенный интерес. Часто некоторые мыслители ограничивали тему философского исследования определенными частями, которые казались им наиболее важными. Иными словами, необходимо помнить, что объект философии, как и представления о ней, формируются с развитием научного знания, то есть информация о ней возникает в процессе трансформации самой философии. Из истории философии известно, например, что объектом философии для первых древнегреческих философов был мир природы, а для Аристотеля — весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков объект философии очерчен, прежде всего, проблемой человека в мире. Христианские философы средневековья сводили объект философии к отношениям между человеком и Богом. В современную эпоху проблемы знания и методологии выходят на первый план в структуре предмета философии. Во время Просвещения многие европейские философы вновь обращаются к человеку с его многообразием отношений.

В XIX и XX веках разнообразие школ и идей мировой философии дополняется разнообразием представлений о природе предмета. Природный и социальный мир и человек в нем как многомерная и многослойная система во всем ее изобилии взаимосвязей являются сегодня предметом философских размышлений. Философия изучает наиболее общие аспекты, свойства и тенденции развития мира, раскрывает общие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цель и смысл существования человека в мире. Современная философия строит свои выводы на обобщении данных частной науки.

Объектом философии также является рассмотрение вопросов о том, как сама философия возникает, развивается и преобразуется, как она взаимодействует с различными формами общественного сознания и практики.

Иными словами, объектом философии является совокупность самых общих вопросов, касающихся взаимоотношений человека и мира, ответы на которые позволяют человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Проектировочная

Благодаря своей способности выявлять механизмы развития, философия может использоваться как основа для контроля мировых глобальных процессов. Суть проектирования — разработка новых нормативов, на основе которых будут созданы новые объекты, регулирующие жизнедеятельность людей в отдельных сферах.

Задача проектировочной функции — экономическая организация общества. Она формирует для каждого социального слоя новые образцы деятельности. Роль проектирования особенно велика в регулировании деятельности, направленной на преобразование мира. Введение новых тенденций позволяет значительно ускорить социальное и экономическое развитие общества.

  • Предыстория образования заповедников в россии кратко и понятно

      

  • Экерс в доу оформление групп

      

  • Памятники архитектуры кировской области кратко

      

  • Система школьного образования в германии 8 класс бим

      

  • Конкурс чтецов по некрасову старшая группа доу

Мировоззренческая

Для мировоззренческой функции, основной задачей является формирование у человека целостной картины мира. Она способствует развитию у него индивидуального взгляда на каждое событие и явление. Первые информационные ориентиры человека — родители. Они формируют основы мировоззрения ребенка, задают базовое понимание нормы, хорошего и плохого, правильного и неправильного. Мировоззрение определяет, как человек будет взаимодействовать с окружающими, каких морально-нравственных ценностей он будет придерживаться. Во взрослом возрасте, сформировавшаяся личность может изменить свои взгляды на мир, обратившись к другой системе ценностей.

Гносеологическая

Задача гносеологической функции — развитие механизма познания

Важно не только познавать окружающий мир, но и делать это правильно. Неверное понимание полученной информации ведет к формированию искаженной картины мира

Это приводит к познавательному конфликту и отсутствию адекватной коммуникации между философами различных школ.

Благодаря гносеологии человек исследует мир во всей его полноте. Он может различать и классифицировать процессы, происходящие в мире, давать свою оценку событиям. Объединение информации о мире, собранной разными исследователями, позволяет создать полноценную научную базу знаний.

Прогностическая

Задача прогностического направления — создавать теории и прогнозировать развитие человека, общества и науки. Прогнозы создаются на базе изученной информации. Человек может проанализировать события прошлого и проследить, к каким последствиям они привели в настоящем. Прогностическое направление мыслительно-теоретическое: выводы прогнозистов невозможно проверить на практике сразу, можно только дождаться исполнения или неисполнения прогноза.

Способность прогнозировать дает человечеству возможность избежать глобальных ошибок, приводящих к ухудшению качества жизни. Прогнозы используются во всех сферах жизнедеятельности, но основная — политическая, она определяет общечеловеческие пути развития.

Основные этапы философии

Собственно философское знание начало дифференцироваться на ранних стадиях своего становления, в результате чего были выделены такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно сформировались следующие области философского знания:

  • Онтология — учение о существовании, о происхождении всего, о критериях существования, об общих принципах и законах существования;
  • Гносеология — отрасль философии, изучающая природу знания и его возможности, связь знания с реальностью, выявление условий для достоверности и правдивости знания;
  • Аксиология — изучение природы и структуры ценностей, их места в реальности и отношения ценностей друг к другу;
  • Праксеология — учение о практической взаимосвязи между человеком и миром, о деятельности нашего ума, о целеустремленности и эффективности человека;
  • Антропология — философское исследование человека;
  • Социальная философия — отрасль философии, описывающая особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и цель человеческой истории.

Эти разделы не сводятся друг к другу, но тесно связаны между собой.

Список литературы

  1. Барковская А.В. Философия: ответы на экзаменационные вопросы / А.В. Барковская, Е.В. Хомич. — Второе издание. — 20-е изд. Минск: Терра-Системы, 2008. — 160 с.
  2. Стрельник О.Н. «Философия: резюме лекций». — М.: Издательский дом справа; Издательский дом справа, 2011. — 187 с.
  3. «Основы философии: короткие лекции». 2011.
  4. «Философия как феномен культуры». Основные разделы и функции философских знаний». 2006.
  5. «Философия», учебник / В.О. Бернацкий; под редакцией Н.П. Маховой. — Омск: Издательский дом ОмГТУ, 2007. — 352 с.
  • Реферат на тему: Взаимодействие  естественных и технических наук в современном научном познании
  • Реферат на тему: Язык как предмет философского анализа. Основные задачи философии языка
  • Реферат на тему: Основы марксистского учения в произведении Карла Маркса (Тезисы о Фейербахе)
  • Реферат на тему: Философия Фейербаха — направление на критику религии и избавление сознания от религиозных иллюзий
  • Реферат на тему: Философия техники Ю. Хабермаса
  • Реферат на тему: Учение Вернадского о биосфере в контексте современной проблемы в ботаники
  • Реферат на тему: Учение Платона о бытии, душе и познании
  • Реферат на тему: Ход развития средневековой философии
  • Реферат на тему: Структура, основная проблематика сочинения Конфуция (Суждения и беседы)
  • Реферат на тему: (Бытие) Парменида и (Логос) Гераклита
  • Реферат на тему: Свойства идей и вещей Платона в диалоге Платона (Парменид)
  • Реферат на тему: Макиавелли о государстве

Методологическая

Задача методологической функции — создание новых методов познания. Человек получает информацию об окружающем мире через:

  • зрение;
  • слух;
  • осязание;
  • общение с другими людьми;

Далее, он обрабатывает полученную информацию с помощью рациональных или иррациональных методов познания. Рационализм отрицает все, что нельзя доказать практическим путем. Он позволяет дать определение предметам и явлениям, которые можно опознать с помощью органов чувств. Иррационалы полагаются на внутренние ощущения и способность человека к интуитивному пониманию сути вещей. В современной науке используется преимущественно рациональный подход, но он будет не полным без интуитивного познания. С помощью методологии философы стремятся найти метод познания, который объединит два направления и создаст новый, улучшенный способ изучения мира.

Ценностно-ориентирующая

Ценностная или аксиологическая функция нужна для формирования системы критериев моральной оценки событий и явлений. Ее цель — фильтрация событий и явлений, отделение полезного и правильного от того, что вредно или уже изжило себя.

Моральные ценности общества определяются актуальной политико-социальной ситуацией в мире или конкретном рассматриваемом обществе. К моральным ценностям относятся основные гуманистические идеалы: жизнь как высшая человеческая ценность, право на свободу и неприкосновенность каждой личности.

Современные гуманистические ценности включают право на:

  • образование;
  • жилье;
  • удовлетворение физических потребностей;
  • свободу передвижения;
  • получение медицинской и других видов социальной помощи.

Потребность в переоценке ценностей особенно остро проявляется в переломные исторические моменты, когда одна эпоха сменяется другой.

Заключение

Философия — это средство самопознания и самосознания человека, который является высшим звеном космической эволюции. Философия помогает человеку осознать уникальность своего бытия, понять высшие ценности своей жизни и на этой основе сформулировать свое представление о смысле жизни, предназначении, свободе, правде, добре, творчестве, красоте и счастье.

Философия дает логическое дополнение к интеллектуальному развитию личности, выражает суверенитет человеческого интеллекта, который благодаря философии приобретает права законодателя человеческой жизни.

Без философии невозможно стать высокообразованным и интеллектуально развитым человеком. Философия формирует в человеке универсальное предвидение, уверенность в его интеллектуальных способностях, склонность к критическому анализу и постоянному творческому поиску. Философия необходима каждому для самореализации как рационального существа и является единственным средством и объектом духовности в материальном мире. Философия является интеллектуальным и духовным ядром культуры. Философия обеспечивает полноту интеллектуального потенциала личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: