Введение
Правовой нигилизм — одна из самых острых проблем не только науки Теория государства и права, но и цивилизованного человечества в целом. В разное время люди по-разному относились к закону, но те, кто не подчинялся законам или отрицал их, были всегда. Другими словами, правовой нигилизм был, есть и, скорее всего, останется.
Проблема эта интересна, во-первых, потому, что она, безусловно, затрагивает всех. Ежедневно в новостях появляются сообщения об антисоциальном поведении людей, одной из причин которого является вышеупомянутая концепция, но наиболее опасным ее проявлением является создание так называемого видимости соблюдения закона, например недавнее повышение транспортного налога, вызвавшее протесты абсолютно всех автомобилистов России. Многочисленные нарушения закона имеют место в частном бизнесе, где нет контролирующих органов на всех этапах юридической деятельности и ответственность за соблюдение закона лежит только на совести юристов. В связи с этим необходимо рассмотреть основные методы борьбы с правовым нигилизмом.
К сожалению, эта проблема явно не рассматривается в литературе. С научной точки зрения он еще недостаточно изучен. Но необходимость его изучения назрела давно, поскольку правовой нигилизм широко распространился в реальной жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов. А поскольку правовой нигилизм еще не получил широкого распространения, хотелось бы более подробно и глубоко изучить его природу и сущность.
Антонимом правого нигилизма и других форм деформации правового сознания является правовая культура. Это важная составляющая социальной культуры в целом.
Он учит нас понимать право и действовать в соответствии с ним. Более того, не каждого человека, знающего нормы права, можно считать правокультурным. Это только тот, у кого знание правовых норм напрямую сочетается с необходимостью их соблюдения и исполнения. В обществе с высокоразвитой правовой культурой, как правило, нет места нигилизму в законе, за исключением тех случаев, когда государство принимает законы, противоречащие термину справедливость и на которые каждый должен реагировать негативно. Но это скорее исключение, потому что в высококультурном правовом обществе государство обычно имеет ту же степень культурного развития, что и общество, если не выше.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2012.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): от 1 февраля 2009 г. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.
- Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник / 2-е изд., Доп. — М.: Финансовый контроль, 2003.
- М.А. Бакунин. Международное тайное общество освобождения человечества, вставай, мужик! / Сост., Подготовка текстов, примечание. А. И. Володина, Б. М. Шахматова. — М.: Советская Россия, 1985.
- Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции РФ. — М.: Проспект, 2012.
- Баталина В. В. История политико-правовых доктрин: шпаргалка. — М.: Ладно-книга, 2007.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. — М.: Юриспруденция, — 2001.
- Реферат на тему: Проблемы познания в философии
- Реферат на тему: Мишель Фуко Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы
- Реферат на тему: Тема любви в философии Платона
- Реферат на тему: Развитие Платоном понятий закон, справедливость, порядок
- Реферат на тему: Ф. Энгельс Л. Фейербах и крах немецкой философии
- Реферат на тему: Проблемы философского понятия материи
- Реферат на тему: Философия и экологические проблемы
- Реферат на тему: Современный человек в поисках идентичности
- Реферат на тему: Сенсуализм и эмпиризм нового времени
- Реферат на тему: Искусственный интеллект: научный поиск и решения
- Реферат на тему: Смысл жизни человека как философская проблема
- Реферат на тему: Философия права Канта
Истоки правового нигилизма
Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти
Представления о праве как указаниях «начальства» настойчиво культивировались в народе — то, что исходит «сверху», от властей, то и есть право. Эта тенденция проявляется и сейчас на уровне законодательной власти (например, в интересах власти в ЖК РФ вносились поправки о капитальном ремонте, которые во многом противоречат основам гражданского и налогового законодательства; ужесточается «антиэкстремистское» законодательство, фактически ограничивая конституционные права и свободы граждан, и т.д.).
Подробнее
Не зря говорят: «На Руси всегда правили люди, а не законы». Отсюда — наплевательское отношение к закону как свойство натуры русского обывателя. Расхожими стали горькие слова А.И. Герцена о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство. С этим созвучна и мысль М.Е. Салтыкова-Щедрина: суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Историк В.О. Ключевский отмечал, что русская жизнь не знает никакого права.
Известны крайне отрицательные суждения Л.Н. Толстого о праве, который называл его «гадким обманом властей», насилием над личностью. Так что несоблюдение законов — устойчивая российская традиция.
На протяжении длительного времени право в обществе «реального социализма» всячески умалялось, принижалось, в нем не видели истинно демократического и общепризнанного краеугольного института, высокой социальной и культурной ценности. Право, скорее, терпели как необходимое декоративное украшение, формальный атрибут, фасад, свойственный любому «благопристойному» государству. Ведь в сталинской Конституции 1936 г. и некоторых других актах содержались внешне вполне демократические и гуманные нормы о правах и свободах личности, гарантиях ее неприкосновенности, участия в общественных делах и т.д. Действовало социальное законодательство.
Но в целом право считалось «неполноценной и даже ущербной формой социальной регуляции лишь на время и лишь в силу печальной необходимости, заимствованной у прежних эксплуататорских эпох» (Э.Ю. Соловьев).
Сегодня главный источник рассматриваемого зла — кризисное состояние российского общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, сепаратизм, конфронтация властей, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют преодолению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его. Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес.
Правовой нигилизм — продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников. Последнее — традиционно больное место нашей государственности. Пушкинское «он чином от ума избавлен» подтверждается на каждом шагу. Полузнайство, невежество, дилетантство разрушают всякую правовую ткань, любые разумные юридические установления.
На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах:
-
- как состояние умов, чувств, настроений и
- как образ действий, реальное поведение.
Последнее — индикатор вредности и опасности явления. Поступки — плоды помыслов, поэтому именно по поступкам можно судить о реальном наличии и последствиях правового нигилизма. Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние.
Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным возможностям. В целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической форме. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.
Правовой нигилизм
Определение 1
Правовой нигилизм — это отрицание права как системы правил поведения, которая может эффективно регулировать взаимоотношения людей
Суть его заключается в общем негативном, неуважительном отношении к закону, существующим правилам, нормативному порядку, а также, в правовом невежестве, инертности, отсталости и правовой необразованности основной массы населения. Такие правовые установки и стереотипы являются элементом, характерной чертой, свойством общественного сознания и национальной психологии, а также отличительной чертой культуры, традиций, образа жизни, но только в том случае, если отсутствует желание соблюдать закон со стороны общества.
Одним из ключевых моментов здесь является высокомерное, пренебрежительное, снисходительное и нелестное отношение к роли права, а также его оценка не как основной, фундаментальной идеи, а как вторичного явления в общей шкале общечеловеческих ценностей, которая отражает существующий уровень цивилизованности граждан, их государственный дух, образ мышления, социальные чувства, привычки.
Правовой нигилизм разнообразен, изощрен и коварен. Он умеет быстро видоизменяться, приспосабливаться к ситуации. Существует много различных видов и сторон его проявления в жизни людей. Можно выделить лишь некоторые из этих сторон, которые наиболее яркие, а также чаще встречаются в жизни.
Примером проявления правового нигилизма могут быть некие прямые умышленные нарушения действующих законов и других правовых актов нашей страны. Стоит отметить, что такие нарушения формируют систему не только уголовных правонарушений, но и различных проступков. Именно преступление, которое было совершено в каких-то корыстных целях, можно назвать самым опасным типом, проявлением правового нигилизма. Ведь такое проявление нигилизма всегда наносит определенный вред всему обществу. Иногда этот вред может даже оказаться непоправимым.
Преступность является мощным катализатором правового нигилизма. Именно с помощью преступлений со временем завоевываются все новые сферы жизни, которые становятся подвластны правовому нигилизму во всех его проявлениях. В настоящее время преступники просто не боятся нарушить закон, они не боятся понести ответственность за свои деяния.
Широко распространено массовое несоблюдение требований законодательства. Это хорошо заметно, когда субъекты (сами граждане или какие-то определенные должностные лица) просто не воспринимают нормы поведения в обществе, а стараются всегда жить только лишь по каким-то своим правилам и жизненным установкам. Неисполнимость законов — это признак бессилия.
Одним из главных источников и наиболее опасным типом проявления правового нигилизма считается полное или частичное нарушение прав человека.
Наиболее опасны нарушения права человека на:
- собственность;
- безопасность;
- жизнь.
Слабая правовая защита личности заставляет людей просто не верить в силу закона, а также в возможность государства обеспечивать порядок и спокойствие в обществе, защищать людей от преступных посягательств. Отсутствие прав не может породить положительного отношения к нему, а вызывает только раздражение, недовольство, протест.
Подводя итог всему сказанному, следует выделить наиболее распространенные характеристики и свойства правового нигилизма в настоящее время:
- воинственная, агрессивная природа правового нигилизма, которую общество соотносит с беззаконием;
- глобальность, массовость, широкое распространение правового нигилизма не только среди обычных граждан нашей страны, но и в официальных структурах государства, к которым относятся правоохранительные органы, а также исполнительная и законодательная власть;
- разнообразие типов проявления правового нигилизма, которые встречаются как в низших, так и в высших слоях и структурах населения нашей страны;
- довольно высокая степень деструктивности, оппозиционно-популистская нацеленность;
- совмещение правового нигилизма вместе с нравственным, религиозным, духовным, что в итоге формирует единый деструктивный процесс;
- связь правового нигилизма с другими формами нигилизма, что изменило образ жизни населения нашей страны и сформировало новую систему жизнедеятельности.
Источники правового нигилизма
Основные источники преобладания правового нигилизма:
- Исторические корни, естественное следствие самодержавия, многовекового крепостничества, лишения прав и свобод многих людей, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;
- Теория и практика понимания диктатуры пролетариата как силы, не связанной и не ограниченной законами;
- В правовой системе преобладают административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные акты, а также конституции и несколько демократических законов, в значительной степени декларирующие только индивидуальные права и свободы, низкая роль суда и низкий престиж закон;
- Количественная и качественная корректировка правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и отсутствие корректировки механизма введения в действие принятых законов, длительности процесса реализации всех реформ, в том числе судебной.
Нигилизм
Нигилизм (от лат. Nihil — ничто) — идеологическая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значения общепринятых моральных и культурных ценностей; непризнание каких-либо властей. Он выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, индивидуальным, а иногда и ко всем аспектам человеческого существования. Это одна из форм отношения и социального поведения. Нигилизм как направление общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом веке, главным образом в Западной Европе и России.
В западную философскую мысль термин нигилизм ввел немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби. Эту концепцию использовали многие философы. Под нигилизмом Ф. Ницше понимал осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи о сверхмирском Боге (Бог умер), так и идеи прогресса, которую он считал разновидностью религиозной веры. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как основное течение в истории Запада, которое может привести к глобальной катастрофе.
О. Шпенглер называл нигилизм чертой современной европейской культуры, переживающей период упадка и старческих форм сознания, которые в культурах других народов якобы неизбежно следовали за состоянием наивысшего процветания.
В отечественной культуре 2-й половины 19 в. нигилистами называли представителей радикального течения разночинцев шестидесятников, отрицавших социальные устои, религиозную идеологию феодальной России и проповедовавших материализм и атеизм. Впоследствии этим термином стали обозначаться все революционные силы 60-х и 70-х годов, которым приписывали вульгарный материализм, аморализм и анархизм.
В русской литературе слово нигилизм впервые было упомянуто Н. И. Надеждиным (статья Войско нигилистов в Вестнике Европы, 1829 г.) в смысле отрицателей и скептиков. Слово нигилизм не было распространено в России до тех пор, пока И.С. Тургенев в своем романе Отцы и дети не назвал Базарова нигилистом. Однако ни одного из людей 1860-х годов. этот термин не был официально принят. Прозвище Тургенева не было принято той значительной частью молодежи, которая видела в Базарове и вообще в Отцах и детях карикатуру на новое движение. Тем упорнее за него ухватились противники новых идей. В своих мемуарах Тургенев говорит, что, когда он вернулся в Петербург после публикации своего романа — а это случилось во время знаменитых петербургских пожаров 1862 года — это слово нигилист уже уловили тысячи голосов, и первые восклицание, сорвавшееся с уст его первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: Посмотрите, что делают ваши нигилисты: они горят Петербург!
Понятие нигилизм используется во многих сферах человеческой деятельности. Когнитивный нигилизм (агностицизм) отрицает объективную истину, политический (анархизм) — целесообразность государственной власти и политических организаций, юридический — потребность в правопорядке, религиозный (атеизм) — религию, мораль (аморализм) — общезначимое содержание морали. и др. Нигилистические настроения усиливаются в кризисные фазы общественного и индивидуального развития. Носителями нигилизма часто становятся молодые люди, неадекватно реагирующие на социальные изменения. Нигилизм переходного возраста от детства к юности, затем к юности и т. д. Также объясняется психологическими особенностями каждой группы. Личность подростка испытывает сильные потрясения при встрече с миром взрослых, который не всегда соответствует представлениям детей о нем. С помощью нигилизма молодые люди стремятся защитить себя от реальной жизни с ее отрицательными чертами. Иногда нигилизм просто объясняется желанием выглядеть оригинально в глазах других людей, но есть опасность, что нигилистические взгляды будут преобладать в моральном поведении. В своем крайнем проявлении нигилизм превращается в цинизм и аморализм.
Характерные черты нигилизма — интенсивность, категоричность и бескомпромиссность отрицания с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Это выражает гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в отношении определенных ценностей и принципов. При этом, как правило, выбираются самые худшие методы действий, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм.
Характерные черты правового нигилизма
Подводя итог всему сказанному, можно выделить некоторые общие, наиболее характерные черты современного правового нигилизма. Характерные черты правового нигилизма:
- Его подчеркнуто демонстративный, воинственный, конфронтационно-агрессивный характер, который общественное мнение обоснованно квалифицирует как беззаконие или трансцендентность;
- Глобальность, массовость, распространенная не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;
- Разнообразие форм проявления — от уголовно-правового (легитимного), от парламентско-конституционного до ралли-охлократического и др.;
- Особая степень деструктивности, оппозиционности и популистской направленности, регионально-национальной окраски, переходящей в сепаратизм;
- слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим и религиозным нигилизмом, которые в совокупности образуют единый деструктивный деструктивный процесс;
- Связь с негативизмом — более широкая тенденция, и если говорить о нашей стране, которая в последние годы захлестнула советское, а затем и российское общество в процессе демонтажа старого и создания новой системы, изменившего образ жизни.
Формы правового нигилизма
Существует множество различных форм проявления правового нигилизма:
- Прямые умышленные нарушения действующих законов и других нормативных правовых актов представляют собой огромный и труднопроходимый набор уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных, дисциплинарных и иных правонарушений. Злонамеренное, эгоистичное преступление — это наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий обществу неисчислимый вред, который невозможно точно определить — физический, материальный, моральный. Преступность — мощный катализатор правового нигилизма. Злоумышленники не боятся законов, умело их обходят, используя всевозможные правовые пробелы и дыры. Страна все глубже погружается в трясину тотальной коррупции, которая сводит на нет все усилия по реформированию, развращает моральные и правовые основы общества и подрывает престиж самой страны на международной арене.
- Повсеместное массовое несоблюдение и несоблюдение правовых норм, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по своим правилам. Неработоспособность законов — признак бессилия. Царит правовая анархия, мало кто соблюдает законы. Неповиновение тем же законам приносит не меньший вред, чем их прямое нарушение. Такое всеобщее неповиновение является результатом крайне низкого и искаженного чувства справедливости, отсутствия надлежащей правовой культуры.
- Война законов, публикация противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, в высшей степени бесполезно растрачивая свою силу. Часто подзаконные акты становятся сверхзаконными. Принятые массово правовые нормы не совпадают и плохо синхронизируются. В результате возникают коллизии.
- Война законов и властей — абсурдная и самая разрушительная форма правового нигилизма. Общая картина усугубляется тем, что помимо правовой войны в стране существует огромное количество других войн (бюджеты, суверенитет, компетенции, юрисдикция, теле- и радиопередачи, кланы, власти, олигархи, компрометирующие материалы и т. д.).
- Подмена легитимности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, вхождение различных должностных лиц и органов, общественных сил и групп в нелегальное поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции, т.е. начать снова жить не по по законам, но по понятиям.
- Противостояние представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях возникло в процессе создания новой президентской вертикали власти в нашей стране при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, методам и задачам. Отсюда — трения, конфликты, противостояния, желание доказать, какая сила важнее и нужнее.
- Серьезным источником и формой выражения политического и правового нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, труд, отдых, достоинство, безопасность, собственность, жилище. Слабая правовая защита личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечивать порядок и спокойствие в обществе, защищать людей от преступных посягательств. Бессилие закона не может вызвать к нему положительного отношения, а только вызывает недовольство, раздражение и протест. Человек перестает ценить, уважать, чтить закон, так как не видит в нем своего надежного гаранта и опоры. В таких условиях даже у законопослушных граждан развивается нигилизм, недоверие к существующим институтам. Признание и конституционное закрепление естественных прав и свобод человека пока не сопровождается адекватными мерами по их укреплению и претворению в жизнь. А невозможность реализовать свое право порождает у человека чувство отчуждения от него, правовое разочарование, скептицизм.
Заключение
Молодая Россия получила тяжелый груз различных проблем, связанных с правовым сознанием людей, оставшихся после распада Советского Союза. А проблема правового нигилизма — одна из самых сложных и острых в нашем обществе. К сожалению, в ближайшее время изгнать правовой нигилизм из сознания большинства граждан России просто невозможно. Однако за более чем шестнадцатилетнюю историю современной России наше общество все же смогло направить свои отношения с законом в правильное русло. Я не питаю надежд на то, что Россия в обозримом будущем сможет догнать западные страны с точки зрения права и гражданства, но я надеюсь, что наша страна когда-нибудь сможет стать такой же правокультурной, как, например, Германия.
Целью моей работы было глубже изучить сложное явление — правовой нигилизм и найти основные пути его преодоления. Как я уже отмечал, ликвидация правового нигилизма не может произойти сразу, это сложный, длительный процесс. Но только издав законы, не противоречащие интересам общества, и доверив их создание умным, высококвалифицированным людям, мы сможем прийти к идиллии граждан и закона. И, возможно, благодаря борьбе с корнями правового нигилизма и комплексной реализации всех тех мер, которые я указал в предыдущей главе, наше общество сможет освободить, а затем окончательно вылечить от пагубной для закона болезни. называется правовой нигилизм.