Применение права, как особая форма реализации и стадии правоприменительного процесса

Понятие и формы реализации права

Право целенаправленно воздействует на волю и сознание людей, побуждая их вести себя в соответствии с законом, упорядочивает общественные отношения, приводит поведение отдельной личности в соответствие с интересами общества и государства. Таким образом достигается цель права — претворение его норм в реальную жизнь, их реализация в правомерном поведении конкретных субъектов. Это есть тот социальный результат, которого ожидает законодатель, на который он рассчитывает.

Под реализацией права понимается претворение, воплощение установленных государством правовых норм в правомерной деятельности субъектов права.

Реализация права представляет собой сложный процесс.

В зависимости от субъектов, выделяют две ее формы: индивидуальную и коллективную. Очевидно, что отдельные требования права возможно провести в жизнь лишь объединившись друг с другом, выступая коллективным субъектом права.

По характеру деяний субъектов, обусловленных содержанием правовой нормы, различают четыре формы реализации права:

  1. соблюдение норм права;
  2. исполнение норм права;
  3. использование норм права;
  4. применение норм права.

Соблюдение норм права — форма реализации юридических запретов. Характерная черта данной формы — пассивное поведение субъектов: они не совершают действий, запрещенных юридическими нормами, а выполняют возложенные на них пассивные обязанности (законное «ничегонеделание», т.е. несовершение хулиганских действий, убийств и т.п., а значит, претворение в жизнь предписаний соответствующих статей Уголовного кодекса РФ).

Исполнение норм права — форма реализации обязывающего правового предписания (например, переход улицы в положенном месте и на соответствующий сигнал светофора). Характерная черта данной формы — активное правомерное поведение субъектов, выполняющих возложенные на них юридические обязанности.

Использование норм права — форма реализации возможностей, вытекающих из дозволений (например, гражданин может воспользоваться правом на выбор места жительства, исповедование той или иной религии, на участие в отправлении правосудия и т.п.). Использование предполагает активное поведение субъектов, реализующих управомочивающие нормы права (субъективные права).

Соблюдение, исполнение, использование являются формами прямой (непосредственной) реализации права, т.е. субъекты сами в процессе своей деятельности реализуют субъективные права и юридические обязанности, запреты в личных, общественных, государственных интересах. В рассмотренных формах реализуется большинство норм права.

Однако в определенных случаях в процесс реализации юридических норм включается государство в лице своих компетентных органов. Например, в соответствии с нормами уголовного права суд выносит приговор подсудимому за совершенное преступление. Здесь возникает необходимость в применении норм права.

Применение норм права — это форма опосредованной реализации права, т.е. правоприменитель реализует данные ему полномочия в интересах других субъектов. Описываемая форма правореализации является специфической, она требует самостоятельного и подробного рассмотрения.

Список использованных источников и литературы

1.  Конституция
РФ. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008)
// Собрание законодательства РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445.

2.      Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. (с посл. изм. и
доп.) // СПС «Консультант-Плюс», 2012 г.

.        Гражданский
процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. (с посл. изм. и
доп.) // СПС «Консультант-Плюс», 2012 г.

4.  Федеральный
закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с
посл. изм. и доп.) // СПС «Консультант-Плюс», 2012 г.

.    Федеральный
закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»
(с посл. изм. и доп.) // СПС «Консультант-Плюс», 2012 г.

6.      Федеральный
закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» (с посл.
изм. и доп.) // СПС «Консультант-Плюс», 2012 г.

7.  Азми Д.М.
Норма права: структура, форма, разновидности // Академический юридический
журнал. — 2010. — №41. — С. 4-8.

8.      Алексеев
С.С. Государство и право. Учебное пособие. — М.: Проспект (ТК Велби), 2012. — 456 с.

.        Байтеева
М.В. От логики норм к семантике права: тенденции развития семантической теории
права // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 2010. — №6. — С.
157-161.

10.   Балабиев
К.Р. К проблеме понятия и содержания административного процесса // Закон и
право. — 2010. — №3. — С. 55-59.

11.    Бошно
С.В. Теория права и государства. Учебник. — 2 изд. — М.: ЭКСМО, 2011. — 478 с.

.        Власов
В.И., Власова Г.Б. Теория государства и права. Учебное пособие. —
Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. — 331 с.

.        Гревцов
Ю.И. Правовые отношения и осуществление права.-Л.:ЛГУ,1987.- 289с.

.        Григорьев
Ф.А., Черкасов А.Д. применение права. — В кн.: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред.
Н.И. Матузова и А.В. Малько. — 5-е изд. — М.: Норма, 2012. — 789 с.

.        Егоров
К.И. Правоприменение как разновидность юридического процесса // Российский юридический
журнал. — 2011. — №3 (78). — С. 67-69.

.        Козбаненко
В.А. Правовые основы государственного управления. Общая часть / учебное и
науч.-практическое пособие. — 2-е изд. — М.: Статут, 2012. — 491 с.

.        Лазарев
В.В. Избранные труды: . Т. 1: Закон. Законность. применение закона. —
М.: Новая юстиция, 2010. — 647 с.

.        Марченко
М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник для вузов. — М.: Проспект,
2011. — 512 с.

.        Морозова
Л.А. Теория государства и права: учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп.
— М.: Эксмо, 2010. — 611 с.

.        Нестеров
А.В. О юридическом процессе // Административное и муниципальное право. — 2009.
— №12. — С. 45-49.

.        Осинцев
Д.В. К вопросу о категории «юридический процесс» // Российский юридический
журнал. — 2011. — №3. — С. 23-35.

.        Петровский
Н.А. Метод аналогии в юриспруденции // Современное право. — 2009. — №5. — С.
4-9.

.        Рассолов
М.М. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие для вузов. — М.: Юнити:
Закон и право, 2007. — 419 с.

.        Тихомиров
Ю.А. Технико-юридические нормы в системе права // Право и экономика. — 2004. —
№10. — С. 3-6.

.        Туманов
Д. К вопросу о применении Конституции Российской Федерации в случае пробелов в
праве, а также о роли Конституционного Суда РФ в выявлении таких пробелов //
Арбитражный и гражданский процесс. — 2009. — №6. — С. 6-9.

.        Четвертакова
Е.С. Способы разрешения юридических коллизий в нормативных правовых актах
субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. —
2009. — №7. — С. 14-16.

.        Большой
юридический словарь // httр://slоvаri.уаndеx.ru.

Приложение

Рис. 1. Формы реализации права

Рис. 2. Стадии правоприменительного процесса

Обстоятельства правоприменения

Правоприменение возможно при  наступлении следующих обстоятельств:

  • при совершении правонарушения и необходимости применения санкции к правонарушителю, а также привлечении последнего к ответственности;
  • при недобросовестном исполнении обязательств (например, уплата штрафа, несоблюдение условий договора);
  • при препятствовании в реализации своего права субъекту (например, субъект получил ордер на квартиру, но занять ее не может в силу того, что она самоуправно занята другим субъектом);
  • при возникновении споров о праве, когда стороны не могут самостоятельно прийти к консенсусу (имущественные споры, споры о разделе наследства и пр.);
  • при необходимости государственного контроля за юридически значимыми действиями (регулирование сделок купли-продажи недвижимости, нотариальная регистрация завещаний, оформление доверенности и пр.);
  • при регулировании взаимоотношений в государственных органах (назначение на государственную должность, снятие с государственной должности и др.);
  • при реализации поощрительных норм в отношении конкретных лиц (например, представление к награде, назначение пенсии, получение премии и т.д.);
  • при необходимости законного установления наличия/отсутствия какого-либо факта, события состояния (признание лица умершим, нахождение в родстве, в браке, приобретение или утрата гражданства);
  • при наличии пробелов в законодательстве и необходимости их восполнения.

Данный перечень обстоятельств правоприменения не является исчерпывающим.

Акты применения права

Условием эффективности правоприменительной деятельности является качественное состояние нормативных актов, а результатом ее выступают акты применения права, которые выносятся по результатам рассмотрения конкретного дела и адресован конкретному лицу.

Акт применения права — официальный акт, содержащий властное, персонифицированное правовое решение компетентного органа по конкретному юридическому делу.

Являясь разновидностью юридических актов, акты применения права характеризуются следующими чертами:

  1. являются индивидуально-определенными, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно, в отличие от нормативных актов, которые обезличены (неперсонифицированы);
  2. являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от негосударственных субъектов (делегированные) полномочия; за их неисполнение могут быть наложены санкции;
  3. не содержат в себе нормы права, поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;
  4. осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируют общие предписания;
  5. выступают в качестве юридических фактов (т.е. порождают конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, кому она адресована);
  6. исчерпываются, как правило, однократным применением и на иные ситуации и на других субъектов не распространяются;
  7. обеспечиваются государственным принуждением.

Перечисленными особенностями акт применения права отличается от других правовых актов, в частности нормативных.

Акты применения права можно классифицировать по различным основаниям.

1. По субъектам, их издающим:

а) акты государственных и негосударственных органов;
б) акты президента;
в) акты федеральных представительных органов и органов управления;
г) акты представительных органов и органов управления субъектов Федерации;
д) акты органов правосудия;
е) акты органов прокуратуры;
ж) акты органов надзора и контроля.

2. По форме выражения:

а) акты-действия;
б) акты-документы (подразделяются на указы, постановления, приказы, решения и т.д.).

3. По функциям права:

а) регулятивные акты (устанавливают права и обязанности конкретных лиц в связи с их правомерным поведением, например, приказ ректора о зачислении в вуз);
б) охранительные акты, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушения, например, приговор суда, протест прокурора.

4. По предмету правового регулирования:

а) гражданско-правовые акты;
б) уголовно-правовые акты;
в) конституционно-правовые акты и т.д.

5. По своему юридическому значению:

а) основные акты (в них выражено решение юридического дела в целом);
б) вспомогательные (сопутствующие, дополнительные) акты, которые возникают в ходе установления фактических обстоятельств дела, на иных стадиях правореализационного процесса.

6. В зависимости от действия во времени:

а) правоприменительные акты однократного действия (наложение штрафа);
б) длящиеся акты (регистрация брака).

Законом предусмотрен строго определенный порядок издания и оформления актов применения права. В частности, акты правоохранительных органов должны иметь четкую структуру, включающую следующие элементы: 1) вводную часть, где содержится наименование акта, указание органа, его издавшего, места, времени, к кому относится; 2) описательную (констатирующую) часть, в которой изложены фактические обстоятельства юридического дела; 3) мотивировочную часть, где дано юридическое обоснование указанного ниже решения; 4) резолютивную часть, где дано содержание самого решения по данному юридическому делу.

Формы реализации права

В науке выделяют четыре формы реализации права:

  • соблюдение,
  • использование,
  • исполнение,
  • применение.

Соблюдение права

Соблюдение права предполагает воздержание субъекта от совершения противоправных действий.

Эта форма реализации права характеризуется следующими особенностями:

  • пассивностью поведения субъектов;
  • универсальностью;
  • касается преимущественно запретов;
  • осуществляется вне конкретных правоотношений;
  • происходит естественно, нигде не фиксируется. 

Исполнение права

Исполнение права проявляется в виде активных действий субъектами возложенных на них обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы. Прохождение срочной службы в армии, уплата налогов, оплата проезда – все эти действия являются примерами исполнения права.

Основными признаками правореализации являются:

  • активные действия субъектов права;
  • распространяется в основном на обязывающие нормы права;
  • отличается властностью предписаний, т.к. за нарушение юридической нормы следуют санкции;
  • правоисполнительные действия в большинстве случаев четко оформлены и зафиксированы.

Использование права

Использование права – форма правореализации, при которой субъекты права по своему желанию осуществляют предоставленные им нормами права возможности (примерами правоиспользования физическими лицами являются вступление в брак, заключение договора купли-продажи; государственными органами и юридическими лицами: выплата пенсии, заработной платы, вручение паспорта и т.д.).

Использованию права присущи следующие черты:

  • добровольность – никто не может принудить субъекта права использовать свое право;
  • при данной форме права реализуются в основном управомочивающие нормы;
  • отсутствие ответственности за неиспользование своих прав для физических лиц. Неисполнение полномочий государственными органами и юридическими лицами влечет за собой юридическую ответственность.

Применение права

Применение права – это специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий. Отметим, что граждане не являются субъектами применения права.

Для правоприменения характерны следующие особенности:

  • исключительно властная деятельность;
  • связано с разрешением конкретных ситуаций, которые требуют профессионализма и подготовки;
  • осуществляется в рамках конкретных правоотношений. Стороны правоотношений могут иметь различное правовое положение;
  • имеет определенную, установленную законом процессуальную форму;
  • состоит из ряда последовательных стадий;
  • связано с вынесением индивидуальных правоприменительных актов;
  • носит подзаконный характер, ввиду осуществления на основе действующего законодательства и в его пределах.

Таким образом, вышеперечисленные признаки правоприменения свидетельствуют о том, что оно в значительной степени отличается от трех остальных форм реализации права – соблюдения, исполнения и использования.

Заключение

В настоящей работе была предпринята попытка исследовать природу правоприменения
как особой формы реализации права, выявить место правоприменения среди иных
форм реализации права, определить его понятие, установить признаки, специфику
правоприменения и сущность механизма правоприменения, охарактеризовать элементы
правоприменительной деятельности (субъекты, объекты, методы, акты), всесторонне
и обстоятельно рассмотреть правоприменение как сложное комплексное правовое
явление.

Проведённый в настоящем исследовании анализ научных позиций авторов
статей и публикаций позволил выявить специфику правоприменения как особой формы
реализации права, которая во многом определяется рядом особенностей, выделяющих
правоприменение в особую форму реализации правовых предписаний. В числе
наиболее существенных признаков правоприменения, определяющих его специфику,
можно выделить следующие: Применение права осуществляют субъекты, наделённые
государственно-властными полномочиями. Действия правоприменителя осуществляются
в строгой процессуальной форме. Промежуточным результатом применения права является
вынесение властного, конкретно-определённого правового акта. Затем
осуществляется деятельность, направленная на выполнение содержащихся в нём
требований. Применение права является юридической гарантией законного,
обоснованного, справедливого и своевременного осуществления права. Применение
права направлено на организацию государственного управления в
социально-правовой сфере. В основе применения права находится принцип
государственно-властного регулирования правовых отношений. В процессе осуществления
правоприменительной деятельности реализуются полномочия государственных органов
и общественных организаций. Применение права представляет собой соединение норм
материального и процессуального права, осуществление их единства в
регулировании общественных отношений.

Исходя из вышеназванных особенностей, предлагается определение
правоприменения, суть которого состоит в следующем: правоприменение — особая
форма реализации права, выражающаяся в осуществляемой государственными,
уполномоченными негосударственными органами, должностными лицами властной,
организующей и организационно-структурированной, творческой деятельности,
протекающей в установленном законодательством процедурно-процессуальном
порядке, заключающейся в вынесении на основе правовых норм и фактических
обстоятельств разрешаемого юридического дела индивидуально-правовых велений
(предписаний) в определенной форме.

Сущность механизма правоприменения в значительной степени
предопределяется социально-юридическим и социально-политическим аспектами его функций.
Являясь категорией права и функциональным звеном сложной системы реализации
права, механизм правоприменения обеспечивает реализацию важнейших функций
права, среди которых можно выделить регулятивную, охранительную, учредительную,
воспитательную функции, чем во многом и определяется общеправовое значение
данного механизма. Наряду с этим, механизм правоприменения обладает рядом
собственных функций, отличающихся властно-управленческим характером, под
которыми понимаются основные направления комплексного и целенаправленного
воздействия правоприменительной деятельности на общественные отношения,
раскрывающие место и роль механизма правоприменения в реализации правовых
предписаний, а также необходимость, значимость, цель и задачи данной
деятельности.

В правовом государстве права и свободы человека как таковые приобретают
непосредственное юридическое действие, так как они имеют высшую ценность по
отношению к другим общественным ценностям и включены в систему конституционного
регулирования. Основные права и свободы человека и гражданина являются основой
для юридически обязательных актов органов государственной власти, органов
местного самоуправления, должностных лиц. Следовательно, применение права как
составляющая общего механизма осуществления прав и свобод личности должно быть
направлено на защиту и обеспечение законных интересов индивида.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: