Особенности применения норм права

Применение права как особая форма его реализации: понятие, признаки, стадии

Формы реализации права

В науке выделяют четыре формы реализации права:

  • соблюдение,
  • использование,
  • исполнение,
  • применение.

Соблюдение права

Соблюдение права предполагает воздержание субъекта от совершения противоправных действий.

Эта форма реализации права характеризуется следующими особенностями:

  • пассивностью поведения субъектов;
  • универсальностью;
  • касается преимущественно запретов;
  • осуществляется вне конкретных правоотношений;
  • происходит естественно, нигде не фиксируется. 

Исполнение права

Исполнение права проявляется в виде активных действий субъектами возложенных на них обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы. Прохождение срочной службы в армии, уплата налогов, оплата проезда – все эти действия являются примерами исполнения права.

Основными признаками правореализации являются:

  • активные действия субъектов права;
  • распространяется в основном на обязывающие нормы права;
  • отличается властностью предписаний, т.к. за нарушение юридической нормы следуют санкции;
  • правоисполнительные действия в большинстве случаев четко оформлены и зафиксированы.

Использование права

Использование права – форма правореализации, при которой субъекты права по своему желанию осуществляют предоставленные им нормами права возможности (примерами правоиспользования физическими лицами являются вступление в брак, заключение договора купли-продажи; государственными органами и юридическими лицами: выплата пенсии, заработной платы, вручение паспорта и т.д.).

Использованию права присущи следующие черты:

  • добровольность – никто не может принудить субъекта права использовать свое право;
  • при данной форме права реализуются в основном управомочивающие нормы;
  • отсутствие ответственности за неиспользование своих прав для физических лиц. Неисполнение полномочий государственными органами и юридическими лицами влечет за собой юридическую ответственность.

Применение права

Применение права – это специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий. Отметим, что граждане не являются субъектами применения права.

Для правоприменения характерны следующие особенности:

  • исключительно властная деятельность;
  • связано с разрешением конкретных ситуаций, которые требуют профессионализма и подготовки;
  • осуществляется в рамках конкретных правоотношений. Стороны правоотношений могут иметь различное правовое положение;
  • имеет определенную, установленную законом процессуальную форму;
  • состоит из ряда последовательных стадий;
  • связано с вынесением индивидуальных правоприменительных актов;
  • носит подзаконный характер, ввиду осуществления на основе действующего законодательства и в его пределах.

Таким образом, вышеперечисленные признаки правоприменения свидетельствуют о том, что оно в значительной степени отличается от трех остальных форм реализации права – соблюдения, исполнения и использования.

Акты применения права

Условием эффективности правоприменительной деятельности является качественное состояние нормативных актов, а результатом ее выступают акты применения права, которые выносятся по результатам рассмотрения конкретного дела и адресован конкретному лицу.

Акт применения права — официальный акт, содержащий властное, персонифицированное правовое решение компетентного органа по конкретному юридическому делу.

Являясь разновидностью юридических актов, акты применения права характеризуются следующими чертами:

  1. являются индивидуально-определенными, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно, в отличие от нормативных актов, которые обезличены (неперсонифицированы);
  2. являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от негосударственных субъектов (делегированные) полномочия; за их неисполнение могут быть наложены санкции;
  3. не содержат в себе нормы права, поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;
  4. осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируют общие предписания;
  5. выступают в качестве юридических фактов (т.е. порождают конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, кому она адресована);
  6. исчерпываются, как правило, однократным применением и на иные ситуации и на других субъектов не распространяются;
  7. обеспечиваются государственным принуждением.

Перечисленными особенностями акт применения права отличается от других правовых актов, в частности нормативных.

Акты применения права можно классифицировать по различным основаниям.

1. По субъектам, их издающим:

а) акты государственных и негосударственных органов;
б) акты президента;
в) акты федеральных представительных органов и органов управления;
г) акты представительных органов и органов управления субъектов Федерации;
д) акты органов правосудия;
е) акты органов прокуратуры;
ж) акты органов надзора и контроля.

2. По форме выражения:

а) акты-действия;
б) акты-документы (подразделяются на указы, постановления, приказы, решения и т.д.).

3. По функциям права:

а) регулятивные акты (устанавливают права и обязанности конкретных лиц в связи с их правомерным поведением, например, приказ ректора о зачислении в вуз);
б) охранительные акты, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушения, например, приговор суда, протест прокурора.

4. По предмету правового регулирования:

а) гражданско-правовые акты;
б) уголовно-правовые акты;
в) конституционно-правовые акты и т.д.

5. По своему юридическому значению:

а) основные акты (в них выражено решение юридического дела в целом);
б) вспомогательные (сопутствующие, дополнительные) акты, которые возникают в ходе установления фактических обстоятельств дела, на иных стадиях правореализационного процесса.

6. В зависимости от действия во времени:

а) правоприменительные акты однократного действия (наложение штрафа);
б) длящиеся акты (регистрация брака).

Законом предусмотрен строго определенный порядок издания и оформления актов применения права. В частности, акты правоохранительных органов должны иметь четкую структуру, включающую следующие элементы: 1) вводную часть, где содержится наименование акта, указание органа, его издавшего, места, времени, к кому относится; 2) описательную (констатирующую) часть, в которой изложены фактические обстоятельства юридического дела; 3) мотивировочную часть, где дано юридическое обоснование указанного ниже решения; 4) резолютивную часть, где дано содержание самого решения по данному юридическому делу.

Описательная часть

Здесь в письменном виде излагается фабула юридического дела. В ней описываются все выявленные судьей фактические обстоятельства дела, которые обладают юридическим значением. Стадии применения права на основании принципов относимости и допустимости дают возможность сделать правоприменителю небольшой анализ материального отношения. Оно подлежит правовому регулированию. Таким образом, производится закладка основы для объективного и беспристрастного правового решения.

При юрисдикционном правоприменении в описательной части на данной стадии применения права содержится изложение полученных доказательств, на основании которых выносится решение по юридическому лицу.

Стадия третья

Принятие решения также заключается в нескольких действиях. Применение права, понятие, виды, стадии в этот момент помогают подтвердить права и обязанности сторон либо же установить меру ответственности.

У данной стадии очень сложный характер. Именно она позволяет принять решение, которое будет правильным по отношению к данному конкретному гражданину. Данным решением приобретается форма правоприменительного акта, который служит основой для появления правоотношений.

Стадии применения права ТГП включают в себя также и контроль за исполнением решения, воплощение его в жизнь. Контроль дает возможность наиболее полно реализовать решение.

Исполняются акты и стадии применения права не всегда в принудительном порядке. Очень часто лицами и самовольно выполняются предписания решения. В принудительном порядке в основном исполняются приговоры суда.

Акты применения права и их классификация

Итогом деятельности по применению нормы права выступает специальный юридический акт, порождающий, изменяющий или прекращающий правовые отношений (т. е. являющийся правовым фактом).

Определение 3

Правоприменительный акт — это основанный на нормативных предписаниях и конкретных жизненных обстоятельствах индивидуальный правовой акт, которым урегулируется юридический конфликт и реализуется предписание правовой нормы.

Большинство правоприменительных актов имеют письменную форму и должны соответствовать определенным требованиям к содержанию. Так, в структуре акта применения права обычно выделяются:

  • вводная часть, в которой указывается место и дата его принятия, правоприменительный орган, сведения об участниках правоотношения;
  • описательная часть, в которой излагаются установленные по делу обстоятельства;
  • мотивировочная часть, в которое проводится оценка собранных доказательств, юридическая квалификация, толкование правовых норм;
  • резолютивная часть, или собственно решение по делу.

Можно выделить следующие виды правоприменительных актов:

  • по месту в механизме реализации права – основные, или итоговые, и вспомогательные, или промежуточные;
  • по характеру правового воздействия – правоустанавливающие или правоохранительные;
  • по способу выражения – акты-документы, акты-действия или акты-символы;
  • по способу принятия – коллегиальные или единоличные;
  • по времени действия – однократного применения или длящегося действия.

Акты применения нормы права отличаются от актов толкования, которые разъясняют и уточняют нормы права, но не регулируют конкретные правовые отношения.

Основные стадии процесса применения норм права

Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий:

    1. установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);
    2. выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело;
    3. проверка юридической силы и толкование выбранной нормы;
    4. вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);
    5. контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий, руководствуясь следующей формулой:

что — где — когда — кто — как — почему

(осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.).

Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению.  Только тогда можно получить более или менее ясную картину случившегося, т.е. установить фактическую основу дела

На второй стадии — при выборе нормы — дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму

Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено — умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой — прямой или косвенный (эвентуальный). Неосторожность тоже бывает двух видов — самонадеянность (легкомыслие) или небрежность

В зависимости от этого избираются разные нормы или их части. Все это представляет собой логическую операцию подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона.

Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела.

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения

Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина

И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.

В целом применение правовых норм должно быть:

    • справедливым,
    • законным,
    • обоснованным,
    • своевременным,
    • гласным.

Недопустимо также в данном процессе противопоставление законности и целесообразности (политической, идеологической, прагматической и т.д.).

Стадия первая

Каждый этап применяется судом с четким соблюдением определенного порядка. Так, устанавливая произошедшие в действительности события, суд выясняет:

  • все происходившее, действительно имевшее место;
  • факты, имеющие юридическую силу, а также их действительность;
  • личность гражданина, который был участником событий, его возраст, занятия, состояние здоровья, психологическое состояние, характер и так далее.

Самым главным на данном этапе является то, что необходимо доказать факты с применением теории доказательств, которой предполагается их формальная и свободная оценка. Основные стадии процесса применения права и свободная оценка доказательств широко применяются в нашей стране, в частности, в нормах, согласно которым доказательства оцениваются судьей на основании личных убеждений. Это должно быть тщательное обсуждение обстоятельств дела, которое не терпит проявления эмоций.

Категория допустимости права

Применение права, понятие, признаки, стадии и идеи формальной оценки доказательств выражаются в допустимости доказательств, которой подразумевается следующее:

— Определение источника доказательств: свидетельские показания, а также всех участников дела, заключение экспертов, доказательства (вещественные и полученные при следственных действиях) и так далее.

— Установление запретов на пользование доказательствами, которые были получены с нарушением процедуры.

Также не обладают силой и доказательства, которые были получены без разрешения суда, если это было предусмотрено по закону.

— Предписание об использовании только конкретных типов доказательств, к примеру, договор между организациями можно подтвердить только при помощи письменных документов.

Что такое правоприменение?

Определение 1

Правоприменение – это одна из организационно-правовых форм деятельности государства, которая направлена на реализацию предписаний правового характера в действительности.

Можно говорить о том, что в форме такого правоприменения государство ещё раз (после утверждения и обнародования нормативно-правового акта) непосредственно подключается к процессу правового регулирования общественных отношений.

Правоприменение наиболее часто требуется в тех случаях, когда правовая норма не может быть реализована без содействия со стороны государства через органы государственной власти различного уровня. На сегодняшний день среди таких случаев можно выделить следующие:

  • возникновение необходимости установления на официальном уровне юридически значимых обстоятельств. Например, в качестве подобных случаев можно назвать признание гражданина умершим или пропавшим без вести;
  • невозможности реализации диспозиции норами права без индивидуального государственно-властного веления (например, право на пенсию);
  • реализация санкции.

Среди признаков правоприменения на сегодняшний день можно выделить следующие:

  • в качестве особого субъекта правоприменения признается орган государственной власти или некоторое должностное лицо. Однако, в виде исключения в качестве субъекта правоприменения может быть привлечен и общественный орган;
  • носит государственно-властный характер;
  • признается в качестве деятельности по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;
  • является одной из форм государственной деятельности управленческого характера;
  • реализуется в конкретных процедурных формах, т.е. порядок правоприменения в обязательном порядке регламентируется особыми юридическими нормами. Следует отметить, что на сегодняшний день существуют целые процедурные отрасли, среди которых, например, можно выделить гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;
  • результаты правоприменения в обязательном порядке должны быть оформлены соответствующим актом — актом применения права.

Таким образом, с учётом перечисленных признаков, правоприменение на сегодняшний день следует рассматривать в качестве деятельности государства, которая осуществляется компетентными субъектами в строго регламентированных процедурных формах и направлена прежде всего на содействие в реализации юридических норм посредством вынесения конкретных решений.

На современном этапе развития можно выделить две разновидности правоприменения, а именно:

  • Позитивное правоприменение. Такое правоприменение осуществляется не по поводу правонарушения, а в качестве обязательного условия наиболее эффективной реализации некоторых регулятивных норм. Например, на сегодняшний день в форме позитивного правоприменения осуществляется назначение пенсии, выделение земельного участка. Таким образом, можно сказать, что позитивное применение представляет собой применение диспозиций правовых норм;
  • Юрисдикционное правоприменение. Такое правоприменение подразумевает применение санкций, т.е. норм охранительного характера в случае нарушения диспозиций.

Таким, образом, позитивное применение права используется всегда, но характерно не для всех норм, а юрисдикционное может затрагивать любые юридической нормы, но исключительно в случае их нарушения.

Среди наиболее важных требований, которые предъявляются в отношении правоприменительной деятельности, можно выделить следующие:

  • обоснованность, в рамках которой подразумевается, что все факты, относящиеся к делу, в обязательное порядке должны быть выявлены, детально проанализированы, изучены и признаны достоверными;
  • законность, в рамках которой подразумевают, что при решении любого случая правоприменительный орган должен в обязательном порядке базироваться на конкретной норме права;
  • справедливость, под которой понимают соответствии мнения общества о принятом
  • решении непосредственно решению, т.е. существование согласованности содержания принимаемого решения с моральными нормами, принятыми в обществе.

Стадия вторая

Принципы и стадии применения права во время определения юридического характера имевших место событий помогают решать вопросы, касающиеся использования какой-то конкретной нормы. Случается и так, что к ситуации может быть применено и несколько норм. В таком случае возникает их конкуренция. Из них производится выбор наиболее соответствующих для данного конкретного действия.

Далее происходит выяснение того, насколько подлинной является норма права и вообще работает ли она на сегодняшний день. Здесь можно сказать о том, что текст нормы обязательно должен являться подлинным, то есть она должна содержаться в соответствующем кодексе и в его последней редакции.

Применение права, понятие, субъекты, стадии и действенность норм определяются за счет выяснения следующих вопросов: обладает ли она законной силой, не была ли отменена, действует ли она в данном конкретном регионе, где происходит решение дела, действует ли ее сила на субъектов, которые участвуют в исследуемых правоотношениях.

При выборе наиболее верной нормы права могут возникать определенные коллизии, так как может быть несколько действующих норм, которыми регулируются рассматриваемые общественные отношения. В такой ситуации отдавать предпочтение следует именно той норме, которая является наиболее подходящей. Выбор делается, основываясь на следующем правиле: если нормы принимались разными органами, то используется та, которая будет от вышестоящего органа. Если же они принимались одним органом, то тогда применяться будет наиболее поздняя.

Кроме того, применение права, понятие, виды, стадии определения юридических характеристик также включают анализ содержания правовой нормы, выявление ее точного смысла, то есть ее толкование. Это говорит о том, что следует определить, какой именно смысл был заложен законодателем при формулировке текста. Кроме того, именно на данной стадии производится преодоление каких-либо пробелов в праве.

Мотивировочная часть

В данной части акта излагается юридическая аргументация описанного ниже решения по рассматриваемому делу. Обычно это статьи из кодексов, в соответствии с которыми на стадии применения права, такой как вынесение вердикта, принимается решение. Мотивировочная часть обеспечивает справедливое и законное составление акта. Юридическая аргументация показывает то, что принимаемое решение не имеет никаких произвольных домыслов и выносится согласно закону с соблюдением справедливости и целесообразности, следовательно, основные стадии применения права имеют справедливость и законность.

Обстоятельства правоприменения

Правоприменение возможно при  наступлении следующих обстоятельств:

  • при совершении правонарушения и необходимости применения санкции к правонарушителю, а также привлечении последнего к ответственности;
  • при недобросовестном исполнении обязательств (например, уплата штрафа, несоблюдение условий договора);
  • при препятствовании в реализации своего права субъекту (например, субъект получил ордер на квартиру, но занять ее не может в силу того, что она самоуправно занята другим субъектом);
  • при возникновении споров о праве, когда стороны не могут самостоятельно прийти к консенсусу (имущественные споры, споры о разделе наследства и пр.);
  • при необходимости государственного контроля за юридически значимыми действиями (регулирование сделок купли-продажи недвижимости, нотариальная регистрация завещаний, оформление доверенности и пр.);
  • при регулировании взаимоотношений в государственных органах (назначение на государственную должность, снятие с государственной должности и др.);
  • при реализации поощрительных норм в отношении конкретных лиц (например, представление к награде, назначение пенсии, получение премии и т.д.);
  • при необходимости законного установления наличия/отсутствия какого-либо факта, события состояния (признание лица умершим, нахождение в родстве, в браке, приобретение или утрата гражданства);
  • при наличии пробелов в законодательстве и необходимости их восполнения.

Данный перечень обстоятельств правоприменения не является исчерпывающим.

Как применяются судебные акты

На стадии процесса применения права, такой как решение суда, требуется творческое мышление. В результате должен быть составлен письменный акт, то есть документ, которым объясняются обстоятельства дела, проводится их анализ, дается оценка и государственно-властное веление. Акт применения права является конкретным воплощением нормы права в жизнь, приказом органа государства, направленным в адрес конкретного участника отношений.

Являясь официальным документом, решение оформляется в надлежащей форме, а именно: на нем должна быть проставлена дата, место принятия, название органа, подписи уполномоченных лиц и печать суда.

Итак, под актом применения правовых норм подразумевается индивидуальное, государственно-властное предписание, полученное в результате вынесения решения по делу. Иными словами, стадии процесса применения права и акт представляют собой официальный документ, который выносится по конкретному делу.

Чем акты применения права отличаются от нормативно-правовых

Нормативно-правовые акты содержат в себе предписания, имеющие общий характер – понятие и стадии применения права и нормы права, а под правоприменительными актами понимаются индивидуальные предписания, которыми конкретизируются положения нормативно-правовых актов в отношении определенных лиц в конкретных ситуациях.

По этой причине нормативно-правовые акты являются правовыми источниками. В то время как акты применения можно отнести к их числу, так как в них не содержится понятие и стадии применения права. Правовые нормы направлены на тех, кто попал под определенные условия, ими регулируются конкретные типы общественных отношений. Они рассчитаны на постоянное применение. Индивидуально-конкретные предписания, которые содержатся в актах применения права, адресуются конкретным субъектам права, регулируют определенные ситуации и обычно носят разовый характер. Кроме того, нормативно-правовые акты воплощаются как законы, указы и другие акты, которые обладают нормативным характером. В свою очередь, акты по применению права издаются указами, постановлениями, приговорами, которые носят индивидуальный характер.

Понятие и специфика применения норм права

Большинство правовых норм реализуются непосредственно в действиях субъектов общественных отношений путем использования прав, исполнения обязанностей и соблюдения запретов. Однако в случаях, когда добровольная и самостоятельная реализация правовых норм невозможна (нарушены право или запрет, не исполнена или ненадлежаще исполнена обязанность), включается механизм принудительного применения нормы права.

Определение 1

Правоприменение – специально-юридическая деятельность уполномоченных органов и лиц, обеспечивающая претворение правовых предписаний в жизнь посредством издания и исполнения индивидуальных актов.

Специфика применения норм права заключается в том, что

  • это властная деятельность, которая осуществляется независимо, а иногда и вопреки воле и желанию участников отношений;
  • норма права реализуется с участием специальных субъектов – должностных лиц, наделенных соответствующими права и обязанностями;
  • участники спорных общественных отношений пассивны, а применяющий норму права орган активен;
  • данная деятельность процессуальна, т. е. сама урегулирована нормами права и последовательно проходит несколько стадий;
  • итогом правоприменения является вынесение индивидуального правового акта, которым урегулируются конкретные общественные отношения и абстрактное веление правовой нормы становится индивидуализированным правоположением.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: