Правоприменение

Реализация права

Пробелы в праве

При выборе и юридическом анализе правовых норм, которые должны быть применены к конкретному случаю, иногда обнаруживают, как было отмечено выше, пробел в праве.

Пробел в праве — отсутствие правовой нормы для решения конкретной жизненной ситуации на основе права.

При этом законодатель предписывает разное поведение правоприменителя. Так, уголовный и уголовно-процессуальный кодекс, а также КоАП в этом случае следуют принципу: нет преступления или проступка в законе — нет соответственно наказания или взыскания. Отсюда следует отказ в возбуждении производства по делу либо вынесение оправдательного решения.

В правонарушениях, не связанных с признанием деяния преступлением или административным проступком, действует правило применения права по аналогии в силу общих начал и смысла законодательства.

В юриспруденции различают два основных вида аналогии: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона означает решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, регулирующей отношения, сходные с рассматриваемыми.

Аналогия права — это принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла законодательства.

Аналогия как способ разрешения пробелов в праве разрешена в тех отраслях, где нет специального запрещения и где законодатель не связывает юридические последствия только с конкретным законом (гражданское право). Основным способом устранения пробелов в праве является правотворческая деятельность по созданию недостающей правовой нормы, необходимость которой обусловлена жизнью. Определенную роль в решении этой проблемы ВЫПОЛНЯЮТ руководящие указания (решения пленумов) Верховного суда либо Высшего арбитражного суда, обращенные ко всем судебным инстанциям и к неопределенному кругу лиц по поводу обстоятельств, неотрегулированных нормами права (либо не полностью отрегулированных).

Формы реализации права

В правовом обществе его члены, с одной стороны, и государство, с другой, принимают на себя обязательство следовать праву. Отсюда следование праву должно рассматриваться как процесс его реализации со стороны различных органов государства и его должностных лиц и одновременно как процесс реализации права отдельными членами общества и их объединениями (в том числе хозяйственными).

В юридическом смысле реализация права — это деятельность, соответствующая выраженным в норме права предписаниям. Эту деятельность следует рассматривать и как процесс, и как конечный результат.

Различают следующие формы реализации правовых норм: использование, соблюдение, исполнение и применение права.

Использование права выражается в реализации правомочий лица, и соответственно, по его усмотрению, здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение. Особенность этой формы реализации заключается в возможности совершения действий, указанных в норме права (право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, право участия в выборах и т. д.).

Соблюдение права заключается в пассивном воздержании от совершения действий, запрещенных юридическими (правовыми) нормами. Субъекты правоотношения реализуют требования этих норм, не совершая действий, запрещенных подобными нормами.

Исполнение права требует обязательного совершения активных действий, связанных с указаниями обязывающих предписаний (обязанность свидетеля дать правдивые показания, обязанность исполнить обязательства по договору и т. д.). Особенность этой формы реализации права выражается в том, что субъекты должны независимо от их собственного желания совершать активные действия, предусмотренные нормами права.

Указанные выше нормы реализации считаются непосредственными, так как правовые предписания реализуются самими субъектами правоотношений.

Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм.

Толкование норм права

Выбор правовых норм в ходе правоприменения неизбежно связан с уяснением их содержания. При этом подразумевается, что Уяснение требований норм как внутренний интеллектуальный процесс должно сопровождаться разъяснением нормативно-правовых актов различными органами и уполномоченными лицами.

Оба этих процесса объединены одним понятием — толкованием права, подразумевающим уяснение и разъяснение смысла и действительного содержания правовых понятий и предписаний.

Проблема толкования права должна рассматриваться значительно шире, чем сфера правоприменения и реализация права, так как она имеет самостоятельное научное и практическое значение в правоведении.

Объектом толкования являются законы и подзаконные нормативно-правовые акты, а также содержащиеся в них правовые положения и нормы. Поскольку предметом толкования является выраженная в нормативном акте воля законодателя, праворазъяснительный процесс не может заменять или подменять правотворческий.

Толкование подразделяют на виды прежде всего в зависимости1 от того, идет ли речь об уяснении нормативных актов (для себя) или разъяснении (для других).

Уяснение актов достигается рядом способов или приемов их анализа. В праве используют грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое и специально-юридическое толкование.

Результаты использования всех этих способов обусловливают объем толкования, которое подразделяется на три вида: адекватное,, ограничительное и расширительное, т. е. сопоставление смысла* нормы с буквальным ее изложением. Чаще всего имеет место адекватное толкование. Однако, если в результате действительный смысл нормы не совпадает с ее текстуальным выражением, то норма истолковывается шире ее буквального изложения (расширительное толкование) или уже (ограничительное).

В зависимости от вида субъекта, разъясняющего правовуюч норму (дающего толкования), различают официальное толкование, исходящее от уполномоченного на это органа государства и юридически обязательное для всех лиц, и неофициальное, не являющееся юридически обязательным. В неофициальном толковании выделяют обыденное, исходящее от обычных граждан (не профессионалов), и доктринальное (компетентное), которое дает-; ся специалистами и учеными правоведами.

Официальное толкование в свою очередь подразделяют на нормативное (изначально предназначенное для распространения его; результатов на неопределенный круг лиц и случаев), имеющее абстрактный характер, и каузальное, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Нормативное и каузальное разъяснения по своему содержанию подразделяют на судебное и административное.

показать содержание

Правоприменительные акты

Правоприменительный акт — это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

Из этого определения легко выявить основные признаки правоприменительного акта.

Во-первых, он имеет властный характер и, следовательно, охраняется принудительной силой государства.

Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем.

Во-вторых, это индивидуальный правовой акт, который относится к строго определенным лицам и имеет силу только для данного случая (на сходные случаи не распространяется).

В-третьих, он выносится в строгом соответствии с законом, опираясь на определенные нормы права.

И в-четвертых, правоприменительный акт издается в установленной законом форме и имеет точное наименование (приговор, приказ, постановление, распоряжение).

Форма акта, к примеру, для приговора суда: вводная часть, описательная, мотивировочная, резолютивная.

Правоприменительные акты классифицируют на следующие виды:

  • акты представительных органов государственной власти;
  • акты исполнительных, распорядительных органов государственной власти;
  • акты правоохранительных органов;
  • акты государственных органов контроля (налоговой инспекции, таможенных органов и т. д.).

В соответствии с функциями права правоприменительные акты подразделяют на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением, и охранительные, издаваемые в связи с совершением правонарушений конкретными людьми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: