Правовые акты управления

Классификация правовых актов управления. правовые акты управления понятие

Виды актов по характеру компетенции издающих органов

По данному критерию акты подразделяются на общие, отраслевые и межотраслевые. Общие административные акты принимаются субъектами исполнительной власти общего значения, такими как Президент РФ, правительство, главы субъектов, республик и автономных округов, входящих в состав России.

Отраслевые акты регулируют правоотношения в аппарате государственного управления на уровне определённой отрасли народного хозяйства страны. К ним относятся акты министерств (МВД, МЧС, МИД, Минюст, Минздрав, Минкультуры, Минобрнауки и др.), ведомств, управлений, служб и т.д.

Межотраслевые акты издаются органами соответствующей компетенции, такими как Госкомитет по статистике, Федеральное агентство метрологии и технического контроля. Эти акты должны исполняться не только всеми государственными структурами, независимо от того, к какому ведомству они относятся, но и всеми гражданами.

Классификация правовых актов управления по различным основаниям

Существует множество способов классификации. Рассмотрим наиболее общие и значимые из них.

1. Первая и основная классификация основана на юридическом содержании или свойствах. В соответствии с ней акты управления подразделяют на:

  • нормативные или правоустанавливающие, которые конкретизируют нормы, имеющих высшую юридическую силу и содержащихся в законах;
  • индивидуальные или правоприменительные, принимающиеся в целях реализации нормативных предписаний, направленных на конкретный субъект, адресованных отдельным лицам;
  • смешанные, объединяющие в себе особенности первых двух разновидностей рассматриваемой классификации, то есть могут содержать как нормативное предписание, так и индивидуальное распоряжение.

2. Классификация по территории действия выделяет нормативные предписания:

  • обширного действия, оказывающие своё влияние на нескольких территориях, например, на территории РФ или её субъекта;
  • локального действия, то есть распространяются только на часть территории или на конкретную организацию.

3. Существует также классификация по сроку действия. В соответствии с таким разделением акты бывают:

  • бессрочные, не имеющие конкретного срока действия;
  • срочные, устанавливающие определённый срок, по истечении которого документ утрачивает свою силу;
  • временные, действующие только в течение ограниченного периода и непродолжительное время.

4. Ещё одна не менее важная классификация, составленная по характеру компетенции органов, которые приняли тот или иной документ. Выделяются нормативные документы органов:

  • общего управления, которые издают органы государственной власти общей компетенции и регламентируют наиболее значимые вопросы, затрагивающие каждую отрасль, к примеру, распоряжения Правительства РФ;
  • отраслевого управления, регламентирующие вопросы в какой-то определённой сфере, например, приказы председателя Государственного комитета;
  • межотраслевого управления, направленные на урегулирование вопросов в нескольких отраслях, к примеру, приказы Госстандарта РФ;
  • контрольно-надзорных органов, например, инструкции экологического надзора.

5. По иерархии органов, которыми были изданы нормативные документы, их классифицируют сверху вниз начиная с нормативных документов Президента РФ, Правительства, федеральных органов, властями субъектов, заканчивая актами, утверждёнными местным самоуправлением.

6. Существует также классификация по способу принятия, группирующая нормативные предписания по следующим критериям:

  • коллегиальные, принятые коллегиальным органом, к примеру, Правительством РФ;
  • единоличные, принятые одним должностным лицом, например, Президентом.

Правовые акты управления – что это

Правовые акты государственного управления можно охарактеризовать как юридические предписания или волеизъявления государственных органов власти и некоторых общественных организаций, которые регулируют их властные действия. На их основании указанные органы имеют право осуществлять те или иные полномочия. Как правило, эти предписания создаются в целях регулирования законодательных норм и дальнейшего их исполнения.

Актами управления являются такие нормативные документы, как указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции и другие распорядительные документы.

В настоящее время порядок их издания устанавливается законодательными нормами. К примеру, в Конституции РФ указано, что Правительство наделено полномочиями по изданию постановлений и распоряжений.

Виды актов по издающему органу

Административные акты в России издаются органами исполнительной власти всех уровней: федерального значения, на уровне субъектов РФ, а также местной администрацией. Таким образом, виды актов управления по издающим органам существуют следующие:

  • Акты Президента РФ, включающие указы и распоряжения.
  • Правительственные акты (распоряжения, постановления).
  • Акты министерств РФ включают приказы, постановления, инструкции, указания и иные нормативные документы, отражающие и регулирующие правоотношения в отрасли, подведомственной определённому министерству.
  • Акты главы администрации федерального субъекта. Губернатор издаёт постановления и распоряжения для выполнения управленческих функций исполнительной власти на уровне субъекта РФ.
  • Акты руководителя органа администрации федерального субъекта: приказы и указания.
  • Акты местной администрации (постановления, распоряжения, приказы).

Виды правовых актов управления

Правовые акты управления можно классифицировать на виды по различным признакам

По наименованию: на указы, распоряжения Президента; постановления Правительства; приказы, инструкции, постановления федеральных органов исполнительной власти; постановления руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ; а в ряде случаев – акты органов местного самоуправления (в случае делегирования им соответствующих государственно-властных полномочий).

По способу охраны: на акты, охраняемые мерами дисциплинарной либо административной ответственности. Дисциплинарная ответственность возможна только в порядке подчиненности по службе. Административная ответственность на-ступает за нарушение общеобязательных для всех граждан, организаций правил поведения в сфере государственного управления (правовые акты управления с административной санкцией).

По масштабности (кругу лиц, на которых они распространяются): на акты общего значения; межведомственные; ведомственные; внутриведомственные.

По способу принятия: на принимаемые коллегиально (простым либо квалифицированным большинством) и единоначальные.

По субъектам, их принявшим: на акты органов исполнительной власти; акты субъектов власти, не находящихся в аппарате управления (некоторые акты судей, прокуроров и т. д.); акты общественных объединений, которым делегированы государственно-властные полномочия.

По форме выражения: на письменные, устные и выраженные в форме конклюдентных действий.

Конечно, правовые акты управления можно классифицировать и еще по большому количеству признаков, но наиболее значимая их классификация производится по юридическим свойствам. По этому признаку правовые акты управления делятся на нормативные и индивидуальные.

Правовые акты управления нормативного характера – это акты, которые регулируют однотипные общественные отношения путем установления определенных правил должного поведения в сфере государственного управления, рассчитанных на длительное неоднократное применение (исполнение) и не имеющих конкретного адресата. Нормативные акты могут быть общефедеральные, республиканского, краевого, областного значения, межведомственной, ведомственной, внутриведомственной компетенции.

Индивидуальные акты всегда являются актами применения административно-правовых норм – это решения субъектов управления по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам для их однократного применения. Индивидуальные правовые акты управления порождают, изменяют либо прекращают правоотношения. Они могут быть трех основных видов: правонаделительные (назначение временно исполняющего обязанности); оперативно-распорядительные (о переносе выходного дня); правоохранительные (о применении мер государственного принуждения).

К правовым актам управления предъявляются общие основные требования. Они должны быть:

  • приняты с соблюдением требований законности (на основании и во исполнение законов и им соответствовать);
  • приняты компетентным органом (должностным лицом);
  • юридически обоснованы (соответствовать принципам и нормам права);
  • изданы в соответствии с установленным порядком;
  • изданы с соблюдением требований по их форме (наименование, реквизиты и т. д.).

В ряде случаев к правовым актам управления могут предъявляться и специальные требования:

  • издание акта в установленный срок (наложение административного наказания);
  • издание акта с согласия вышестоящего органа (получаемого путем утверждения акта);
  • издание акта с соблюдением требований конкретности, оперативности, дифференцированности руководства, строгой исполнительской дисциплины и т. д.

показать содержание

Правовые акты по юридическому содержанию

Нормативные акты управления являются основной правовой базой для административных законопроектов. Как правило, рассчитаны они на долгосрочную перспективу для большого круга лиц. В нормативных актах содержатся основные правила поведения (нормы), регулирующие правоотношения в государственном аппарате управления. Кроме этого, они определяют статус структур исполнительной власти, устанавливают порядок исполнения государственных функций, а также разграничивают сферу влияния и должностные полномочия управленческих органов.

Отличие индивидуальных правовых актов государственного управления от нормативных состоит в первую очередь в том, что они носят нерегламентированный характер и не содержат нормы (типовые правила поведения). Эти проекты действуют единожды, находят своё применение к отдельным ситуациям и часто адресованы конкретному лицу или кругу лиц. Таким образом, индивидуальные акты — это не что иное, как волевое решение органа (уполномоченного лица) исполнительной власти, связанное с возникновением/прекращением определённых правооотношений касательно отдельно взятого случая. В качестве примера можно упомянуть указ Президента о присвоении награды и звания Героя России гражданину, совершившему какой-то доблестный поступок, подвиг.

На практике встречаются и смешанные акты госуправления. Яркий пример — приказы, издаваемые министерствами, которые рассчитаны на неопределённое количество времени и предназначены для большого круга лиц, но при этом для выполнения положений данного акта требуются конкретные действия конкретного должностного лица.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: