Принципы административного права
Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, составляют принципы административного права, которые:
- определяют юридическую природу административного права;
- закрепляются в административно-правовых нормах;
- являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права;
- выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;
- обусловлены уровнем развития общества и государства.
К принципам административного права относятся следующие.
1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.
2. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
3. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.
4. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.
5. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.
6. Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.
7. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Можно назвать два способа закрепления принципов административного права в законодательстве: текстуальный, который закреплен в конкретной статье нормативного правового акта, и смысловой – вычленяется из анализа содержания нормативного правового акта.
Виды норм административного права
1) По содержанию регулирования:
- общие — регулируют общие для всех отраслей управления общественные отношения;
- особенные — регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, социально-культурной).
2) По предмету регулирования:
- материальные — регулируют сущность управленческих отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования исполнительной власти);
- процессуальные — определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.
3) По соподчиненности:
- нормы-законы (конституционные, текущих законов РФ и субъектов Федерации);
- подзаконные нормы.
4) По методу воздействия на поведение субъектов:
- обязывающие — предписывают субъектам совершать определенные положительные действия в предусмотренных условиях (т. е. обязательные предписания);
- уполномочивающие — предусматривают возможность адресата по своему усмотрению действовать в рамках требований нормы. Но у исполнительного органа (должностного лица) нет абсолютной свободы в выборе варианта поведения, он может лишь проявлять инициативу при выборе положений, предусмотренных нормой;
- запрещающие — содержат запрет на совершение определенных действий в конкретных условиях; могут быть общими (в отношении административных правонарушений) и специальными;
- поощрительные — обеспечивают должное поведение адресата путем материального, морального стимулирования.
5) По субъекту выделяют нормы, регулирующие:
- административно-правовой статус (АПС) граждан;
- различных звеньев аппарата государственного управления;
- административно-правовой статус государственных служащих;
- деятельность государственных предприятий, учреждений;
- отдельные аспекты деятельности коммерческих юридических лиц.
6) По пределу действия административно-правовых норм:
1. Во времени:
- срочные (заранее определен срок их действия, например чрезвычайное положение);
- бессрочные (срок не определен, утрачивают силу в результате официального изменения или отмены).
2. В пространстве:
- общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей);
- нормы субъекта Федерации;
- местные (локальные);
- межтерриториальные (акты, действующие в условиях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований);
- специальные (определенный регион).
3. По кругу лиц:
- правила в отношении всех субъектов управленческих отношений;
- для отдельных категорий субъектов (отдельные виды юридических лиц).
РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ.
Формы реализации административно-правовых норм: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение.
Наиболее широко используемая форма реализации – это соблюдение права, т. е. добровольное исполнение субъектами управленческих отношений требований, предписываемых административно-правовой нормой.
Исполнение права в отличие от соблюдения заключается в активных правомерных и позитивных действиях субъектов управленческих отношений по выполнению предписаний, содержащихся в нормах. В определенных ситуациях пассивное поведение субъекта управления может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность.
Использование права есть активное и добровольное совершение субъектами и объектами управленческих отношений правомерных действий, которые связаны с реализацией субъективных прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.
Применение права всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами исполнительной власти, государственного управления.
Подобная классификация норм административного права позволяет быстрее выявлять субъектов и круг их отношений с целью совершенствования управленческих отношений.
Требования к применению норм административного права:
1. Соблюдение законности в процессе административного нормотворчества и правоприменительной практики в сфере управленческой деятельности является обязанностью органов исполнительной власти, государственного управления.
2. Оптимальность применения нормы в соответствии с целью, сформулированной в норме права и в связи с конкретными условиями ее реализации. Субъекты управления должны осуществлять свои функции и задачи с минимально возможными затратами ресурса.
3. Обоснованность применения нормы на основе достоверных фактов. Обоснованность назначения административного наказания исчерпывающе регламентирована в КоАП.
4. Научная организация правоприменительной деятельности выражена: а) оптимизацией процесса применения административно-правовых норм; б) рациональным разделением труда между субъектами отношений; в) обоснованным распределением полномочий и компетенции между субъектами административно-правовых отношений; г) использованием количественных методов, современных компьютерных средств и новых информационных технологий; д) использованием передового опыта.
5. Целесообразность применения норм административного права объясняется характером деятельности органов исполнительной власти, государственного управления на основании закона и во исполнение цели, заложенной в законе.
6. Стабилизация управленческих отношений является одной из основных целей административно-правового регулирования, так как позволяет реализовать каждому свои права, свободы, законные интересы в любой не запрещенной законом сфере деятельности.
Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования
Механизм административно-правового регулирования — совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.
Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:
- представляет собой совокупность юридических средств;
- средства носят административно-правовой характер;
- объектом воздействия выступают управленческие отношения;
- направлено на решение задач общества и государства;
- активизирует субъекты управленческих отношений;
- повышает уровень их правосознания, правовой культуры;
- обеспечивается принудительной силой государства.
Элементы механизма административно-правового регулирования:
- принципы административного права;
- административно-правовые нормы;
- акты официального толкования административно-правовых норм;
- акты применения административно-правовых норм;
- административно-правовые отношения.
Акты официального толкования административно-правовых норм
Толкование административно-правовых норм деятельность органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан по установлению содержания административно- правовой нормы, раскрытию выраженной в ней государственной воли.
Элементы толкования административно-правовых норм:
- уяснение сущности толкуемой административно-правовой нормы;
- разъяснение сущности толкуемой нормы.
Способы толкования – совокупность способов, приемов и средств, направленная на уяснение смысла и содержания толкуемой нормы. Виды способов толкования:
- грамматический (филологический, языковый, текстовый);
- логический;
- систематический;
- историко-политический;
- специально-юридический.
Виды толкования административно-правовых норм по субъектам: официальное – дается специально уполномоченными субъектами (государственными органами или должностными лицами) и содержится в специальном юридическом интерпретационном акте; неофициальное – дается субъектами, не наделенными официальными полномочиями по разъяснению содержания административно- правовых норм, и не имеет установленной формы.
Акты официального толкования административно-правовых норм — это вид юридических актов, принятых уполномоченными государственными органами и должностными лицами в установленном порядке и содержащих разъяснение административно-правовых норм.
Особенности актов официального толкования административно-правовых норм:
- не устанавливают новых административно-правовых норм, не отменяют и не изменяют их содержания;
- принимаются уполномоченными субъектами;
- раскрывают содержание толкуемой нормы;
- определяют порядок реализации толкуемой нормы;
- обладают юридической силой и подлежат применению только в течение срока действия толкуемой нормы;
- обладают государственно-властным характером;
- адресуются субъектам правоприменения.
По форме выражения акты могут быть письменными или устными.
По юридической природе выделяют акты нормативного толкования и акты казуального толкования.
По видам государственных органов: акты законодательных органов, акты исполнительных органов, акты судебных органов, акты органов прокуратуры.
В зависимости от субъекта интерпретационной деятельности акты делятся на аутентичные и легальные.
Акты применения административно-правовых норм
Акты применения административно-правовых норм представляют собой индивидуальное, государственно-властное веление, принятое уполномоченными субъектами в установленном порядке, содержащее разрешение конкретного управленческого дела на основе административно-правовых норм.
Признаки актов административно-правовых норм:
- носят государственно-властный (обязательный) характер;
- принимаются компетентными субъектами государственного управления;
- индивидуализируют требования административно-правовых норм применительно к конкретной управленческой ситуации;
- применяются на основе и во исполнение законов, т. е. носят подзаконный характер;
- имеют чаще всего документальную форму;
- выступают юридическими фактами, т. е. влекут возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
- принимаются в соответствии с установленной процедурой (порядком).
Понятие, особенности и виды административно-правовых норм
Как и всякая правовая норма, административно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение. Общность административно-правовых норм с нормами других отраслей права обусловлена тем, что административное право — одна из фундаментальных базовых отраслей российского права, а составляющие его нормы, естественно, отвечают всем общетеоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их социально-политической сущности, роли и общественного предназначения. Но наряду с общностью, имеются и определенные особенности административно-правовых норм по сравнению с нормами других отраслей права.
Главная их особенность заключается в их собственном предмете регулирования, в тех общественных отношениях, которые регулируются нормами административного права, о чем говорилось выше.
Особенностью является также императивный (повелительный) характер административно-правовых норм, в отличие, скажем, от гражданско-правовых норм, отражающих и закрепляющих равенство и автономию воли участников регулируемых отношений. Императивный характер административно-правовых норм отнюдь не всегда связан с реализацией государственно-властных полномочий субъектом исполнительной власти. Императивный (повелительный) характер административно-правовых норм нередко заключается в предоставлении гражданам права требовать от властных государственных структур должного в интересах данного гражданина образа действия и поведения.
Имеются особенности и в структуре административно-правовых норм. Они, как и все другие правовые нормы, всегда имеют гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.
По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть обязывающими, запрещающими, уполномочивающими и поощрительными. Большинство административно-правовых норм являются, прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).
Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).
К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.). Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.
Общими для всей совокупности административно-правовых норм особенностями являются их огромное по сравнению с нормами других отраслей права количество, а также многочисленность и разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.
Источники административного права
Под ними понимаются внешние формы выражения административно-правовых норм. Это нормативные акты различной юридической силы.
Наиболее значительна роль следующих источников административного права:
1. Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации. Многие из содержащихся в них норм имеют прямую административно-правовую значимость. Ими определяются основы организации системы исполнительной власти, компетенция ведущих звеньев такой системы, принципы разграничения предметов введения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и такими же органами субъектов Федерации.
2. Большое число административно-правовых норм находит свое выражение в законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов. В качестве примера можно назвать Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.; Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. и др. Законодательными актами являются также федеральные кодексы, например Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. Источником административного права являются нормативные акты Президента Российской Федерации, а также аналогичные правовые акты глав государств либо глав исполнительной власти (например, президентов республик) в субъектах Федерации. Принципиальное значение имеют Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 сентября 1998 г., Положение о Федеральной службе безопасности (утвержденное 16 июля 1998 г.), и др.
4. К числу источников административного права относятся нормативные постановления Правительства Российской Федерации, аналогичные акты правительств республик, входящих в состав Федерации, а также правительств или администраций иных субъектов Федерации.
Примером нормативных актов Правительства РФ могут служить утверждаемые им различного рода положения: Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации от 27 августа 1998 г. Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации от 30 июня 1998 г., и т.п.
5. В отраслевом и межотраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и т.п.), а также аналогичные акты таких же органов в субъектах Федерации. Например, свидетельством именно такой их роли является следующая норма, закрепленная в Положении о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологии России): решения Госкомэкологии по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, юридических и физических лиц.
6. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях (например, в рамках СНГ).
7. Нормативные акты руководителей государственных предприятий и учреждений можно считать локальными (внутриорганизационными) источниками норм административного права.
8. В случае наделения исполнительных органов системы местного самоуправления необходимыми государственными полномочиями исходящие от них нормативные акты обоснованно могут быть включены в число источников административного права.
Необходимые сведения об источниках административного права можно получить в официальных изданиях: «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации. Кроме того, издаются различного рода профильные, отраслевые либо предметные бюллетени, в которых публикуются нормативные акты административно-правового характера.
показать содержание
Стадии и способы административно-правового регулирования
Стадии административно-правового регулирования:
- регламентация управленческих отношений (издание нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права);
- возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;
- конкретизация субъективных прав и юридических обязанностей;
- реализация субъективных прав и юридических обязанностей;
- защита субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей при нарушении прав и свобод в сфере управления, при наличии спора в праве.
Существуют следующие способы административно-правового регулирования:
- императивный (категорический, властный) – способ воздействия, не допускающий отступлений от требований правовых предписаний;
- диспозитивный (автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам управленческих отношений возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом;
- рекомендательный — способ воздействия, предлагающий субъектам управленческих отношений наиболее целесообразный вариант поведения с позиции действующего законодательства;
- поощрительный — способ воздействия, стимулирующий активное поведение участников управленческих отношений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги.
Реализация административно-правовых норм
Реализация административно-правовых норм — практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений.
Реализация административно-правовых норм — это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.
Реализация норм административного права, так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь выраженной в нормах государственной воли субъектами административного права.
Формами (способами) реализации норм административного права являются: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение.
Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.
Реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение.
Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.
Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Осуществление, например, органом управления прав, предусмотренных положением о нем, немыслимо иначе как посредством совершения юридически значимых действий. Невозможно также реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий орган.
Кроме того, в отличие от первых двух форм реализации норм при использовании субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие административно-правовые кормы, нормы-дозволения.
В отличие от других форм реализации права применение всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.
Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентных органов государства, общественных организаций (объединений), должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму и принятии государственно-властного решения, т.е. в разрешении на основе административно- правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.
По своему социальному содержанию применение административно-правовых норм представляет собой одну из правовых форм исполнительной, управленческой деятельности. Поскольку применение норм административного права носит государственный характер, то субъектами применения могут быть только правомочные органы и должностные лица, наделенные правоприменительной компетенцией. Основными требованиями правильного применения норм административного права являются: законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности.