Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
Под содержанием правопорядка понимается система правовых структур, элементов, процессов, существенных свойств и признаков.
Выделяют прежде всего материальное содержание (закономерности функционирования, реальные отношения и связи) и юридическое содержание правопорядка (как итог реализации права и законности, как систему действия правоотношений и упорядоченности правовых элементов, отношений, процессов).
Под формой правопорядка понимается его внутренняя структура, его функционирование во времени, в пространстве, по кругу лиц, по объектам регулирования. Форма правопорядка связана с его содержанием.
Функции правопорядка, прежде всего, обозначают назначение его элементов и их связей между собой, которые проявляются в функционировании общества и государства. К ним относятся следующие функции: функция упорядочения и стабилизации общественных отношений, функция определенности и стабильности внутренних связей и отношений (между составными элементами правопорядка), функция защиты и совершенствования правопорядка.
Принципы правопорядка являются той основой, на которой он формируется и функционирует. К принципам правопорядка принято относить следующие:
- принцип демократизма правопорядка;
- принцип конституционности;
- принцип правовой нормативности;
- принцип законности;
- принцип структурной целостности;
- принцип соподчиненности связей и отношений правопорядка;
- принцип упорядоченности и взаимозависимости уровней правопорядка;
- принцип справедливости и гарантированности;
- принцип простоты и универсальности;
- принцип подконтрольности отношений правопорядка и др.
Данные принципы являются основой для поддержания и совершенствования системных связей и отношений между структурными элементами правопорядка. Эти принципы должны учитываться в процессе правотворческой, правореализационной, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Законность: понятие и принципы
Понятие «законность»
Ценность права для общества определяется тем, насколько оно воплощено в поведении людей, в деятельности должностных лиц, применяющих право, в правоотношениях. Урегулированность взаимодействий между людьми, индивидами и государством отражается понятием «законность», выражающим общий принцип отношения к праву.
Содержание законности связано как с поведением граждан, реализующих свои права и обязанности, так и с деятельностью органов государства, формулирующих нормы права, обеспечивающих их защиту.
Следовательно, законность — это строгое, неуклонное соблюдение, исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами.
Исходя из этого определения законность может рассматриваться в трех смыслах: а) как принцип, метод осуществления государственной власти, б) как режим общественной жизни, в) как система требований, предъявляемых к личности.
Законность как метод осуществления государственной власти означает, что свои функции государство осуществляет только правовыми средствами: принятием нормативных актов и обеспечением их неукоснительной реализации. В то же время этой стороной законности предполагается, что государство и все его органы и учреждения связаны нормами права и действуют в их рамках. Наиболее полно законность как метод государственного руководства обществом и принцип деятельности органов государства проявляется в правовом государстве.
Правовое регулирование государством различных сторон жизни общества является одним из условий обеспечения упорядоченности взаимодействия людей. Благодаря строгому, неукоснительному соблюдению и исполнению правовых норм всеми участниками общественных отношений в сознании людей утверждаются ценности свободы, справедливости, гуманизма. Они являются смыслом, определяющим взаимодействие людей друг с другом. В этом смысле законность рассматривается как режим общественной жизни. При этом режиме деятельность всех участников общественных и межличностных взаимодействий основывается на законе, праве.
Наконец, законность требует от участников правоотношений неукоснительного соблюдения и исполнения действующего законодательства, соответствия их поведения предписаниям правовых норм. В этом смысле законность органично связана с общеобязательностью права. Осуществление норм права в поведении людей тем выше, чем сильнее в правосознании общества идея целесообразности соблюдения законов опирается на всеобщность права, действительную гарантированность прав и свобод граждан.
Принципы законности
Законность как принцип, метод, режим, система неукоснительного соблюдения и исполнения норм права всеми участниками общественных отношений основывается на определенных принципах. Среди них следует отметить:
принцип единства законности, означающий единообразное понимание и применение законов на всей территории государства. Особенно данное правило актуально для федеративных государств, в том числе и для России;
принцип всеобщности законности — требования закона распространяются на всех субъектов права без какого-либо исключения. Правовые предписания должны выполнять как отдельные граждане, их объединения, так и органы государства, должностные лица
Соблюдение данного принципа чрезвычайно важно как одно из условий борьбы с произволом, коррупцией;
принцип гарантированности основных прав и свобод человека, состоящий в необходимости обеспечения приоритета прав индивида и их гарантиях со стороны государства. Реализация данного принципа позволяет определить пределы вмешательства государства в частную жизнь, найти разумное сочетание индивидуальных и общественных интересов;
принцип целесообразности, раскрывающий, как соотносятся цели и средства их реализации в деятельности государства
Невозможно обеспечивать осуществление даже самых благородных целей путем ущемления и отчуждения прав человека;
принцип неотвратимости наказания, означающий, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести справедливое наказание.
Принципы и требования законности
Важное значение для теории и практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности. Принципы законности — это основные идеи, начала, выражающие содержание законности, а требования — то, чего «требует» законность, т.е
сформулированные в общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законным.
При таком подходе можно выделить четыре принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.
Верховенство закона обычно трактуется как главенство закона в системе нормативных актов. Однако этот принцип должен пониматься гораздо более широко — как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества.
Под единством (всеобщностью) законности понимается единая направленность правотворчества и правореализации в территориальном и субъектном плане, т.е. на всей территории действия соответствующего нормативного акта, применительно к деятельности всех субъектов общественных отношений.
Целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках закона оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности (поведения), недопустимость противопоставления законности и целесообразности.
И, наконец, реальность законности — это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.
Требования законности (то, что требует законность) отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Например, требования охраны прав и законных интересов граждан, издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства и т.п.
Наряду с принципами и требованиями законности можно выделить еще две группы черт законности, которые также нередко, но без достаточных оснований рассматриваются в качестве ее принципов или требований. Это, во-первых, признаки, характеризующие внешние связи законности (связь с демократией, культурой и т.п.), и, во-вторых, способы и средства обеспечения законности (государственный контроль, участие граждан в обеспечении законности и т.п.).
Рассматривая вопрос о связи принципов и требований законности, можно прийти к выводу, что каждый из принципов может быть развернут в совокупность ее требований.
Так, принцип верховенства закона развертывается в следующие требования:
- все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам;
- подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам;
- акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам;
- акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, основанным на них подзаконным нормативным актам и актам правоприменения.
Важно, что каждое из этих требований, в свою очередь, может быть развернуто в совокупность положений, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста:
- законы должны соответствовать конституции;
- законы республик, входящих в Федерацию, должны сответствовать законам Федерации в части, отнесенной к компетенции Федерации, и т.д. (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 и др. Конституции РФ).
Тем самым мы от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности пришли к конкретным правовым предписаниям. Таким же способом, исходя из видов деятельности и ее результатов, можно развернуть и другие принципы законности в требования, а затем в определенные правовые нормы. Это позволяет определить четкий перечень ее требований и осуществить нормативное закрепление и конкретизацию, что создаст дополнительные возможности для укрепления законности и правопорядка.
Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
Правопорядок является составной частью и определенным качеством общественного порядка. Общественный порядок является состоянием упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только с помощью правовых, но и с помощью других социальных норм. Понятие общественного порядка выражает позитивную оценку состояния общественных отношений, т.е. его основу составляют правомерные отношения. Общественный порядок выступает как система общественных отношений, существующих в обществе. Содержанием общественного порядка является вся система общественных отношений, которая складывается в процессе соблюдения и реализации действующих в обществе социальных норм. Только правопорядок охраняется системой государственно-правовых средств, тогда как общественный порядок поддерживается соответствующими моральными, религиозными и другими нормами общества.
Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении личной и общественной безопасности, в создании нормативных условий для функционирования различных форм общественной деятельности. Средствами регулирования здесь выступают социальные нормы (не юридические). Их соблюдение обеспечивается традициями, силой общественного мнения, социальной нормативной мотивацией и т.д. В системе общественных отношений, образующих общественный порядок, правопорядок занимает главное место, отражая существенные черты нормативного регулирования.
Правопорядок складывается в отличие от общественного порядка в сфере функционирования правовых норм. Правопорядок является социальной ценностью общественного порядка, он складывается в результате осуществления всех форм реализации права. Правопорядок является качественной характеристикой различных сторон юридической деятельности, системой согласованных и урегулированных государством правовых отношений и связей. Если понятие законности отражает состояние правомерности юридических отношений, то правопорядок означает реализацию законности в формах упорядочения и согласованности общественных отношений. Правопорядок является результатом действия законности и основным содержанием демократии, укрепление законности и демократии приводит к укреплению правопорядка.
Если законность является качественной характеристикой правовой деятельности, является свойством принципа, метода и режима, то правопорядок является упорядоченной системой правовых отношений. Если законность является реализующимся правом, отражает характеристику процесса реализации права, то правопорядок является реализованным правом. Таким образом, законность является средством установления правопорядка, а правопорядок является итоговым результатом реализации права в целом. Наличие режима законности означает наличие правопорядка и наоборот.
Режим законности на уровне правопорядка материализуется в системе существующих правовых отношений. Правопорядок в этом смысле представляет собой основную цель правового регулирования. Нельзя обеспечить правопорядок без обеспечения законности. Конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности. Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга.
Демократия невозможна без наличия в обществе состояния законности и правопорядка. Демократические процедуры способствуют укреплению законности и правопорядка.
Обеспечение законности и поддержание правопорядка требуют целенаправленного воздействия на поведение субъектов общественных отношений. Необходимо создание реального механизма реализации права. Обеспеченность законности есть результат воздействия гарантий законности. Из факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние законности, выделяются факторы, относящиеся к личности (правовые знания, навыки, стереотипы поведения) и факторы, относящиеся к внешней среде (законодательство, экономика, политика, культура и др.).
В связи с проблемой реализации законности необходимо, прежде всего, укрепление нормативных основ правового регулирования, оптимизация правового воздействия на всех уровнях законности и правопорядка, расширение элементов демократии, создание действенного механизма правового регулирования и преодоление негативных тенденций правового развития.
показать содержание