Разновидности правовой культуры
Разновидности правовой культуры находят отражение в ее видах и формах, необходимо рассмотреть их подробнее:
- Правовая культура личности заключается в качественном правовом состоянии личности, которое включает знание и понимание индивидом права, уважительное отношение к нему, действия в соответствии с ним. Она характеризуется уровнем правовой социализации отдельной личности общества, степенью усвоения и использования личностью правовых норм, подразумеваются также правовые суждения.
- Социально-активное правомерное поведение характеризует осознанная и целенаправленная деятельность личности ради достижения полезного результата с социальной точки зрения, т.е. конкретные позитивные результаты. Социально-правовую активность определяет высокий уровень правосознания, глубокая правовая убежденность, сформированная самостоятельность, сознательно принятая на себя готовность использовать правые возможности.
- Правовая культура профессиональной группы характерна для лиц, которые непосредственно занимаются юридической практикой. Профессиональную правовую культуру характеризует более высокая степень наличия знаний и понимания правовых явлений в областях профессиональной деятельности (судьи, прокурорские работники, сотрудники ОВД, юрисконсульты, адвокаты и пр.).
- Правовая культура общества включает профессиональную культуру юриста, т.е. при возрастании первого возрастает вторая. В свою очередь, от профессиональной компетенции юристов находится в зависимости общее состояние правовой культуры.
- Правовая культура общества представлена системой общечеловеческих и национальных ценностей, которые достигнуты обществом в правовой сфере и характеризуют уровень его правового прогресса. То есть это система ценностей, которые достигнуты человечеством в области права и относятся к правовой реальности конкретного общества. Сюда можно отнести уровень правосознания, режим законности и правопорядка, состояние законодательства, состояние юридической практики и пр. Высокий показатель правовой культуры показывает правовой прогресс.
Замечание 1
Необходимо отметить, что уровень (объем) правых знания зависит от положения гражданина. Профессиональный работник юридической сферы должен досконально знать правовые предписания. Гражданин, не относящийся к данной сфере деятельности, в жизни использует минимальное количество правовых знаний, который требует его работа, поведение в быту, семье. Соответственно, по данному основанию можно разделить правовую культуру на общую и специальную.
Правовая культура личности и общества
Правовая культура личности характеризуется специфическими особенностями, так как характеризуют правовую культуру именно конкретного человека со всеми вытекающими из этого обстоятельствами, а именно личностными характеристиками.
Человек как личность формируется на протяжении длительного времени, начиная с рождения. На него оказывают влияние различные сферы общественной жизни. В первую очередь, его культуру формирует родители, закладывая основы воспитания, отношение к людям и к ситуациям.
Вторую позицию составляют детские сады и школы, где ребёнок формируется как личность, определяются его индивидуальные характеристики и наклонности, формируется характер и темперамент
Здесь очень важно не только правильно донести информацию, но и отметить те личностные качества, которые способствуют росту уровня культуры у человека. В дальнейшем на личность оказывают влияние различные институты общества, например, университеты, армия, работодатели и иные субъекты
В целом, можно выделить следующие элементы правовой культуры личности:
- Личность должна не только знать, но и понимать нормы права. С этой целью необходимо предоставление соответствующего качественного образования в данной сфере. Например, школьникам преподают обществознание, где разъясняют основные элементы правовой системы государства, нормы действующей Конституции РФ и иную важную правовую информацию.
- Отношение личности к праву, выраженную в привычках, которые проявляются в законопослушном и правомерном поведении человека.
- Уровень правового поведения, который рассматривается в качестве юридически значимого поведения. Оно может проявляться в различных формах у человека, который использует право в качестве объективного средства осуществления своих субъективных прав и свобод для того, чтобы достигнуть какие-то личные цели.
- Правовая психология, позволяющие раскрыть мышление личности, особенности характера, темперамента и иные важные обстоятельства.
- Правовая идеология, то есть представление личности об идеальном правовом государстве.
Рисунок 1. Структура правовой культуры личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Элементы правовой культуры общества совпадает с элементами правовой культуры личности, однако применяются в отношении более широкого круга лиц. Те мероприятия, которые применимы к отдельной личности, применимые к всему обществу. Например, правовая лекция об основах конституционного строя Российской Федерации окажет влияние как на правосознание личности, так и на правосознание той аудитории, которая прослушала данную лекцию.
Подобный подход позволяет сформировать действенный инструментарий для правового образования общества и отдельно взятой личности. На сегодняшний день члены общества должны знать и почитать действующее законодательство, соблюдать законность, не нарушать нормы права, умело использовать предоставленную им правовую информацию при разрешении правовых споров или иных социально значимых вопросов, быстро применять полученные знания, составлять необходимые правовые документы и так далее.
Виды правовой культуры
Выделяют следующие виды правовой культуры:
- Правовая культура общества. Представляет собой долю общей культуры, передающие степень правового сознания и правовой активности общества.
- Правовая культура личности. Представляет собой культуру отдельного члена общества, человека.
- Правовая культура социальной группы. Это специфический вид культуры для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь, подростки и т.д.
Типы правовой культуры:
- Мифологическая. Получил распространение в странах Древнего Востока, где экономическая политическая мысль длительное время развивалась на основании мифологических религиозных представлений.
- Умозрительно-рационалистическая. Правовая культура при данном типе выступает в качестве неотъемлемой частью общей культуры народа. Она базируется на началах общей культуры, выступает в качестве ее отражения, а также как проявление менталитета народа.
- Теологическая. Источники правовой культуры видят причины возникновения права и социальный источник права в сакральном мире, вне зависимости человека от правовых норм.
- Экспериментально-рационалистическая. Представлена научной системой, который изучает процессы происхождения и развития предметов, явлений, организмов, а также связи между ними.
- Позитивистская. Рассматривая сущность права как властное веление или принуждение.
Правовая культура включает в себя следующие элементы: право, правосознание, правовые отношения, законы, правопорядок, законотворческая, правоприменительная и иные виды деятельности в сфере функционирования права в обществе. Она имеет разветвленную систему социальных институтов.
Имеются показатели, которые отражают уровень правовой культуры общества. В частности, это уровень развития правосознания, реальная потребность в праве и регулировании отношений, развитие правовой системы, спектр прав и свобод человека и гражданина, эффективность их реализации и т.д. Работа правоохранительных органов также влияет на показатели правовой культуры общества. Граждане должны уважать законы, реально соблюдать их.
Виды правосознания
По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное:
– индивидуальное правосознание проявляется как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение конкретной личности к праву и правовым явлениям в общественной жизни;
– групповое правосознание означает совокупность представлений и чувств, связанных с коллективным осознанием права и правовых явлений (социальных групп, классов, слоев, профессиональных и иных объединений);
– общественное правосознание проявляется как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение макроколлективов (населения страны, нации и т.д.).
Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи, теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности общества. На основе общественного правосознания складывается индивидуальное и групповое правосознание. Но прежде чем сформируется общественное правосознание, оно становится сознанием определенной группы людей, а индивидуальное правосознание становится результатом усвоения группового и общественного правосознания на основе личного опыта человека. Общественное правосознание не существует вне индивидуального. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер.
В зависимости от уровня правовой культуры или с точки зрения глубины отражения правовой действительности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.
Обыденное правосознание является наименее глубоким: в нем преобладают психологические (эмоциональные) элементы. Правовые знания на этом уровне ограничены личным опытом и житейскими установками, имеют фрагментарный, бессистемный и часто поверхностный характер. Отношение к праву, как правило, противоречиво и зависит от переменчивых настроений и повседневных эмоций. Формируется данный уровень под влиянием личного жизненного опыта.
Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов, которое складывается в ходе специальной подготовки и в процессе осуществления практической юридической деятельности. Включает в себя программные юридические знания и предметно-деловое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно применять правовые нормы и качественно использовать правовые знания. Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций.
Научное (теоретическое) правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Оно характерно для научных работников, специально занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Отношение к праву и правовым явлениям у носителей теоретического правосознания обусловлено теоретическими воззрениями. Научное правосознание необходимо учитывать в процессе правотворчества, которое должно определять направления совершенствования юридической практики. Правовое сознание юристов должно быть теоретическим, т.е. представлять собой систему правовых знаний, выраженных в юридических принципах, нормах и категориях, в знании основных тенденций и закономерностей государственно-правовой действительности. Правовая теория является концептуальной формой существования правового сознания, самым глубоким способом фиксации объекта правового отражения. К теоретическому правовому сознанию подходит такая степень выражения, как идеологический уровень.
С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая правовые акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению, способствует оптимальному толкованию права и преодолению пробелов в праве). Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию правовых норм и сопровождает реализацию норм на всем протяжении их действия.
Виды правовой культуры
Правовая культура имеет виды, которые выделяются в зависимости от ее носителей:
- Индивидуальная культура, под которой понимается культура отдельного человека;
- Групповая культура, например, в качестве неё рассматриваются правовая культура студентов, водителей, пешеходов и других лиц;
- Общественная культура, например, российская, французская, американская и так далее;
- Профессиональная культура, под которой понимается правовая культура юридических работников. Она основывается на специальной теоретической и практической юридической деятельности, подготовки кадров юридической сфере и адекватном правовом сознании.
Правовая культура и правосознание
Личность должна знать и понимать свои права и обязанности, уважать права других граждан в силу личного убеждения, а также поступать ежедневно в соответствии с законом, не нарушая нормы права. Общество при этом формирует систему духовных ценностей, которая связана с правом. В частности, это мораль, нравственность и т.д.
В профессиональной правовой культуре также можно наблюдать людей, которые имеют права и свободы, вовлечены в юридическую практику, выполняют свою деятельность в соответствии с нормами действующего законодательства. Так, имеется правовая культура медиков, которые имеют правила ведения индивидуальных карт больного, выдачи листков временной нетрудоспособности и т.д. Работники физического труда также имеют свою правовую культуру, например, сантехники, слесаря, грузчики, которые должны выполнять требования, предъявляемые к их работе.
По уровню осознания правовая культура также делится на виды:
- Обыденный уровень. Это уровень, которые мы ежедневно используем в своей жизни, применяемые по отношению к возникающим правоотношениям, правовым ситуациям.
- Профессиональный уровень. Применяется лицами, которые непосредственно работают с нормами права, например, сотрудники правоохранительных органов.
- Научный уровень. Характеризует лиц, которые занимаются непосредственно изучением норм права, разработкой предложений по устранению пробелов и противоречий действующего законодательства и т.д.
Таким образом, правовая культура имеет большое значение для развития современного общества. Она направлена на усвоение правовых знаний, формирование уважения к праву, признание его ценностей, взаимодействие правовых институтов и организаций, выступает в качестве связующего звена между социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, социальных групп.
Особенности российской правовой культуры[править | править код]
По-мнению многих видных исследователей, немалую роль в формировании отечественной правовой культуры сыграло православие.
Так, в частности, представитель славянофильского течения К. С. Аксаков в записке «О внутреннем состоянии России» (1855 г.) пишет: «Россия никогда не обоготворяла право, не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала», она «смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души».
Эту же особенность российской правовой культуры подмечает М. Б. Смоленский: «Обращение к истории развития российского общества даёт возможность выявить его особенности, наглядно отражённые в правовой культуре». Так одной из особенностей, по мнению. Смоленского, является: «нетерпимость, явно пренебрежительное отношение к закону при не менее очевидном уважении к «порядку».
П. И. Новогородцев в статье «О своеобразных элементах русской философии права» пишет: «И у нас и на Западе иногда видят несчастье России в том, что у нас не было реформации, что у нас не произошло того обмирщения религии, того превращения христианской морали в методику и дисциплину ежедневной жизни, которое совершилось у западных народов».
На негативную сторону этой особенности указывает проф. О. В. Мартышин: «Вера, истина, справедливость ставились религиозным сознанием выше закона, что по-своему верно, но в то же время может легко привести к правовому нигилизму, желанию действовать на основе высших критериев и соображений в сфере, где должны царить законы».
Советский период, по сути, привнёс мало нового в правовую культуру страны. «Сколь бы качественно не отличалась советская правовая система от дореволюционной, в силу того, что в ней был воплощён принцип диктатуры одной партии, переросшей чуть ли не на четверть века в фактическую диктатуру одного из её вождей, на практике право в советской России заняло столь же скромное место, как и в дореволюционной России». Говоря о советском периоде можно констатировать явный приоритет идеологии, социалистической морали над правом в деле регулирования общественных отношений.
В современной России на теоретическом уровне наметилось два противоположных взгляда на правовую культуру.
С одной стороны наблюдается либерализация законодательства, долгие годы наблюдалось направление в сторону строительства правового государства, с другой стороны набирают силу почвеннические настроения. Так, в частности, А.Г.Дугин
Выступая от имени российского евразийства, полагает, что правовое государство по западному образцу чуждо природе Руси, что «национальная юриспруденция должна резко и жёстко отказаться от копирования правовых теорий Запада», «не право важно, а правда, государство правды». Надо отметить, что на практике, непосредственно в законодательстве, доминирует принцип либерализма
Основной закон России, Конституцию РФ, не без оснований именуют одним из самых либеральных в мире.
В обыденной же жизни необходимо отметить широко распространившийся правовой нигилизма, выражающейся, как и много веков назад, в неуважительном, пренебрежительном отношении к праву. С точки зрения причин это следствие юридического невежества, отсталость и правовой невоспитанности основной массы населения. Кроме того, нельзя в этом плане забывать и об исторических особенностях правовой культуры в России.
В качестве предположения, объясняющего современное положение дел в правовой культуре, можно указать на наследие советской системы. В условиях длительного подавления прав и свобод, индивид, дабы реализовать свои потребности, жизненные интересы, вынужден искать способы обойти закон, «обмануть начальника».
Опираясь на вышесказанное можно констатировать, что несмотря на достаточно высокий, хотя и далеко не совершенный, уровень развития законодательства, воплотившего в себе прогрессивные либеральные ценности, общий уровень правовой культуры населения остаётся крайне низким. И основным проблемным моментом остаётся отсутствие осознания права как важнейшей социальной ценности.
Основы правовой культуры
Определение 1
Правовая культура является одним из аспектов общечеловеческой культуры, который воплощается в правовых нормах и юридической практике, выступает одним из обязательных элементов правового государства. При этом она является составляющей внутренней, духовной стороны правовой системы конкретного общества, пронизывает право и правовые отношения. Правовой культурой регулируется поведение людей.
Состояние правовой культуры государства представляет важный показатель степени зрелости конкретной правовой системы. Проявление правовой культуры происходит во всех основных сферах правовой жизни общества, затрагивая сферу субъективных прав, свобод и обязанностей граждан, политико-юридических институтов, учреждений общества и государства.
Уровень правовой культуры формирует правовую государственность страны, укрепляет систему государственной власти. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность изучения данного вопроса в юридической науке.
Заключение[править | править код]
Подводя итог можно констатировать, что:
- Правовая культура является неотъемлемой частью культуры вообще, а овеществлённые и идеальные элементы правовой культуры суть элементы культуры общества;
- Важным методологическим аспектом изучения правовой культуры является выделение правовой культуры обществе и правовой культуры личности;
- Учитывая обилие определений понятия «правовая культуры» в современной науке можно говорить о том, что процесс формирования единого и общепризнанного значения понятия «правовая культура» далёк от завершения;
- Правовая культура должна рассматриваться не только как совокупность элементов относящихся к сфере права, но и как важный регулятор социальных отношений как таковой;
- Особенности отечественной правовой культуры не только не умаляют её значение в жизни общества, но, напротив, актуализирует необходимость изучения правой культуры, необходимость разработки методов её повышения, в частности прививания осознания права как важнейшей социальной ценности.