Научная картина мира в философии

Картины мира. философия: основные проблемы, понятия, термины. учебное пособие

Введение

Представления о свойствах и законах окружающей нас природы возникают на основе знаний, которые в каждый исторический период дают конкретные науки, изучающие определенные области явлений и процессов природы. Поскольку природа есть нечто целостное, постольку знания о ней должны иметь целостный характер, т.е. представлять определенную систему. Такой общий массив научных знаний о природе долгое время называли учением о природе или естествознанием.   

Раньше естествознание включало в себя все сравнительно небольшое количество знаний, которые были известны о природе, но уже с эпохи Возрождения отдельные его отрасли и дисциплины возникли и изолированы, т.е. начинается процесс дифференциации естествознания. Понятно, что не все знания одинаково важны для понимания природы.  

Чтобы подчеркнуть фундаментальность основных и важнейших знаний о природе, ученые ввели понятие естественнонаучной картины мира. Сам термин «картина мира» указывает на то, что мы говорим здесь не о части или фрагменте мира, а о целостном представлении о природе. Как правило, при формировании такой картины природы фундаментальные концепции и законы наиболее развитых отраслей естествознания, которые в определенный исторический период выдвигаются в качестве фундаментальной науки или лидера естествознания, приобретают наибольшее значение. Несомненно, фундаментальные науки оказывают влияние на представления о мире других наук и ученых определенной эпохи. Но это не значит, что другие науки не участвуют в формировании картины природы. Фактически такая картина возникает в результате синтеза фундаментальных открытий и закономерностей различных отраслей и дисциплин естествознания.     

Со временем ученые открывают различные явления и устанавливают законы этих явлений, после чего выводят теорию и подтверждают ее на практике эмпирическим путем. В этой работе, в третьем разделе, мы рассмотрим одно из таких явлений, впервые обнаруженное гипотетически французским ученым де Бройлем и впоследствии подтвержденное эмпирически американскими физиками К. Дэвиссоном и Л. Гермером . Мы поговорим о корпускулярно-волновом дуализме микротел.      

Список литературы

  1. «Концепции современного естествознания» — Москва 2003.    
  2. Рузавин Г.И . «Концепции современного естествознания» — Москва 2005 г .
  3. Садохин AP . «Концепции современного естествознания» — Москва 2005г.    
  4. Князева EH ., Курдюмов С.П. . Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. — М .: Наука, 1995. 
  5. Кузнецов В.И. ., Идлис Г.М. , Гутин В.Н. . Естественные науки. — М .: Агар , 1997.            
  6. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. — М .: Прогресс, 1976.  
  7. Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ // Вопр . философия. — 1996. — №4.      
  8. Ровинский R.E . Развивающаяся Вселенная. — М. 1996.     
  9. Современная философия науки. — М .: Логос, 1995. 
  10. Степин BC . Философская антропология и философия науки. — М .: Высшая школа, 1993.    
  11. Философия и методология науки. — М .: Аспект Пресс, 1997. 
  • Реферат на тему: Современная философия: новая проблематика, иные подходы к ее решению, поиск новых путей своего обновления
  • Реферат на тему: Личность как субъект и объект правоотношений
  • Реферат на тему: Память, её виды и сущность
  • Реферат на тему: Учение о свободе в книге Н.А. Бердяева Философия свободы
  • Реферат на тему: Ф.Бэкон. (Новый Органон). Мысли о знании и науке
  • Реферат на тему: Антропологический материализм Людвига Фейербаха
  • Реферат на тему: И. Кант о государстве и праве
  • Реферат на тему: Образ человека в экзистенциализме Сумерки Богов Сартр. Ж.П
  • Реферат на тему: Нравственный образ политики в книги Н.Макиавелли ,,Государь»
  • Реферат на тему: Легенда о Великом Инквизиторе в книге Ф.Достоевского
  • Реферат на тему: Философские идеи Фридриха Ницше
  • Реферат на тему: Натурфилософия эпохи Возрождения

Доказательство гипотезы де Бройля, сущность явления

Эта гипотеза была экспериментально подтверждена в 1927 г. американскими физиками К. Дэвиссоном и Л. Гермером , первыми открывшими явление дифракции электронов на кристалле никеля. Как мы уже знаем, явление дифракции свидетельствует о типичной волновой природе явления. Впоследствии такая же дифракционная картина была обнаружена для протонов, нейтронов и других элементарных частиц, когда они проходят через дифракционную решетку.      

Таким образом, было обнаружено, что оба фотона, т.е. кванты света, и материальные частицы, такие как электрон, протон, нейтрон и другие, обладают не только корпускулярными, но и волновыми свойствами. Это принципиально новое явление, впоследствии названное дуализмом волны и частицы, совершенно не укладывалось в рамки классической физики. Действительно, раньше считалось, что объекты его изучения могут иметь корпускулярные или волновые свойства. В отличие от этого, микрообъекты квантовой природы обладают одновременно корпускулярными и волновыми свойствами. Например, в одних экспериментальных условиях электрон проявляет типично корпускулярные свойства, а в других — волновые, так что его можно назвать и частицей, и волной. Тот факт, что поток электронов представляет собой поток мельчайших частиц материи, был известен и раньше, но тот факт, что этот поток проявляет волновые свойства, формируя типичные явления интерференции и дифракции, такие как волны света, звука или жидкости, был полным сюрприз для физиков.      

Для лучшего понимания всех дальнейших вопросов мы проведем такой мысленный эксперимент. Предположим, у нас есть устройство, которое выдает поток электронов, например электронная пушка. Мы помещаем перед ним тонкую металлическую пластину с двумя отверстиями для штифтов, через которые могут летать электроны. Прохождение электронов через эти отверстия регистрируется специальным устройством, например счетчиком Гейгера или электронным умножителем, подключенным к динамику. 

Это неравенство указывает на наличие интерференции при прохождении электронов через обе дырки. Интересно отметить, что если электроны, проходящие за экраном, подвергаются воздействию света, интерференция исчезнет. Следовательно, фотоны, составляющие свет, влияют на характер движения электронов и изменяют его. Здесь мы имеем дело с совершенно новым явлением, заключающимся в том, что любая попытка наблюдать микрообъекты сопровождается изменением характера их движения. Поэтому любое наблюдение микрообъектов с помощью приборов и средств измерений исследователя в мире мельчайших частиц материи сопровождается изменением их состояния. Конечно, ученые в области классической физики знали о влиянии средств наблюдения на наблюдаемые объекты. Но в классических теориях это никак не учитывалось. В квантовой физике этим влиянием больше нельзя было пренебрегать. Именно это обстоятельство обычно вызывает возражение у тех, кто не видит разницы между микро- и макрообъектами. В макромире, в котором мы живем, мы не замечаем влияния приборов наблюдения и измерения на макроскопические тела, которые мы изучаем, поскольку на практике такое влияние чрезвычайно мало, и поэтому им можно пренебречь. В этом мире и устройства, и инструменты, и сами исследуемые тела характеризуются одним и тем же порядком величины. Совершенно иная ситуация в микромире, где макроустройство не может не воздействовать на микротела.           

Еще одно принципиальное различие между микрообъектами и макрообъектами состоит в том, что первые обладают корпускулярно-волновыми свойствами, но наличие таких взаимоисключающих, противоречивых свойств у макрообъектов полностью отвергается сторонниками классической физики. Хотя классическая физика признает раздельное существование корпускулярных свойств материи и волновых свойств поля, она отрицает существование объектов, которые одновременно обладают такими свойствами. Она приписывает корпускулярные свойства только материи, а волновые свойства — исключительно физическим полям (акустическим, гидродинамическим, оптическим или электромагнитным).  

Религиозная картина мира

Религиозная картина мира предполагает, что все существующее в мире создано Богом – всесильным, всемогущим, обладающим абсолютной властью. Бог сотворил человека по образу и подобию своему.

Религиозная картина мира ставит человека в центр мироздания, однако предполагается, что есть силы выше человека – это ангелы и демоны. Существование всех объектов подчиняется законам, нарушение которых означает неповиновение воле Бога, и несет тяжелые последствия. Понимание того, чем является Бог, выше человеческого разума, и от человека требуется лишь беспрекословная вера. Религиозная картина мира определяет, что всему есть начало и конец, в том числе и миру. Началом мира является тот момент, когда его создал Бог. И однажды настанет конец света, когда существующему миру придет конец. Смысл существования человека в религиозной картине мира сводится к тому, чтобы беспрекословно принять и исполнять Божью волю.

В каждой религии картина мира имеет свои особенности, это позволяет выделить христианскую, мусульманскую, буддийскую и др. картины мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: