Религиозная, научная и философская картина мира

Научная картина мира в философии

Философская картина мира

Философская картина мира рассматривает мироздание через призму взаимоотношений человека и мира со всех сторон – отнтологической, познавательной, ценностной и деятельностной. Философские картины мира не похожи друг на друга. Философия является теоретическим способом освоения мира, и этим объясняется ее отличие от религиозной и мифологической картины мира. Теоретический способ познания мира отличается тем, что человек осуществляет познавательную деятельность через понятия, умозрительно – в словах и мыслях. Философское знание является знанием живого человека. Этим обусловливается то, что наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Замечание 1

В рамках философской картины мира, ввиду того, что философия включает множество школ и направлений, различают идеалистическую и материалистическую картину мира, космоцентрическую и теоцентрическу и т.д.

Философия как научная дисциплина

Философия предполагает бесконечный логический и рациональный поиск ответов на вопросы. Философия чрезвычайно широка, потому что она включает в себя несколько ветвей и отдельных отраслей, и поэтому она не может фактически иметь одну концепцию, поскольку различные классы философов определяют философию на основе своей области специализации. Некоторые основные качества философии;

  • влечет за собой бесконечные поиски ответов на вопросы;
  • вопросы философии касаются только общего или всеобщего, а не частного или конкретного.

Философия возникает тогда, когда человек начинает размышлять о своем опыте как внутреннем, то есть внутри своего личного мира, так и внешнем, то есть о реальности, которая происходит вокруг него.

Единство философской, религиозной и научной картин мира

Диалектико-материалистическое понимание мира может быть резюмировано в следующих утверждениях:

    1. все сущее в мире есть различные проявления единой мате­риальной субстанции;
    2. все основания бытия материи коренятся в ее соб­ственной природе, поэтому и эволюция форм бытия происходит спонтан­но, вне зависимости от внешних, нематериальных факторов;
    3. сознание – одно из свойств материи, которое она порождает в процессе саморазвития.

В то же время едва ли не каждая про­блема в рамках философского понимания мира имеет и иные, зачастую противоположные решения, имеющие равные с изложенным права на су­ществование. Поэтому теперь представляется целесообразным сформули­ровать эти подходы в виде целостной концепции, раскрывающей «альтер­нативное» понимание мира, каким оно видится в начале ХХI столетия.

«Альтернативное» религиозное понимание мира, например, в христианском вероучении предстает как акт божественного творения мира и как реали­зация божественного замысла в последующем существовании природного мира и в человеческом бытии. Все – творение Бога, и все сущее зависит от бытия Бога. В рели­гиозной картине мира объяснение бытия природы и человека основывает­ся на вере в абсолютный, вне мира существующий дух, следовательно, на признании могущественного надмирового разумно творящего начала. Что же касается материи, то она самостоятельной творческой энергией, спо­собностью к развитию не обладает.

В си­стеме панлогизма Г. Гегеля абсолютный дух вовсе не внемировой, а как раз «мировой дух», который и является внутренней глубинной сущностью нашего мира. Раз­вертывание этой сущности образует все многообразные проявления и формы как действительного, духовного бытия (т. е. бытия человеческого духа), так и материального бытия (т. е. бытия природы), представляющего собой «инобытие» мирового духа. Все сущее разумно – вот «философское кредо» Гегеля.

Наиболее оригинальный синтез религиозных и философских взглядов прошлого изложен в тейярдизме – религиозно-философском течении, основоположником ко­торого был теоретик католицизма, французский ученый-палеоантрополог П. Тейяр де Шарден. Дух и материя, утверждал он, – это два состояния в развитии универсума. Материя – мать духа; сфера духа («ноосфера») – высшее состояние материи, результат возрастания сложности в ее восхо­дящем развитии. Эволюция универсума имеет предустановленную цель, а именно, образование «теосферы» – высшей концентрации разума, к кото­рой стремится космогенез. Энергия этого стремления не может быть мате­риальной, ибо она заставляет универсум развиваться в направлении воз­растания уровня сложности материальных объектов, т. е. направлении наименее вероятном. Следовательно, эта энергия может быть лишь энер­гией божественного духа, который в «точке Альфа» задает эволюции уни­версума направление движения к духовному полюсу мира – «точке Оме­га». Божественный дух – «первоначало» и цель эволюции универсума, ее «Альфа и Омега». В «точке Омега» осуществляются все человеческие идеалы, реализуются великое единение людей и вселенская любовь.

Возникшая в последние десятилетия синергетика обосновывает ре­альность изменения всех материальных систем в направлении повышения упорядоченности путем самоорганизации. Сегодня на основании результатов многих космологических иссле­дований можно утверждать, что Вселенная стала результатом какого-то гигантского замысла: ее теоретические модели, основанные на «чуточку» иных закономерностях, нежели существующие, оказываются резко упро­щенными по своей структуре. Реальная Вселенная просто не могла быть результатом случайных взаимодействий, спонтанная активность материи не могла породить человека и его разум. Отсюда возникает «антропный принцип» в понимании эволюции Вселенной. Однако, в отличие от религиозных представлений о мире, здесь Вселенная управляется не трансцендентным, божественным разумом, а ею же созданными физическими законами. Следовательно, ра­зум Вселенной ограничен, а не всемогущ, как божественный. Цель вселенского разума – структурирование, упорядочение, организация материи, строи­тельство систем разного уровня сложности, вплоть до разумных существ. «Инструментом» для реализации этой цели служит информационное поле, порождаемое всеми системами подобного типа.

Выбирая какую-либо из философских альтернатив в понимании ми­ра, надо ясно представлять себе, что философия крепчайшими (хотя и тончайшими) узами связана с жизнью. Следовательно, выбирая для себя теоретическую модель мира, человече­ство выбирает свое будущее. И этот выбор пока остается за нами.

Концепция картины мира

Философия сыграла большую роль в истории интеллектуального развития человека в силу того, что она являлась формой общественного сознания. Это в свою очередь делает философию двойственной формой, выступавшей в качестве науки и формировавшей картину мира. Под картиной мира понимаются основные, общие и глобальные убеждения человека относительно природы (объективности) и всесторонней личной жизни человека (субъективности) и того, как они влияют на стиль жизни и схему вещей. Картина мира есть когнитивная (ментальная) структура, состоящая из идеалов о том, что, по мнению человека, экзистенциальная жизнь есть или должна быть основана на его повседневном опыте. Проще говоря, картина мира — это то, как человек концептуализирует природу.

Понятие картины мира

По своей сути понятие картина мира относится к тому, как мы воспринимаем и понимаем окружающий нас мир, и как это восприятие формируется под влиянием культурных, исторических и философских факторов.

Понятие картины мира — сложное и многогранное, его исследовали многие философы, ученые и исследователи. Одна из ключевых идей философа Мартина Хайдеггера в теории картины мира заключается в том, что она не является просто нейтральным отображением реальности, а формируется под влиянием широкого спектра культурных и исторических факторов. Например, современное научное мировоззрение основано на предположении, что мир состоит из дискретных, измеримых объектов, которые можно анализировать и манипулировать ими. Это мировоззрение основано на ценностях рациональности, эффективности и контроля и уходит своими корнями в эпоху Просвещения и становления современной науки.

Однако Хайдеггер утверждает, что такое мировоззрение заслоняет другие аспекты реальности, такие как взаимосвязь всех вещей, субъективный характер человеческого опыта и глубокие тайны существования. Он считает, что для истинного понимания мира необходим более целостный и интуитивный подход.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Другие философы и ученые развили теорию картины мира Хайдеггера, исследуя, как она конструируется и передается через язык, СМИ и образование. Например, лингвист Бенджамин Ли Уорф утверждал, что язык формирует то, как мы воспринимаем и понимаем мир, и что разные языки могут создавать разные картины мира. Аналогичным образом, теоретик медиа Маршалл Маклюэн предположил, что различные формы медиа могут формировать наше восприятие реальности глубокими способами.

Сегодня концепция картины мира все еще остается активной областью исследований и поисков, ученые изучают ее последствия для самых разных областей — от науки и техники до политики и культуры. Некоторые утверждают, что для решения сложных проблем, стоящих перед нашей планетой, таких как изменение климата и социальное неравенство, необходимо более целостное и взаимосвязанное мировоззрение

Другие подчеркивают важность культурного разнообразия и необходимость уважать и изучать различные картины мира, чтобы построить более справедливое и устойчивое будущее

Мифологическая картина мира

В мифологической картине мира считается, что все объекты, существующие в мире, живые, они имеют душу. Существует несколько миров – мир животных, мир живых, мир мертвых и т.д. И все эти миры и сущности, населяющие их, подчиняются огромному количеству законов, нарушение которых имеет серьезные последствия. Например, чтобы брошенный камень летел точно в цель, необходимо с ним договориться; прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения.

В мифологической картине мира внутри большого мира существует огромное количество маленьких миров, каждый из которых имеет свое пространство и время. Мир представляется неким полем битвы, на котором каждое существо пытается достичь своей цели, а человеческая жизнь сводится к попытке выживания в этом жестоком мире, которое населено страшными существами и наполнено силами, неподвластными человеку.

Согласно мифологической картине мира, все существа подчиняются Року – мировому закону. Боги в мифологической картине мира не всесильны, они также подчинены Року, а сверхъестественное и естественное существует бок о бок, сливается воедино.

Достоинства и функциональность научной картины мира

Достоинством научной картины мира, благодаря которому она вытеснит все предыдущие картины, является ее «единство — единство по отношению ко всем исследователям, всем национальностям, всем культурам». Следовательно, он носит объективный характер, и поэтому его цель «не в полном приспособлении наших мыслей к нашим ощущениям, а в полном освобождении физической картины мира от индивидуальности творческого разума».   

У любого человека картина мира слишком индивидуальна, поскольку основана на его собственном опыте, личных впечатлениях и ощущениях. Наука стремится найти объективные законы природы, не зависящие от отдельного субъекта. Следовательно, в науке необходимо абстрагироваться от личных чувств и идей и построить систему знаний о природе, с которой мог бы согласиться каждый исследователь. Понятно, что не всякая система знаний является картиной природы. Для этого необходимо, во-первых, чтобы эта система отражала самые фундаментальные свойства и законы природы; во-вторых, все такие свойства следует рассматривать в рамках единой целостной картины, поскольку ни один отдельный фундаментальный закон естествознания еще не составляет картину природы; в-третьих, естественно-научная картина мира должна быть такой общетеоретической моделью окружающей природы, которая допускает дополнения, исправления и уточнения в связи с развитием научных представлений о мире; в-четвертых, научная картина мира должна постоянно соотноситься и проверяться как с самой природой, так и с изменениями фундаментальных знаний о ней.       

В процессе эволюции и прогресса научного знания старые концепции заменяются новыми, менее общие теории — более общими и фундаментальными. И это со временем неизбежно приводит к изменению научных картин мира, но при этом продолжает действовать принцип преемственности, общий для развития всех научных знаний. Старая картина мира не отбрасывается полностью, но продолжает сохранять свой смысл, лишь уточняются границы ее применимости. Электромагнитная картина мира не отвергала механистическую картину мира, но уточняла сферу ее применения. Точно так же квантовая релятивистская картина не отбрасывала электромагнитную картину, но указывала на пределы ее применимости.    

По мере развития науки и практики в научную картину мира будут вноситься изменения, исправления и улучшения, но эта картина никогда не приобретет характера абсолютной истины.

Философская картина мира

В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, т.к. ему присущ  разум, благодаря которому он способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Пространство в философской картине мира выступает как способ упорядочения внешних восприятий, время – как способ упорядочения внутренних переживаний. Философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях.

Основная проблема философской картины мира:

соотношение мира и человека.

Подробнее

Первоначальное отношение человека к миру было исполнено благо­говения перед его величием. Мир представлялся всеобъемлющим живо­творящим началом, которое никому не дано познать и изменить. Задача человека виделась в том, чтобы уловить тайные ритмы мироздания и поступать в согласии с ними. Идея абсолютного господства мира над человеком пре­валировала в мифологическом сознании, а также в древнеиндийской и древнекитайской философии.

Первые европейские философы представляли мир как упорядоченное, организованное целое. Мировоззрение древнегреческих философов досократовского периода было всецело космоцентристским. Устройство мироздания, структура космоса – основной предмет их размышлений. Че­ловек же, по их представлениям, – это «маленький космос» (микрокосм), капелька, в которой отражается «большой» космос (макрокосм).

Начиная с Сократа, философы видели свою задачу уже не столько в познании мира вне человека, сколько в постижении самого внутреннего мира человека, мира его чувств и мыслей. Сократ произвел «антропоцентристский переворот» в античной философии. После него внешний мир стал рассматриваться не обособленно от человека, а в соотношении с ним. Философская картина мира становится образом человека в мире. Так, по Аристотелю, особое положение человека в мире определяется централь­ным положением Земли в структуре мироздания. После Аристотеля кос­мос стал отождествляться с миром вообще.

В средневековую эпоху складывается миропонимание, согласно которому и мир и человек являются творениями всемогущего бога. Возникает религиозная картина мира, в которой Земля и небо противопоставлены как природное и божественное, а человек оказался как бы между ними: с одной стороны, он венец божественного творения, с другой – царь природы. В теоцентристской философии человек выступает как существо исключительно духовное, его отношение к миру рассматривается через призму его отношения к Богу. Господство теоцентризма в философии было, по существу, безраздельным.

Н. Коперник, «сдвинув» Землю с центра мироздания, пробил первую брешь в религиозной картине мира. Наивной религиозной вере развиваю­щаяся наука противопоставила проверенное опытом знание о природе, в том числе и о строении человеческого тела. В эпоху Возрождения философия обращается к осмыслению целостной телесно-духовной природы человека, его способности к преобразованию предметной среды, его твор­ческой индивидуальности. Теоцентризм постепенно отступает перед ан­тропологической ориентацией философии.

Философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру, входят в третий блок оснований науки.

Понятие картины мира

У любого народа, у каждого человека есть представления о реальности. Во все времена, начиная с древности и по настоящее время, человек интересовался тем, как устроен окружающий его мир, искал объяснения природным явлениям и событиям, пытался объяснить происходящее вокруг при помощи имеющихся знаний. Каждому отрезку времени соответствует свое представление об устройстве мира. Картина мира древних индейцев отличается от картины мира средневековых рыцарей и т. д.

На современном этапе выделяются следующие виды картины мира:

  • философская
  • религиозная
  • мифологическая
  • научная.

Понятие картина мира несет в себе ответ на важный мировоззренческий вопрос, который касается сущности человека и его места в мире. Ответ на данный вопрос у каждого человека свой, и именно от этого выбора зависит ориентация развития человечества, ценности, определяющие это развитие и его цели.

Несмотря на то, что картины мира отличаются друг от друга, существуют и общие черты. К таким объединяющим чертам относятся:

  • В каждой картине мира существуют представления о существующих в мире объектах. Каждая картина мира рассматривает разнообразие объектов – живые – неживые, земные – сверхъестественные, животные – люди, и т.д.
  • Каждая картина мира имеет представление об организации и взаимодействия объектов, то есть другими словами любая картина мира дает представление о существующих в мире объектах.
  • В каждой картине мира присутствует представление о пространстве и времени, о начале и конце
  • Каждая картина мира определяет место человека в мире
  • В любой картине мира есть представления о законах, которым подчиняются все элементы мира
  • Каждая картина мира пытается найти ответ на вопрос о смысле происходящих процессов и явлений.

Философия и наука

Существует взгляд на мир, общество, природу и все, что окружает людей и происходит внутри каждого человека, который не принимает предрассудков и суеверий. Научное мировоззрение целиком основано на достижениях современных дисциплин и пронизано методом научного исследования и познания. Этот взгляд на Вселенную и место человека в ней отражает явления и объекты, как они существуют в действительности, без заблуждений, лжи и вымыслов. Научное представление основано на достигнутом уровне знаний во всех науках.

Замечание 1

Каждая картина мира содержит, прежде всего, определенные знания, сведения о природе, познании, общественной жизни, представления о Вселенной, отражает направление и природу мышления, являясь основой и духовным центром человеческой индивидуальности.

Научная картина мира (как и все остальное) отражает бытие индивида в обществе. Этот путь содержит жизненные позиции, идеалы, убеждения, принципы деятельности и познания. Картина мира — неотъемлемая составляющая сознания человека. В данном случае, это не просто один из многих элементов. Картина мира — это сложная система, в которой взаимодействуют знания, убеждения, стремления, мысли и тому подобное. Таким образом, формируется целостное (в той или иной степени) понимание самих людей и окружающего их мира.

Сформированная картина мира считается сложной формой сознания, объединяющей различные аспекты человеческого опыта. Она накапливает опыт понимания смысловой основы человеческой жизни. Новые поколения, заботясь о духовном наследии своих предков, современников, что-то сохраняют и от чего-то окончательно отказываются.

Философия и наука имеют общую рациональную природу. Но наука — это объективное знание мира, обоснованное теоретически и практически подтвержденное. Кроме того, научная картина мира — это систематизированное знание, имеющее отраслевую дифференциацию.

Замечание 2

Философская картина мира является предпосылкой возникновения науки и содержит методологическую систему, используемую современными учеными.

Философия является промежуточным этапом между примитивным, а позднее средневековым «затемнением» необъяснимых явлений чувственными образами богов, мифологических героев и формированием рациональных средств познания.

Формирование картины мира

Формирование картины мира или мировоззрения — это сложный и непрерывный процесс, который формируется под влиянием множества факторов, включая культуру, историю, биологию, образование и личный опыт.

Культура и история играют важную роль в формировании мировоззрения человека, предоставляя набор общих убеждений, ценностей и практик, которые помогают человеку понять смысл окружающего мира. Например, человек, воспитанный в религиозной традиции, может воспринимать мир как место, наполненное духовным смыслом и целью, в то время как человек, воспитанный в светской культуре, может воспринимать мир как продукт природных сил и человеческого творчества.

Биология также играет роль в формировании мировоззрения человека, поскольку определенные когнитивные и перцептивные предубеждения могут предрасполагать человека к определенным способам восприятия мира. Например, исследования показывают, что люди имеют естественную склонность видеть закономерности и смысл в случайных событиях, что может способствовать формированию веры в сверхъестественное.

Образование и личный опыт также являются важными факторами в формировании мировоззрения человека. Образование может познакомить человека с различными способами осмысления мира и дать ему инструменты для критической оценки различных точек зрения. Личный опыт, такой как путешествия, отношения и знакомство с различными культурными традициями, также может расширить мировоззрение человека и поставить под сомнение его представления о мире.

Таким образом, мировоззрение человека со временем подвергается изменениям и пересмотру, поскольку он включает новые знания и перспективы в свое понимание мира.

Религиозная картина мира

В средневековую эпоху складывается миропонимание, согласно которому и мир и человек являются творениями всемогущего бога. Возникает религиозная картина мира, в которой Земля и небо противопоставлены как природное и божественное, а человек находится как бы между ними: с одной стороны, он — венец божественного творения, с другой — царь природы.

В теоцентристской философии человек выступает как существо исключительно духовное, его отношение к миру рассматривается через призму его отношения к Богу.

Основная проблема религиозной картины мира:

соотношение Бога и человека.

При этом считается, что мир сотворен по замыслу неземного существа. Однако в тоже время Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность, обладающая разумом и волей:

    • Бог сотворил мир, дал ему законы;
    • Бог творит чудо, способен вызывать сверхъестественные явления, и т.д.

Общим для различных религиозных учений и конфессий является принцип божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: