Предпосылки создания правового государства
Правовое государство не может быть создано сразу. Чтобы его построить, необходимо обеспечить соответствующие условия. В частности, это такие условия как:
- суверенитет народа (народ является единственным носителем или источником власти);
- наличие гражданского общества;
- свобода предпринимательства и наличие частной собственности;
- стабильная, единая и согласованная система законов;
- высокий уровень правосознания у граждан.
Таким образом, любое государство, стремящееся стать правовым, должно планомерно работать над внедрением различных принципов, подразумеваемых данным статусом. Ни одно государство не может просто провозгласить себя правовым, не будучи таковым – для этого необходимо соответствовать рассмотренным выше критериям.
Правовое государств и демократия
Правовое государство — признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.
Правовое государство — обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.
Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.
В Конституции РФ подчеркивается, что Россия — правовое демократическое государство.
Вопрос № 2. Развитие идеи правового государства в истории политической и правовой мысли
Сам термин правового государства утвердился довольно поздно. Так первое упоминание о нем можно встретить в немецкой литературе XIX в. в работах К. Велькера (1813 г.) и И.Х. Фрайхера фон Аретина (1824 г.). Однако введение данного термина в научный оборот связано с именем Роберта фон Моля (1832г.). Тем не менее, нельзя сказать, что именно с этого момента и берет свое начало идея правовой государственности. Термин правовое государства – это целая философская система основанная на идеях еще античных мыслителей которая прошла большой путь в своем становлении. Это связано с тем, что как мы уже говорили, правовое государство является идеальным типом государства. И история не знает мыслителей, философов, ученых которые бы занимались исследованием проблем государства и при этом не задумывались о том каким оно должно быть, т. е. об идеале государства.
Сказанное еще раз подтверждает тезис о долгой истории развития идеи правового государства. Так, впервые данные идеи мы находим в трудах ученых великой цивилизации человечества – Древней Греции. К ним относятся Солон, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий и др.
Справедливость, право закон традиционно считались древними греками божественными установлениями, необходимыми атрибутами космических и земных порядков, антиподами насилия, произвола, хауса. В Греции сложилась высоко почтительное отношение к закону, но при этом не надо забывать, что имелись в виду освященные традицией, надлежаще устанавливаемые, разумные и справедливые законы, а не произвольный диктат силы .
Так же необходимо отметить о первых предпосылках теории разделения властей заложенных в Древней Греции. Нельзя сказать, что Платоновское разделение труда и три начала в государстве полностью соответствуют идеи разделения властей, однако именно это рациональное зерно о разграничении властных полномочий прослеживается в трудах это знаменитого философа античности.
Впоследствии идеи о правовом государстве можно найти в преемнике греческой философии – Древнем Риме. В трудах Марка Тулия Цицерона и естественно знаменитых римских юристов (Папиниан, Цельс, Ульпиан и др.)
Главное, что привнесли римские ученые, это юридизация понимания государства, т. е. понимание и толкования государства с позиции понимания права как искусства добра, эквивалента и справедливости .
Политико-правовая мысль средневековья также привнесла свой вклад в познание и становление правового государства. Она связана с именами таких ученых как Фома Аквинский (обосновал концепцию достойного существования человека), Марсилий Падуанский (развивал идею разделения законодательной и исполнительной власти), Раймунд Луллий (выступал за то, чтобы редуцировать позитивное право к естественному и согласовать с ним) и др.
Нельзя, конечно же, не отметить ученых Нового и Новейшего времени. Здесь главная заслуга принадлежит представителям естественной школы права (Г. Гроций, Т. Гоббс, Б. Спиноза, и др.) которая как раз и настаивала на приоритете естественных прав человека перед позитивным правом – одной из главных идей правового государства – ограничение произвола власти и приоритет прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того в данный период рождается и получает теоретическое обоснования концепция разделения властей, сначала в трудах Джона Локка, а затем, в окончательном варианте, в учении Ш.Л. Монтескьё. В последствии данная теория имела огромную практическую значимость и более того как мы говорили принцип разделения властей является неотъемлемым показателем правового государства.
На американском континенте одним из выдающихся ученых и политических деятелей, кто воплощал идеи правления права в жизнь, был Т. Джефферсон, автор «Декларации независимости Соединенных Штатов Америки», в которой он и воплощает идеи разделения властей, народного суверенитета и отстаивает позиции естественных прав человека.
Ну, конечно же, нельзя обойти стороной представителей немецкой классической философии права И. Канта, разработавшего философскую основу теории правового государства, Г.В.Ф. Гегеля, который восхваляет государство как наиболее развитую действительность свободы.
Обосновывали теорию самоограничения власти правом от него же и исходящего представители позитивистской концепции правового государства. К. Гербер, А. Даси, Г. Еллинек, Р. Иеринг, Н.М. Коркунов, П. Лабанд, А. Эсмен и др.
Идеи правового государства нашли отражение и в русской политико-правовой мысли. Наиболее известными ученые занимавшиеся данной проблемой являются А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, А.Н. Радищев, Н.М. Коркунов, С.А. Котлеревский, П.И. Новгородцев, Г.Ф. Шершеневич, Н.А. Бердяев и многие др.
Историческая роль правового государства
Идея правового государства зародилась еще в античности. Мыслители Древней Греции сделали первые шаги в этом направлении. Например, известный философ Аристотель считал, что все вопросы должны решаться в правовом поле, потому что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя».
Но несмотря на все идеи древних мыслителей, страны того времени были автократическими. Считалось, что граждане должны служить интересам общества и государства, а не наоборот.
В средневековой Европе власть захватила церковная доктрина, не могло быть и речи о правах и свободах отдельной личности. Господство богословия признавало лишь обязанности людей перед клерикальной и светской властью.
Эпоха Возрождения вместе с небывалым расцветом культуры и искусства была ознаменована и возвращением к позабытым с античных времен идеалам гуманизма и признания достоинства каждой личности.
Буржуазно-демократические революции, произошедшие в постфеодальной Европе, сделали учение о правовом государстве востребованным. А само возникновение данной идеи означает переход от тоталитаризма к гражданскому обществу.
Замечание 2
Как показала история XX века, верховенство закона еще не является безусловной гарантией защиты личных прав и свобод, поскольку нормативные акты могут быть как демократическими, так и авторитарными, легализующими насилие и произвол. Фашистская Германия, например, также позиционировала себя как правовое государство, обеспечивая неукоснительное соблюдение принятых законов. А на самом деле это был откровенный тоталитаризм.
Поэтому главным свойством по-настоящему правового государства является следование общечеловеческим принципам гуманизма, толерантности, защиты демократических прав и свобод.
Рисунок 1.
Функции правового государства
Правовое государство выполняет те же функции, что и любое другое государство, но при этом гарантирует защиту прав и свобод. Рассмотрим в этом ключе 5 основных функций правового государства:
- Политическая. Данная функция направлена на обеспечение всем гражданам равных возможностей для участия в политической жизни страны, а также на формирование и свободное существование различных политических партий.
- Экономическая. Регулирование экономической сферы – одна из важнейших функций государства. Оно обеспечивает честную конкуренцию на рынке, следит за уровнями инфляции и безработицы, предпринимает меры для предотвращения серьёзных последствий различных кризисных явлений.
- Социальная. Данная функция подразумевает регулирование социальной сферы жизни общества. В частности, государство стремится обеспечить доступность образования и здравоохранения.
- Правоохранительная. Эта функция направлена на поддержание правопорядка, защиту гражданских прав и свобод, защиту частной собственности.
- Культурная. Данная функция связана с духовной сферой жизни общества. Правовое государство обеспечивает культурную свободу и плюрализм, давая гражданам возможность свободно обмениваться культурными ценностями, создавать и потреблять их.
Условия формирования и работы правового государства
Для создания правового государства и его работы обязательным является создать у широких масс населения потребности в государственном управлении, выработать прочный правопорядок, установить несменяемую законность и конституционализм, развить систему местного самоуправления, расширить и внедрить во все сферы общества принципы демократии.
Обязательным условием является так же создание единого, не противоречивого законодательного массива. Противоречия в законодательной сфере отдаляют государство от идеи построения правового государства.
Очень важным условием является создание гражданского общества в государстве. Оно призваны выступать против государства, обязано наблюдать и воздействовать на деятельность государственных органов. То есть данное общество выступает гарантией развития цивилизации и демократического государства.
Определение 1
Гражданское общество – это не политико-государственная область, но личная и частная сфера жизни и деятельности людей.
То есть это свободное и демократическое общество, в котором нет личной власти, где уважается закон и правопорядок.
Для того, чтобы развить гражданское общество необходимо отделить многие сферы жизни людей от государства, то есть убрать тотальный контроль
Не убрать централизованный контроль, но сосредоточить внимание государства на более важных областях
Организация власти в правовом государстве
У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:
-
идеологический и политический плюрализм;
-
принцип выборности органов власти и должностных лиц;
-
стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;
-
недопущение монополизма в политике и экономике.
Раскроем суть каждого из этих принципов.
Идеологический и политический плюрализм
Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.
Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность
свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.
Принцип выборности органов власти и должностных лиц
Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.
Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка
Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в
своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.
Основные способы обеспечения законности и правопорядка:
-
контроль над законностью решений судов;
-
надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;
-
создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;
-
надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;
-
предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.
Недопущение монополизма в политике и экономике
Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность
заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства,
способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.
Поможем закрепить новый материал на онлайн-уроках обществознания.
Основные характеристики и элементы правового государства
Основные характеристики:
- Верховенство права является древней концепцией, которая была признана и принята разными обществами в разные периоды истории. Хотя эта концепция имеет древнее происхождение, она остается актуальной для любого политического общества сегодня. Верховенству права приписывались различные значения. Институты, ученые и философы, такие как Аристотель, Брэктон, Фридман и другие, по-разному определяли и объясняли верховенство закона.
- Еще одним аспектом или характеристикой закона является равенство перед законом. Законы страны не должны приниматься в интересах определенных лиц или групп. Закон должен быть принят для блага и безопасности каждого гражданина, независимо от политических убеждений, социального или экономического статуса или этнической принадлежности гражданина. Гражданину, который утверждает, что его права были нарушены правительством, должно быть разрешено подать в суд на правительство.
- Третий аспект или характеристика правового государства заключается в том, что деятельность правительства должна осуществляться в рамках действующих законов и нормативных актов страны. Конституция и различные законы, принятые законодательным органом, обычно наделяют конкретными полномочиями различные учреждения или департаменты правительства. Это может быть право разрабатывать политику, исполнять закон или выполнять проект.
Существует составной показатель, отражающий рейтинг правовых государств, исходя из некоторых ключевых элементов:
- равное обращение и отсутствие дискриминации;
- гарантии права на жизнь и личную безопасность;
- надлежащая правовая процедура и права обвиняемого;
- гарантия свободы мнений и их выражения;
- гарантия свободы убеждений и религии;
- свобода от произвольного вмешательства в частную жизнь;
- гарантированные собрания и трудовые ассоциации и основные трудовые права.
Он охватывает относительно скромный перечень прав, которые прочно закреплены в международном праве и наиболее тесно связаны с вопросами верховенства права.
10 лучших стран по обеспечению верховенства закона в соответствии с WJP в `Y` году:
1. Дания.2. Норвегия.3. Финляндия.4. Швеция.5. Германия.6. Нидерланды.7. Новая Зеландия.8. Люксембург.9. Австрия.10. Ирландия.
Проблемы и пути формирования правового государства в России
В истории нашей страны судьба идеи правового государства складывалась очень непросто. После революции 1905–1907 гг. в России начался процесс перехода к конституционному строю, что в известной степени означало вступление на путь формирования правового государства. Взгляды передовых людей того времени были обращены к этой идее. Однако этот процесс был прерван в октябре 1917 г., когда в результате революции было создано советское государство, сутью которого по Конституции РСФСР 1918 г. была диктатура пролетариата. А диктатура – это власть, опирающаяся на насилие. Вождь Октябрьской революции В.И. Ленин дополнял эту характеристику тем, что диктатура пролетариата – это власть, не связанная никакими законами. Естественно, что в этих условиях идеи правового государства, господства права, связанности правом государства, верховенства закона не были востребованы. В Советском государстве отвергался также и принцип разделения властей как буржуазный и непригодный для советской власти.
С конца 20-х гг. начала складываться административно-командная система партийно-государственного руководства страной, сопровождавшаяся бурным ростом бюрократизма и сосредоточением в руках Сталина необъятной, неограниченной власти. Один из лидеров государства Л.М. Каганович очень резко высказался тогда против идеи правового государства, и она надолго была предана забвению. Массовые репрессии, беззаконие и произвол, внесудебные расправы с инакомыслящими во многом стали возможны потому, что в то время не было эффективных политических и правовых институтов, противостоящих этому.
И только с конца 80-х гг. политическая и правовая мысль в России вновь была обращена к идее правового государства, а затем поставлена задача его формирования. Однако практические шаги по пути создания реальных, действующих институтов правового государства встречали сопротивление со стороны привычных, сложившихся в течение предыдущих десятилетий методов государственного руководства и стереотипов мышления. Для того чтобы создать правовое государство, необходимо отказаться от них, осуществить реформирование всей системы государственной власти, совершенствование законодательства, преодолеть неуважение к праву, непонимание его роли в жизни общества, его социальной ценности, повысить значение суда. Для формирования правового государства необходим высокий уровень политической и правовой культуры не только граждан, но и должностных лиц, преодоление правового нигилизма и становление гражданского общества.
Россия провозгласила создание правового государства, что и нашло отражение в ее действующей Конституции, однако это не означает, что цель уже достигнута. У нас еще не сформировалось развитое гражданское общество, не отлажена система сдержек и противовесов, не стали незыблемыми права и свободы граждан. Поэтому следует различать концепцию правового государства и существующую государственно-правовую реальность. Правовое государство относится к миру идей, которые преобразуют действительность. Идея правового государства – это общественный идеал в праве, которому не вполне еще соответствует политико-правовая жизнь в России на современном этапе. Любой идеал может быть недостижим в полной мере, как недостижимо человеческое совершенство. Но сама эта идея прогрессивна, так как является побуждающим мотивом к движению вперед, к совершенствованию существующего государства и его взаимоотношений с личностью, к созданию должного правового порядка, социального прогресса.
показать содержание
↑ Понятие правового государства
Правовое государство – это форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом положении. Право является способом взаимосвязи индивида, общества и государства.
Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. В настоящее время в мире нет такой страны, где идеи правового государства были бы реализованы в полной мере. В этом смысле теория правового государства выступает как некий эталон идеал, к которому, в конечном счете, должно стремиться любое демократическое государство.
Рейтинг правовых государств за 2021 год
Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.
Прежде чем охарактеризовать общую совокупность элементов правового государства, необходимо истолковать основной понятийный аппарат в данной сфере.
Прежде всего мы выделяем форму государства, которая представляет собой совокупность внешних признаков государства, порядок и способ организации высших органов власти, а также способы реализации политической и государственной власти.
Форма государства может определяться самыми различными факторами:
- социальные
- экономические;
- культурные;
- исторические;
- национальные и т.д.
Основные особенности правового государства
-
Наличие правовых принципов и предписаний.
Вся структура органов государственной власти, а также все образуемые отношения основаны на принципах и механизмах правового дозволения и предписания. Ориентируясь на данные принципы государство выстраивает стратегию взаимодействия с человеком и с обществом.
-
Право и закон неразрывны.
Несмотря на расширенные формы законотворческих норм все они подчинены общим правилам по построению и юридической технике, основы которой предопределены правом. Также все нормы закона имеют четко определенные условия вступления в силу, порядку применения, а также охраны регламентируемых отношений.
-
Для правового государства не характерно наличие лишь предписаний.
В правовом государстве существует обширная база дозволений, без которых невозможно функционирование юридических лиц и учреждений, а также законного действия членов гражданского общества. Для правового государства характерно также понимание каждого индивидуума о необходимости применения установленных законом правил поведения, дабы не нарушать общественный порядок и не создавать предпосылки для юридического нигилизма.
-
Иерархия нормативных правовых актов.
Юридическая сила документов определяет их иерархию в общем правовом поле. На первом месте всегда выступает основной закон государства, остальные законы принимаются в соответствии с его дозволениями. Противоречие между нормативными правовыми актами и в отношении основного закона не допускается и пресекается.
-
Разделение ветвей государственной власти.
В соответствии с данной особенностью в государстве создается принцип сдержек и противовесов за счет разделения полномочий по управлению государственными делами. Деятельность каждой ветви власти контролируется и дополняется следующей и предыдущей ветвями власти. При этом каждая ветвь является независимой по отношению друг к другу.
-
Внедрение и соблюдение международно-правовых норм обязательных для всех субъектов права.
В случае наличия противоречий между правовой нормой государства и международной нормой применяется норма международного толка. Такое правило действует если государство подписало согласие на применение норм. Следует отметить, что государства стремятся присоединиться к установленным международно-признанным правилам и нормам.
-
Механизм защиты прав и свобод
Особенность правого государства проявляется и в остроте реагирование на нарушение законов, правил поведения и устоев гражданского общества. Для этих целей законодательно определен особый механизм воздействия на подобные предпосылки нарушения основ правового государства. Причем государство стремиться не только устранить возможное дальнейшее совершение нарушения закона, но и восстановить нарушенное право путем компенсационных механизмов.