Развитие правового государства

Какие этапы прошло развитие идеи правового государства кратко

Введение

На сегодняшний день идеи господства права в масштабе того или иного государства или даже межгосударственных союзов, приоритета защиты прав личности и т.д. получили широкое распространение практически во всем мире, порицаются насильственные методы властвования и государственного управления, нарушения буквы и духа закона. Поэтому одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества, идеи которых носят универсальный характер в том смысле, что они практически присущи политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов, участвующих в мировом историческом процессе.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности. Отследить динамику этого процесса и отразить объективную картину на современном этапе мы попытаемся в данной работе.

Цель исследования: изучить и систематизировать теоретические основы концепции правового государства, и на примере Российской Федерации отследить феномен становления правового государства в контексте соотношения с феноменом гражданского общества.

Правовое государство — объект изучения в работе — это и определенная философско-правовая теория, и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности в посттоталитарной России. Что также говорит об актуальности обращения к данной теме.

Специфика феномена правового государство в общецивилизационном смысле и в процессе формирования правовой государственности в России выступит предметом нашего рассмотрения.

Исходя из цели и учитывая специфику предмета исследования, задачи исследования определены следующим образом:

1. Анализ теоретических основ концепции правового государства, включающий: краткий экскурс в историю зарождения и развития идеи правовой государственности и знакомство с исходными положениями современной теории правового государства.

2. Рассмотрение особенностей конституционной модели российской правовой государственности.

3. Выделение проблем формирования правового государства в России.

Сегодня, когда Россия решает задачу формирования государственно-организованного общества на правовых началах, требующую дальнейшей фундаментальной теоретической разработки соответствующей концепции в условиях проведения в нашей стране экономической и политической реформ, несомненно, предлагаемая работа будет представлять практический интерес, так как посвящена концепции правового государства, которую надлежит рассматривать как потребность не только осознания особенностей функционирования российского общества, но и анализа взаимодействия личности и субъектов политической системы с точки зрения оптимизации их взаимоотношений, обеспечения правовой защищенности, равенства всех перед законом, а также усиления взаимной ответственности.

Естественное право

Г.Гроций говорил о существовании естественного права, которое принадлежит человеку от рождения. Также он определяет право волеустановленное. Источником такого права является воля и разум человека. Он требовал, чтобы правовые нормы отвечали требованиям разума.

Б.Спиноза обосновал демократическое государство, которое имеет связь с законодателем, обеспечивая права и свободы человека и гражданина.

Сам термин «правовое государство» был озвучен в 1813 г. К. Велькером, а введен в оборот в 1832 г. немецким ученым Робертом фон Молем. Они рассматривают учения о правовом государстве.

Замечание 2

В России данный термин также имеет глубокие исторические корни. В частности, он появился примерно с середины XIV века, и развивался по инициативе:

  • М.М.Сперанского,
  • А.Н.Радищева,
  • П.И.Пестеля,
  • Н.М.Муравьева,
  • А.И.Герцена.

Данные имена известны нам из истории, данные деятели стремились преобразовать, реорганизовать российское государство и общество. На основе их мнений была впоследствии сформулирована текущая научная позиция по данному вопросу.

Этапы становления правового государства на Руси

Этапы становления правового государства характеризуют процесс создания и развития правого государства, взаимоотношений общества и государства.

Процесс формирования правового государства в России был достаточно длительным и зародился еще на Руси. В частности, создавали различные источники права, которые регламентировали не приоритет государства или общества, а защищали естественные права личности.

Замечание 1

Уникальность нашей правовой системы заключалась в том, что законодатель различал право и мораль, видя в первом акт государственного принуждения, регламентацию всех сфер жизни. Уже тогда формирование права было направлено на обеспечение правовой защиты тех, кто в ней больше всего нуждался. Именно в данной сфере играли важную роль духовно-нравственные принципы, которые взывали к формированию правосознания у человека.

Правоотношения в данный период регулировались принципами кона, от которого впоследствии произошло слово «закон». Само по себе слово «закон» означало «за пределами кона», то есть за пределами традиции, духовно нравственных принципов. «Кон» означало конец, так в древнерусский период именовались районы, где селились определенные этнические группы, например, ремесленники, дружинники, заморские гости и так далее. На данной территории действовали свои обычаи и правила поведения.

Некоторая схожесть с европейским правам наблюдалась в культуре божественных принципов, которые действовали в данный период. Законы создавал сам народ, а закреплялись они в форме соответствующих обычаев. В последующем все имеющиеся нормы правы были объединены, и на их основе были созданы важнейшие древнерусские памятники права, а именно:

  • Русская Правда;
  • Псковская Судная грамота.

Данные источники содержали статьи, которые относились к гражданскому праву и вопросам судопроизводства, а также к сфере уголовного права, предупреждая всех субъектов о необходимости следовать букве закона.

Важное значение на Руси имело собрание (вече), решениям которого беспрекословно подчинялись. Также возрастала роль княжеской власти

2.1 Понятие и сущность правового государства.

Правовое государство — это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Суть идеи правового государства:

— Установление верховенства права;

— Ограничение власти (силы) государства правом;

— Обеспечение прав и свобод человека.

Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти.

Средние века

В эпоху самодержавия наблюдался произвол в различных сферах. В то же время в правосудии шло стремление к установлению справедливости. Закон был тесно связан с церковными канонами, которые приобрели важную роль. Он определялся как предел, который лицо не могло перешагнуть, иначе оно несло за это наказание. Важную роль также играл обычай. Особый произвол на Руси наблюдался при Иване Грозном, который создал опричинину.

Важным актом стало Соборное уложение, которое было создано при Алексее Михайловичем (1649 г.), которое стало кодифицированным актом из указов царя и боярских приговоров.

Петр I выступал за реформирование действующего законодательства по типу европейского, в результате чего из Европы было привнесено множество правовых идей. Монарх определялся как отец народа. Устанавливался четкий правовой порядок, который ограничивал волю и произвол субъектов управления.

Лишь после расширения законодательных функций Сената в 1802 г. была определена четкая законодательная схема, разработано понятие законов, уставов, учреждений.

Список используемой литературы

1. Правоведение: Учебное пособие /Под ред. В.Н.Стегния, С.С.Рочева./ Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь, 2004.

2. Правоведение: Учебник. М.Н.Марченко, Е.М.Дерябина. 2003.

3. Конституция Российской Федерации.

  • Пенсия по инвалидности для военнослужащих
  • «Размер пособия по безработице.»
  • Понятие социального обеспечения
  • Распределение и использование прибыли как источник
  • Механизм перераспределения мировых финансовых ресурсов ( Мировые финансовые ресурсы и их экономическая сущность)
  • Оценка рисков принятия решения (Принятие решения в условиях неопределённости или риска)
  • Компетенции современных менеджеров
  • Методы управления инновационными проектами (Методы управления инновационными проектами)
  • Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов
  • Классификация языков программирования. Критерии выбора среды и языка разработки программ
  • Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов ПП (Правовое регулирование создания субъектов предпринимательского права)
  • Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере ООО «Импульс»)

Понятие правового государства.

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти.

Правовое государство — многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.

Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Правовое государство по Гегелю является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом.

Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

Признаки правового государства.

Основными признаками правового государства являются:

  • Верховенство закона;
  • Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;
  • Социальная и юридическая защищенность личности;
  • Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;
  • Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;
  • Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;
  • Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);
  • Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
  • Верховенство и прямое действие конституции;
  • Единство прав и обязанностей граждан.
  • Наличие развитого гражданского общества;
  • Внешний и внутренний суверенитет государства;
  • Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.

Разделение властей – это показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная – организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона , принятого законодательным органом.

В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Эта объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией прежде всего правительства

При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом.

Существенный признак исполнительной власти — ее универсальный и предметный характер: исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Исполнительная власть опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти находит свое выражение именно в чиновниках, армии, администрации. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям — армии, органам безопасности, милиции.

Исполнительная власть — это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Понятие правового государства в научном сообществе

В рамках современного научного мира существует довольно большое количество определений понятий «государство» и «правовое государство», так как в различных науках и направлениях внутри них данные термины можно трактовать различным образом.

Определение 1

Современные исследователи в области права, под государством понимают такую организацию политической власти, которая позволяет осуществлять управление социумом на вверенной территории, обеспечивать на ней порядок и стабильность.

Рассматривая его с политологической точки зрения, государство является уникальной организацией, которая имеет ряд характерных для нее признаков, атрибутов, функций, не имеющих аналогов.

Определение 2

Правовое государство большинство исследователей определяют как государство, которое обеспечивает верховенство закона и права, равенство всех его членом перед законом и судом, провозглашаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, принцип разделения властей является базовым при построении органов государственной власти.

Античные мыслители

Идея государственной власти, осуществляющей справедливую и мудрую политику во благо народа, возникла еще в глубокой древности.

Афинский реформатор Солон (около 638-559 гг. до н.э.), являвшийся одним из основоположников демократии, призывал к поиску компромисса между интересами различных слоев общества. Он считал, что достижение гражданского согласия возможно, только если сила сочетается с правом. А любые общественные преобразования следует проводить исключительно на основе закона.

В присяге, которую торжественно давали достигшие 18-летия жители Афин, содержалась клятва неукоснительно выполнять все решения властей и защищать законный порядок, установленный в этом демократическом городе-государстве.

В VI-V веках до н.э. о необходимости осуществлять политико-правовое управление на философских основах заявлял Пифагор и его последователи. Затем идею единства государства и закона развивал Гераклит. Он говорил, что «народ должен сражаться за закон, как за свои стены».

Общеизвестное положение софиста Протагора, что мерой всех вещей является человек, означало приоритет интересов конкретной личности над органами власти.

Великий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.) обосновал концепцию правления разумных законов с точки зрения естественных прав человека. Он считал логичными лишь те формы государственного строя, которые действуют на благо общества в целом, и называл серьезной ошибкой стремление правителей только к личному процветанию. Философ определял государство, как форму общения и взаимодействия свободных людей.

Идеальной формой правления Аристотель называл власть среднего класса, означающую умеренность в нравах и достаток, а не богатство.
«Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь наилучший государственный строй», — писал мыслитель. По его мнению, именно представительство среднего класса в органах власти позволяет избежать политических и социальных потрясений. А верховная власть должна принадлежать большинству.

Древнеримский философ и общественный деятель Цицерон развил и углубил правовой подход к осуществлению государственной власти, предложенный греческими мыслителями. Он первым сформулировал важнейший принцип: «Под действие закона должны подпадать все».
Правовое равенство граждан возможно только при смешанной форме государства, сочетающей в себе элементы аристократии, царского правления и демократии. Цицерон предупреждал об опасности доминирования какой-либо одной формы правления и ратовал за их равновесие, достижимое с помощью равномерного распределения обязанностей и полномочий.

Философ связывал достижение общественного блага с политической активностью и правовой грамотностью населения.
Вообще, именно древнеримские юристы в своей практике разделили право на частное и публичное. Это способствовало пониманию государства как субъекта публичного права.

Рисунок 1.

Заключение

Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А, кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее подзаконность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом.

Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.

3. Взаимную ответственность государства и личности

4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: