Му́зыка

Что такое музыкальное искусство?

Как появилась музыка

Первой музыкой в истории человека считается песня. Чтобы петь (для себя, а не на сцене) не нужны особые навыки и музыкальные инструменты. С песней быстрее пролетало время на тяжелой работе в поле, она украшала быт и досуг, смягчала печали, убаюкивала детей. Тысячелетия назад и сегодня.

Когда именно древние люди попробовали выражать свои мысли в форме пения вместо речи – неизвестно. Исследования костей черепа неандертальцев показали, что они вполне были способны к этому виду искусства. Но что их сподвигло попробовать и когда – большой вопрос. Есть теория Марка и Энгельса, по которой музыкальные звуки  появились от необходимости взаимодействия, координации деятельности группы людей. Ну то есть, перетаскивая тушу убитого мамонта, первобытные охотники мелодично улюлюкали, чтобы одновременно и эффективно прилагать усилия.

С другой стороны, наших предков могли вдохновить птицы. Мелодии птах подали человеку идею, что подобные звуки можно попробовать повторить, а потом по аналогии придумать что-то свое.

Потом к голосовому пению добавились ритмы. Связать слова и игру на инструментах оказалось логичным. Для создания элементарного ритма не обязательны какие-то сложные приспособления. Мелодию можно насвистеть, сыграть с помощью щелчков пальцев, хлопков в ладоши, притопов ногами (а это уже почти танец). Если постучать палкой по гулкому предмету, возникает еще более громкий и весомый звук. Так, постепенно люди придумали первые ударные инструменты: бубен, барабаны из природных материалов.

 Примерно в то же время появилась первая дудочка – духовой инструмент, который потом стал называться флейтой. Чуть позже придумали струны. По одной из версий, лук изначально был не оружием, а первым струнным инструментом. Затем появились чуть более привычные для нас арфа и гусли. 

Многообразие инструментов росло в разных частях планеты. Постепенно люди втягивались в мир чувственного музыкального искусства. С каждым веком творения музыкантов становились разнообразнее, а сами исполнители искуснее.

Список литературы

  1. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. — М .: Высшее. шк., 2006. — 511с.   
  2. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Смирнов Ю.Б., Ивлев В.Ю. Культурология. — М .: МЭСИ, 2006. — 88 с.   
  3. Иоффе А.И. Статьи по истории культуры. / Пер., Сост. и вошел. Изобразительное искусство. Д.В. Сильвестрова; Комментарий. Д.Е. Харитонович. — М .: Прогресс — Традиция, 1996. — 416 с.          
  4. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. — 2-е изд., Перераб. И доп. — М .: ЮНИТИ, 2004. — 600 с.     
  5. Розин В. М. Культурология: Учебник. — 2-е изд., Перераб. И доп. — М .: Гардарики, 2004. — 462 с.    

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Реферат на тему: Бег на 800 метров
  • Реферат на тему: Бронхиальная астма у детей
  • Реферат на тему: Информатика как наука
  • Реферат на тему: Организация пожарной безопасности в Российской Федерации
  • Реферат на тему: Жан Жак Руссо
  • Реферат на тему: Электросварка
  • Реферат на тему: Бетон
  • Реферат на тему: Студенческий спорт
  • Реферат на тему: Управление персоналом на предприятии
  • Реферат на тему: Ландшафтный дизайн

История музыки[править]

Музыка, так же как танец и поэзия, зародилась из первобытного праискусства, которое складывалось в течение длительного времени и помогало древним людям общаться и обмениваться эмоциями, вместе работать и проводить ритуалы. С постепенным развитием и распространением определённых мелодико-ритмических фраз стала складываться система звуков, выстроенных по высоте и длительности, что в дальнейшем позволяло создавать на их основе звукоряды и мелодии.


Основоположник новой венской школы Арнольд Шёнберг (1874—1951)

Изначально музыка выполняла исключительно общественные функции, была прикладной. Так, в Индии музыка с самых древних времён сопровождала религиозные культы (ведические гимны) и развивалась мелодически и ритмически под влиянием священных текстов. В Китае музыка издревле дополняла церемонии и речь рассказчика и считалась, по Конфуцию, зеркалом характера человека, средством созидания порядка в гармонии со Вселенной. В Древней Греции музыка тоже играла важную роль, но греческий термин μουσιϰή, от которого произошли латинская musica и русская музыка, имел более широкое значение, чем сейчас. Греческое слово являлось прилагательным и использовалось в двух смыслах — для обозначения ремесла и для обозначения тайных познаний о музах. То есть термин μουσιϰή относился к любому виду искусства или науки, если они практиковались под покровительством муз.

Со временем музыка стала приобретать авторские черты. Начиная с эпохи Возрождения стала появляться автономная, а затем и «чистая» идеальная музыка, которая предназначалась специально для слушания, а не для сопровождения какой-либо деятельности, и создавалась «по имманентным законам „музыкально-прекрасного“». Постепенная индивидуализация творчества и проявление в музыке авторского начала стали толчком для становления профессии композитора и дали толчок развитию музыкального языка.

Значимым этапом развития в музыке стал переход от одноголосия (монодии, гетерефонии) к многоголосию, которое подразделяется на два типа:

  • полифония — равноправное звучание мелодий (XIV—XVI века, творчество И. С. Баха),
  • гомофония — ведущая мелодия на фоне многоголосья (XVII—XIX века).

В первой половине XX века на фоне глобальных цивилизационных перемен и двух мировых войн стали появляться радикальные, авангардные направления в музыке (новая венская школа и другие) в противовес традиционным. Характерными чертами новых течений стало новое понимание музыкальной темы, предполагавшее отказ от классических музыкальных форм — мелодии, тональностей (атональность), модуляционного развития, и использование серийной техники (додекафония).

Во второй половине XIX века — первой половине XX века появились и распространились первые средства записи и воспроизведения звуков. Благодаря этому музыка получила широкое распространение и стала доступна не только на «живых» концертах или в виде записанных на бумаге нот, но и в виде пластинок (впоследствии — кассет, дисков, файлов) с записью исполненных музыкальных произведений. Со второй половины XX века благодаря звукозаписи и радиовещанию (впоследствии — благодаря телевидению и интернету) большое развитие получила коммерциализированная популярная музыка.

Зачем учиться музыке?

Потому что ученье – свет. Но не только по этой причине. 

Занятия музыкой приносят удовольствие. Особенно когда присутствует интерес к этому направлению. Если у человека, ребенка или взрослого, есть мечта петь или играть на барабанах, то самое время попробовать – это сейчас. Жизнь дана, чтобы не упускать ни одной возможности, особенно когда душа сама просит. Значит, пора.

Детям обучение в музыкальном классе особенно полезно

Неважно, есть ли цель стать великим музыкантом, но попробовать точно стоит. Обучение ребенка пению или искусству игры на различных инструментах не только дает ему новый творческий навык

У детей улучшается восприятие информации на слух, развивается логика, математическое мышление, совершенствуется моторика и память, увеличивается словарный запас, уходят трудности с речью. Все это точно пригодится для школы и жизни.

Для взрослых музыкальное обучение – это хорошая возможность найти свое хобби, отдушину, отвлечься от проблем, однообразной реальности

А еще это прекрасный способ привлечь внимание. Вы всегда будете знать, чем развлечь друзей на вечеринке или другом подходящем случае

Процесс обучения музыке поддерживает активность мозга, заставляя серое вещество работать на вашу пользу. Эта связь доказана исследованиями.

Главное, что начинать не поздно и в 30, и в 70 лет. Причем, как для себя, так и для большой сцены.

Чтобы стать профессиональным композитором, исполнителем или певцом – необходимо учиться. Мы не знаем, планируете ли вы построить карьеру в музыкальной сфере или решите остаться слушателем. Одно понятно точно – если вы читаете эту статью, то интересуетесь музыкой. А значит, мы с вами на одной волне. На той, которая объединяет культуры, языки, взгляды, страны и людей. Ей чужда политика, не страшны международные кризисы и мировые шторма. Стоит лишь взять в руки гитару, микрофон или просто нажать кнопку «play» и включить звуковую дорожку.

Жанры инструментальной миниатюры

Термин «миниатюра» применяют в различных видах искусств. Так называют маленькие по размеру произведения живописи, графики или скульптуры, литературные рассказы и стихи, театральные и хореографические постановки, вокальные и хоровые произведения.

Инструментальная миниатюра — это небольшое музыкальное произведение для исполнения различными инструментами, инструментальными ансамблями или оркестрами. По содержанию миниатюра может быть лирической, танцевальной, юмористической, пейзажной и тому подобное. Наибольшую популярность этот жанр приобрел в ХІХ веке. В наше время инструментальная миниатюра тоже не потеряла своего значения.

Один из наиболее распространенных жанров инструментальной миниатюры — прелюдия (от латинского слова praeludo, что означает „делаю введение”). К XVII так называли небольшое импровизационное вступление к хоровому пению в церкви или основного инструментального музыкального произведения. Прелюдия помогала лучше подготовиться, почувствовать инструмент или настроиться на нужную тональность. Позже прелюдия стала небольшой самостоятельной пьесой, в которой воплощен один определенный настрой. Прелюдия до-диез минор русского композитора С.В. Рахманинова — выдающийся пример произведения в этом жанре.

Ноктюрн — это пьеса напевного характера, обычно в небыстром темпе, связана с поэтическими образами ночи (в переводе с французского это слово означает „ночная песня”). Один из самых известных ноктюрнов — Ноктюрн Ми-бемоль мажор Ф. Шопена.

Экспромт (от латинского слова expromtus, что значит „готов”) — это преимущественно фортепианная, часто виртуозная пьеса импровизационного склада, что воплощает мгновенный душевное состояние. Пример такого произведения — Фантазия-экспромт Ф. Шопена.

Музыкальный момент — это небольшая пьеса, которая представляет собой непосредственное лирическое высказывание. Основателем этого жанра в музыке был Ф. Шуберт. Широко известен его Музыкальный момент фа минор.

Этюд (в переводе с французского — „упражнение”) возник сначала как упражнение для совершенствования исполнительской техники. Впоследствии в творчестве выдающихся композиторов этюды стали виртуозными высокохудожественными произведениями. Этюд Ми мажор Ф. Шопена — прекрасный образец этого жанра.

Много произведений в жанре инструментальной миниатюры представляют собой программные пьесы. Это, например, пьесы из „Детского альбома” П.И. Чайковского, из цикла „Картинки с выставки” Н.П. Мусоргского, „24 пьесы для детей” Косенко и многие другие.

Народная песня

Народная песня – это непревзойденный образец высокого искусства, источник национального своеобразия. Она способна в очень лаконичной форме выражать глубокий смысл, обобщить важнейшие черты своего народа. Вспомним, что для большинства людей встреча с музыкальным искусством начинается именно с песни, что является самым распространенным жанром по своей сути. Вспомни свои любимые песни и поймешь, что песня твой лучший друг. Слияние поэзии и музыки рождает великолепное сочетание обоих искусств, вызывающее искренность восприятия, очарование живого чувства.

Гимн-наивысшее проявление патриотических чувств народа. В переводе с греческого «гимн» означает торжественную хвалебную песню. В древности это были постное песнопение, которые складывались в честь богов и героев. Со временем содержанием хвалебных песен стало прославление благородной и возвышенной идеи. Самое известное произведение этого жанра «Марсельеза», гимн Французской революции конца XVIII ст.. Сейчас это государственный гимн Франции.

Музыкальные стили и жанры

Какую музыку вы предпочитаете? Кто-то затруднится с ответом на вопрос, другие скажут четко. Например, «рок», «классика» или «поп». И приведут примеры любимых композиций. Если глубоко копнуть, может обнаружиться, что эти творения вовсе не относятся к тому жанру, о котором вы подумали. Или вообще включают в себя элементы сразу нескольких музыкальных стилей.

Простая классификация жанров выглядит таким образом:

  • инструментальные (симфония, этюд, соната, концерт, увертюра);
  • вокальные (опера, ария, песня).

Чтобы определить, к какому конкретному жанру относится композиция, придется до конца разобраться в средствах музыкальной выразительности. О ритме, ладе и динамике мы как раз говорили выше. 

Не каждый эксперт сможет с ходу разложить по полочкам любую мелодию. Однако, полезно представлять, какой бывает музыка в зависимости от особенностей ее исполнения.

Основные музыкальные жанры:

  • Русские-народные песни. Сюда относятся частушки, колыбельные, хоровое пение, игровые, традиционные, обрядовые песни. Лирические композиции о любви, семье и разлуке – тоже здесь.
  • Классика. Это симфонии, увертюры, ноктюрны, контанты, сюиты и другие творения эпохи европейского классицизма.
  • Театральная музыка. Как правило, такие композиции дополняют действие на сцене театра. Например, балет, мюзикл, опера, оперетта.
  • Камерная. Отличается исполнением небольшой группой музыкантов (камерный ансамбль). Бывает соло, дуэт, трио, квартет – и так далее, по количеству участников.
  • Религиозная. Сюда относится церковное пение, литургия, акафист, месса, псалом и др.
  • Современная. Широкое направление мелодий, которые мы чаще всего слышим, независимо от своих предпочтений. Они звучат в общественных местах и из динамиков радио. Основные виды: поп (диско, хаус, фанк, транс), рэп (клауд, кранк, хардкор, дрилл) и рок (панк, треш, фолк, инди, хард и др.). Авангардные произведения тоже здесь.

Композитор vs исполнитель

Здесь вроде бы все просто. Композитор пишет музыку, исполнитель ее исполняет. Без участия обоих звуковое творение никогда не прозвучит. 

Творение одного композитора может быть исполнено разными музыкантами. Каждый из них внесет свою лепту в данную музыку. Получается, что исполнитель – это тоже творец, а не просто тот, кто озвучивает уже созданный шедевр.

Есть музыканты, которые сами пишут и исполняют песни. Более того, в некоторых жанрах (например, рок или джаз) – так принято. В их репертуаре в основном композиции собственного сочинения. И наоборот, есть сложившиеся тандемы, где музыкальные коллективы исполняют песни, которые пишет для них композитор. Иногда это один и тот же человек на протяжении долгого пути сотрудничества.

А еще есть авторы стихов для песен, аранжировщики, звукорежиссеры и множество других людей, которые участвуют в создании привычных нам мелодий. И конечно, слушатели. Без них этот процесс теряет смысл. 

Общая информация[править]

Музыка передаёт мысли и эмоции автора, обычно выражаемые в соответствии с принятыми в рамках той или иной культуры музыкальными стандартами ритма, мелодии, имеющей определённую тональность или лад, и гармонии.

Музыка — искусство интонации; музыкой называют любое музыкальное произведение. Художественная деятельность в музыке направлена ​​на звуковой материал (звук музыкальный) — отдельные звуки или звуковые комплексы (гармонические последовательности, ритмические фигуры, мелодические интервалы, лады, тональности, сонорные эффекты и т. д.), организуемый в высотном, временном, тембровом и других соотношениях с целью воплощения особой образной мысли, которая ассоциирует состояния и процессы внешнего мира, внутренние переживания человека со слуховыми впечатлениями (художественный образ). Подобный звуковой материал образует звуковые системы, которые основываются на законах акустики и физиологии слуха.

Создание, исполнение, значимость и даже определение музыки варьируются в зависимости от культуры и социального контекста. Музыка может существовать в виде строго организованных композиций или в качестве импровизационной формы. Музыка может быть разделена на жанры и поджанр, хотя линии раздела относительно музыкальных жанров зачастую довольно тонкие, иногда являются личной интерпретацией, что иногда вызывает спорным поводу принадлежности композиции к одному или иного жанра.

Музыкальным может быть практически любой звук с определенными акустическими характеристиками, которые соответствуют эстетике той или иной эпохи, и может быть воспроизведенным при исполнении музыки. Источниками такого звука, могут быть человеческий голос, музыкальные инструменты, электрические генераторы и другие средства.

Музыка является неотъемлемой частью танца. Выступает в качестве средства коммуникации, возможность чего обусловлена физическим воздействием звуков на человека (на его психику) и на другие живые существа. Музыка схожа с речевой интонацией, то есть с тем, как человек под воздействием той или иной эмоции меняет высоту, громкость и другие параметры звучания своего голоса. Интонация лежит в основе природы музыки, однако в отличие от речи музыка ограничена определённым набором звуков, интервально соотнесённых по высоте. Для овладения этим набором звуков музыканты развивают музыкальный слух.

Как самостоятельный вид искусства музыка зародилась еще в первобытном обществе. Музыкальная культура первых цивилизаций мира (Месопотамия, Индия, Китай, Древняя Греция) характеризовалось деятельностью профессиональных музыкантов, которые выступали при дворах местных правителей, во время общественных празднований, массовых обрядовых действ.

В эпоху Средневековья для музыки были характерны строгая традиционность, каноничность, коллективность, слабое выражение индивидуального начала. В эпоху Возрождения в Западной и Центральной Европе на основе идеологии гуманизма расцветает светское искусство, которое определялось большей свободой от канонических норм, возрастанием творческой индивидуальности. На протяжении XVII—XX века композиторское творчество развивалось под влиянием и в русле различных художественных стилей, направлений — барокко, классицизма, рококо, романтизма, реализма, импрессионизма, авангардизма и других. Получили широкое распространение опера и балет. С середины XIX века в Западной Европе начал формироваться новый музыкально-театральный жанр оперетта; в профессиональном творчестве стала выделяться самостоятельная линия «легкой» (бытовой, танцевальной) музыки, начала рождаться развлекательная эстрадная музыка. В XX веке возникли и получили широкое распространение такие новые музыкальные направления, течения, виды искусства, как джаз, рок-музыка, поп-музыка.

Музыка может обладать болеутоляющими свойствами.

Нотация[править]

Рукописная нотная запись И. С. Баха.

Нотацией называется запись музыки с помощью графем (письменных знаков). Если посредством табулатуры записывается то, что должен сделать исполнитель на музыкальном инструменте (например, зажать ту или иную струну на определённом ладу), то посредством символической нотации записываются звуки, их длительность и высота, их последовательность, выстраиваемая в определённую мелодию с определённым ритмом.

Изначально музыка передавалась в устной традиции. В различное время в качестве физических носителей для записи музыки использовались камень, папирус, бумага, в конце XX века с развитием компьютерных технологий стал использоваться файл. Музыку стали записывать для того, чтобы сохранить её (что надёжнее памяти и позволяет сберечь нюансы, которые могут потеряться при устной передаче) и/или чтобы передать её кому-либо. Так, нотное наследие европейской культуры обеспечило возможность исполнения музыки по первоисточникам и её научного исследования.

Обучение музыке[править]

Обучение (в особенности — детей) музыкальной грамоте, пению и игре на музыкальных инструментах широко распространено во всём мире. Дети, которые получают базовое музыкальное образование в музыкальных школах (училищах), могут в дальнейшем получить профессиональное образование в академиях, консерваториях, в вузах театрального искусства и т. д. Высшие музыкальные учебные заведения существуют с XVI—XVII веков.

Для музыкантов (исполнителей, композиторов, дирижёров), в особенности — для молодых, проводятся музыкальные конкурсы. В 2012 году в женевской Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (WFIMC) было зарегистрировано более 120 соревнований. Первый международный конкурс композиторов и пианистов, который стал проводиться регулярно, был организован в Санкт-Петербурге в 1890 году по предложению российского пианиста, критика и педагога А. Г. Рубинштейна (1829—1894).

Вокальные жанры

Вокальная музыка – это музыка, предназначенная для пения (от итальянского слова voce, что значит „голос”). Все вокальные жанры, то есть виды музыки для пения, зародились из древнейшего вокального жанра – песни, из сочетания музыки и слова.

Песня и романс

Одной из главных причин популярности и доступности песни является ее простота. Даже о самых серьезных вещах песня может говорить простыми словами, соединенными с несложной мелодией. В песне, как правило, разные стихотворные строфы поются на одну мелодию, которая повторяется несколько раз. Чаще всего песни пишутся в куплетной форме. 

Строфа песни называется куплетом. Обычно он состоит из двух частей – запева и припева. В запеве слова каждый раз меняются, а в припеве остаются без изменений. Песня является основой вокальных дуэтов, трио и более крупных ансамблей. С одноголосной песни возникла хоровая музыка, для которой написана богатая литература композиторами разных стран.

Очень близок к песне вокальный жанр, который называется романсом. Песня и романс имеют много общего, но есть также некоторые отличия. Во-первых, в романсе, в отличие от песни, бывает, что музыка более гибко и точно меняется в зависимости от текста. Песня может исполняться с инструментальным аккомпанементом, но может и без него (такое пение называют итальянским словом a capella), а в романсе обязательно должно быть инструментальное сопровождение. Песню может исполнять любое количество людей – от одного до нескольких тысяч, а романс, за небольшими исключениями, поет один исполнитель. Кроме того, содержание романса, по сравнению с песней, обычно более лирическое, а форма может быть не только куплетной, а также другой, например, трехчастной или рондоподобной

Песни и романсы бывают очень разными. Чрезвычайно разнообразны народные песни. Произведения, написанные композиторами, тоже очень отличаются друг от друга.  Существуют песни-марши, песни-гимны, танцевальные песни. 

Самые распространенные – лирические песни. Очень популярные эстрадные песни, написанные многими известными авторами. 

К жанру песни обращались композиторы разных времен из многих стран. Например, австрийский композитор Франц Шуберт, который жил в XIX веке, был автором более 600 песен. 

И песня, и романс имеют такие разновидности, как элегия (произведение задумчивого, печального характера), серенада (лирическое поздравительное произведение, обычно в честь любимой), баркарола (лирически-мечтательная музыка, связанная с темой спокойного движения воды), баллада (сочинение повествовательного характера с последовательным развертыванием событий).

Вокальные ансамбли и хоры. Жанры хоровой музыки

Как и в инструментальной музыке, исполнение вокальных произведений может быть сольным, когда поет один исполнитель, или ансамблевым. Названия вокальных ансамблей такие же, как у музыкантов-инструменталистов – дуэт, трио, квартет… Яркие примеры вокальных дуэтов – „Дуэт кошек” Дж. Россини или дуэтное исполнение баркаролы „Плывет лодка” М.В. Лысенко. 

Если исполнителей вокального произведения много, то такой ансамбль называется хор (в переводе с латинского – толпа, собрание). Хоровое пение является наиболее древним видом музыкального искусства. В отличие от сольного пения, в котором раскрываются личные чувства и настроения, хоровая музыка передает коллективные эмоции и мысли. Существует два вида хора: однородный и смешанный. Однородные хоры могут состоять из детских, женских или мужских голосов. Смешанные хоры встречаются чаще, и они, как и ансамбли, могут быть очень разными по составу. Небольшой по количеству участников хор называется камерным (по-итальянски camera значит комната). Группа однородных голосов в хоре, которая выполняет в унисон (итал. – однозвучно) свою мелодию, называется хоровая партия. В хоре любого состава количество исполнителей одной партии не может быть меньше трех. Система записи всех партий хорового произведения – это хоровая партитура. Руководит хором дирижер или хормейстер.

Со временем сложились такие жанры хоровой музыки, как хоровая обработка народной песни, хоровая миниатюра и цикл хоровых миниатюр (в переводе с греческого значит цикл круг). Также хоры является составной частью таких музыкальных жанров, как опера, кантата и оратория.

Музыкальная индустрия[править]

В настоящее время музыка интернационализирована и широко доступна. Способность музыки передавать эмоции и влиять на них активно используется в современной популярной культуре — в интернете, на радио, телевидении и т. д. Применение может варьироваться от лечебных целей (например, в психиатрии) до коммерческих (например, в рекламе).

Коммерциализация популярной музыки в масскульте привела к созданию мифологизирующих реальность поп-имиджей у известных исполнителей и повсеместному использованию шаблонов и формул при написании песен (шлягеров):

Значимым направлением современной популярной музыки является рок, возникший во второй половине XX века. Рок-музыканты стремятся к критическому осмыслению окружающей действительности, они затрагивают более широкий спектр тем, в том числе острых, чем поп-музыка, они не нацелены на захват как можно большей аудитории, как поп-исполнители, однако им также зачастую свойственна активная коммерциализация своего творчества.

Объём глобального музыкального рынка оценивался в 2021 году в 26 млрд долларов США.

Заключение

Музыка — это искусство, которое воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую его жизнь. В отличие от пространственного искусства (живопись, скульптура, архитектура) музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным видам искусства. Одна из главных особенностей музыки в том, что она действительно существует только в исполнении, в живом звуке.  

Ритм, мелодия и гармония — три основных элемента музыки, удачное сочетание которых определяет хорошее качество музыкального произведения.

Музыкальные функции:

  • познавательная функция музыки — музыку можно рассматривать как одну из форм познания, как форму отражения действительности в сознании человека;
  • образовательная — музыка участвует в формировании духовного мира человека, его мыслей и чувств, его представлений о действительности и отношения к ней;
  • музыка может выполнять организующие и мобилизующие функции, призывать человека к определенному действию;
  • эстетический — музыка доставляет человеку удовольствие, является объектом его удовольствия и развлечения, активизирует его жизненный тонус;
  • компенсирующая — человек восполняет определенные недостатки своего существования;
  • коммуникативная функция — посредством музыкального искусства (при восприятии и в процессе воспроизведения музыки) люди во многом компенсируют отсутствие общения и взаимопонимания.

Музыка — это искусство, которое объединяет и развивает возможности невербальной звуковой коммуникации, связанной с человеческой речью. Музыка, основанная на обобщении и обработке интонаций человеческой речи, развивает собственный язык. Музыка — это не столько образ объективного мира, сколько отражение человеческих чувств и мыслей. Музыка в звуковых образах выражает в целом основные жизненные процессы. Цвет в живописи можно описать через сравнение с предметом (желтый — соломенный, лимонный), но музыкальное звучание можно передать только через метафорическое описание («рыдания осенних скрипок»).    

Вся история развития музыкального искусства — это развитие разных сторон единого звукового пространства. В древности четко сформировались две концепции происхождения музыки. Согласно первой точке зрения, музыка возникла из желания имитировать звуки природы — пение птиц, крик животных, шум воды, свист ветра. По второму — от крика, от желания выбросить накопившиеся эмоции радости или горя. В древнем мире музыка — это всегда толпа. Причем, чаще всего это не только слушатели, но и исполнители. Музыкальное искусство Византии — светская музыка, исполнявшаяся при императорском дворе, было великолепным стилем, возвышающим византийский «дворцовый деспотизм». Вплоть до IX века. Византийская музыка играла заметную роль в Европе. Она проникла в Рим, Франконию, Южную Италию, Ирландию. Музыка Средневековья и Возрождения была неразрывно связана с религиозными и поэтическими текстами, а также с религиозной эстетикой. С середины 18 века музыкальное искусство Европы развивалось под влиянием классицизма. Венской классической школы и его наиболее выдающиеся мастера Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен имел огромное влияние на музыкальное искусство Европы. Романтическое направление в музыке оказалось чрезвычайно богатым на выдающиеся таланты. В Германии это немецкий композитор, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман, Рихард Вагнер. На рубеже XVIII — XIX вв. появился жанр камерной лирической песни — русский романс на стихи русских поэтов. Одним из создателей русского романса был О.А. Козловский. Основоположником русской классической музыки был М. И. Глинка. Вершина реализма в музыкальной опере 19 века — произведение великого итальянского композитора Джузеппе Верди. Середина 19 века стала временем зарождения нового музыкального жанра — оперетты — легкой оперы, включающей в себя танец и диалог (заимствованный из комической оперы). Основоположники оперетты — композиторы Ф. Эрве и Я. Оффенбах.                            

Для европейской музыкальной культуры ХХ века характерны две основные тенденции: связь с классикой и дальнейшее развитие классической музыкальной культуры, а также стремление к новым средствам звукового выражения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: