Что такое правоприменение?
Определение 1
Правоприменение – это одна из организационно-правовых форм деятельности государства, которая направлена на реализацию предписаний правового характера в действительности.
Можно говорить о том, что в форме такого правоприменения государство ещё раз (после утверждения и обнародования нормативно-правового акта) непосредственно подключается к процессу правового регулирования общественных отношений.
Правоприменение наиболее часто требуется в тех случаях, когда правовая норма не может быть реализована без содействия со стороны государства через органы государственной власти различного уровня. На сегодняшний день среди таких случаев можно выделить следующие:
- возникновение необходимости установления на официальном уровне юридически значимых обстоятельств. Например, в качестве подобных случаев можно назвать признание гражданина умершим или пропавшим без вести;
- невозможности реализации диспозиции норами права без индивидуального государственно-властного веления (например, право на пенсию);
- реализация санкции.
Среди признаков правоприменения на сегодняшний день можно выделить следующие:
- в качестве особого субъекта правоприменения признается орган государственной власти или некоторое должностное лицо. Однако, в виде исключения в качестве субъекта правоприменения может быть привлечен и общественный орган;
- носит государственно-властный характер;
- признается в качестве деятельности по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;
- является одной из форм государственной деятельности управленческого характера;
- реализуется в конкретных процедурных формах, т.е. порядок правоприменения в обязательном порядке регламентируется особыми юридическими нормами. Следует отметить, что на сегодняшний день существуют целые процедурные отрасли, среди которых, например, можно выделить гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;
- результаты правоприменения в обязательном порядке должны быть оформлены соответствующим актом — актом применения права.
Таким образом, с учётом перечисленных признаков, правоприменение на сегодняшний день следует рассматривать в качестве деятельности государства, которая осуществляется компетентными субъектами в строго регламентированных процедурных формах и направлена прежде всего на содействие в реализации юридических норм посредством вынесения конкретных решений.
На современном этапе развития можно выделить две разновидности правоприменения, а именно:
- Позитивное правоприменение. Такое правоприменение осуществляется не по поводу правонарушения, а в качестве обязательного условия наиболее эффективной реализации некоторых регулятивных норм. Например, на сегодняшний день в форме позитивного правоприменения осуществляется назначение пенсии, выделение земельного участка. Таким образом, можно сказать, что позитивное применение представляет собой применение диспозиций правовых норм;
- Юрисдикционное правоприменение. Такое правоприменение подразумевает применение санкций, т.е. норм охранительного характера в случае нарушения диспозиций.
Таким, образом, позитивное применение права используется всегда, но характерно не для всех норм, а юрисдикционное может затрагивать любые юридической нормы, но исключительно в случае их нарушения.
Среди наиболее важных требований, которые предъявляются в отношении правоприменительной деятельности, можно выделить следующие:
- обоснованность, в рамках которой подразумевается, что все факты, относящиеся к делу, в обязательное порядке должны быть выявлены, детально проанализированы, изучены и признаны достоверными;
- законность, в рамках которой подразумевают, что при решении любого случая правоприменительный орган должен в обязательном порядке базироваться на конкретной норме права;
- справедливость, под которой понимают соответствии мнения общества о принятом
- решении непосредственно решению, т.е. существование согласованности содержания принимаемого решения с моральными нормами, принятыми в обществе.
Применение права как особая форма его реализации: понятие, признаки
Применение права — это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия; это — одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.
Применять нормы права — это значит применять власть, а нередко — принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены.
Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель — упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.
Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более — вымогательство и взятки.
Характерные признаки применения права:
-
- это — властно-императивная форма реализации права;
- осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;
- носит процессуально-процедурный характер;
- состоит из ряда последовательных стадий;
- имеет под собой соответствующие юридические основания;
- связано с вынесением правоприменительных актов;
- является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;
- направлено на урегулирование конкретных ситуаций.
Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права — соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется «вмешательство» соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.
Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:
при совершении правонарушения (для привлечения правонарушителя к ответственности); при неисполнении обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора); при появлении препятствия для реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом); при возникновении спора о праве (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.); при контроле юридически значимых действии в силу их особой важности со стороны государства (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.); когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии); когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства)
Основные стадии процесса применения норм права
Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий:
-
- установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);
- выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело;
- проверка юридической силы и толкование выбранной нормы;
- вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);
- контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).
На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий, руководствуясь следующей формулой:
что — где — когда — кто — как — почему
(осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.).
Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению. Только тогда можно получить более или менее ясную картину случившегося, т.е. установить фактическую основу дела
На второй стадии — при выборе нормы — дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму
Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено — умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой — прямой или косвенный (эвентуальный). Неосторожность тоже бывает двух видов — самонадеянность (легкомыслие) или небрежность
В зависимости от этого избираются разные нормы или их части. Все это представляет собой логическую операцию подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона.
Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела.
Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).
На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).
Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения
Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина
И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.
В целом применение правовых норм должно быть:
-
- справедливым,
- законным,
- обоснованным,
- своевременным,
- гласным.
Недопустимо также в данном процессе противопоставление законности и целесообразности (политической, идеологической, прагматической и т.д.).