Виды правоприменительной деятельности
Выделяют два вида правоприменительной деятельности – оперативно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная деятельность имеет своей направленностью, как правило, реализацию собственных полномочий (предоставление визы, регистрация брака органами загса, прием на работу администрацией учреждений, предприятий и др.).
Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям.
Реализация права в форме применения имеет пять основных стадий:
- установление фактических обстоятельств дела,
- выбор нормы права и юридическая квалификация дела,
- проверка и толкование нормы,
- принятие решения по делу,
- контрольно-исполнительная стадия.
На стадии установления фактических обстоятельств дела совершаются различные процессуальные мероприятия (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и пр.), устанавливаются мотивы правонарушения, выявляются его причины.
Вторая стадия правоприменительного процесса характеризуется установлением юридической основы дела, т.е. его квалификации. Начало стадии состоит в выборе нормы, которая подлежит применению. На данной стадии производится юридическая оценка все совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения их с определенными нормами права. Эта стадия требует высокого профессионализма и подготовленности лица, реализующего данную стадию правоприменительного процесса.
На стадии проверки и толкования нормы права производится проверка юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, по кругу лиц, производится устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов. В некоторых источниках данная стадия правоприменительного процесса входит в состав второй стадий.
Четвертая стадия является результатом предыдущих трех стадий. На данной стадии правоприменительного процесса абстрактная норма приобретает форму конкретного правоприменительного акта, которым может являться, приговор суда по уголовному, определение суда по гражданскому делу.
На стадии исполнения контролируется достигнутый результат, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, реализуется процесс принятия решения.
Функции правоприменения
Правоприменение тесным образом относится к выполнению 2 базовых функций: организационная и правоохранительная.
Первоначально применение права требуется для организации действий граждан и их объединений в ходе реализации предоставленных им субъективных прав или обязанностей. Здесь они сами не способны урегулировать данный процесс.
Наряду с организационной функцией, важная функция применения права заключается в обеспечении охраны и защиты прав и свобод граждан и юридических лиц в ходе и в результате правоприменения.
В качестве субъектов правоприменения выступают лица, имеющие специальные полномочия. При этом оно преследует разные цели, производится в процессуальной форме, которую установил закон. В качестве итога правоприменительной деятельности выступает акт применения права, который обладает обязательной силой для того, на кого он направлен.
В соответствии с данными признаками правоведы рассматривают несколько основных типов правоприменения:
- Судебный тип правоприменения характеризуется тем, что в качестве субъекта применения права выступает суд, который не находится в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатом. Ни один судья не должен быть лично заинтересован в решении, при этом заинтересованность проявляют остальные субъекты применения права. Судом рассматриваются дела в зависимости от подсудности, которая вытекает из характера дела. Работа суда строго регламентируется с помощью процессуальных кодексов и федерального законодательства. Применение заключается в определении правовых последствий, которые вытекают из установленных фактов и норм права. Для суда характерна минимальная свобода усмотрения и наличие индивидуального решения.
- Для управленческого типа правоприменения характерно то, что субъект правоприменения находится в организационных (управленческих) отношениях с адресатом. Он имеет личный интерес в вынесении решения, что основано на его служебном положении. Компетенция правоприменителя опирается на место, служебное положение, а частично на характер дела. Решение представляет собой средство оперативного управления, при этом здесь значительной является свобода усмотрения. Решение можно отнести к одному субъекту или к группе лиц.
- Административный тип правоприменения характеризуется тем, что субъект правоприменения не может находиться в служебных или организационных отношениях с адресатом, которым может быть гражданин или организация. Регулирование рассмотрения дела происходит с помощью законодательных и подзаконных актов (ведомственных инструкций). Решение может быть принято при наступлении конфликтов и споров, поступлении жалоб и заявлений, а также осуществлении других правонарушений. Свобода усмотрения рассматривается в соответствии с характером дела. Само решение предназначено для осуществления функций государства в отношении предприятий и физических лиц.
Замечание 2
Применение права — длящийся во времени процесс. Его регламентируют процессуальные нормы (например, уголовно-процессуальный кодекс или кодекс об административных правонарушениях).
Нормами предусматривается определенная последовательность юридически значимых действий, которые совершают субъекты применения права в ходе рассмотрения юридического дела. Нормы объединяются в относительно обособленные группы, называемые стадиями применения права.
2.25. Применение нормы права: понятие и стадии применения
Значительная часть правоотношений может возникать, развиваться и прекращаться только на основании специального решения компетентных органов и должностных лиц. Чаще всего такое решение выносится в форме официального документа. Так, мэрия города дает разрешение кооперативу на строительство жилого дома, ректор университета издает приказ о зачислении абитуриентов, успешно выдержавших вступительные экзамены, и т.п.
Подобная деятельность и называется правоприменением или применением норм права. Применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.).
Применение – особая форма реализации права и характеризуется тем, что:
– носит властный характер;
– имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);
– осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);
– связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта;
– направлено на установление конкретных правовых последствий – субъективных прав и обязанностей, мер наказания и поощрения и т.п.
Правоприменение необходимо в тех случаях, когда:
– субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности;
– возникает потребность в государственном принуждении;
– имеется спор по поводу юридического факта;
– необходимо определить момент возникновения прав или факт прекращения обязанностей, например в случае утраты документов;
– принимается решение о награждении заслуженных граждан;
– необходимо принять государственное решение, имеющее правовую значимость, например, назначить день проведения выборов или референдума и т.д.
Стадии процесса применения норм права
В правоприменительном процессе можно выделить следующие основные стадии:
1) установление фактической основы дела;
2) установление юридической основы дела;
3) принятие решения по делу;
4) исполнение решения.
На первой стадии устанавливается объективная истина по делу.
Ведь правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По сути, здесь речь идет о сборе юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу. У становление фактической основы должно в конечном счете отвечать на вопросы: что, где, когда, кто?
Так, при производстве расследования по уголовных делам установлению подлежат: события преступления; виновность обвиняемого; мотивы преступления; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности; обстоятельства, характеризующие личность виновного; характер и размер ущерба; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние.
На третьей стадии выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа правоприменительного процесса решается судьба дела, и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе принятия решения, зависит дальнейшее развитие правоотношении. Установление фактической и юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие же решения является основной стадией. После чего оно должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.
На четвертой, заключительной, стадии происходит реальное исполнение принятого акта, доведением его до логического завершения
Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс
Предыдущая |
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:Применение норм настоящего КодексаПрименение норм иностранного права – Арбитражный процессуальный кодексПрименение настоящего Кодекса к правоотношениям, возникшим до и после введения его в действиеПрименение общих положений о хранении к отдельным его видамПрименение общих правил о страховании к специальным видам страхования – ст.970 ГК РФПрименение общих сроков
Аналогия права
При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права ( ГК РФ) – определение прав и обязанностей сторон правоотношения на основе не конкретных правовых норм, а общих начал и смысла гражданского законодательства, а также требований добросовестности, разумности и справедливости.
Интерпретация принципов добросовестности, разумности и справедливости оставлена законодателем на усмотрение субъекта правоприменения.
Таким образом, аналогия права используется и в том случае, если суд, не найдя нормы права для разрешения конкретного дела, решает его на основе принципов права.
Под общими началами гражданского законодательства следует понимать основные принципы гражданско-правового регулирования, а под его смыслом — отраслевые особенности, определяемые спецификой предмета и метода гражданского (частного) права.
Критерии добросовестности, разумности и справедливости обычно применяются в негативном смысле: имея в виду, что решение, соответствующее началам и смыслу гражданского законодательства, не должно быть вместе с тем «недобросовестным», «неразумным» или «несправедливым».
Таким образом, аналогия права допустима при наличии пробела в законе, невосполнимого с помощью аналогии закона (т.е. при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения), а также с соблюдением названных выше критериев. При этом реальное применение аналогии права в судебной практике является достаточно редким, исключительным случаем.
Отграничение аналогии закона от аналогии права:
- Аналогия закона применяется тогда, когда для квалификации конкретных общественных отношений имеется сходная форма в правовых актах, прямо не рассчитанных на регулирование рассматриваемых отношений.
- Аналогия права применяется в случаях, когда нет сходного закона (на практике применяется довольно редко).
Применение аналогии закона или аналогии права допустимо только в гражданском или арбитражном процессе, но не в уголовном ( УК РФ). При этом использование аналогии закона и права должно быть мотивировано.
Следует подчеркнуть, что правила об аналогии закона и аналогии права используются в гражданском праве только при применении законодательства в строгом смысле слова, т.е. федеральных законов. Они не могут распространяться на действие подзаконных нормативных актов, а имеющиеся в них пробелы не могут восполняться подобным образом.
1.1. Понятие, признаки, структура нормы права
Норма права — это установленное (или санкционированное) и охраняемое государством общеобязательное правило поведения.
Признаки нормы права
1) общеобязательность нормы означает, что она а) адресована неопределенному кругу лиц, б) рассчитана на неоднократное применение, в) является эталоном, «равным масштабом», применяемым к разным лицам и ситуациям;
2) нормы права в своей совокупности образуют правовые институты, отрасли права и право в целом, т.е. нормы права составляют в своей системе содержание права в объективном смысле;
3) норма находит свое выражение в признаваемых в данной правовой системе формах, т.е. источниках права (в зависимости от вида источника норма права либо устанавливается государством, напр., путем утверждения нормативно-правового акта, либо санкционируется государством, напр., если суд применяет обычай делового оборота);
4) норма права регулирует общественные отношения, т.е. является социальной нормой;
5) в отличие от других социальных норм норма права охраняется государством, в том числе и путем применения мер государственного принуждения;
6) из нормы права вытекают права и обязанности участников правоотношения.
Логической структурой правовой нормы является схема из трех элементов: если (гипотеза), то (диспозиция), иначе (санкция). Гипотеза — указание на условия, при которых применяется норма. Диспозиция — указание на должное или допустимое поведение при таких условиях (т.е. указание на права и обязанности сторон). Санкция — меры принуждения, применяемые в случае невыполнения диспозиции, т.е. меры ответственности (либо меры поощрения — если это поощрительная норма).
Еще в 60-е годы была подвергнута критике традиционная трехэлементная структура нормы, так как эта система не совпадает с терминологией, используемой в отраслевых науках. Напр., в уголовном праве диспозицией именуется указание на состав преступления, а вовсе не на должное поведение. Была предложена ныне широко распространенная двухэлементная структура нормы: регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные — из диспозиции и санкции.
1.2. Классификация юридических норм
Правовые нормы делятся на виды по различным основаниям.
Первая и наиболее очевидная классификация — в зависимости от принадлежности к той или иной отрасли права: гражданско-правовые нормы, административно-правовые, нормы трудового права и т.д.
В зависимости от функций права юридические нормы разделяют на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы обеспечивают позитивное регулирование поведения, а охранительные — их защиту в случае нарушениям.
По характеру изложения в нормативно-правовом акте бывают управомочивающие, обязывающие и запрещв” ющие нормы. Это деление достаточно условно, так как любая правовая норма, непосредственно регулирующая поведение, имеет предоставительно-обязывающий характер.
В системе права выделяют группу специальных (специализированных) норм, которые сами непосредственно не регулируют поведение, но помогают в этом другим нормам через системные связи права. К таким нормам относят:
– общие (например, нормы, устанавливающие общие условия исполнения обязательств, нормы о правосубъектности);
– дефинитивные (нормы-дефиниции), которые формулируют законодательные определения понятий (понятие преступления, понятие юридического лица и др.);
– декларативные (нормы-принципы);
– оперативные, которые регулируют отмену норм права, распространяют их действие на новые сферы, продлевают их действие и т.д.;
– коллизионные, которые призваны разрешать «коллизии» между нормами права, т.е. регулировать выбор между нормами.
По сфере действия юридические нормы подразделяют на общие и местные.
По времени действия различают общие нормы (установленные на неопределенный срок) и временные (действующие лишь на определенном отрезке времени).
По степени свободы воли адресатов бывают императивные и диспозитивные нормы. Императивные содержат категорические предписания, которые не оставляют места усмотрению сторон. Диспозитивные действуют постольку, поскольку иное не установлено соглашением сторон.
По юридической силе разделяют нормы закона и нормы подзаконных актов.
Применения права – определение понятия
Применение норм права – это деятельность уполномоченных органов власти, которая направлена на принятие законодательных актов путём вынесения конкретных предписаний.
Такой вид деятельности необходим в случаях невозможности полной реализации норм права. Такого рода случаи можно обобщить в несколько групп:
- когда обязанности и права не возникают у юридических или физических лиц без постороннего вмешательства органов власти (например, призыв на службу в армию);
- в случае если необходимо установить отсутствие или наличие определённых юридических фактов либо зарегистрировать какие-либо юридические действия (например, удостоверение копии сделки);
- когда спор между субъектами правоотношения не может быть разрешён без вмешательства органов власти (развод с разделом имущества);
- когда необходимо установить меру и вид ответственности для правонарушителя.