Введение
В истории человечества существовало множество культур, самобытных и непохожих друг на друга… На нашей планете одновременно существует множество различных культур, живущих бок о бок. Как они появились? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга?
В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной культуре, которая представляет собой определенные этапы единого духовного процесса. Одни культуры выглядят странными, патриархальными, потому что они действительно отражают древнее самосознание человечества, другие, наоборот, уже значительно продвинулись в своем развитии, приобрели современный вид.
Затем возникла другая мысль: эти культуры на самом деле разные, самобытные и даже вообще не имеют ничего общего друг с другом. Эти вопросы, мысли и споры привели к рождению культурологии — науки о множественности культур, их уникальности и непохожести.
Сегодня она может помочь нам понять, что любое социальное изменение начинается как сдвиг внутри культуры, как результат появления новых ценностных ориентаций, как результат действия различных социокультурных паттернов.
Размышляя над эмоциональными образами живописи или воздействием музыки на духовный мир человека, над тайными символами пирамид или загадками современной культуры, над греческой скульптурой или лирикой Возрождения, над эпосом или античной трагедией, мы пытаемся понять закономерности развития и функционирования культур, прошлых и настоящих, постичь их истоки и судьбы. Многие произведения искусства становятся более прозрачными, когда их интерпретация сопряжена с целостным осмыслением культуры.
Актуальность культурологии обусловлена, прежде всего, возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знания, несомненно, велико. Оно многогранно и разнообразно. Гуманитарная культура — явление всеобъемлющее, «сквозное», она присутствует в различных сферах общественной жизни.
Богатство культуры, накопленное человечеством за многие века, неисчерпаемо, оно еще ждет своего осмысления. В гуманитарном и культурном наследии древнего мира, социальной и философской мысли Индии, Китая, Греции и Рима можно найти глубокие размышления о человеке, о смысле жизни, о высших ценностях, о роли философии, морали, права, религии, искусства, педагогики и риторики в жизни людей. Древний мир оставил нам великолепные исторические памятники, интересные философские и исторические труды, произведения искусства, мифы и легенды, скульптуры, архитектурные сооружения, «семь чудес света» и т.д.
Функции культуры
Замечание 1
Одной из ключевых функций культуры является функция передачи накопленного опыта обществом. Ее также называют исторической преемственностью.
Гносеологическая функция культуры связана с тем, что культура является своего рода накопителем знаний и навыков поколений.
Культура имеет знаковую функцию, которая выражается в том, что все ее произведения представлены в виде того или иного знака (литература – язык, живопись – композиция и т.д.) для его «прочтения» необходимо владеть ими.
Аксиологическая функция культуры способствует выработке ценностных основ общества. Культура – это носитель его идеалов.
Культура выступает и как инстанция, регулирующая взаимоотношения людей в обществе. Она вырабатывает (в ней хранятся) моральные и правовые императивы.
Что есть культура?
Определение 1
Культура – это сложная и многофункциональная система, отражающая практически все виды человеческой деятельности, привносящая в них элементы творчества. Классическим является проведение параллелей между культурой и деятельностью. При этом культура понимается как специфически человеческий тип деятельности; то, что отличает человека как вид. Культура определяет человека и появляется вместе с ним.
Кратко культура может быть охарактеризована как:
- то, что связано с творческой деятельностью в сфере искусства, музыки и т.п.;
- показатель уровня развития того или иного общества;
- совокупность устоявшихся этических ценностей и норм поведения;
- уровень развития духовной составляющей общества.
Культура имеет структуру. Исследователи классически разделяют культуру на духовную и материальную.
Духовная культура включает в себя эстетическую и интеллектуальную составляющие человеческой деятельности. Она в полной мере призвана отразить саму ментальную направленность (желание, установку) человека творить.
Материальная же культура связана с урегулированием трудовых и бытовых вопросов. Многие ученые считают духовную культуру доминирующей, т.к. ее порождениями являются религия, философия, наука и др.
Кроме указанных выше духовной и материальной, культура может быть поименована как техногенная, идеологическая, общественная, информационная и т.д.
Общий философский подход к культуре и антикультуре
С древних времен человек осознал, что живет не в природном мире, а в мире, сделанном человеком. Это вторая среда получила название культуры.
Замечание 1
В широком понимании культурой принято называть все, что сделано руками человека, однако это не только материальные предметы, но и социальные отношения, духовные принципы, нематериальное производство.
Культура часто рассматривается современными философами как самую плодоносную составляющую человеческой цивилизации, поскольку так проявляется созидающий характер человеческой деятельности. Культура рассматривается как достижение общества, поскольку является результатом коллективных усилий по обеспечению жизнедеятельности общества и созданию правил поведения в нем. Именно через социализацию происходит усвоение всеми членами общества достижений культуры и нравственных принципов, выработанных конкретным сообществом.
Философы также обратили внимание на противостоянии культуры антикультурным субъективным образованиям. Понятие антикультура, которое было недавно введено, еще плохо охарактеризовано
Она также формируется в результате активной деятельности человека, может принимать довольно широкое распространение. Под антикультурой часто понимают организованное производство антиценностей для достижения целей отдельных субъектов. Примерами такой антикультуры могут являться фашизм, организованная преступность, массовое манипулированием сознания людей, теневая экономика и т.д.
Замечание 2
Необходимо отличать антикультуру от бескультурья, варварства и вандализма. Антикультура весьма умело маскируется под культурные ценности, однако она лишена подлинного «человеческого» лица, а потому лишена направленности на человека, его развитие, а вместо человека-созидателя культивирует образ человека-разрушителя.
История понятия культуры
Понятие культура имеет корни в латинском языке и обозначает здесь возделывание, культивирование чего-либо. Кроме того, под этим понятием древними римлянами понималось и поклонение, восхищение.
В эпоху средневековья наравне с культурой появляется и получает большее развитие понятие культа. Культ для этой эпохи являет собой особую практику поклонения Богу и вытекающие из него процессы приготовления и организации культового пространства.
В эпоху Возрождения происходит возвращение к античному пониманию культуры. Кроме того, культура понимается как гармоничное развитие человеком своего духа и тела и как проявление творческой человеческой потенции в мире.
Особенно пристальное внимание к понятию культуры отмечается в эпоху Просвещения. Вся история человечества стала трактоваться как путь от дикого состояния к культуре
Приверженность культуре, просвещенность – это наивысшее благо, к которому должен стремиться каждый человек. Понятие культуры в эту эпоху имеет прямую связь с разумом.
На современном этапе осмысления культуры важным является выявление связей между всеобщей культурой и культурой выделенной территории (ареала). Кроме того, определенную роль играет понятие культурной динамики, отражающее культурную изменчивость и то, как она проявляется. Культурная динамика также дает возможность говорить о способности культуры адаптироваться согласно сложившейся ситуации.
О понятии «цивилизация», «культура»
Цивилизация — (лат. civicus — гражданский) — межэтническая культурно-историческая общность людей, основания и критерии выделения которой различаются в зависимости от применения термина. Понятие цивилизации возникло в античную эпоху как некое качественное отличие античного общества от его варварского окружения. В эпоху Просвещения цивилизация как характеристика высшей степени социокультурного развития. В последнее время цивилизация как локальная межэтническая общность, сформировавшаяся на основе единства исторической судьбы народов одного региона…
Цивилизация — полисемантическое понятие, используемое в культурологии и политологии, во-первых, как синоним культуры, как ее стадии, следующей за варварством, а во-вторых, как особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры, либо ее высшей стадией. Современный уровень цивилизации характеризуется научно-техническим прогрессом, а также наличием определенных признаков, главными из которых являются урбанизация, социальная стратификация, экономическая и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность.
Фридрих Ницше (1844-1900) — немецкий филолог и философ. Его своеобразное философствование оказало сильное влияние на современную теорию культуры. Все процессы, происходящие в мире, все явления естественной и психологической природы Ницше рассматривает как различные проявления «воли к власти». «Культура — это всего лишь тонкая яблочная кожура над светящимся хаосом».
Освальд Шпенглер (1880-1936) — немецкий философ-идеалист. Вслед за Ницше он исходил из представления об органичности жизни и неограниченной экспансии. Понимая культуру как «организм», который обладает жестким единством и отделен от других культур. Культура возникает, развивается и угасает. Культура отрицается цивилизацией. Превращение культуры в цивилизацию совпадает с превращением творчества в бесплодие, героических «подвигов» в механическую работу.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) был венским психиатром. Фрейд пришел к выводу, что развитие культуры приводит к уменьшению человеческого счастья и увеличению чувства вины и неудовлетворенности из-за подавления желаний.
Слово «культура» есть в лексиконе почти каждого человека. Но значение, придаваемое ему, сильно варьируется. Одни люди под культурой понимают только ценности духовной жизни, другие еще больше сужают это понятие, относя его только к явлениям искусства и литературы. Некоторые понимают под «культурой» вообще некую идеологию, которая призвана обслуживать, обеспечивать «трудовые достижения», то есть экономические проблемы. Культура — это многогранная проблема исторического развития, а само слово «культура» объединяет в себе самые разные точки зрения. Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает возделывать, обрабатывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания сельскохозяйственных культур, таким образом возник термин сельское хозяйство или искусство земледелия. В Европе XVIII века культура приобрела духовное, аристократическое значение — термин стал обозначать совершенство человеческих качеств. Культурным человеком стали называть начитанного и утонченного в своих манерах человека. В то время этот термин применялся в основном к аристократам, чтобы отделить их от «некультурных» простых людей. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» по-прежнему ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой и хорошим воспитанием.
Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для некоторой группы; они служат для упорядочивания опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и установки подгруппы часто называют субкультурой.
Культура усваивается через обучение. Культура создается, культура усваивается. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, убеждений, норм, правил и идеалов формируется личность ребенка, регулируется его поведение. Если процесс социализации прекратится в массовом масштабе, это приведет к гибели культуры.
Понимание культуры в разных философских направлениях
В разных философских подходах культуре отводилось разное место. В период античности наиболее близок к современному пониманию культуры был термин пайдейя – внутренняя культура или культура души. В римской литературе культура понимается в трактате марка Катона о земледелии. При этом культура там понимается не просто как обработка земли, а как особый склад характера и отношение к своему труду у земледельца.
В латинском языке слово культура употреблялось в родительном падеже и обозначало совершенствование предмета, с которым данный термин стоит рядом, например, culture lingual – совершенствование языка.
Как самостоятельное слово в европейской литературе слово культура появляется в сочинениях немецкого бриста С. Пуфендорфа. Он разделил человека «естественного», т.е. необразованного, от человека «искусственного», который живет и воспитывается в обществе. Так создается культура. Философское употребление культуры начал немецкий просветитель И. Аделунг, написавший книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».
Со времен Шеллинга утверждается концепция, которая делит природу и культуру на два различных мира. Культура ассоциировалась с человеком, в то время как природа, «создавая в человеке божественное», имеет в своих продуктах основу и материал, чтобы развивалась культура. Мир культуры – это эстетике, только в творчестве происходит объединение субъективного и объективного.
Английский философ Ф. Бэкон считал культуру миром деятельности людей. Именно он выделил в культуре материальную и духовную стороны. Материальной культурой Бэкон называл процесс преобразования человеком окружающей среды. Среди великих достижений человечества философ называл изобретение печатного станка и начало книгопечатания, изобретение компаса и пороха, что привело к прогрессу в мореплавании и военном деле, соответственно. Духовная культура воздействует на внутренний мир человека, его духовный мир.
С точки зрения Канта, культура представляет собой то искусственное, что создано людьми. Но при этом он не противопоставлял культуру и природу, считая, что культура продолжает действовать внутри природы. Кроме того, Кант делает замечание, что человек, воспитываясь в культуре, не может не опираться на свой культурный опыт.
Совсем другой подход к культуре выработал О. Шпенглер. У него культура – это живое существо. Представляя собой множество живых организмов, культура отображает живую душу народа. В его философской исторической концепции можно выделить несколько важных пунктов, связанных с культурой:
- не существует единой культуры, история представляет собой множество локальных культуры, а потому нет единой истории человечества, как нет и преемственности среди культур;
- культура подобно живому организму возникает, развивается и после периода старости погибает; гибель культуры происходит примерно через тыс. лет;
- развитие культуры происходит локально на той территории, где она зародилась;
- в рамках своей локальной территории культура определяет отношение к жизни, смерти, к месту человека в мире, его ценности и т.д.;
- после того, как культура реализовала свои способности, она переходит в цивилизацию.
Культура и цивилизация
Культура и цивилизация тесно связаны друг с другом. В настоящее время под цивилизацией чаще всего понимают определенный этап в развитии общества или общество, достигшее культурологии и других гуманитарных наук. Подразумевается, что в первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали тех норм общения, которые впоследствии были названы цивилизационными нормами. Категории культуры и цивилизации в жизни человечества очень тесно переплетены, более того, они растут из одного корня. Культура невозможна без цивилизации, а цивилизация — без культуры; в этом выражается их взаимодействие и взаимозависимость. Но в то же время это принципиально разные явления, отражающие разные стороны отношения человека к действительности.
Около 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно новых принципах организации и общения.
В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности как духовной, так и материальной культуры. Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало серьезных работ известных теоретиков культуры. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбе культуры, цивилизации и даже всего человечества.
Категории культуры и цивилизации в жизни человечества очень тесно переплетены, более того, они растут из одного корня. Культура невозможна без цивилизации, а цивилизация — без культуры; в этом выражается их взаимодействие и взаимозависимость. Но в то же время это принципиально разные явления, отражающие разные стороны отношения человека к действительности.
Переход культуры в цивилизацию по О. Шпенглеру
Книга Освальда Шпенглера (1880-1936) «Упадок Европы» стала одним из самых значительных и противоречивых шедевров в области социологии культуры, философии истории и философии культуры. «Упадок Европы» — это работа, содержащая биологическую философию истории: культуры — это такие же живые организмы, которые зарождаются, растут, созревают, стареют и увядают. Мировая история — это чередование и сосуществование различных культур, каждая из которых обладает уникальной душой. Название работы Шпенглера «Упадок Европы» выражает ее пафос. Он утверждает, что расцвет западноевропейской культуры закончился. Она вступила в фазу цивилизации и не может дать ничего оригинального ни в духе, ни в искусстве.
История распадается на ряд самостоятельных, неповторимых циклических культур, которые имеют сугубо индивидуальную судьбу, обречены, пережили рождение, становление и упадок.
Но действительно ли культура является самой мощной вспышкой духа? Есть ли смысл проводить различие между культурой и цивилизацией? Философы обычно называют культурой все, что возвышается над природой. Огромный этнографический материал, собранный исследователями после Шпенглера, свидетельствует: культура на самом деле является уникальным творческим импульсом.
Однако, вслед за Шпенглером, можно сказать, что всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию. Цивилизация — это судьба, удел культуры. Переход от культуры к цивилизации — это бросок от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от героических «подвигов» к «механической работе».
Со времен Гизо политологи и историки делят мир на цивилизации: Западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, латиноамериканскую, славянскую и православную. Цивилизация, по Шпенглеру, обычно заканчивается смертью, ибо она есть начало смерти, истощение творческих сил культуры. Культура происходит из культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных традиций. Цивилизация, по Шпенглеру, — это воля к мировой власти.
Культура национальна, а цивилизация интернациональна. Цивилизация — это мировой город. Империализм и социализм — это в равной степени цивилизация, а не культура. Философия, искусство существуют только в культуре, в цивилизации они невозможны и не нужны. Культура органична, цивилизация механична.
Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, она хочет довольствоваться количеством. Культура аристократична, цивилизация демократична.
Каждому культурному организму, по Шпенглеру, предопределен определенный (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла.
Умирая, культура возрождается как цивилизация. Упадок Европы, прежде всего, упадок старой европейской культуры, истощение ее творческих сил, конец искусства, философий, религий. Европейская цивилизация еще не кончилась. Она еще долго будет праздновать свои победы. Но после цивилизации для западноевропейской культурной расы наступает смерть. После этого культура может расцвести только в других расах, в других душах».
Соотношение культуры и цивилизации
Термин цивилизация появился сначала во французской, потом в английской литературе, и изначально специфической смысловой нагрузки не имел, а использовался как синоним культуры. Разграничение культуры и цивилизации произошло в работах немецких философов, таких как И. Кант, Ф. Ницше, О. Шпенглер, а также в трудах русских философов Н. Бердяева и И. Ильина.
С точки зрения Бердяева, культура и цивилизация противостоят друг другу. Так, культура иерархична и имеет благородное происхождение (аристократичность культуры), цивилизация имеет демократичный характер и мирские корни, культура символична, цивилизация – реалистична. Развитие культуры происходит сверху вниз, цивилизации – наоборот. Если культура консервативна, то цивилизация гонится за новым и гордиться своими техническими достижениями. Если в культуре господствует дух, то в цивилизации – техника.
Другую точку зрения высказывали отечественные ученые С. Аверинцев и Г. Бонгард-Левин. Они рассматривали цивилизацию как более высокий уровень бытия, новая и качественная ступень в развитии культуры. Культура – явление древнее, поскольку ее проявления есть на самых ранних ступенях развития общества, задолго до создания классового общества. Переход к классовым отношениям и создание государства обозначили переход к цивилизации.
О. Шпенглер также считал, что цивилизацией необходимо именовать последнюю и завершающую ступень развития культуры.
Цивилизационный подход О. Шпенглера
В концепции толкования цивилизации, предложенной О. Шпенглером, смыслообразующими являются два понятия: символ и душа. Мыслитель говорит, что каждая культура обладает своей узнаваемой символикой. Наравне с этим ей присуща своего рода «душа», которая образуется посредством единения индивидуальных жизней членов общества, кроме того, она не поддается до конца рациональному определению. Шпенглер выделяет три вида души культуры:
- Аполлоновский тип души, который берет за основу древнегреческий идеал телесности, гармонии и статичности, чуждой порыва к познанию бесконечного.
- Фаустовский тип души имеет связь с культурным и научным развитием Западной Европы, с присущей ей теологией, исследовательским порывом, готическими соборами и т.п.
- Арабский тип души, во многом, носит магический характер.
Наравне с этим, Шпенглер выделяет $8$ типов цивилизаций.
Замечание 1
Цивилизация Шпенглером оценивается как смерть культуры. Культура обладает своей душой, ее исчерпание выражается понятием цивилизации. Цивилизационный этап – это неизбежность развития всякой культуры. Здесь: культура — творчество людей, цивилизация – обыденность жизни; культура – религиозна, цивилизация – безрелигиозна; культура – национальна, цивилизация – интернациональна.
Шпенглер не отрицает цивилизацию, но считает, что движение к ней культуры не является прогрессом.
Список литературы
- Бердяев Н. Смысл истории. М. 1990
- Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. Под редакцией профессора А.Н. Марковой. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. — 224s.
- Культурология. — 5-е издание, переработанное и дополненное — М.: Айрис — Пресс. Пресс, 2004. — 576 с- (Высшее образование).
- Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до наших дней. V. Хачатурян М.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века: Пособие для 10-11 классов. Под редакцией В.И. Уколовой. — Издание 3-е — М.: Дрофа, 1999. — 512 с., карта.
- Шпенглер, Освальд Освальд, Упадок Европы. — Новосибирск, 1993. — P. 34-35, 460- 478.
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
- Природа как ценность и объект культурной деятельности
- Человек как творец и творение культуры
- Образование как механизм формирования духовной культуры личности
- Влияние системы образования на социальные изменения
- Символически-мифологические черты в досократовской философии
- Учение Платона об идеальном государстве
- Эгоизм и духовность, влюбленность и любовь
- Всесторонность и гармоничность личности как основа личного счастья
- Проблемы взаимодействия поколений в разные времена
- Современный социальный кризис и его преодоление
- Предмет и задачи культурологии как гуманитарной дисциплины
- Влияние науки и техники на развитие культуры
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
- Рефераты МГУ
- Рефераты МФТИ
- Рефераты НИЯУ МИФИ
- Рефераты НИУ ВШЭ
- Рефераты СПбГУ
- Рефераты МГИМО
- Рефераты МГТУ
- Рефераты ТПУ
- Рефераты СПбПУ
- Рефераты УрФУ
- Рефераты ТГУ
- Рефераты КФУ
- Рефераты ФУпПРФ
- Рефераты РЭУ
- Рефераты НИТУ МИСиС
- Рефераты СФУ
- Рефераты РГУ нефти и газа
- Рефераты НИУ МЭИ
- Рефераты ИТМО
- Рефераты МГМУ
- Рефераты РУДН
- Рефераты НГТУ
- Рефераты РНИМУ
- Рефераты МГЛУ
- Рефераты ЮФУ
- Рефераты ННГУ
- Рефераты МАИ
- Рефераты СПбГЭУ
- Рефераты ВАВТ
- Рефераты СНИУ
- Рефераты КГМУ
- Рефераты ДВФУ
- Рефераты МГЮА
- Рефераты СПбГУТ
- Рефераты КГАСУ
- Рефераты ПГУТИ
- Рефераты ТюмГУ
- Рефераты КемГИК
- Рефераты СПбУТУиЭ
- Рефераты ЯГСХА
- Рефераты МПГУ
- Рефераты ИГАУ
- Рефераты УГПС МЧС
- Рефераты СПбГАСУ
- Рефераты СГМУ
- Рефераты СГУ
- Рефераты СГЮА
- Рефераты ТУСУР
- Рефераты РПА
- Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
- Рефераты УрГЭУ
- Рефераты ДГТУ
- Рефераты ЧелГУ
- Рефераты ВГУ
- Рефераты ТулГУ
- Рефераты ЮЗГУ
- Рефераты НГПУ
- Рефераты ОГУ
- Рефераты ТГПУ
- Рефераты УПП
- Рефераты УдГУ
- Рефераты РГУП
- Рефераты УГНТУ
- Рефераты МГППУ
- Рефераты ГУАП
- Рефераты ВГУЭС
- Рефераты РГЭУ (РИНХ)
- Рефераты ВятГУ
Подход к соотношению культуры и цивилизации А. Тойнби
Основным понятием философско-исторической концепции А. Тойнби является понятие «локальная цивилизация», которое описывает такую общность людей, что, проживая на одной территории и в относительно сжатые сроки, создает свое самобытное государство и культуру. Таких локальных цивилизаций Тойнби насчитывает около двадцати.
Движущая сила, способствующая образованию цивилизации – наличие в обществе творческого меньшинства, способного вести за собой остальных. Здесь Тойнби формулирует концепцию «вызова-ответа», которая гласит, что на вызов со стороны окружающей среды должен последовать соответствующий ответ творческого меньшинства общества. Если ответ соответствует вызову, то общество находится в движении, развивается, проходя стадии цивилизации.
Рост цивилизации по Тойнби заключается в ее внутреннем саморазвитии, совершенствовании. Рост – это постоянная творческая, созидательная деятельность меньшинства.
Упадок цивилизаций, по мнению Тойнби, не одномоментное явление (этапы: надлом, разложение и гибель). Причина упадка и гибели заключается в том, что творческое меньшинство общества становится удовлетворенным достигнутыми успехами и не стремится к дальнейшему развитию
Заключение
В гуманитарных науках нет единого мнения о том, сколько цивилизаций возникло на протяжении истории человечества. Разные цивилизации, помимо общих черт, имеют особенности, важные для их существования. Как духовная, так и материальная культура разных цивилизаций может сильно отличаться друг от друга. Цивилизация не обязательно совпадает с границами одного государства, как и не обязательно совпадает с существованием одного конкретного народа.
Цивилизация — это, прежде всего, достижение культуры. А культура способна пережить государства и династии. Иногда одна цивилизация относится к разным государствам, сменявшим друг друга на протяжении тысячелетий, как это было в случае с цивилизациями Малой Азии. Цивилизация может распространяться, захватывая все новые и новые народы и государства. Цивилизация, как определенное общество с определенной системой культурных элементов, может исчезнуть, передав свои культурные достижения другим цивилизациям. Иногда две цивилизации, разные с точки зрения некоторых исследователей, объединяются в одну единственную (например, греко-римская цивилизация). Цивилизации могут существовать параллельно, одновременно, а могут возникать одна за другой. Но в любом случае история цивилизаций — это история культуры. Изучение цивилизации — это изучение ее культуры.