Реферат на тему: з.фрейд и философия фрейдизма

«иногда банан — это не просто банан». психоанализ зигмунда фрейда в 10 простых вопросах и ответах

Введение

Сегодня, как и на момент первой публикации, отзывы коллег и ученых о Фрейде на удивление полярны. Здесь легко найти все: ненависть, восхищение, полное отрицание и слепую приверженность каждому слову. Почему психоанализ был объектом нападок и восхищения почти 100 лет? 

Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в ХХ веке, осветили фундаментальные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее мотивов и чувств, противоречий между ее желаниями и чувством долга, причины психических срывов, иллюзорные представления человека о себе и других.   

Данная работа посвящена рассмотрению ключевых понятий и методов классического психоанализа Фрейда. Если психоанализ после 100 лет творчества более актуален для изучения глубинных структур психики, чем другие направления, то психоанализ — наиболее эффективный метод психотерапии и наиболее емкая система познания мировоззрения Человека.

Психоанализ — это фундаментальное учение, как в психотерапии, так и в самой психологии, потому что здесь раскрывается вся глубина психики и сознания человека. С помощью психоанализа мы все больше и больше узнаем все входы и выходы личности современного человека. На основе глубинной психологии были основаны многие направления в этой малоизученной науке, такие как постфрейдизм и другие. Фред дал наиболее полную структуру личности человека, указал на все комплексы, мотивы, патологии Личности, о которых многие ученые даже не подозревали. 

Кроме того, среди достоинств Фрейда также есть метод, которым пользуются многие психиатры и до сих пор лечат истерию и различные комплексы. Как сказал Бугер, если бы не Фред, его бы изобрели.       

Основные идеи психоанализа

По Фрейду, индивидом движут инстинкты, которые заставляют его совершать те или иные поступки. Два из них играют определяющую роль:

  • либидо (жизненная энергия);
  • инстинкт смерти (агрессивная энергия).

Особенность теории Фрейда в том, что она, по большей части, направлена на изучение либидо и сексуальной природы человека. Так как либидо тесно связано с переживаниями, поведением и эмоциями человека, оно может быть причиной расстройства психики.

В основе теории психоанализа лежит понимание психической природы человека как непрерывной и последовательной системы. Согласно такому принципу устройства психики, любые мысли, желания и поступки имеют свои причины и характеризуются сознательными или бессознательными мотивами. Также Фрейд полагал, что все прошедшие события и поступки оказывают влияние на жизнь человека в будущем, между прошлым и будущим всегда есть связь, даже если она неявная.

Три области

Базируясь на вышеперечисленных умозаключениях, Фрейд выделяет в человеческой психике три области:

  • сознание;
  • раздел подсознания;
  • бессознательная сфера.

К сознанию относится все то, что человек осознал за свою жизнь — осознанные, проанализированные поступки, мысли и события.

В область подсознания включены те элементы неосознанного, которые в любой момент могут быть осознаны индивидом.

К бессознательной сфере отнесены:

  • базовые инстинкты, являющиеся частью человека;
  • эмоции и идеи, вытесненные из сознания и не имеющие временных рамок.

Причинами вытеснения Фрейд считал восприятие индивидом подобных мыслей как запрещенных или грязных, что могло быть обусловлено нравственным воспитанием личности и нормами, принятыми в обществе.

Психоанализ Зигмунда Фрейда — описание

Зигмунд Фрейд — известный всему миру австрийский психолог, психиатр, психоаналитик и невролог, знаковая фигура XX века.

Чаще всего фамилию ученого употребляют тогда, когда говорят о психоанализе. Это новаторская для своего времени теория оказала серьезное влияние не только на психологию и психиатрию, но и на литературу, социологию, искусство.

В XXI веке некоторые теории австрийского невролога по-прежнему интересны и актуальны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Наиболее значимые его разработки:

  • трехкомпонентная структура психики («Оно», «Я» и «Сверх-Я»);
  • теория психосексуального развития личности;
  • теория эдипова комплекса;
  • выявление защитных механизмов, функционирующих в психике;
  • внедрение новых терапевтических методик (толкование сновидений, метод свободных ассоциаций).

Влияние Фрейда на психологию и психотерапию бесспорно, однако его теории подвергались жесткой критике со стороны именитых персон: Карла Ясперса, Эриха Фромма, Карла Крауса и других. Фредерик Крюс и Адольф Грюнбаум назвали теорию Фрейда «неадекватной», Питер Медавар — «мошенничеством», Карл Поппер — «псевдонаучной».

Тем не менее его идеи нашли свое применение в психологии и психиатрии и были приняты научным сообществом. Зигмунд Фрейд обладал следующими регалиями:

  • доктор медицины;
  • профессор;
  • доктор философии и права Университета Кларка;
  • иностранный член Лондонского королевского общества;
  • обладатель премии Гёте;
  • почетный член Американской психоаналитической ассоциации;
  • почетный член Французского психоаналитического общества;
  • почетный член Британского психологического общества.

Собрание сочинений Зигмунда Фрейда составляет 26 томов. На сегодняшний день он самый известный теоретик психологии в мире.

Самым известным учением Фрейда считается психоанализ.

Определение

Психоанализом называют психологическую теорию Зигмунда Фрейда, сформулированную им в конце XIX — начале XX века, а также метод лечения психологических расстройств, который базируется на данной теории.

Сам термин «психоанализ» был впервые употреблен австрийским психологом в 1896 году в статье о неврозах.

Сущность теории психоанализа составляют следующие положения:

  1. Внутренние иррациональные влечения определяют познание, поведение, опыт индивида.
  2. Эти влечения чаще всего являются бессознательными, вытесненными из сознания.
  3. При попытке человека осознать эти влечения, у человека включается защитный механизм в виде психологического сопротивления.
  4. События раннего детства оказывают существенное влияние на индивидуальное развитие личности.
  5. Конфликт между сознательным и бессознательным восприятием реальности может привести к ментальным нарушениям: депрессии, неврозу, истерии, страху.
  6. Избавиться от влияния бессознательного можно путем его осознания. Однако сделать это самостоятельно практически невозможно. Нужна помощь профессионала.

Теория психоанализа не была статичной, она расширялась и развивалась усилиями Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга.

Основные проблемы психоанализа

Основной проблемой психоанализа является невозможность доказательства человеку наличия у него тайных влечений и желаний. Если человек по каким-то причинам не хочет их признавать, их существование доказать не представляется возможным.

Другая проблема заключается в способах решения проблем. Например, метод сновидений кажется людям пережитком прошлого, трактовка снов представляется чем-то, идентичным гаданию. Людям тяжело поверить в его действенность. Не каждый с воодушевлением примет идею о замещении своих сексуальных потребностей интеллектуальной деятельностью (доказать сублимацию людям психологам бывает непросто). То же самое касается и защитных механизмов.

Основные категории в психоанализе

Вся психика по Фрейду — это сочетание трех инстанций:

  • бессознательного, своеобразного хранилища вытесненных аффективных влечений;
  • подсознательного, выполняющего функцию фильтра и избирательно пропускающего в сознание приемлемого;
  • сознания.

Подчиненностью поведения человека примитивным неосознаваемым влечениям и присущем человеку инстинктом смерти Фрейд объяснял неотвратимость войн и насилия в обществе. Возникновение общества, культуры, нравственности он объяснял не трудовой деятельностью и отношениями, в которые вступают люди в процессе производства, а агрессивными и эротическими влечениями, являющимися, по Фрейду, двигателями душевной жизни и современных людей.

Фрейд имел свой взгляд на развитие сексуальности. Он разграничил сексуальную и генитальную (половую) функции. Генитальную функцию он связал с продолжением рода, а сексуальную — со стремлением человека к получению удовольствия. Фрейд обозначил ряд последовательных стадий в формировании сексуальности:

  • оральную стадию, при которой объектом получения удовольствия является материнская грудь, а формой проявления функции – сосание;
  • анально-садисткую, связанную с приятными ощущениями, которые ребенок получает при экскреторной деятельности мочевого пузыря и толстой кишки;
  • фаллическую,
  • латентную,
  • генитальную.

Фрейд рассматривал данные этапы как закономерные предстадии в формировании полового влечения. Над ними он ставил эмоциональную форму ранней секреции — Эдипов комплекс и комплекс Электры.

Замечание 1

Эдипов комплекс – это период обостренной привязанности сына к своей матери, которая сопровождается чувством враждебности к своему отцу. Комплекс Электры — период острой привязанности дочери к своему отцу. Это формы, через которые проходит созревание инфальтивно-сексуальных эмоций.

В 1920 году Фрейд дополняет психоанализ инстинктом смерти — Танатосом. Под ним он понимал стремление человеческого организма к возврату в безжизненное состояние, превращению в неодушевленную материю. По Фрейду существование человека является компромиссом между двумя основными инстинктами – Танатосом и Эросом, при этом Танатос превалирует, получая выражение в актах агрессии, направленных как на других, так и на себя самого.

До 1923 года психоанализ основывался на трех уровнях организации психической жизни человека — бессознательного, предсознательного, сознавательного. Впоследствии данная модель стала представляться компонентами обозначенными терминами: Эго, Ид, Супер-эго.

Ид или Оно – это примитивная часть личности человека, охватывающая все генетически первичное, прирожденное, подчиненное принципу удовольствия, ничего не ведающая о реальности и об обществе. Данная часть личности не признает конфликтов и противоречий, она иррациональна и аморальна. Требованиям Ид служит другая инстанция — Эго или Я. Параллельно Эго является посредником между стимулами среды и самого, а также ответными двигательными реакциями.

К функциям Эго относится запечатление в памяти опыта внешних воздействий, самосохранение организма, избегание угрожающих влияний и контроль над инстинктами, исходящими от Ид. Супер-Эго в этой модели является источником религиозных и моральных чувств, контролирующим агентом. Супер-Эго результат влияний, исходящих от других людей и окружающей социальной среды. Оно возникает еще в раннем детстве и остается неизмененным практически все последующие годы. Оно образуется посредством механизма идентификации с отцом, являющегося ролевой моделью для ребенка. В случае, когда Эго принимает решение или совершает действие в угоду Ид и в противовес Супер-Эго, человек испытывает укоры совести и чувство вины

Данный подход занял важное место в психоанализе и объяснении феномена тревожности

Задача психоаналитических процедур заключалась в том, чтобы освободить Эго от давления и увеличить его силу. От напряжений оно спасается при помощи защитных механизмов — вытеснения, сублимации и регрессии. Вытеснение представляет собой активное и неосознанное устранение из сознания человека мыслей, чувств, стремления к действию.

Рисунок 1. Три уровня организации психики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, в психоанализе главной мотивационной силой признается сфера бессознательного. Сознание, как носитель знаний о внешней среде, согласно Фрейду, бессильно само по себе. Вся энергия сознания черпается из глубин бессознательного.

Семь защитных механизмов

По мнению психоаналитика психологические проблемы человека связаны в первую очередь с конфликтом социального и животного в человеке. Когда человек, постоянно подавляет аморальные желания, по меркам современного общества он может заболеть, стать агрессивным, раздражительным. Всего этого можно избежать. Просто нужно направить негативные мысли в нужное русло. Например, заняться спортом, творчеством, общественной активностью и т.д. Это сублимация – перенос сексуальной энергии в другую деятельность. Кроме сублимации, существует еще семь защитных механизмов: вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, замещение, инверсия и регрессия.

Механизмы психологической защиты – это набор неосознанных реакций, которые защищают человека от переживаний и негатива. Они помогают поддержать психическое равновесие. Если часто обращаться к этим защитным механизмам может наступить нежелательный эффект, то есть деформация личности, которая будет препятствовать социализации. Иногда защитные механизмы могут давать сбой.

Наши воспоминания

Главная цель психоанализа — это расширение знаний о самом себе. Для этого надо вскрыть механизмы поведения, которые их определили. Человек должен полностью изменить свою жизнь, чтобы она стала более полноценной и комфортной. Если у вас:

  1. есть конфликт, который вы не можете решить;
  2. постоянно повторяете одни и те же ошибки;
  3. вас мучает страх, неуверенность в себе, тревога;
  4. не можете долго найти себе пару;
  5. наступил кризис;
  6. мир кажется серым и унылым;

Общество вас не принимает

Тогда вам нужна помощь специалиста. Не надо бояться слова – психоаналитик. Оно совсем не страшное. Это такой же специалист, как терапевт или хирург. Он вам поможет разобраться с вашими проблемами. Он занимается глубоким психоанализом. Он вас выслушает

Для него это важно. Только вы сами знаете, что у вас болит

А ему нужно вас услышать и сообщить вам о понимании вашей проблемы.

Психоанализ – это научная, философская концепция, которая описывает разные связи и законы психического развития людей. Не надо запускать этот процесс и мир заиграет разноцветными красками, принося удовлетворенность и покой.

Особенности взглядов последователей З. Фрейда

Фрейда окружало множество студентов. Самыми яркими из них были К. Юнг (1875-1961) и А. Адлер (1870-1937), создавшие свои направления. Первый назвал свою психологию аналитической, второй — индивидуальной. Их имена в психоанализе были настолько тесно связаны, что когда Юнг, представившись куратору Британского музея, назвал свою фамилию, он спросил: Фрейд-Юнг-Адлер?, И услышал извинительный ответ: Нет, только Юнг.     

По словам К. Юнга, последователи Фрейда узнали от своего отца не тому, чему он учил, а тому, что он делал. Неудовлетворенность психоаналитическими методами и необходимость пересмотра ряда постулатов ортодоксального фрейдизма привели его ближайших последователей к личному разрыву с Фрейдом, но не к разрыву с психоанализом.

Первым нововведением Юнга была концепция коллективного бессознательного. Если, согласно Фрейду, вытесненные из сознания феномены могут проникать в бессознательную психику индивида, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые ни в коем случае не могут быть приобретены индивидуально, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет нащупать этот дар, образованный несколькими скрытыми психическими структурами, которые Юнг называл архетипами. Архетипы действуют в человеке инстинктивно. В своей знаменитой работе Архетип и символ Юнг объясняет суть этой концепции следующим образом: Под архетипами я имею в виду коллективные в природе формы и закономерности, которые встречаются практически по всей Земле как составные элементы мифов и в то же время являются автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения…    

Архетипические мотивы происходят из архетипических образов в человеческом разуме, которые передаются не только через традицию и миграцию, но и через наследственность. Эта гипотеза необходима, потому что даже самые сложные архетипические паттерны могут воспроизводиться спонтанно без какой-либо традиции. Прототип или архетип — это сформулированный результат огромного технического опыта бесчисленных предков. Это, так сказать, психический пережиток бесчисленных опытов одного и того же типа.    

Юнг объясняет концепцию архетипов на основе доктрины коллективного бессознательного, он проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер из-за забвения или подавления. Коллективное бессознательное — это общий человеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Он представляет собой скрытые следы памяти о человеческом прошлом, а также о дочеловеческом животном состоянии. Он зафиксирован в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у современных людей через сны. Поэтому для Юнга основным индикатором действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая активность.     

Утверждение, что теория сексуальности чрезвычайно важна для меня как лично, так и философски. Юнг, тем не менее, отрицает это как единственное выражение психической целостности личности и приводит множество примеров неврозов, в которых проблема сексуальности играла второстепенную роль, а другие факторы выходили на первый план, например: проблема социальная адаптация, давление трагических жизненных обстоятельств, соображения престижа и т. д.  

Адлер, видоизменяя исходное учение психоанализа, выделил в качестве фактора развития личности чувство неполноценности, порожденное, в частности, физическими недостатками.

Если Фрейд, объясняя мотивы поведения личности, акцентировал свое внимание на выявлении причин действий человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его стремлений, бессознательный план жизни с в котором он пытается преодолеть жизненный стресс и свою незащищенность. Согласно учению Адлера, человек из-за телесных дефектов (несовершенства человеческой натуры) испытывает чувство неполноценности или неполноценности. Стремясь преодолеть это чувство и заявить о себе среди других, он актуализирует свой творческий потенциал. Используя концептуальный аппарат психоанализа, Адлер называет это актуализацией компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация — это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. В комплексе неполноценности Адлер видит источник неврозов.     

Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?

Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.

Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.

Психоаналитический метод и философское знание

Психоаналитический метод Фрейд применил для того, чтобы объяснить сущность религии и искусства, а также морали. Фрейд активно выступает против религии, которую описывает как форму коллективного психоза. В религии он видит первобытный страх человека перед природными силами.

Заслуга Фрейда состоит также и в том, что психоанализ был привнесен во все философские науки, а именно: этику, эстетику, антропологию, философию сознания. Фрейд имел большое количество учеников, которые в последствии отошли от него и подвергли критике.

Одним из наиболее значимых учеников Фрейда был К.Г. Юнг. Он отказался от главного принципа Фрейда, а именно теории сексуальности. Он говорил, что либидо не есть половой инстинкт, а представляет собой определенную психическую энергию. Также Юнг подвергал критике биологическую природу бессознательного.

Для него «бессознательное» стало общим человеческим свойством или «коллективным бессознательным». Данный феномен есть глубокий слой человеческой психики, который хранит генетическую родовую человеческую память.

Также выдающимся учеником Фрейда можно назвать философа Э. Фромма. Фромм рассматривал человека как социальное существо, а бессознательное признал как социальный феномен

Фромм обращал внимание на философию человека. По сути, он занимался философией человека и пытался определить его сущность как биологического и социального существа

По мнению Фромма, источником всех движущих сил и аффектов является необходимость постоянного разрешения противоречий собственного существования и поиска высоких форм единства личности и природы.

Фромм реализовал гуманистический психоанализ, описывая концепцию философии любви. Он классифицировал ее типы, выделяя материнскую любовь, отцовскую любовь, половую любовь и пр. Но Э. Фромм не стремится привести человека к некоторому идеалу. Фромму принадлежит парадоксальная мысль о том, что история не стремится очеловечить человека, а наоборот, она пытается устранить в его внутреннем мире истинную человеческую сущность.

Список литературы

  1. Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: Школа Вища, 2006. 680-е гг. 
  2. Бочаров А.Е. Мир философии. М.: Наука, 2006. — 500 с.  
  3. Варлаков С.Ю. Краткая история философии. М.: Мысль, 2006. — 460с.  
  4. Грачева О.И. Антология мировой философии. М.: Инфа, 2003. — 380с.  
  5. Громов П.А. Современная западная философия. М.: Прогресс, 2003. — 300с.  
  6. Дмитриев К.Н. Проблема сознания в современной западной философии. М.: ДЕЛО, 2003. — 290с.  
  7. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. — М.: Высшая школа, 2003. — 286с.  
  8. Жуков Н.И. Проблема сознания. — Минск: Университетское, 2002. — 205 с.  
  9. Зубов В.С., Осичнюк Ю.В., Философия: Учебник для студентов вузов. СПБ: АМФОРА, 2002. — 400 с. 
  • Реферат на тему: Философия права И. Канта и современность
  • Реферат на тему: Принципы христианской философии. Апологетика, мистика и схоластика
  • Реферат на тему: Социальная среда и формирование личности преступника
  • Реферат на тему: Атомистическая концепция Демокрита и ее значение для развития науки
  • Реферат на тему: Основные идеи Джона Локка
  • Реферат на тему: Условия применения силы в борьбе со злом
  • Реферат на тему: Философия и мировоззрение
  • Реферат на тему: Сущность нравственной культуры
  • Реферат на тему: Аристотель. Большая этика
  • Реферат на тему: Техника и искусство
  • Реферат на тему: Научная картина мира Птолемея и Коперника
  • Реферат на тему: Гусейнов А.А. Понятие морали

Внутренний конфликт

Главной особенностью теории Фрейда и его психоанализа является то, что в человеке скрыт конфликт между его внутренними бессознательными силами, такими как libido, Эдипов комплекс и враждебной средой, которая диктует и навязывает ему различные законы и правила поведения.

Те законы и нормы поведения, которые навязывает ему внешняя реальность, подавляют энергию бессознательных влечений и эта энергия высвобождается в форме невротических симптомов, страшных сновидениях и других расстройствах психики.

По теории психоанализа Фрейда личность состоит из трёх компонентов:

  • бессознательное (Оно),
  • эго (Я)
  • сверх эго (сверх Я).

Бессознательное представляет собой сексуальные и агрессивные инстинкты, стремящиеся к удовлетворению своих влечений во внешней реальности.

Эго (Я) способствует приспособлению индивида к реальности, сохраняет информацию об окружающем мире в сознании человека в интересах его жизнедеятельности и самосохранения.

Супер-эго является вместилищем моральных норм, запретов и поощрений человека и служит, таким образом, как бы совестью человека. Нормы усваиваются человеком бессознательно в процессе воспитания и поэтому проявляются в человеке как чувство страха, вины и угрызения совести. Таким образом, неспособность бессознательной энергии свободно высвобождаться ведёт к конфликту человека с окружающей средой и появлению у него различных психических заболеваний.

Задачей психолога или психотерапевта является выявления в пациенте бессознательных переживаний и представлений и вытеснение их из сферы Оно (бессознательного) в сферу сознание человека, т. е. освобождение с помощью катарсиса.

В процессе психотерапевтического сеанса негативный трансфер (перенос чувств и ощущений больного по отношению к своим близким на личность психотерапевта) пациента к психологу сменяется на положительный эмоционально окрашенный. Таким образом, самооценка пациента возрастает и происходит постепенное выздоровление, но нужно учитывать, что перед этим психолог должен войти в доверительное отношение к пациенту, чтобы снизить его сопротивление к процессу психотерапии. При жизни З. Фрейда для лечения психических расстройств широко применялся гипноз, но после его трудов все чаще стали применять на практике внушение, аутогенную тренировку и самовнушение.

Аффекты в психоанализе

Фрейд разработал метод лечения истерии. Согласно его теории истерический симптом возникает вследствие подавления человеком напряженного аффективного влечения и замещает собой действие, которое не было реализовано вследствие подавления поведенческого аффекта.

Излечение истерии возможно, если в процессе гипнотического сна удастся заставить пациента вспомнить и снова пережить подавленное влечение. Таким образом, чтобы устранить расстройство, которое вызвано вытесненным аффектом, следует заставить пациента данный аффект осознать. Эта концепция явилась одним из элементов фундамента психоанализа.

Основным видом вытесненных аффектов Зигмунд Фрейд считал эротические влечения, которые вытесняются еще в детстве, при формировании начальных представлений о границах дозволенного. Энергию, питающая сексуальность Фрейд назвал либидо, которое является двигателем психической жизни человека и, с одной стороны, определяет богатство переживаний, а с другой стороны пытается обойти запреты, которые налагаются моральными установками и социальной средой. При невозможности преодолеть запреты субъект впадает в невроз и истерию.

Связь психоанализа и философии

Изначально психоанализ формировался как медицинская дисциплина, но глубина подходов и целостность трактовок сделали его ведущей философской теорией современной науки. Основателем философии психоанализа является З. Фрейд. Сущность представлений Фрейда заключается в том, что врач психоаналитик выступает для клиента как единица «священник – проповедник», так как человек чаще всего не верит в Бога.

Стержень философии Фрейда представляет собой учение о бессознательном, хотя в этом смысле его нельзя назвать первооткрывателем. Понятие бессознательного можно обнаружить еще в концепциях Платона, а в последствии Декарта.

Фрейд сформулировал утверждение о том, что человеческая психика с содержательной точки зрения является некоторой степенью синтетического единства или конгломерат, который состоит из трех компонентов.

Среди них:

  • сознательное эго – Я;
  • бессознательное Оно – Ид;
  • предсознательное – сверх Я.

Центральной категорией признается «Оно» или бессознательное, поскольку его приравнивают к сути человеческой психики или так называемой «темной стороне» человека. Оно включает низменные удовольствия и инстинкты.

В области бессознательного в представлениях Фрейда находится «либидо» или сексуальный инстинкт. Оно властвует над сознанием, и Я личности. Третий компонент или Сверх Я представляет собой моральную цензуру и нравственные нормы, социальные запреты, а также родительский авторитет.

Через Сверх – Я может быть реализована сублимация или вытеснение, а также перестройка влечений бессознательного в импульсы, имеющие должную степень социальной значимости (оно в я). Такая теория легла в основу учения З. Фрейда об истерии. У нормального человека при возникновении сделать нечто постыдное, Сверх Я сублимирует и не дает подавить сознание Я. Если человек относится к категории психически больных, то Оно контролирует его Я. Оно психически нормального человека проявляется в оговорках, манере одеваться, жестикуляции, сновидениях. Проблема бессознательного исследуется в работе Фрейда «Толкование снов». В ней бессознательное выступает в символической форме, как реальное Я.

Причины невротических психических заболеваний по Фрейду усматриваются в забытых сексуальных переживаниях детства. Исходя из этого Фрейд смог построить свое учение о детской сексуальности.

З. Фрейд выделяет три фазы ее развития:

  • оральная фаза или получение удовольствия от сосания материнской груди;
  • анальная или получение удовольствия от опорожнения кишечника;
  • фаллическая или заострение внимания на половых органах. Именно эта стадия может стать фундаментом для возникновения неврозов и фобий.

Фрейд утверждает, что ребенка бессознательно влечет к собственным родителям. При этом Фрейд вводит такое понятие, как «Эдипов комплекс», обозначающее бессознательное или сознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные чувства к родителю того же пола.

При нормальном развитии, по мнению, Фрейда у мальчика должен формироваться мужской характер и воля, а при ненормативном – неврозы. Объясняя психическое развитие, Фрейд говорил, что онтогенез повторяет филогенез или историческое развитие органического мира. При этом стадии развития либидо соответствует периодам предыстории человечество. Эта тенденция описывается в работе «Тотем и Табу».

Впоследствии при анализе истории развития человечества Фрейд расширил понятие бессознательного. Наряду с инстинктом самосохранения и сексуального влечения он выделил «инстинкт жизни» — Эрос и «инстинкт смерти» — Танатос.

Что Фрейд думал о влечении к познанию и при чем тут сублимация?

Фрейд никогда не писал о гносеологии и теории познания, так как интереса к философии у него не было. Более того, согласно теории психоанализа никакого специального влечения к познанию у человека нет — есть либидо, нашедшее себе некий объект. Фрейд вводит понятие сублимации. Так он называет перенос энергии либидо в несексуальные области — прежде всего в область творчества и познания.

Тем не менее учение Фрейда внесло вклад в развитие идей, определивших облик гносеологии в ХХ веке, — например, в теорию объектных отношений, которая была сформулирована учеником Фрейда Карлом Абрахамом. В основе этой теории лежит тезис о том, что первично влечение, а объект вторичен.

В психоанализе процессы познания у ребенка понимаются следующим образом: в самом субъекте (то есть у ребенка) действует некое влечение, а вокруг существуют различные, изначально нейтральные объекты. Они получают «нагрузку» в результате переливания энергии из источника в субъекте. Получив энергию извне, объект становится заряженным, «нагруженным», интересным, небезразличным, нужным. Любопытно, что c точки зрения психоанализа эти качества все равно не являются свойствами объекта, поскольку остаются связанными с действием субъекта. Так что можно сказать, что психоаналитическая теория взаимодействия субъекта и мира — субъективистская.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: