«иногда банан

4. философия психоанализа. введение в философию

Современный психоанализ

Современный психоанализ вырос из концепций Фрейда. Это постоянно развивающаяся теория и методология, направленная на раскрытие самых сокровенных аспектов человеческого состояния.

За более чем столетие психоаналитическое учение претерпело множество кардинальных изменений. На основе монотеистической теории Фрейда сформировалась сложная система, включающая в себя множество практических подходов и научных точек зрения.

Современный психоанализ – это совокупность подходов, имеющих общий объект анализа. Этот объект – бессознательные аспекты психического существа субъекта. Общая цель психоаналитических трудов – освободить человека от различных бессознательных ограничений, которые причиняют страдания и блокируют прогрессивное развитие. Психоанализ изначально развивался исключительно как лечение неврозов и изучение бессознательных процессов.

В современном психоанализе выделяют три взаимосвязанных пути: психоаналитическая концепция, которая лежит в основе различных практических подходов; прикладной психоанализ, целью которого является изучение культурных феноменов и социальных проблем; клинический психоанализ, целью которого является оказание психологической и психотерапевтической помощи в случаях личностных трудностей или нервно-психических расстройств.

Если во времена Фрейда особое распространение получили концепции влечений и теория инфантильного сексуального желания, то сегодня бесспорным лидером в области психоаналитических представлений является эго-психология и концепция объектных отношений. Наряду с этим, техника психоанализа постоянно трансформируется.

Современная психоаналитическая практика вышла далеко за рамки лечения невротических состояний. Хотя симптоматика невроза по-прежнему рассматривается как показание к применению классических техник психоанализа, современное психоаналитическое учение находит соответствующие способы работы с людьми, имеющими различные проблемы – от тех, кто испытывает психологические трудности, до тех, кто страдает тяжелыми психическими заболеваниями.

Структурный психоанализ и неофрейдизм считаются наиболее популярными направлениями современной психоаналитической теории.

Структурный психоанализ – это направление современного психоанализа, основанное на использовании языка для оценки бессознательного, характеристики подсознания и лечения нервно-психических заболеваний.

Неофрейдизмом также называют течение в современной психоаналитической теории, возникшее на основе реализации постулатов Фрейда относительно бессознательной эмоциональной мотивации субъектов. Более того, всех сторонников неофрейдизма объединяло желание переосмыслить теорию Фрейда в направлении придания ей более социологического характера. Так, например, Адлер и Юнг отвергли биологизм Фрейда, инстинктивность и сексуальный детерминизм, а также придали меньшее значение бессознательному.

Таким образом, развитие психоанализа привело к многочисленным модификациям, которые изменили содержание ключевых понятий концепции Фрейда. Однако общим для всех сторонников психоанализа является признание суждения о “сознательном и бессознательном”.

Современный психоанализ в большинстве своем основан на теориях Фрейда

Психоанализ в психологии

Психоанализ показывает, как бессознательное противостояние влияет на самовосприятие и эмоциональную сторону личности, ее взаимодействие с остальным окружением и другими социальными институтами. Причина конфликта кроется в самих обстоятельствах, которые переживает человек. В конце концов, человек – это одновременно биологическое и социальное существо. В соответствии с собственными биологическими побуждениями он стремится к удовольствию и избегает боли.

Психоанализ – это понятие, введенное Зигмундом Фрейдом для описания новой методологии изучения и лечения психических расстройств. Принципы психологии многогранны и обширны, а одной из самых известных техник в психологической науке является психоанализ.

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного.

Бессознательная часть хранит множество фантазий и желаний человека. Желания могут быть перенаправлены в сознательную часть, если на них направлено достаточно внимания. Явление, которое человеку трудно понять, потому что оно противоречит его моральным принципам или слишком болезненно для него, находится в бессознательной части. На самом деле, эта часть отделена от двух других цензурой. Поэтому всегда следует помнить, что объектом тщательного изучения психоаналитической методологии является отношение сознательной части к бессознательной.

Психологические науки включают в число основных механизмов психоанализа: анализ незаинтересованных действий симптоматической структуры, возникающих в повседневной жизни, анализ с помощью свободных ассоциаций, толкование сновидений.

Благодаря психологическим наукам человек открывает для себя ответы на вопросы, волнующие его душу, в то время как психоанализ лишь подталкивает его к поиску ответа, зачастую одностороннего и закрытого. Психологи работают в основном с мотивацией, эмоциями, отношением к реальности и сенсорными представлениями клиентов. Психоаналитики сосредотачиваются в основном на сущности человека, на его бессознательном. В то же время и психологическая практика, и психоаналитическая методология имеют нечто общее.

Взгляды Фрейда постоянно используются в философии и психологии

Главные школы психоанализа

Прошло больше века с момента появления психоаналитической теории. За такой продолжительный период времени возникли разные школы и направления психоанализа. К категории основных можно причислить:

  • классическую теорию влечений, разработанную Зигмундом Фрейдом;
  • Эго-психологию – в ней на первый план выходит компонент психики Эго;
  • теорию объектных отношений;
  • школу Мелани Кляйн – влиятельного британского психоаналитика еврейского происхождения;
  • структурный психоанализ Жака Лакана;
  • селф-психологию Хайнца Кохута;
  • интерперсональный психоанализ (Гарри Стека Салливана и Клары Томпсон);
  • интерсубъективный подход (Роберта Столороу).

Методы психоанализа

Самое время подойти к ним. Ниже будут рассмотрены все из известных методов, используемых психоаналитиками, с описанием их особенностей.

Метод свободных ассоциаций

Когда речь идёт о свободных ассоциациях, имеется в виду, что пациент проговаривает специалисту все мысли, образы, которые возникают у него в голове

При этом важно, чтобы врач не критиковал больного, даже если высказанное им нелогично или даже недостойно

На сеансе психоанализа необходимо посвятить доктора во все подробности своей жизни: рассказать как об обыденных вещах (работе, повседневных делах), так и углубиться в свои мечты, чувства, переживания, фантазии. В общем – поделиться всем тем, что так или иначе вас тревожит.

Главная цель методики свободных ассоциаций – добиться смягчения границ сознательных и бессознательных процессов, то есть получение свободы быть собой.

Метод толкования снов

Сновидения обладают важнейшим психологическим значением, постижение которого возможно при помощи предыдущей методики. Во сне к человеку часто возвращаются «забытые» впечатления, тесно связанные с подсознательными желаниями и мотивациями.

Сны имеют как явное, так и скрытое содержание. Под первым понимаются переживания человека, его воспоминания, то, как он говорит об увиденном во сне. Скрытое содержание – это загадка, помочь разгадать которую могут свободные ассоциации и интерпретации психоаналитика.

Врач поможет разобраться с бессознательными посланиями, чтобы впоследствии суметь применить эту информацию для лучшего контакта с собой, положительных изменений жизни.

Метод интерпретации

Интерпретация – выступает сообщением, с помощью которого специалист наделяет высказанное пациентом конкретным смыслом, расширяет и углубляет значение, придаваемое самим человеком. При этом часто больной со своей стороны подтверждает верность интерпретации, выдавая соответствующую реакцию на неё. К примеру, в его памяти воскрешает событие по теме того, что сказал доктор.

Хотя не во всех случаях интерпретация подтверждается.

Основная цель данного метода состоит в выведении психических событий на уровень сознания, благодаря чему облегчается понимание себя, становится возможным улучшение своей реальности.

Метод анализа переноса и контрпереноса

В традиционном понимании метода переноса он подразумевает следующие этапы:

  • больной перемещает на психоаналитика чувства, фантазии, мысли, желания и т.д., которые исходят из прошлого, имеют для пациента большое значение;
  • человек начинает воспринимать врача как объект из своего прошлого;
  • в более обширном значении метод анализа и переноса воспринимается в виде эмоционального отношения одного субъекта к другому, определённое его опытом.

Техника переноса в психоанализе выступает обязательным этапом, а расшифровка данного процесса – действенное средство в терапии. Зигмунд Фрейд говорил, что вследствие воздействия больного на бессознательное врача наблюдается такое явление как «встречное перенесение» – или контрперенос.

Контрперенос – представляет собой комбинацию бессознательных реакций специалиста на личность больного.

Метод анализа сопротивления

Сопротивление всегда пытается нарушить психоанализ, а также препятствует разумному Эго больного. Сопротивление пытается защитить страдание пациента, оно является устаревшим адаптивным механизмом.

Фрейд писал на этот счёт следующее:

«… Механизмы защиты, направленные против испытанной когда-то опасности, вновь повторяются в виде сопротивления выздоровлению во время лечения. Из этого следует, что Эго рассматривает само выздоровление как новую опасность».

Для сопротивления характерно следующее:

  • оно имеет отношение к изменению, которое человек хочет пережить на уровне сознания, но на уровне бессознательного боится;
  • сопротивление входит в терапевтический процесс;
  • отсутствуют формы поведения, которые нельзя было бы применить в контексте сопротивления, когда они достигают максимальной силы.

Методика анализа сопротивления включает в себя процессы выявления, осознания сопротивления, выяснение мотивации его появления и расшифровку. Справившись с сопротивлением, человек получает возможность начать прорабатывать те желания и аффекты, которые оно (сопротивление) скрывает за собой.

Надеюсь, вы смогли немного разобраться в понятии психоанализа, его основных инструментах и методах. В завершение предлагаю просмотреть тематическое видео:

Методы психоанализа

Позже Фрейд придумал, как извлекать информацию из бессознательного и без гипноза. Он начал применять метод свободных ассоциаций: предлагал пациентам лечь на кушетку, расслабиться и говорить первое, что приходит в голову. Психоаналитик считал, что случайные мысли связаны с подавленными негативными воспоминаниями — это именно то, что нужно для психоанализа.


Кушетка Фрейда в Музее Зигмунда Фрейда в ЛондонеФото: Chuca Cimas / Flickr

Ещё один знаменитый метод, придуманный Фрейдом, — толкование сновидений. Он помогает выявить смысл образов, возникающих во сне. Фрейд считал, что сны — это скрытые желания в образе символов. Чтобы найти бессознательную правду, терапевт должен проанализировать детали и элементы сновидений. Причём в самых странных и запутанных снах кроется больше всего скрытого содержания.

Метод интерпретации — это исследование психического состояния человека. Клиент может озвучивать любые мысли, приходящие в голову, даже абсурдные, неуместные и непристойные. Задача терапевта — сделать выводы из услышанного, перевести бессознательное в сознательное. Результаты можно использовать для лечения и коррекции психических расстройств.

Трансформация концепции психоанализа в сферу философии

В скором времени учение психоанализа, под действием динамического развития, стало приобретать другие оттенки, а влияние сказываться на различных отраслях наук, в том числе и философии.

Зигмунд Фрейд, как творец концепции психоанализа, проводя постоянные параллели с другими формами подсознательного и влияния на разум человека, пришёл к выводу, что понятие либидо или сексуального желания, как проявление обычного полового инстинкта человека, должно рассматриваться под другим углом психоанализа. После чего в обиход было введено новое понятие — философия психоанализа. Фрейдизм трактует философию психоанализа как метод для пояснения специфического вида человеческой энергетики, которая под действием тех или иных обстоятельств воздействует на всю его жизнь.

Зигмунд Фрейд в своей концепции придавал особое значение изучению любви. Сначала он связывал с либидо только сам факт эротической любви, но позже расширил горизонт изучаемого и включил в понятие также другие виды любви, в собственности такие как — эгоизм, влюблённость в самого себя, себялюбие, любовь к окружающим, любовь к детям, любовь к родителям, любовь к друзьям.

Чем глубже учёный погружался в изучение данного понятия, все более и более осознавал, что любовь, как импульс либо вырывается наружу, если человек сознательно обнажает свои чувства, либо подавляется, модифицируется и отправляется «на сохранение» в дальние уголки мозга, иными словами — трансформируется в бессознательное. Спустя некоторое время, накопленные неиспользованные эмоции любви перерождаются, то есть — сублимируются в другие сферы деятельности людей — творчество, общественная деятельность, проявление инициативы, активация скрытых талантов — все это проявления неиспользованной любви, сублимация.

На основе этого тезиса Фрейд сделал вывод: все культурные наработки человечества были созданы путём переработки не активированного биологического сексуального инстинкта, были сублимированы в творчество. Этот тезис дал Фрейду все основания утверждать, что величайшие шедевры европейской культуры были созданы невротиками, психопатами, или же людьми, чьи нормальные физиологические инстинкты были своего времени подавлены, трансформированы в подсознание, и сублимированы в сильный поток вдохновения.

Методы психоанализа

Психоаналитическая концепция имеет свои психоаналитические техники, которые состоят из нескольких этапов: этап производства материала, этап анализа и рабочий альянс. Основными методами получения материала являются: свободная ассоциация, реакция переноса и сопротивление.

Метод свободных ассоциаций – это диагностическая, исследовательская и терапевтическая техника классического фрейдистского психоанализа. Она основана на использовании ассоциативного мышления для получения представлений о глубинных психических процессах (в основном бессознательных) и использования этих представлений для коррекции и лечения функциональных психических расстройств путем осознания клиентами источников, причин и природы их проблем. Особенностью этого метода является совместно направленная, сознательная и целенаправленная борьба пациента и терапевта с ощущениями психологического дискомфорта или болезни.

Метод заключается в том, что пациент произносит любые мысли, которые приходят ему в голову, даже если они абсурдны или непристойны. Эффективность метода во многом зависит от отношений, сложившихся между пациентом и терапевтом. В основе этих отношений лежит феномен переноса, который заключается в бессознательном переносе пациентом на терапевта характеристик своих родителей. Другими словами, клиент переносит на терапевта чувства, которые он испытывал к окружающим его предметам в раннем возрасте; другими словами, он проецирует свои ранние детские желания и отношения на другого человека.

Процесс постижения причинно-следственных связей в психотерапии, конструктивной трансформации личных установок и убеждений, отказа от старых моделей поведения и формирования новых сопровождается определенными трудностями, сопротивлением, резистентностью со стороны клиента. Сопротивление – признанный клинический феномен, сопровождающий любую форму психотерапии. Это относится к желанию не затрагивать бессознательный конфликт, тем самым препятствуя любым попыткам определить истинные источники проблем личности.

Фрейд рассматривал сопротивление как противодействие бессознательным попыткам клиента воссоздать в своем сознании “подавленный комплекс”. Фаза анализа включает в себя четыре этапа (конфронтация, интерпретация, уточнение и проработка), которые не обязательно являются последовательными. Другим важным психотерапевтическим этапом является рабочий альянс, который представляет собой относительно здоровые, разумные отношения между клиентом и терапевтом. Это позволяет клиенту целенаправленно работать в аналитической ситуации.

Метод толкования снов заключается в том, чтобы найти скрытое содержание, деформированную бессознательную истину, стоящую за каждым сном.

Основные положения психоанализа

Фрейд утверждал, что истинные причины психологических проблем человека нужно искать в его бессознательном — в «скрытой» части психики, которую мы не осознаём.

В течение жизни на мысли и убеждения человека серьёзно влияет поведение других людей и события, о которых он может даже не помнить или не придавать им значения. Также наше поведение обусловлено инстинктами — это та часть, которую вообще сложно контролировать.


Зигмунд ФрейдИзображение: Фердинанд Шмутцер / Интернет-коллекция Венского музея

Фрейд считал, что задача психиатра — помочь пациенту вспомнить и проанализировать свой опыт, мысли, ассоциации и чувства. Таким образом психиатр становится психоаналитиком.

Основные положения психоанализа сформулировал Эрих Фромм в книге «Ревизия психоанализа»:

Стадии развития личности по Фрейду

Фрейд считал, что либидинальная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором в формировании характера человека. Личность проходит несколько стадий в своем развитии, они связаны со смещением эрогенных зон – тех участков тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных стадий (этапов).

Оральная стадия (до 1 года) – в этот период удовлетворение желания происходит путем дразнения ротовой полости. Ребенок сосет молоко, глотает, а когда еды нет, сосет собственный палец. Не все желания младенца могут быть удовлетворены, поэтому появляются первые ограничения, и эго (самость) начинает формироваться. Это развивает такие черты характера, как жадность, требовательность и ненасытность ко всему, что предлагается.

Ректальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается на слизистую оболочку кишечника. Малыш осваивает навыки пользования туалетом. Родители приучают к порядку, появляются новые требования и запреты. Супер-эго (сверх-Я) начинает формироваться как воплощение социальных норм, внутренней цензуры и совести. В этот период развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и т.д. Согласно Фрейду, детей следует поощрять регулярно испражняться и хвалить, так у ребенка развивается позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.

Фаллическая фаза (3-5 лет). Ребенок осознает свои половые различия и начинает интересоваться своими гениталиями. Если раньше сексуальность ребенка была ориентирована на себя, то теперь дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым. У мальчиков возникает комплекс Эдипа, у девочек – комплекс Электры. Это период жесткого торможения, в котором интенсивно формируется супер-эго (сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.

Латентная фаза (5-12 лет) – это период сексуального торможения, особенно в возрасте 6-7 лет. Подготовка к взрослой жизни продолжается. Эго и супер-эго активно развиваются. Побуждения, вызванные эго, эффективно контролируются. Детские сексуальные желания подавляются, а интересы ребенка направляются в другое русло: общение с друзьями, учеба в школе и т.д.

Генитальная фаза (с 12 лет) начинается с полового созревания. Происходит подключение всех эрогенных зон и появляется желание нормального полового акта. Подростковый возраст характеризуется повышенной сексуальной возбудимостью и активностью. Ид усиливает свое действие, и личность вынуждена бороться со своими агрессивными импульсами с помощью механизмов психологической защиты.

История появления психоанализа

Психологические концепции, схожие с психоанализом, появлялись и до Зигмунда Фрейда, но ни одна из них не была четко сформулирована.

Фрейд, являясь неврологом, искал методы лечения пациентов с неврозами и истериками. В конце 1880-х годов австриец проходил стажировку в парижской клинике «Сальпетриер» у известного невролога Жана-Мартина Шарко, который активно исследовал нейропсихиатрическое расстройство у больных сифилисом.

Зигмунд Фрейд понял, что существуют бессознательные психические процессы, когда работал консультантом в клинике для детей-афатиков, у которых отсутствовали органические причины их симптомов. Свои наблюдения и выводы он описал в монографии в 1891 году.

В 1895 году совместно с врачом Йозефом Брейером Зигмунд Фрейд опубликовал «Исследования истерии», в которых изложил свои взгляды на истерические симптомы. Согласно этой теории, причиной истерической симптоматики являются неприятные ситуации, которые так или иначе относятся к сексуальным ассоциациям. В это же время он занимается разработкой нейрофизиологической теории бессознательных механизмов, оказывающих влияние на психику людей. Однако эта теория не была доработана, а ее ранняя версия получила огласку уже после смерти невролога.

В 1899-1900 гг. Фрейд заключает, что сны человека очень индивидуальны, потому как имеют символическое значение. Основатель психоанализа считает, что бессознательное, наполненное символическим содержанием, — это «первичный процесс». «Вторичным» является осознанное содержание. В 1900 году теория была опубликована в монографии «Толкование сновидений».

Огромная популярность психоанализа связана с личностью Фрейда, который, будучи евреем, сплотил вокруг себя еврейское общество единомышленников, воспринимающих его идеи как истину в последней инстанции.

В СССР психоанализ был популярен в начале XX века. Но с приходом к власти большевиков подвергался гонениям и не развивался в России до 1990-х годов. Однако многие идеи психоанализа входят в отечественную психотерапию и психологию.

Несмотря на продолжающееся развитие направления, психоанализ в XXI веке утратил былую популярность. Его позиции заняла когнитивно-поведенческая терапия. Тем не менее, отделение психоанализа есть во многих влиятельных психологических объединениях, например, в Американской психологической ассоциации.

В заключение

Философия психоанализа, несомненно, была создана великими учёными-психологами, исследователями глубин человеческого мозга явно непросто так. В первую очередь учёные пытались объяснить влияние на жизнь человека подсознания, его роль в судьбе каждого самостоятельного индивида и последствия проявлений бессознательной информации в повседневной жизни.

Зигмунд Фрейд рассматривал концепцию либидо как сексуальную неудовлетворённость человека, эротическую любовь, жажду наслаждений, которой не дали выйти наружу и быть удовлетворённой. Трансформация этой неиспользованной энергии в творчество и сильное вдохновение позднее получила название сублимации.

Все же, Карл Юнг расширил рамки понимания философии психоанализа. Это учение показалось ему не столь ограниченным, как трактовал его сам Зигмунд Фрейд. В итоге длительные изучения человеческого разума, подсознания, сознательного и бессознательного показали ему другие результаты совершенно отличительные от Фрейда.

Философия психоанализа — это, в первую очередь, направление в психологии, которое родилось в XIX веке, но, кроме всего, это направление, сформированное под влиянием различных культур и культуры в целом.

Стоит также упомянуть о вопросе, которым активно занимается философия психоанализа — о комплексах. Наверное, любой из нас хоть раз в жизни слышал подобное выражение как комплекс неполноценности, или комплекс Эдипа, комплекс Электры. Примечательно, что это не пустые слова, а крайне важная тема в изучении психологии, философии и психоанализа в целом.

Как доказывают современные учёные, понятия комплекса очень тесно связано с философией, потому что неполноценность может проявляться от недостаточного соприкосновения индивида с культурой своего народа, что порождает отсутствие индивидуальности, признаков сознательной самостоятельности и тому подобного.

Все же эти учения послужили для многих поколений врачей-психотерапевтов, психологов, философов, дали им вескую базу для продолжения исследований, хотя нельзя всецело утверждать, что когда-нибудь наступит момент и все придётся прекратить. Нет, философия — наука неисчерпаемая, а в дуэте с психоанализом, вообще не имеющая завершения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: