Философские идеи Джордано Бруно
Основные идеи философии Джордано Бруно заключаются в отождествлении Бога и природы, пантеизм являлся наиболее характерной особенностью его мировоззрения. В философии Бруно первоисточником всего является материя, Бог пронизывает все и вся, при этом сама природа предполагается божественной.
Естественным следствием пантеизма философа являлась его приверженность учению Коперника. В своих многочисленных лекциях и трактатах философ не только пропагандировал это учение, но и пытался развить его отдельные положения. По представлениям, выдвинутым Джордано, вселенная бесконечна и содержит в себе неограниченное количество миров, а в нашей солнечной системе имеется множество небесных тел, на тот момент неизвестных астрономии.
Некоторые выводы из размышлений Джордано Бруно — верного последователя учения Коперника — в ходе истории и познании мира нашли подтверждение в современной науке. Например, утверждение о том, что звезды являются небесными телами, подобными нашему солнцу. Кстати, утверждение Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца, также противоречило церковным догмам того времени.
В философии, которую смог создать Бруно, присутствовали как религиозные, так и научные основы. Подобное сочетание не дает возможности дать однозначную характеристику его вкладу и достижениям в науке, даже современные ученые находят его философские теории достаточно сложными.
Биография философа
Джордано Бруно родился в окрестностях Неаполя в 1548 году, в семье обедневшего дворянина. При рождении он получил имя Филиппо. В десятилетнем возрасте Бруно переезжает к своему дяде в Неаполь, где берет частные уроки у монаха Теофило. Позднее он уходит на учебу в доминиканский монастырь, а после ее окончания становится монахом, а затем и священником. Однако религиозная карьера Бруно оказывается недолгой. Вскорости в его отношении возникают подозрения в ереси, основанные на чтении Бруно запрещенных книг, в том числе произведений гуманистов.
Бруно бежит сначала в Рим, где хочет оправдаться от обвинений, но понимая, что уже не сможет, отправляется в скитания по Европе, отказавшись от монашеских одежд. Бруно находит достаточно длительный приют во Франции, в частности в Париже, где ему покровительствует сам король Генрих III. Бруно ведет преподавательскую деятельность в Сорбонне, однако через некоторое время у него возникают серьезные разногласия с профессорами, из-за чего он вынужден отбыть в Лондон с рекомендательным письмом от короля.
Пребывание Бруно в Англии также оказывается не слишком продолжительным. Он быстро ссорится с профессорским составом Оксфорда, безуспешно пытается пропагандировать идеи Коперника о гелиоцентрической системе мира, однако ни Бэкон, ни Шекспир их не разделяют.
Покинув Британию Бруно какое время скитается по Германии, затем оседает в Праге, где увлекается магией, затем перебирается во Франкфурт-на-Майне, где публикует ряд своих трудов, однако снова оказывается обвиненным в ереси и спешно сбегает.
В 1591 году Бруно принимает приглашение одного венецианского дворянина, который высказывает желание обучаться у него искусству запоминания. Однако вскоре между ними возникают значительные противоречия как на мировоззренческой, так и религиозной почве из-за чего последний пишет ряд доносов на Бруно в инквизицию. После ареста Бруно шесть лет проводит в Риме в заточении, однако не желает отказываться от собственных идей. После заключения по результатам суда Бруно выдвигают восемь обвинений в ереси из которых достоверно известно содержание только одного. Сложно сказать какую роль сыграла в приговоре к сожжению приверженность Бруно гелиоцентрической системе, мнения современных исследователей расходятся от указания ее в качестве главной причины, до утверждения о незначительности данного аспекта.
В 1600 году Бруно сжигают на площади Цветов. Более чем через два века на этом месте ему будет воздвигнут памятник. Хотя католическая церковь и выразила свое сожаление относительно казни Джордано Бруно, она тем не менее считает действия инквизиции верными, а сочинения Бруно оставались внесенными в индекс запрещенных книг вплоть до 1948 года.
К числу основных книг Бруно относят:
- О тенях идей,
- О причине начал и едином,
- О бесконечности вселенной и мирах,
- Два диалога,
- О естественной магии и др.
Единство философских понятий
Как невозможно было представить средневековому человеку существование мира без Бога, так же невозможно было осознать современникам «бунтаря» слияние всех понятий в единое целое, но не божественное естество. Джордано Бруно положил жизнь на то, чтобы «просветить» социум новаторскими идеями, глядящими в будущее.
Философия поэта имела отчасти мистический оттенок, потому что только мистика могла объяснить непостижимые предположения, чем направила на себя ненависть религии. Вечный спор науки, философии, религии породили у Джордано философскую мысль о том, что божество является слиянием бытия и формы, материи и разума, данные понятия равны между собой в Творце. Без их единства мир не был бы единым целым, представляющим собой постоянно трансформированную материю, подчиняющуюся общим законам.
Мировоззрения
Джордано Бруно является человеком, который в своё время объединил религию и науку, пускай это случилось внутри него самого, а не во внешнем мире. Практически в каждом своём сочинении этот философ не боялся напрямую называть тупость тупостью, так как он видел присутствующую во взглядах церкви абсурдность. Те догмы, которые расположились на страницах древних книг, он ни в какую не хотел воспринимать, потому что видел ценности в других сферах. Для него основой всех основ были свобода, любовь, а также стремление каждого человека к своему персональному счастью.
В том случае, если человек утаивает что-либо от святого отца на исповеди или на разного рода собраниях в церкви, то это являлось серьёзной причиной для того, чтобы подвергнуть человека наказанию. Даже если человек пропускал одну или несколько церковных служб, он уже мог навлечь на себя гнев святой инквизиции.
Джордано было невыносимо видеть то, что святая инквизиция творила с людьми. Причём совсем необязательно человек мог окончить свою жизнь на костре. Философ видел худшей участью поломанную жизнь, под которой Джордано Бруно понимал отказ от собственных убеждений, а также травлю со стороны окружающих его людей за неподчинение католической церкви. Именно по этой причине, поскольку философ видел происходящие события изнутри, он и решил сбежать из родной страны в ту, которая находилась вне контроля Папы Римского и Ватикана (Stato della Città del Vaticano), в Швейцарию.
Тогда же Джордано Бруно разрабатывает собственную космологическую концепцию, базирующуюся на основных утверждениях Коперника. Причём его система была практически неотличима от современной. Джордано видел нашу Вселенную без края и конца, и она не состояла, как полагала католическая церковь, только из Земли и крутящегося вокруг неё Солнца.
Великий философ был убеждён, что огромное пространство наполнено бесчисленным количеством звёзд, вокруг которых вращаются такие же планеты, подобные Земле. Между собой эти тела могут различаться яркостью излучения и размерами. Джордано предполагал, что где-то далеко есть звёзды, которые гораздо больше по размерам нашего Солнца. При этом планеты не имеют такого излучения, чтобы их можно было увидеть с Земли невооружённым глазом.
Отличительной чертой Джордано от представлений Коперника является то, что он отказывался от небесных сфер, то есть философ отказывался верить, что существуют прозрачные или невидимые поверхности, на которых располагаются все планеты и звёзды. Джордано не мог назвать конкретной причины, по которой эти тела находятся в невесомости, но он был твёрдо уверен, что никакой невидимой платформы под небесными телами не существует. Такие сферы были частью представлений о мире у Аристотеля, Птолемея, Коперника, они даже признавались самой библией. По мнению Джордано Бруно, подобное мировоззрение сильно тормозило развитие науки в прошлые времена.
Философ также был уверен, что вне нашей планеты имеют место другие миры, на которых присутствует разумная жизнь. Наряду с этим Джордано проводил многочисленные исследования, которые имели в себе магическую подоснову. Философ остановился всего на девяти магических формах.
Когда он задался вопросом о том, что собой представляет душа, Джордано решил посвятить этому ещё одно исследование. Не совсем ясно, как именно через эксперименты он хотел ответить на этот вопрос, но в процессе собственных действий он пришёл к выводу, что душа представляет собой метафизическое тело, которое наделено способностью передаваться от одного «сосуда» в другой. Как предполагают исследователи, этим Джордано делает отсылку к тому, что человек после смерти способен реинкарнировать.
Биография и жизнеописание
Джордано Бруно родился в городе Ноле (Nola) в 1548 году, который располагался неподалёку от Неаполя (Napoli). Когда будущий великий философ только родился, его нарекли именем Филиппо (Filippo). В те годы имена большое количество людей сочетали с местом их рождения, поэтому Джордано стали спустя некоторое время называть Бруно Ноланцем.
Семья Бруно состояла из отца, который был на тот момент наёмным солдатом, и матери-крестьянки.
Детство и юность
Когда Джордано исполнилось 11 лет, его семья отправила его в Неаполь для того, чтобы изучать такие науки, как литература, логика и диалектика. Мальчик окончил свою первую школу успешно, а после неё отправился на последующее обучение в монастырь святого Доминика (Monastero di San Domenico) – это произошло, когда он едва достиг своего пятнадцатилетия. Из-за чрезмерно общительного, дерзкого и неуёмного характера Джордано нередко вступал в словесные перепалки со старшими, что провоцировало многочисленные конфликты на разные темы.
В 1565 году Филиппо был пострижен в монахи, после чего и получил церковное имя Джордано. В Неаполе он провёл около десяти лет, после чего полноценно стал католическим монахом, и даже успел в 1568 году закончить первое сочинение под названием «Ноев ковчег» (arca di Noè). Этот труд он решил посвятить папе Пию V (Pius PP. V).
В возрасте 24 лет Джордано Бруно, провёл первую церковную службу. Свободные часы он проводил в местной библиотеке, которая располагалась при монастыре, изучая труды таких философов, как Аристотель (Aristotele) и Птолемей (Tolomeo).
Согласно Индексу запрещённых книг, который был издан в 1559 году, эти и некоторые другие философы находились в разделе литературы сомнительного содержания, поэтому священник Джордано нередко ловил на себе косые взгляды других монахов, а в особенности – настоятелей.
Многих его братьев настораживал тот факт, что Джордано выносит из своей кельи иконы и оставляет только распятие. По этой причине спустя некоторое время юноша решил покинуть монастырь, поскольку монахи стали почти напрямую говорить ему о своих подозрениях.
Через несколько лет он получает титул учёного, который даёт будущему философу право читать лекции.
Период странствий
Для того чтобы не накликать на себя преследования и вытекающие из них неприятности, Джордано уехал сначала в Рим (Roma), а спустя некоторое время он решил перебраться ещё дальше, на север Италии. Но и там философ надолго не задержался. Бруно покидает страну в конце 70-х годов XVI века и уезжает в Швейцарию.
Далее философ сделал местом своего пребывания Лондон, но через несколько лет он решил перебраться в Оксфорд. Однако у Джордано возник небольшой конфликт с местными преподавателями, и это положение принудило его снова приехать в столицу Великобритании.
В этот же период, в 1584 году он издаёт один из крупнейших и знаменитых трудов под названием «О бесконечности вселенной и мирах» («sull’infinito dell’universo e dei mondi»).
В последующие годы, несмотря на то что Джордано пользовался поддержкой английских властей, он вновь был вынужден оставить обжитое место. Философ перебирается во Францию, поскольку здесь также является почитаемым деятелем, в частности, он пользовался покровительством французского посланника Мишеля де-Шатонеф-де-ла-Мовисьера.
Однако на территории Франции философ не задержался надолго. Практически сразу после своего прибытия в эту страну, он перебирается в Германию. Оттуда уже направляется в Марбург, но даже здесь ему всё равно запрещается читать лекции. Джордано Бруно в то время понимал, что тучи над ним постепенно начинают сгущаться, так как вокруг почти каждый третий подозревал его в ереси.
В 1586-1588 годах он находится в Виттенберге, который в те времена называли колыбелью протестантизма. В этом городе Джордано получил право читать свои лекции, но спустя небольшой промежуток времени также пришлось его покинуть. Когда он уже собрался уехать из Виттенберга, то произнёс свою хвалебную речь, которая посвящалась Лютеру.
Взгляды Лютера были близки Джордано, он постоянно восхищался ораторскими способностями этого молодого человека, полагая, что тот получил их от другого не менее известного деятеля тех времён – Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola).
Джордано в последующие годы сменял город за городом. Он жил в Праге, Гельмштедте и Цюрихе и Франкфурте-на-Майне. Только в конце века ему удалось вернуться на Родину.
Божественная природа
В своих философских убеждениях Джордано Бруно был последователем Николая Кузанского, высказывая явные пантеистические идеи: о бесконечности Бога, присутствующего во всем, о природе, являющейся «Богом в вещах». С его точки зрения, цель философии — не познание Бога, а познание природы. Описывая учение Бруно, исследователи иногда используют термин «гилозоизм» (греч. живая материя). Это представление о том, что вся окружающая нас материя является одушевленной — ведь в ней присутствует божественное начало! А бесконечность Вселенной связана с бесконечностью существования Бога.
Имеются сведения и о том, что Бруно увлекался мистическими учениями: так, он часто упоминает имя Гермеса Трисмегиста — мифического мудреца, учение которого, составленное из философии, магии и астрологии, категорически не одобрялось католической церковью. При этом, споря с оппонентами, Бруно приводил научные доводы, основанные на расчетах и наблюдениях. Правда, сам он был скорее талантливым и харизматичным лектором, нежели кабинетным ученым.
Усваивать и удерживать в памяти колоссальное количество информации Джордано Бруно помогало владение мнемоническими техниками — приемами запоминания информации, в основном путем ассоциаций.
Донос на Джордано инквизиторам написал венецианский аристократ Джованни Мочениго, который первоначально сам пригласил ученого к себе для обучения «искусству памяти» и риторике. В письме говорилось, что Бруно рассказывал «о своем намерении стать основателем новой секты под названием „новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они — ослы…». Впоследствии было еще несколько доносов. В итоге Джордано Бруно провел в тюрьмах более шести лет и, как «нераскаявшийся, упорный и непреклонный еретик», был 17 февраля 1600 года сожжен в Риме. Книги его были занесены в «Индекс запрещенных книг». В 1889 году на площади Цветов в Риме на месте казни был воздвигнут памятник с надписью на постаменте: «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжен костер».
Поделиться ссылкой
Пантеизм и иные идеи Бруно
Значительное место в философских воззрениях Джордано Бруно играл пантеизм, согласно которому бог хотя и является первопричиной мира, но сам не отделен от него, а напротив растворен в нем. Мир состоит из великого множества монад, которые соединяются и разъединяются между собой меняя свойства и формы. Бог в свою очередь представляет собой монаду монад.
В отличии от более ранних систем Бруно не считает, что монадам требует внешний источник движения, напротив движение является их неотъемлемой характеристикой. Вместе с бесконечностью божественной вселенной, Бруно воспевает бесконечные возможности человека, личности по познанию и освоению этой вселенной.
Замечание 1
Помимо философии Бруно уделял большое внимание вопросам развития памяти, посвятив этой теме значительное число своих произведений, в которых он раскрывает актуальные и по настоящее время мнемотехники, связанные с запоминанием через ассоциации и т.д. Кроме того, Бруно являлся и художественным деятелем, его перу принадлежит череда стихов и пьес обличительного содержания, в которых он высмеивает современные ему нравы католической церкви, а также отображает быт и нравы простого народа Италии
Кроме того, Бруно являлся и художественным деятелем, его перу принадлежит череда стихов и пьес обличительного содержания, в которых он высмеивает современные ему нравы католической церкви, а также отображает быт и нравы простого народа Италии.
Возвращение в Европу
В октябре 1586 года, вернувшись в Париж, философ издает курс лекций по «Физике» Аристотеля, а с середины 1586 года его скитания по Европе продолжаются. В некоторых городах философа встречает холодный прием, в других — относительно благоприятный, но конец всегда один — угрозы, преследования, запрет на участие в диспутах и чтение лекций.
За несколько лет в Германии Джордано жил и работал (или пытался найти работу) в таких городах как:
- Майнц;
- Висбаден;
- Марбург;
- Виттенберг;
- Франкфурт-на-Майне.
В 1588 году Бруно приезжает в Прагу, где пишет литературные сочинения на тему магии, но уже через год снова пытается продолжить свою деятельность в Германии и опять неудачно. В 1591 году Джордано возвращается в Италию.
О человеке
Положительный элемент – Дух – есть душа всех обособленных существ, душа каждого предмета. Это также важный пункт в философии Бруно. Вселенский дух индивидуализируется в каждом теле как его душа. Поэтому – говорит он – душа есть причина гармонии тел, а не результат ее.
Для Джордано Бруно оба элемента вечны: материя, которая производит чередующейся ряд тел, и дух, который индивидуализируется как душа. Через многие воплощения душа развивается в телах, которые становятся все более сложными и совершенными. Совершенство души есть цель прогресса, так как жизнь души есть жизнь человека. Грех заключается в отрицании, в отсутствии добра.
Чтобы выяснить, что его философия имеет сильную моральную базу, Джордано Бруно объясняет состав человека. Человек состоит из трех принципов, отражающих Три Ипостаси или модуса проявления Бога во вселенной. Человек думает и потому участвует в Божественной Субстанции, которая есть Мысль. Это есть высочайшая часть человека, зародыш божественного в нем. Человек чувствует и хочет: он отражает божественную волю или дух – формующий элемент. Дух индивидуализируется как душа, которая составляет в человеке положительный элемент. Частица мирового положительного элемента, вселенского духа, посредством своих высших способностей, душа может соединиться с мыслью или разумом. Посредством низших своих способностей – она соединяется со своим созданием – телом. Эта номенклатура не должна нас смущать. То, что Бруно называет мыслью, мы называем духом, а духом он называет вселенскую жизнь, которая, вливаясь в человека, становится его душою. Поэтому его троица не дух, душа и тело, а мысль, душа и тело. Он говорит, что душа должна стремиться вверх, к Мысли. Мы бы сказали, что душа должна стремиться к Духу. Идея та же, но названия разные.
Церковь говорила человеку: ты злой, испорченный, зарожденный и рожденный в грехе, на тебе гнев Божий, и спасти тебя может лишь божественная милость.
Бруно сказал человеку: ты божествен, по существу своему ты чист и добр, постигни свою собственную природу и начни подниматься до тех пор, пока ты станешь способным – проявить Бога, всегда пребывающего в твоем сердце.
Но как должен человек подниматься? Посредством своей воли, которая должна быть устремлена на мысль и которая должна стать хранителем и господином.
Научная деятельность и преподавание
В течение всего времени странствий Джордано Бруно неустанно ищет работу преподавателя, но на одном месте он никогда долгое время не находился
Такому раскладу было несколько причин: во-первых, философ своими несколько отличающимися от общепринятых положений взглядами привлекал к себе внимание властей, а во-вторых, он давал другим священникам и преподавателям повод для написания доносов
Как известно, такой подход к окружающему миру добром не кончается, поэтому Джордано славился своим потрясающим талантом при помощи пары фраз наживать себе врагов. Например, профессорам Оксфордского университета он любил представлять себя таким образом: «Я, Филотей (что обозначало, «друг Бога»), профессор чистой и безвредной мудрости, меня ненавидят лишь глупцы, но уважают и почитают учёные, знающие, что есть честность».
Хронология преподавания Джордано Бруно выглядит следующим образом:
- 1579 год. Джордано перебирается в Женеву, где он получает возможность преподавать и читать лекции. Однако в скором времени его начинают другие профессора подозревать в ереси, поэтому философ переезжает во Францию. За время своего пребывания в Женеве он успел нажить себе немало врагов среди кальвинистов.
- 1581 год. Джордано становится преподавателем в Сорбонском университете. Благодаря своей настойчивости и обаянию он заполучает расположение правящего монарха, Генриха III Французского. Король, как и его мать, Екатерина Медичи (Caterina Maria Romola di Lorenzo de Medici), увлекался магией, поэтому несколько эксцентричный и неугомонный нрав преподавателя из Италии был ему симпатичен. По этой причине Генрих способствовал благоустройству Джордано в своей стране. Однако надолго задержаться во Франции философу не пришлось, поскольку своей чересчур открытой деятельностью он вновь попадает под подозрения.
- 1583 год. Джордано переезжает на территорию Англии, начиная преподавать сначала в Лондоне, а затем и в Оксфорде. Он издает несколько своих произведений: «Пир на пепле» («Festa sulle ceneri») и «Изгнание торжествующего зверя» («Esilio della bestia trionfante»). Многочисленные конфликты и споры с другими профессорами вынуждают его покинуть Оксфорд и возвратиться в столицу. Там Джордано решает сделать попытку убедить приближённых ко двору людей в том, что взгляды Коперника во многом были недалеки от истины, однако его старания в конечном итоге оказались тщетными. При дворе его позицию поддержал только придворный врач Якова I. Но даже он открыто своего расположения не высказывает. По этой причине Джордано пришлось вновь скитаться по миру.
- 1585 год. Философ перебирается во Францию, где предпринимает попытки возобновить свою преподавательскую деятельность, однако Джордано ожидал очередной провал. Когда он почувствовал, что подозрения в отношении него начинают усиливаться, то решил, что для своей же безопасности стоит покинуть эту страну.
- 1586 год. Джордано перебирается на территорию Германии. Уставший от бесконечных скитаний, философ надеется, что здесь ему улыбнётся удача, и он сможет найти себе работу. Однако практически ни в одном университете Джордано не принимают. Только небольшой городок Марбург оказался к нему благосклонен, где философу предоставляют место преподавателя.
- 1586-1588 года. Пристанищем Джордано становится город Виттенбург. Это время можно назвать относительно спокойным, так как в течение него философ не вызывает практически никаких подозрений в отношении себя. Однако характер и нрав Джордано не могли позволить ему молчать о собственных взглядах на мир, которые сильно расходились с представлениями церкви, поэтому философ поспешно переезжает в Прагу.
- 1591 год. После очередных странствий по миру Джордано останавливается во Франкфурте, где публикует несколько своих серьёзных сочинений. За них он получает первый солидный гонорар, но задержаться в этом городе после столь масштабного прорыва для него нет никакой возможности. Поэтому странствующий монах принимает решение уехать обратно на Родину.
Джордано за всё время своих странствий проявлял такие черты, которые были чужды многим его современникам. Например, не воспринимал традиций, с которыми не мог смириться его разум. Философ был слишком прямолинейным, поэтому никогда не стеснялся высказываться в отношении других профессоров. В Оксфорде Джордано время от времени позволял себе называть своих коллег глупцами и недоумками.
Открытия
Как таковых открытий Джордано Бруно не совершал. Этот философ прославился тем, что пропагандировал учение Коперника, а также на его основе создал собственное представление о нашей планете и Вселенной в целом.
А также философ прославился в своё время тем, что не раз высмеивал деятелей католической церкви, потешался над Папой Римским. Во времена жизни Джордано Папа Римский считался (как и сейчас) наместником Бога на Земле, а это априори подразумевало, что всё им содеянное – правильно.
Однако прославленный философ был убеждён, что если бы ему задали вопрос, может ли Папа ошибаться, он ответил: «Конечно, Папа может ошибаться! Как простой человек в целом, так и плохой человек в частности».
Дуалистический взгляд на причины или начала
Философия Возрождения гласит – Бог есть начало мироздания. Джордано Бруно выражал основные идеи о первоначале иначе: изначальная причина и изначальное бытие едины в лице Всевышнего, но различны в природе. Объяснение — первопричиной является универсальный разум, воплощающий задумки природы, а первоначалом есть материя, подчиняющаяся разуму, интерпретированная им.
На момент рождения Солнечной системы мировым интеллекта в качестве первой идеи была выбрана материя не внешняя, а внутренняя. Это сделало ее одухотворенной, способной воспроизводиться в различные формы без помощи разума.
Натурфилософ понимал, что философия природы крайне сложна, непонятна для его современников, поэтому он кратко и доступно изложил ее основы в книге «О причине, начале и едином». Издание повлекло бурную реакцию аудитории – интерес образованного общества, пропагандированное изложение крамолы, так считала инквизиция.
завод
— Ars memoriae
— Из Умбрии Идеарум
— Cantus Circaeus
— Компендиосная архитектура
— Candelaio или Candelajo комедия
— Арс напоминание Тригинта Сигилли
— Explicatio triginta sigillorum
— Sigillus sigillorum
— Ценери ужин
— Причины, принцип и т. Д.
— Из вселенной l’infinito et Mondi
— Spaccio of the Beast Trionfante
— Кавалло Пегасео — Асино Чилленико
— От Гли герои Фурори
— Figuratio Aristotelici Physiciauditus
1586
— Диалог дуэта Фабрики Мордентис Салернитани
— Идиотские триумфаторы
— Сомни толкования с Инсомниуном.
— Centun et viginti articuli denatura et world перипатетические противоречия
— Animadversiones около Lampaden Lullianan
— Lampas triginta statuarum
— Lulliana комбинаторный делампад
— De progresu et lampade venatoria logicorum
1588
— Oratio valedictoria
— Camoeracensis Acrotismus
— De specierum scrutinio
— Articuli centum et sexaginta adversus huius tempestatis mathematicos atque Philosophos
— Из барвинка в жанре
1591
— Триплики минимо и менсура
— Номера и цифры монады
— Innumerabilibus, Immenso, и Infigurabili
— Из воображения, синьорум и идеарум композиции
Дата неизвестна
— Libri Physicorum Aristotelis объяснение
— Магия — Тезисы Максиа
— Математическая магия
— De rerum принципи и элементы и причины
— Луллианская Медицина
Догадки Джордано Бруно
Бруно развивал множество догадок, которые опережали эпоху и данные догадки могли обосновать лишь последующие астрономические открытия. Эти открытия строились на том, что звёзды, по его мнению, представляют собой далёкие солнца. Также Джордано Бруно предполагал, что существуют неизвестные в его время небесные тела в пределах известной Солнечной системы, о том, что во Вселенной имеется бесчисленное количество тел, которые подобны огромному Солнцу.
Замечание 1
Бруно, как философ, не первый задумывается о множественности миров и бесконечности Вселенной. До его смысловых высказываний такие же идеи выдвигали античные атомисты, эпикурейцы, Николай Кузанский.
Цитаты
Среди наиболее известных цитат Джордано Бруно стоит выделить следующие:
- «ревность влечёт за собой порой не только смерть или внутреннее разрушение того человека, который любит, но и нередко становится причиной убийства самого этого чувства. Особенно это проявляется в том случае, если любящий человек начинает негодовать. Негодование – это детище любой любви, и только через него любовь убивает саму себя»;
- «энтузиазм в чистом виде представляет собой любовь к миру и мечтания о прекрасном будущем, а при помощи этого чувства каждый из нас способен переворачивать и преобразовывать многие вещи внутри себя и в окружении себя. Каждый из нас получает шанс усовершенствоваться и улучшить мир»;
- «многие говорят о том, что я своими убеждениями желаю перевернуть мир. Но неужели так плохо перевернуть уже перевёрнутый мир?»;
- «любовь не имеет более близкого друга, чем ревность, но вместе с тем она не имеет и более близкого врага, ведь, никакое другое вещество не является более губительным для железа, как ржавчина, которая появилась однажды из негоже»;
- «обо мне будут верно судить только там, где в науке нет безумия, в суде нет насилия, а тирания не является олицетворением справедливости».
Бытие
Основная единица бытия является монада, деятельность которой включает в себя слияние телесного и духовного, объекта и субъекта. Высшей субстанцией считается «монада монад», или Бог. Как единое целое, данная категория будет проявлена во всём отдельном единичном — «всё во всём». Данные идеи Джордано Бруно оказывают значительное влияние на развивающие ноты в философии Нового времени.
Идеи единой субстанции в её отношениях к единичным вещам разрабатывается Спинозой. Идеи монады рассматривались Лейбницем, идеи единства сущего и «совпадения противоположностей» просматриваются в диалектике Шеллинга и Гегеля.