Русская философия

Русская философия — история, принципы, основные идеи

Введение

Многовековая история философии в России является неотъемлемой частью мирового историко-философского процесса.

Отечественная философия, прошедшая своеобразный путь развития, отразила культурно-историческое развитие нашей страны. На русскую философскую мысль, возникшую позже, чем в соседних странах, оказало сильное влияние сначала византийская и древняя мысль, а затем западноевропейская философия.

Русская философия как особая сфера интеллектуальной жизни общества сформировалась сравнительно поздно. По словам выдающегося русского мыслителя Г. Шпета, история нашей философии «началась с Петра I, но прошла в неясности общественного философского сознания». Только к концу второго века после того, как Петр начал светить, одинокие и одинокие вершины стали светить золотым светом, умы стали просыпаться и рассеиваться, чтобы работать. Это история русской философии. Ковчег, вероятно, слишком категоричен в отказе русской культуре в философском статусе до 18 века. Нет сомнений в том, что русская философская мысль существовала до Петра I, но она органично переплеталась с другими выражениями мировоззрения. Философские идеи были включены в древние летописи и литературные произведения, а русская живопись (особенно иконопись) была удивительно философской. Но только в XVIII веке философия появилась в России как своеобразная форма интеллектуального познания мира. К тому времени западноевропейская философия уже имела богатое прошлое, включавшее в себя великую древность и совершенный средневековый схоластизм, а также гимн человеку и его духу, написанный мыслителями эпохи Возрождения и идеи Просвещения. Россия создала свою оригинальную философскую традицию, но не могла не следовать ей. Многие идеи и темы в русской философии были заимствованы, но русская философия в целом не осталась преемницей, а сумела создать ценную смесь свободного и самобытного творчества и традиций философского мировоззрения.

Введение

Вся философия — это мировоззрение, совокупность самых общих представлений о мире и месте человека в нем. Но это не значит, что каждое мировоззрение — это еще и философия.

Термин «мировоззрение» шире, чем термин «философия». Это значит, что первая включает в себя вторую. Она включает в себя и другие виды мировоззрения — мифологическое, художественное, религиозное и др.

Начальный период русской философии 9-12 веков.

Этот этап называется по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия доперинского периода. Русская философия этого периода по своему типу очень близка к западноевропейскому средневековью с его религиозной направленностью. Его особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и переплетение в ткани религиозного мировоззрения. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри.

Несмотря на общее единство этого философско-исторического типа, в его рамках можно выделить более конкретные периоды; 12-17-е — процесс зарождения древнерусской философии; 18-е — период ее расцвета; 19-е — начало постепенного вытеснения средневековой философии новой европейской.

Русская философия с самого начала отличается своей связью с мировой философией, но в то же время имеет свою специфику. Она зародилась на Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, который начался с крещения Руси в 988 году.

Русская философия впитала в себя идеи древней, византийской и древнебулгарской мысли в христианизированной форме. В то же время, с самого начала она использовала свою собственную письменность, созданную в 9 веке Кириллом и Мефодием. Характерной особенностью развития русской философии является то, что она проходит через развитие всей русской культуры.

Русское просветление

Русское Просвещение охватывало период с середины XVII века до первой трети XIX века и вплоть до Декабристского восстания. Была создана светская философия. Среди русских педагогов следует упомянуть имена Ф. Скориной (1490 — 1551), А. М. Курбского (1528 — 1588), М. Смотрицкого (1577 — 1633), Ф. Прокоповича (1681 — 1736), В. Н. Татищева (1686 — 1750) — идеологов «научной дружины» Петра I.

Классический период Русского Просвещения отмечен колоссальной фигурой М.В. Ломоносова (1711-1765), который доказал свое превосходство над философскими идолами Запада, защитив деизм и теорию двойной истины, он был первым русским, кто построил «храм мудрости» и науки. Он не сводил знания о природе к чисто эмпирической систематизации объектов и явлений внешнего мира, а основывал их на теории, логическом обобщении, которое позволило ему построить материалистическую философию природы. Материя была вечной и несокрушимой. Природа совершенно проста, изначально созданная во всей своей полноте, и развивается на основе естественных законов. Ломоносов составил правила «изобретения» вымыслов, его теория воображения глубоко раскрыла причины ошибок в научном знании и выявила истоки эстетического отношения к реальности. Он преодолел односторонний гносеологический гносеологический менталитет западноевропейской философии, потому что не считал духовность всеобъемлющим единством веры, истины и красоты.

Эпоха Позднего Просвещения — время концепций социального развития С.Е. Десницкого, Я.П. Козельского, Д.И. Фонвизина, М.М. Щербатова, А.И. Галича. Ода свободы» и книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1749-1802) — основоположники радикально-демократического течения русской мысли. Их антимонархическая программа, философия Просвещения общественного договора, сила закона и «буржуазное блаженство», связанное с отменой рабства, являются основой их социальной философии. Радищев создал уникальную традицию русской философской антропологии, ключ к которой он видит в «правиле подобия»: все, что можно сказать о животных, можно сказать и о человеке.

Первый период русской философской мысли

Русское средневековье длилось почти восемь веков: от «призвания варягов» в 862 году до избрания на престол династии Романовых (1613 год). Духовной и идеологической санкцией феодальной системы было христианство. Это вывело Россию из идолопоклонства и открыло путь к «оригинальной мудрости». Это было время «накопления духовных сил, а не духовного сна», и поэтому оно не могло просто исчезнуть, чтобы быть забытым перед лицом европеизации. Патриотическая древность долгое время оставалась главным источником и опорой русского национального самосознания и духовности. Первым толчком к возникновению русской философии стало принятие христианства, обращение к греческому патриотизму (Василий Великий, Григорий Нисский и Иоанн Дамаскин) и его специфическое присвоение в традиции Кирилла и Мефодия. Кирилл Философ сблизил философию с моралью и этикой. По его мнению, Бог в равной степени благосклонно относился ко всем людям с одинаковой способностью к самосовершенствованию, помещая их между ангелами и животными. Наряду с патриотическими трактатами, философские идеи вошли в Русь как часть всевозможных исторических летописей и нравоучительных сочинений («Пчела», «Палея Толкова» и др.). Киевская Русь (IX — начало XII вв.) изучала раннехристианскую и византийскую литературу, библейские книги, жизнеописания и апокрифы. В XI веке развивалась оригинальная литература. Среди основоположников русской философии были видные мыслители и авторы книг — киевский Иларион (XI в.), Никифор Греческий (конец XI — середина XII в.), Климент Смолятич, Кирилл Туровский (конец XI — середина XII в.); их интеллектуальные устремления нашли свое окончательное выражение в методологии московского иосифлианства (XV — первая треть XVI в.).

С другой стороны, язычно-волховское противостояние христианству служило социальной основой для проникновения всеобщей христианской ереси на Русь, что сильно стимулировало развитие «первоначальной мудрости» на древнерусской земле. Апологеты восточного христианского мистицизма Симеон Нового Богословия (942-1022), Григорий Синай (ум. в 1346 г.) и Григорий Палама (ум. в 1358 г.) много сделали для формирования древнерусских «подвижников». Симеон был сторонником аскетизма и «духовного делания», и он учил о «свете Табора», который обитает в человеческой душе и реализуется в уединении и тишине (исихии). Паламы выступали за абсолютное противостояние между божественным и светским и отвергали рационализацию богословия. Арианство и Богомилизм оказали большое влияние. Последний возвеличивал сотворение мира дьяволу, считал, что все земное служение против Бога, и говорил против мирской власти, угнетения и эксплуатации. Стригольники исповедовали обряд поклонения земле, которому приписывалась способность прощать грехи. Феодосий Кошер (XVI век) отрицал Божественность Христа и утвердил равенство всех людей и народов.

Ереси привнесли в церковь дух соперничества и раздоров. В конце XVI века духовенство раскололось на иосифлян (основатель — Иосиф Волоцкий (1439-1515)), продолжавших традиции религиозного рационализма, и несторианских священников, сосредоточившихся на наследии Византийских Исихастов. Нил Сорский (1433-1518) выступил против монашеского имущества и предложил отказаться от украшения храмов.

Иосифлянизм, отвергнув идею подражания Христу, разрушил средневековый канон мысли, заменил веру разумом и руководствовался простой идеологической целесообразностью в отношении религии. В первой половине XVI века псковский старший Филофей выдвинул идею о том, что Москва — это третий Рим. Вершиной развития иосифляндской теории стали взгляды Ф.И. Карпова и И.С. Пересветова на государственную власть Ивана Грозного.

Перспективы европеизации России, а также аннексия Украины к России (1654 г.) и проведение церковной реформы привели к церковному расколу в середине XVII века. Аввакум Петров (1621-1682), фанатик древней веры, выступал против распространения светского образования, защищал патриархальную национальную культуру. Восстановленное «древлеотеческое благочестие» на «греческом пути» патриарха Никона (1605-1681).

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. — М.: Торговая компания «Велби», Издатель проспектов, 2004.
  2. Митрошенков О.А. 2. митрошенков О.А. Философия. — М., 2003
  3. Спиркин, А.Г. Философия, М.: Гардарики, 1998.
  4. Сто великих имен философии, М.: Слово, 1997.
  5. Философия, М.: юрист, 1997.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Реферат на тему: Окружающая среда и здоровье человека
  • Реферат на тему: Рынок труда и заработная плата
  • Реферат на тему: История развития менеджмента
  • Реферат на тему: Банковская система
  • Реферат на тему: Процесс организации здорового образа жизни
  • Реферат на тему: Стратегическое планирование
  • Реферат на тему: Философия русского космизма
  • Реферат на тему: Формы занятий физическими упражнениями
  • Реферат на тему: Философия как наука
  • Реферат на тему: Понятие и виды рабочего времени

Список литературы

  1. Алексеев А.П., Л.Е. Яковлева. Философия в вопросах и ответах. 2009.
  2. Маслин М.А. редакторы. История русской философии. 2009.
  3. Орлов С.В. История философии. Короткий курс. 2007.
  4. Е.В. Ушаков. Введение в философию и методологию науки. 2004.
  • Реферат на тему: Эстетическое отношение человека к миру
  • Реферат на тему: З. Фрейд: сознание, бессознательное и поведение человека
  • Реферат на тему: Выработка личного мировоззрения, которая обусловлена изменениями в современном мире, связанными с возникновение информационного общества
  • Реферат на тему: Учение Платона о бытии, душе и познании
  • Реферат на тему: Ход развития средневековой философии
  • Реферат на тему: Структура, основная проблематика сочинения Конфуция (Суждения и беседы)
  • Реферат на тему: Социальная динамика и теория длинных волн Н.Д. Кондратьева
  • Реферат на тему: Общий ход развития средневековой философии
  • Реферат на тему: Пифагорейский союз. Учение о числе и гармонии
  • Реферат на тему: Дуализм Рене Декарта
  • Реферат на тему: Теория возникновения жизни на Земле
  • Реферат на тему: Историческая школа права

Тенденции русской философии в 19 веке

«Славофилизм» и «вестернизм»

Еще одним очень важным моментом в развитии русской философии стала борьба между «вестернизмом» и славянофилизмом в интеллектуальной жизни российского общества.

Историческая судьба России опровергает схемы, проводящие жесткие границы между культурно-историческими пространствами Запада и Востока. Евразийское положение страны приобрело символическое значение для национальной идентичности. Борьба «вестернизма», в начале которой стоял П. Чадаев, и славянофилизма, связанного, прежде всего, с именами А. Хомякова и И. Киреевского, стала постоянным определяющим фактором развития русской философии и культуры. Призывы «Запада» связать Россию с плодами западной культуры и цивилизации, взять европейскую модель развития для нашей страны порой принимали крайние формы отрицания ценности всего русского, пренебрегая прошлым страны. Эта крайняя вестернизация (которая, к сожалению, продолжается и по сей день) во многом работала «с противоположной стороны» и породила свое обратное, славянофильское представление об уникальной идентичности России, ее особом историческом пути и судьбе. Существовали два взаимовлияющих полюса русской культуры.

Спор между жителями Запада и славянофилами поставил вопрос о том, как различные культурные традиции соотносятся друг с другом. Критика Запада со стороны славянофилов во многом была протестом против евроцентристской идеологии, которая ограничивала разнообразие духовного опыта человечества и постулировала схему прогресса западной цивилизации как единственно возможную модель исторического развития. Именно славянофильское движение выдвинуло так называемую «русскую идею» — идею особой исторической миссии России. Логика аргумента была примерно следующей: Россия — это не Восток и не Запад, она сложным образом сочетает в себе и то, и другое. Таким образом, она может играть роль силы, объединяющей человечество.

Следует отметить, что подход к славянофилам как реакционным националистам (а сегодняшнее «возрождение» славянофильства в карикатурной форме национального самоуспокоения и исключительности), давно преобладающий в литературе, необоснован: славянофилы были привержены идеалу единства общечеловеческой духовно-нравственной традиции, пожалуй, больше, чем «западники», которые ограничили царский путь цивилизации европейскими путями.

Идеологическое столкновение двух подходов к объяснению исторического процесса способствовало разработке конкретных тем в русской философии. Это проблема «Восток — Запад», интерпретация смысла западноевропейской и русской истории, попытки поднять и решить «славянский вопрос», обоснование «русской идеи» и др. Многие из упомянутых вопросов актуальны для современного общества. Видимо, в споре между «западниками» и славянофилами дело еще не поставлено, хотя сейчас оно приняло форму дискуссии о различных путях реформирования общества.

Современные течения в русской философии

В современной русской философии наблюдается разнообразие течений и направлений. Постмодернизм и постструктурализм получили широкое распространение в российской интеллектуальной среде. Они ставят под сомнение всеобщие истины и исследуют множественность смыслов и интерпретаций.

Феноменология и экзистенциализм также играют важную роль в современной русской философии. Философы рассматривают человеческую субъективность и индивидуальное существование в контексте мира и общества.

Развитие философии и науки также является одной из важных тенденций в современной русской философии. Философы и ученые исследуют взаимосвязь между философией и наукой, ставят под сомнение традиционные представления о познании и истине.

Влияние русской философии на мировую культуру

Русская философия оказала огромное влияние на различные аспекты мировой культуры. Литература и философия тесно связаны в русской культуре. Русские писатели, такие как Федор Достоевский и Лев Толстой, воплощали философские идеи в своих произведениях, создавая уникальные литературные шедевры.

Русская философия также оказала влияние на политическую и социальную мысль. Идеи русских философов о свободе, справедливости и равенстве стали основой для многих социальных и политических движений. Они влияли на формирование политических систем и идеологий.

Влияние русской философии можно также отметить в искусстве и музыке. Русская музыка, такая как произведения Петра Ильича Чайковского и Сергея Рахманинова, отражает глубокие эмоции и философские идеи.

Особенности философии 19 века

19 век по праву называется «золотым веком» русской философии. Это был классический период в истории русской философской мысли, эпоха универсализма (разнообразия) в ней (западники и славянофилы, радикалы и либералы, популисты и социалисты, крестьянские и буржуазные философы, демократы, идеалисты и материалисты, религиозные православные и реформаторы).

В это время философская мысль развивалась в основном в рамках вымысла. Философия и литература XIX века сформировали в высшей степени оригинальный и неразрывный синтез, ставший прочной традицией национальной интеллектуальной культуры.

Русская философия — это философия предупреждения. Его лейтмотивом является моральное вето против любого «прогресса», любого социального проекта, если они рассчитаны на принуждение и насилие над человеком.

Проблемная область русской философии 19 века разделена на три относительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы:

  • сфера познания («вера» — «знание»)
  • сфера действия («аполитизм» — «революционизм»)
  • Сфера морали («альтруизм» — «эгоизм»).

В каждой из этих сфер существует альтернативная ориентация на определенный идеал:

  • В сфере познания это идеал рациональности или духовности (определяемый наукой или религией).
  • в сфере действия (социальной) это идеал социализма: монархия или демократия (либерализм, социализм, анархия)
  • в сфере морали — идеал человека, определяемый
  • с помощью определенных форм коллективизма — государства, нации, общины, церкви;
  • личностными качествами — человеческой природой, нравственным смыслом, рациональностью.

Русская философия XIX века предстает в виде разнообразных философских доктрин, организованных вокруг двух полюсов:

  • Философия тотальности (коллективизм, целостность).
  • Философия индивидуальности.

В результате идеологического поиска путей развития России в середине 80-х годов 19 века в русской философии сформировались два мощных направления:

  • Русский религиозный ренессанс конца 19 — начала 20 веков.
  • русский марксизм.

В середине 80-х годов 19 века Народное собрание распалось из-за разочарования масс своими идеями. Из него вышли первые русские марксисты. Марксизм изначально привлекал людей самых разных ориентаций, от промышленных пролетариев до университетских профессоров: всем им казалось, что истина была найдена, и социализм превратился из популистской утопии в реальную теорию.

Православный марксизм. Появление марксизма в России связано с творчеством Георгия Валентиновича Плеханова (1858-1918).

  • Большую часть своей работы он посвятил философским, эпистемологическим и социологическим аспектам материалистического понимания истории, полагая, что эта теоретическая конструкция является, прежде всего, центральным стержнем марксистской доктрины;
  • сделали первые попытки научного социального прогноза;
  • определил основы религиозного и эстетического мировоззрения;
  • предложила диалектико-материалистическую модель революционных процессов в социальной сфере;
  • разработал доктрину о роли масс людей и личности в истории.

Общее понятие

Славянское идеологическое наследие является частью всемирного мировоззрения и культуры, особенностью русской философии считается национальная независимость и неповторимость. Концепция не опиралась в развитии на античные понятия, а только позаимствовала некоторые культурные элементы. Русичи не читали труды византийских мудрецов в оригинале из-за незнания греческого языка и латыни. В это же время Запад имел в распоряжении целые классические системы, готовые идеи, термины и понятия.

Характеристики философии:

  1. Русская идеология развивалась с учетом христианства. Это означает, что все мыслительные произведения создавались на религиозной почве, хотя цензором в России выступала не церковь, а государство.
  2. Ведущей идеей трудов проходила линия народа и его исторической судьбы. Тема подразумевала становление русской философии в истоке и оставалась актуальной во все этапы периодизации.
  3. Историческое значение приобрела философская мысль о судьбе человека и смысле бытия. Личность являлась тотальной основой жизни, несущей в себе решение загадок макрокосмоса. Отечественная идеология (мы, а не я) отличалась от западной специфики, где по традиции человек рассматривался в качестве индивидуальности.

Русское мировоззрение занималось темой постижения мира только по отношению к личности. Проблемы обоснования существования бога сводились к тому, что человеку это не нужно, так как достаточно веры

В философии уделялось внимание формированию нравственности, рассуждения приводились в направлении развития добродетельности и целомудрия. Самобытная идеология имела практическую ориентацию и тесно связывалась с культурой.

Особенности русской философии

Русская философия находится в центре многих дискуссий. Изучая социокультурные основы цивилизационного процесса, раскрывается великая жизненная сила интеллектуального и, в частности, философского наследия России.

Есть две формы философской рефлексии: чисто теоретическая, основанная на сугубо научных принципах, и нравственная. Русская философия чаще всего выступает в последней форме. Она всесторонне обобщает целостный опыт духовного и практического присвоения бытия. Поэтому содержание русской философской мысли неотделимо от религии, литературы, политики.

Вклад русской философии в мировую культуру определяется оригинальными решениями антропологических, этических, историософских проблем, целенаправленной критикой европейского рационализма и индивидуализма, переработкой и синтезом византийской средневековой традиции и достижений европейского Просвещения.

На основе критики Нового европейского рационализма в русской философии возникла новая парадигма философской мысли, связанная с идеей соборности, духовного синтеза, отражающая единство пространства и человека, материальной и духовной жизни, практики и созерцания, нравственно-эстетических образов бытия и познания, личности и общества. Особым отражением этих особенностей является «Русская идея», объединившая идеи об оригинальности исторической судьбы и культуры России и ее мессианской роли, связанной с уникальным вкладом России в европейскую и мировую культуру.

У русской философской мысли есть определенные общие черты.

Во-первых, отечественная философия тесно связана с общественно-политической деятельностью, художественным и религиозным творчеством. Отсюда и публицистический характер многих философских произведений, авторами которых были общественные деятели, писатели и ученые. Философское значение имело также визуальное искусство — средневековая иконопись (так князь Е.Н. Трубецкой называл «спекуляцию в красках»), а позднее — русский авангард начала XX века (Кандинский, Малевич, Филонов). В то же время доля институционализированной мысли в русской философии была незначительной — университеты и подобные им церковные учебные заведения создавались только в эпоху Просвещения; преподавание философии неоднократно ограничивалось или даже запрещалось. В результате российская философия приобрела такое качество, как диффузия, а это значит, что она лишь пронизывает всю интеллектуальную культуру, а не формально изолирована от нее, как это часто бывает в Европе.

Во-вторых, русская философия не занимается конкретно теоретико-познавательными проблемами, познание становится объектом изучения в связи с проблемами бытия — это рассматривается как онтологизм русской философии.

В-третьих, особое внимание уделяется проблеме человеческого бытия, в этом отношении русская мысль антропоцентрична. В-четвертых, проблема человека тесно связана с социально-историческими вопросами, такими как значение истории и место России в мировой истории

Русская философия историофильна

В-четвертых, проблема человека тесно связана с социально-историческими вопросами, такими как значение истории и место России в мировой истории. Русская философия историофильна.

В-пятых, русская философская мысль этически ориентирована, что выражается в нравственном и практическом характере решаемых ею проблем и в большом внимании к внутреннему миру человека.

В целом русская философская мысль неоднородна, вышеуказанные особенности неравномерно представлены в учениях разных мыслителей.

Следует помнить, что некоторые исследователи выделяют оригинальную русскую философию в рамках русской философии, которая по существу является религиозной и мистической. По мнению А.Ф. Лосева, «русская оригинальная философия — это постоянная борьба между западноевропейским соотношением и восточнохристианским, конкретным, богочеловеческим логотипом».

В истории русской философской мысли есть несколько периодов:

  1. философская мысль Древней Руси (подготовительный период) — XI — XVII вв;
  2. философия Просвещения (XVIII — начало XIX вв.);
  3. развитие оригинальной русской философии (вторая треть XIX — начало XX вв.);
  4. послеоктябрьский период (большая часть XX века).

Постсоветская форма мышления

В годы социализма идеология развивалась на основе сочетания сознания и материи, а практическим методом признавалась диалектика. Структура философии делилась на концепцию природы и материализм. Природа в виде объективной реальности рассматривалась как вечное проявление во времени и пространстве. Сознание воспринималось в форме элемента высокоорганизованной материи.

Философия в постсоветский период угодила в ситуацию неясности после снятия идейных запретов коммунистического строя. Получила развитие та часть наследия, которая в результате изоляции советской философией искусственно подавлялась. Стала формироваться и прогрессировать культурология, политология, антропология, религиоведение.

Заключение

Особенность развития философии в России в основном связана с тем, что здесь меньше места уделяется проблемам гносеологии, знаниям вообще и т.д., а на первый план выходят социальноантропологические и морально-религиозные проблемы. Это помогает объяснить факт тесного переплетения литературы, журналистики и философии в России. Это также дает толчок развитию социально-антропологической философии, которая занимается смыслом жизни, местом человека в обществе и истории, путями развития истории.

По мнению многих исследователей (упомянуть только такие имена, как В.В. Зенковский (1881-1918)), время появления философии в России в ее современном значении также является временем ее развития. Можно сказать, например, что Зенковский (1881-1962), А. И. Введенский (1856-1925), Е. Л. Радлов (1854-1928), Г. Г. Шпет (1879-1937), A. F. Лосев (1893-1988)) можно считать 1755 годом, когда был основан Московский университет — то есть эпохой Просвещения. Однако это не означает, что до этого времени в России отсутствовала философия. В развитии русской философии можно выделить следующие этапы.

«Подготовительный период» или «пролог» — XIV-XVIII века. Философ этого периода осознает свои мысли в своих поступках и поведении. Он знает правду, он ее понял. Это отличает его от обычных людей и вызывает в последнем всевозможные чувства, от восхищения до гнева. Наиболее выдающаяся фигура до XIX века — Сковорода (1722-1794), которая в рамках христианской философии поднимает общие философские проблемы гносеологии, антропологии, метафизики и этики, и в то же время указывает пути свободной философии, отдельной от религии.

Период до 70-х годов XVIII века характеризуется развитием светской культуры в России под влиянием европейского Просвещения и связан с развитием социальных доктрин. В этот период жили и творили такие мыслители, как Татищев, Щербатов, Новиков, Радищев, в творчестве которых доминировали социальные и моральные вопросы.

М.В. Ломоносов (1711-1765) появляется и в этот период, с одной стороны, как выдающийся ученый и естествоиспытатель, а с другой — как поэт и религиозный мыслитель.

Период конца XVIII — XIX вв., который А.И. Введенский называет временем «царствования немецкого идеализма», характеризуется самым бурным развитием философии в России. В это время, под влиянием церковных академий, христианская философия продолжала развиваться, а под влиянием Московского университета — светская философия. После войны 1812 года в Москве появились философские кружки, а также такие мыслители, как В.Ф. Одоевский и П.Я. Чаадаев. Обсуждение перспектив развития России перерастает в философскую дискуссию западников и славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы). Философия Гегеля, применяемая в российских условиях, развивается и интерпретируется возникающими гегелевскими философскими кругами, развивающими социальные аспекты немецкого идеализма (Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский).

А.И. Герцен был создан в этот период. Такие философы, как Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, работают под влиянием позитивизма и марксизма.

В философии XIX-XX веков на Руси преобладают идеи марксизма (Г.В.Плеханов, А.А.Богданов, В.И.Ленин), в этот период создается философия диалектического и исторического материализма.

Заключение

Таким образом, русская философия — серьезный феномен в философском мировоззрении. Возникнув гораздо позже западноевропейской философии, русская философия, тем не менее, сохранила свою оригинальность и независимость.

Можно выделить следующие особенности русской философии в целом:

  • Сильное воздействие религиозных влияний, особенно православия и язычества;
  • Философские мысли выражаются через художественное творчество, литературную критику, журналистику, искусство;
  • Целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельными проблемами, а целым комплексом актуальных проблем;
  • Большое значение имеют проблемы морали и этики;
  • Конкретность;
  • Прозрачность и широкая циркуляция среди масс.

Русская философия в процессе своего развития прошла через несколько периодов. Наиболее плодотворными были 19-й и начало 20 века — период понимания многих социальных и общечеловеческих проблем, формирования своеобразного философского взгляда на общественную и духовную жизнь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: