Реферат на тему: русская философия xix — xx вв

Введение

История русской философии — одна из важнейших составляющих нашей культуры. Многолетняя история философской мысли в России — неотъемлемая часть общего историко-философского процесса. Она сформировалась намного позже, чем в других странах, и в результате русская философия испытала значительное влияние сначала античной и византийской, а затем западной философской мысли. В свою очередь, русские мыслители внесли значительный вклад в развитие мировой духовной и интеллектуальной традиции, смогли выработать свой особый стиль философствования, максимально приблизив философию, науку, религию и литературу.   

Русская философия универсальна по своему содержанию — в ее поле зрения рассматривается широкий круг различных тем и вопросов. Говоря о его содержательной сфере, нельзя не отметить важную роль социальных проблем. При этом, пожалуй, вряд ли мы найдем в мире национальную философию, которая уделяла бы столько внимания судьбе нашей страны, как и российской. Как охарактеризовать происходящие в России внутренние процессы, что ее ждет в будущем и какие меры следует принять в этом направлении? Вот ключевые проблемы, которые решили мыслители разных направлений.     

Вместе с тем проблемы человека, его судьбы, его места в обществе всегда были в центре внимания русской философии. Пытаясь понять, найти цели и смысл жизни одного человека, русские мыслители стремились понять цели и смысл истории человечества. Естественно, что проблемы теории познания и проблемы природы исследовались и нашими учеными, однако главным стержнем русской философии всегда был человек, поиск единства всех сторон его жизни, всех порывов его дух. Все вышеизложенное определяет несомненную актуальность нашей работы.    

Пути развития России в ключе дискурса славянофилов и западников

В 40-х годах XIX в. Начались споры о путях развития России, которые продолжались до 80-х гг. Славянофилы выступили с обоснованием особого пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского. Область теоретических интересов славянофилов определялась задачей выявления самобытности русской истории, ее национальной исключительности. В своем понимании особенностей мировоззрения и исторической миссии славян они опирались на тезис о внутренней ценности и самодостаточности русского национального сознания и культуры. В сфере политической жизни русское национальное сознание наиболее адекватно выражается в монархии. Эти идеи получили распространение в творчестве К.С. Аксаковой, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова.          

Западничество как идейное течение восходит к философии П.Я. Чаадаева. В целом для нее характерны европейская ориентация мысли, интерес к западноевропейской философии и борьба за перевод России на путь европейской цивилизации. По характеру социальной ориентации западничество неоднородно. Частично это было радикальное направление (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев). Однако большинство принадлежало к либеральному направлению.      

После Чаадаева тема самоопределения России и поиска ее места в системе Запад-Восток стала одной из важнейших в общественно-политической и философской мысли России. Возникли два основных течения: западники и славянофилы. 

Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы) считали, что у России свой путь развития. У русского народа свои жизненные ценности: Православие с его духом соборности и святости и крестьянская община, основанная на коллективизме и взаимопомощи. В отличие от русской культуры, европейской культуре свойственны индивидуализм, эгоизм, рационализм, мещанство и культ посредственности. Славянофилы критиковали Петра I за то, что он повел Россию по ложному пути и поработил всех во имя государства. Они настаивали на необходимости отмены крепостного права и верили в великую миссию русского народа — именно Россия призвана спасти западную цивилизацию от буржуазного разложения и бездуховности.       

Западники (В.Г. Белинский, В.П. Боткин, А.И. Герцен, Т.Г. Грановский, Н.П. Огарев, К.Д

Кавелин и др.), Напротив, были убеждены, что России придется идти по тому же пути, что и Запад. Россия отстала от Западной Европы, стала законсервированной и теперь вынуждена наверстывать упущенное. Особого уникального исторического пути здесь нет. Они одобряли признаки буржуазного общества, появившиеся тогда в России, и положительно оценивали деятельность Петра Великого по европеизации страны. Западная культура привлекала их прежде всего гуманизмом и либерализмом: идеей свободы, достоинством личности, жаждой справедливости. Они критиковали деспотическое автократическое правление и невежество народа. Россия должна овладеть западными ценностями и стать нормальной цивилизованной страной. Они скептически или отрицательно относились к исторической роли Православия и не видели в нем основы для будущего развития России. Основное внимание было уделено общественно-политическим вопросам. Стремление славянофилов к возрождению народного быта, обычаев, традиций считалось карнавалом.            

Общим для этих течений является попытка провести такой путь развития России, который отвечал бы национальным интересам России, выводил страну из отсталости и поднимал на уровень решимости не только свои собственные. Но есть и общие человеческие проблемы. Славянофилы и западники решили общую проблему, но предлагали разные пути и средства. У них была одна любовь к России, но не та (А. И. Герцен).      

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия; исследование. — 3-е изд., Перераб. И доп. — М.: Уэлби Т.К., Издательство Проспект, 2009. — 608 с.       
  2. Василенко Л.И. Введение в русскую религиозную философию. Лекционный курс. — М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2006. — 426 с.   
  3. Задорин В.В., Кравцов М.Ю. Философия: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — 52 с.  
  4. Зенковский В. История русской философии. — М.: Рарити, 2002. — 800 с. 
  5. Канке В. А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. — М.: Университетская книга, Логос, 2005. — 288 с.  
  • Реферат на тему: Философия Рене Декарта
  • Реферат на тему: Уровни научного познания: Критика редукционистских концепций
  • Реферат на тему: Формационная теория Карла Маркса
  • Реферат на тему: Экзистенциализм А. Камю и Ж.П. Сартра
  • Реферат на тему: Дедукция: сущность, правила и виды дедуктивного вывода
  • Реферат на тему: Проблемы современной экономической социологии: социология труда
  • Реферат на тему: Человек как тело и дух
  • Реферат на тему: Н. Бердяев как родоначальник экзистенциализма и персонализма
  • Реферат на тему: Теория морали И. Канта
  • Реферат на тему: Техническое наследие античности в трактате Марка Витрувия Десять книг об архитектуре
  • Реферат на тему: Я и Ты в философии Л.Фейербаха. Сущность человека и этика любви
  • Реферат на тему: Эпоха Просвещения как результат развития идеи рационализма и свободомыслия

Заключение

Культурно-историческое развитие России и духовные процессы, развернувшиеся в самом начале XIX века, в целом коррелируют с развитием русской философской мысли. Русская религиозная философия XIX — XX веков имеет глубокие корни в национальной духовной традиции. Язык, проблемы, идеи — все говорит об этом. Обращение к историко-культурной ситуации, безусловно, интересно не только с исторической и философской точки зрения. Философский процесс в России в этот период можно рассматривать как процесс исторического существования русской культуры. 

Это период культурного Возрождения, пробуждения самостоятельной философской мысли в России, обострения религиозных тревог и поисков. Это явление вполне закономерное и органичное в истории русской мысли и культуры. Русская философия в этот период была социальной. Это определило ее общее отношение и содержание, ее подход к вопросам человеческого бытия, обсуждение философских и мировоззренческих проблем. Преобладающая духовная атмосфера Возрождения благоприятствовала различным течениям в русской религиозно-идеалистической философии этого периода. Прежде всего, Возрождение предполагало углубление экзистенциальной, антропологической, историософской и культурологической мысли. 

В XIX веке философские салоны и кружки стали своеобразным развитием русской общественной мысли, где изучались творчество западноевропейских мыслителей, пропагандировались их идеи, обсуждались историософские, этические и эстетические проблемы и перспективы развития российского общества. обсуждались. По своему внутреннему содержанию русская философская мысль многогранна. Противоречивый характер жизни обусловил ее сосредоточенность на социальных и политических проблемах. Русская философия XIX — XX веков. является воплощением идеологических поисков исторического пути будущего развития России.                     

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: