Система принципов правосудия
Каждый отдельный принцип может охарактеризовать какую-либо отдельную сторону правосудия. Все же принципы правосудия объединяются в систему, в общих чертах закрепленную в федеральном конституционном законе «О судебной системе в РФ».
Правосудие, как правило, характеризуется наличием таких принципов, как:
- законность – дела рассматриваются и разрешаются только на основании закона;
- осуществление правосудия только судом – система действующих судов предусмотрена законодательством Российской Федерации, субъекты федерации не уполномочены на создание собственных судом, также как и не допускается создание чрезвычайных и специальных судов (подобно «тройкам» в тридцатые года двадцатого века);
- независимость судьи – любой судья, в том числе мировой, правомочен принимать любое решение, если оно основано на законе и соответствует общим принципам права, соотносясь со своим внутренним убеждением;
- равенство всех перед законом и судом – каждый участник судопроизводства, будь то гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства или иностранный гражданин, имеют одинаковые права и несут идентичные процессуальные обязанности, независимо от своего социального положения пола, расы и др.;
- право на судебную защиту – каждое лицо (физическое или юридическое), законные права и интересы которого нарушены, вправе обратиться к судебный орган с целью признать действия или бездействия со стороны частного лица или государственного органа незаконными и получить законную компенсацию;
- участие граждан страны в отправлении правосудия – по определенным составам преступлений подсудимый может ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных. Присяжные вправе оправдать подсудимого, если сочтут его вину недоказанной;
- гласность судебного разбирательства – заседания во всех судах Российской Федерации проводятся открыто и в них может в качестве зрителя участвовать любой желающий. Исключения составляют ряд дел, касающихся государственной тайны или половой неприкосновенности, заседания по подобным делам проводятся за закрытыми дверями. Кроме того, суд вправе признать заседание по любому другому делу закрытым, если сочтет это необходимым;
- язык судопроизводства – в России разбирательство в судах проходит на русском языке или же на официальном языке субъекта федерации, в котором расположен суд. Разбирательство в военных суда и в Конституционном суде в любом случае проводится на русском языке;
- состязательность – основополагающий принцип организации процесса согласно которому, стороны (истец и ответчик, обвинение и защита) должны быть равны в своих правах по предоставлению доказательств, заявлению ходатайств, обжалованию действий и бездействий должностных лиц, а также иных способах отстаивания своей позиции по делу.
Понятие правосудия
Статья 4 Закона о судоустройстве называет правосудием два вида деятельности: 1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел; 2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных».
Вместе с тем понятие правосудия не исчерпывается деятельностью по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. С момента принятия указанного выше Закона судебная система серьезно изменилась. Наряду с судами общей юрисдикции были созданы арбитражные и конституционные (уставные) суды, деятельность которых также связана с осуществлением правосудия. Статья 4 Закона об арбитражных судах, в частности, говорит о том, что арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции соответствующими законами.
Рассмотрение судами дел об административных правонарушениях также можно отнести к правосудию. Для этого есть не только теоретические и эмпирические, но и нормативные основания. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 1) говорит о том, что рассмотрение мировыми судьями административных дел является правосудием.
Остается открытым вопрос о том, является ли правосудием деятельность конституционных судов. Исходя из того что правосудием следует называть лишь деятельность, которая так поименована законом, можно сделать вывод, что деятельность Конституционного Суда РФ понятием правосудия не охватывается.
Итак, прежде чем сформулировать определение правосудия, следует выделить его признаки.
Первый признак правосудия вытекает из Конституции (ст. 118): правосудие осуществляется только судом. Иными словами, это особый вид государственной деятельности, которая составляет компетенцию специального правоохранительного органа – суда.
Второй признак – реализация правосудия в строго определенной процессуальной форме, установленной законом (УПК, АПК, ГПК).
Теперь можно сформулировать определение правосудия.
Правосудие – это деятельность специальных государственных органов – судов – по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении требований закона.
Вместе с тем термин «правосудие» содержит не только формальные характеристики. Понятие правосудия у граждан ассоциируется с такими категориями, как справедливость, объективность, обоснованность. Поэтому приведенное определение правосудия можно уточнить следующим образом: правосудие – это деятельность судов по обоснованному и справедливому рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении Конституции и законов РФ.
Для того чтобы глубже понять смысл правосудия, необходимо обратить внимание на принципы правосудия
Принципы правосудия
Правосудие осуществляется, сообразуясь с определенными принципами. Иногда их называют конституционными принципами правосудия, иногда – правовыми.
Принципы правосудия – это мировоззренческие идеи высокой степени общности, определяющие должное и сущее в построении и деятельности органов правосудия.
Принципы правосудия обладают рядом признаков.
1. Принципы – это мировоззренческие идеи
Идеи, с одной стороны, носят объективный характер, диктуются объективными законами развития природы и общества; с другой – на их понимание, формулирование и законодательную интерпретацию огромное внимание оказывает общество. В этой связи можно говорить о национальном характере правосудия
Идея претерпевает внешние изменения (свое проявление в материальном мире) в большей степени под влиянием мировоззрения.
2. Принципы – это идеи относительно должного и сущего. В основе принципа правосудия должен лежать идеальный вариант структуры или действия, составляющего правосудие, иными словами, – схема того, как оно должно быть устроено. Этой схемой должны руководствоваться и законодатель при написании закона, и практик (судья). Одновременно принцип должен нести в себе информацию о существе правосудия. Таким образом, должное и сущее в принципе тесно переплетаются.
3. Принципы характеризуют организацию и деятельность судов. В принцип заложена схема как идеального, так и реального (живого) процесса реализации судебной власти.
4. Принципы правосудия должны проявляться и закрепляться в праве. Только через закон принцип может материализоваться в форме конкретной деятельности по осуществлению правосудия. Таким образом, закрепление принципа в законе обязательно. Однако форма этого закрепления (проявления) может быть различна. Известны следующие формы проявления принципов в праве:
- закон может только называть принцип. В качестве примера можно привести принцип законности. Название этого принципа весьма популярно в законодательных актах, содержание же не раскрывается;
- закон может раскрывать содержание принципа, но умалчивать его название. В качестве примера можно назвать закрепленный Конституцией принцип презумпции невиновности (ст. 49);
- в нормах права может жить дух принципа (принципов). На сегодняшний день российские законы пронизаны духом принципа защиты законных интересов личности.
Принципы правосудия находят закрепление в различных законодательных актах: Конституции, Законе о судебной системе, процессуальных кодексах. Подчеркнем, что в подзаконных нормативных актах принципы не закрепляются, поскольку указанные акты не обладают для этого должной юридической силой.