История создания
Справочно-правовые системы были разработаны в шестидесятые годы двадцатого века вместе с появлением компьютерных технологий и телекоммуникационных систем. Одной из первых электронных компьютерных картотек для нахождения информации из области права бала система, разработанная в Бельгии и запущенная в эксплуатацию в 1967 году. Она была реализована совместно Бельгийским университетом и союзом нотариусов и адвокатов.
В СССР в 1975 году была создана первая информационная база нормативных документов, которая называлась «Эталон» и предназначалась для применения в государственных органах. В начале девяностых годов прошлого века наступил этап быстрого прогресса российской правовой базы и параллельно стали повсеместно использоваться персональные компьютеры.
В этот период появилась справочно-правовая система «Гарант», спроектированная Научно-производственным объединением «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»). Далее от него отпочковалась фирма «Гарант-Сервис», которая и по сей день работает с системой «Гарант».
В 1992-ом году НПО «ВМИ» реализовало систему «Консультант Плюс», которая как впитала прошлый опыт, так и представила новые находки. Прежде всего появилась возможность оперативно обновлять данные на компьютерах пользователей. Кроме того, была отлажена работа отличного сервиса для пользователей по распространению правовых данных.
Математическое оснащение
Набор программ для информационно-справочных систем достаточно обширный, с его помощью можно выполнять различные алгоритмы действий. Облегчилось управление и преобразование данных внутри ресурса. Без «формальных языков» этот вид не смог бы существовать, сюда относятся:
- Внешний мир.
- Программы.
- Подпрограммы.
- Программирование.
На продуктивность могут повлиять некоторые факторы, к ним стоит отнести правильное структурирование процессов, оптимальное распределение режимов работы и четкость команд, принятых от пользователя. Новые разработки программного обеспечения также играют немаловажную роль в производительности любой информационно-справочной системы. Современные ресурсы способны распознавать наиболее важные задачи и выполнять их в первую очередь, режимы иногда совмещаются, а сведения доходят за определенное время. Нестандартные запросы не страшны, программа самостоятельно подбирает максимально приближенную информацию и преподносит ее человеку.
Справочно-информационные системы России
- «Консультант Плюс». Содержит набор федеральных и международных документов, решения судов, консультации по финансовым вопросам. Включает в свой состав федеральные, региональные и местные информационные базы.
- «Гарант». Система содержит также набор федеральных и международных документов, решения судов, консультации по финансовым вопросам. Выполнена в формате единой информационной базы, в которую включены и указы президента.
- «Кодекс». Система содержит много нормативной и технической документации и специальные справочники по разным рабочим сферам.
К государственным справочно-информационным системам относятся:
-
НТЦ «Система». Является эталонной базой правовых актов высших государственных органов власти. Там расположены следующие документы:
- Свод законов РСФСР.
- Свод законов СССР.
- Свод законов Российской Федерации.
- Свод различных кодексов.
-
Справочно-информационная система «Закон». Это система Правового управления Аппарата Госдумы Федерального Собрания России, которая является главным поисковым источником различных актов по нормативам и праву в Госдуме РФ.
-
База данных научного центра правовой информации Министерства Юстиции Российской Федерации. Эта база основывается на нахождении и переработке информации по вопросам права, поиску обновлений и поддержке информации в актуальной форме. Информация, которая хранится в этой базе, может быть предоставлена государственным структурам, а также другим организациям на основании договора.
Справочно-информационная система «Закон» включает в свой состав не только текущие законодательные акты России, но и другой набор документов, который может потребоваться в работе специалистов. Справочно-информационная система «Закон» обеспечивает пользователям следующие возможности:
- Оформить формат запроса и выполнить поиск актов в области права.
- Выполнить формирование набора документов на базе итогов поискового запроса.
- Делать закладки в документах.
- Работать с документацией, включая использование связей между документами, а также текущих вариантов документации.
- Вносить свои комментарии к документации.
Все текстовые документы правовых актов не могут считаться официальными и служат только информацией пользователям об их существовании.