Предмет, структура и цели философии

Структура философии. философия: учебник для вузов

История систематизации философского знания

Конструкция философского знания начала появляться еще в эпоху античности. В $IV$ в. до н. э. стоики создали схему, которая с определенными коррективами актуальна и в современном мире: философия берет свои первоистоки из логики, после чего следует физика как знание о природе, затем – этика как знание о человеке, возможностях постижения мудрой и осмысленной жизни.

В $XVII$ в

увеличенное внимание уделяется гносеологии – теории познания. В понимании этого периода гносеология как наука была обширнее логики, так как рассматривала вместе с рациональным и эмпирический уровень познания (ощущение, восприятие, представление)

Отдаленно от физики появляется наука онтология, а само понятие «физика» приобретает совершенно иной характер в связи с появлением специально-научного, опытного знания.

В Новое время происходит конкретная перестройка конструкции философской мысли. И. Кант в «Критике способности суждения» определяет три части философии и взаимосоотносит их с тремя «способностями души», в частности с познавательной, практической (желание, воля) и эстетической возможностями, которые есть у человека от самого рождения. Таким образом Кант трансформирует философию в учение о целостности добра, истины и красоты, что на порядок увеличивает трактовку философии только как теории и методологии научного познания.

Замечание 1

Ф. Гегель разрабатывает особую конструкцию философского знания в форме «Энциклопедии философских наук». Он выделяет три области философии:

  • философию природы;
  • логику, совпадающую с диалектикой и теорией познания;
  • философию духа (философские науки о государстве и праве, всемирной истории, искусстве, религии и непосредственно философии).

В последствие Гегель определяет новую категорию Абсолютного духа, что стала основной концепцией всего его последующего учения, предметом исследования гегельянства и неогегельянства.

Объект и предмет философии

Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.

  • Объектом философии является весь материальный и духовный мир, поэтому её можно считать самой всеобъемлющей наукой.
  • Предметом философии являются в первую очередь законы существования природы, особенности взаимодействия различных объектов, познание этих законов и особенностей, познание самого познания. В философии существует огромное количество направлений, школ и течений, поэтому перечислить все явления и свойства, которые могут считаться предметом её изучения, просто невозможно.

Функции философии

Поскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как:

  • Мировоззренческая. На протяжении многих веков ключевой задачей философии было формирование целостной и непротиворечивой картины мира. Она пытается понять и объяснить, как устроен мир, какое место занимает в нём человек и как он взаимодействует с окружающей действительностью.
  • Методологическая. Другая важная задача философии состоит в том, чтобы создавать механизмы и методы познания окружающего мира.
  • Мыслительно-теоретическая. Философия учит нас рассуждать логически, выстраивая схемы, которые достаточно точно и однозначно отражали бы явления окружающего мира.
  • Гносеологическая. Это фундаментальная функция философии, цель которой состоит в том, чтобы обеспечить механизм максимально точного и адекватного познания действительности.
  • Критическая. Данная функция состоит в том, чтобы подвергать сомнению существующие и новые знания об окружающем мире, находить противоречия, разрушать догмы, бороться с недостоверностью и окостенелостью накопленных знаний.
  • Аксиологическая (ценностная). Суть данной функции заключается в оценке объектов и явлений с учетом имеющихся систем ценностей.
  • Социальная. Эта функция заключается в объяснении процессов, которые привели к возникновению общества, а также в описании основных законов, по которым общество существовало на разных этапах своего развития.
  • Воспитательно-гуманитарная. Одна из важных задач философии всегда заключалась в том, чтобы развивать и прививать людям гуманистические ценности.
  • Прогностическая. В рамках данной функции философия пытается спрогнозировать, как будет развиваться человечество, общество и весь мир.
  • Общекультурная. Суть данной функции заключается в том, чтобы согласовывать достижения во всех сферах жизни, формируя единую культуру, общую для человечества.
  • Практическая. Данная функция состоит в практическом подтверждении теоретических суждений.

Материализм, идеализм и дуализм

Фундаментальный вопрос философии заключается в том, что первично: материальный мир (бытие) или идеальный (мысленный прообраз). Таким важным этот вопрос делают два тезиса:

В мире не существует ничего иного, кроме материального и идеального.

Ответ на этот вопрос определяет ответы на остальные вопросы философии.

Поскольку возможно только два ответа на данный вопрос, сторонники каждого из них образовали свои течения: материализм и дуализм. Кроме того, существует концепция дуализма, согласно которой существует два неразрывно связанных между собой начала. Рассмотрим все три воззрения подробнее.

Идеализм

В рамках данного мировоззрения полагается, что идеальное первично по отношению к материальному. В рамках идеализма существует два направления: объективный и субъективный идеализм. Первый подразумевает существование нематериальной реальности, не зависящей от разума, второй утверждает, что реальность не может существовать независимо от воли и сознания субъекта.

Дуализм

С точки зрения дуализма, материальное и идеальное представляют собой две равные по значению субстанции, ни одну из которых нельзя признать первичной. Основоположником дуализма считается Аристотель, а полнее всего его суть раскрыл в своих работах французский философ XVII века Рене Декарт.

Структура

Сложное структурирование самого предмета философии определяет разветвленное внутреннее строение философского знания, которое состоит из следующих областей:

  1. Онтология — учение о бытии (о первоначалах и первопричинах всего сущего).
  2. Гносеология — учение о познании (философская теория познания), отвечающая на вопросы о том, что есть истинное и достоверное знание, каковы критерии и способы получения истинного знания, какова специфика различных форм познавательной деятельности.
  3. Аксиология — учение о ценностях.
  4. Философская антропология — учение о сущности человека, смысле человеческой жизни, необходимости и случайности, свободе и т.д.
  5. Логика — учение о законах и формах человеческого мышления.
  6. Этика — учение о законах и принципах морали.
  7. Эстетика — учение, исследующее эстетические ценности (красота, безобразие, трагическое, комическое, низменное и т.д.) и искусство как особую художественную деятельность.

В XIX-XX веке формируются: философия религии, философия культуры, философия науки и техники и другие отрасли философского знания.

Онтология, гносеология, логика

Определение 1

Онтология – это раздел философии, посвященный проблематике бытия.

Онтология является одним из наиболее ранних разделов философской науки. Любая теория или учение философии не может обойти стороной решение онтологических вопросов о сущности бытия, мира. Даже если эти вопросы напрямую не рассматриваются тем или иным мыслителем, он неизбежно должен сформировать определённую картину мира исходя из которой станут ясны его воззрения. К числу наиболее хрестоматийных онтологических теорий, можно отнести противостояния двух точек зрения:

  • идеалистической и материалистической;
  • метафизической и диалектической.

Идеалисты предполагают, что окружающий мир в той или иной степени является либо идеальным, т.е. существующим в виде мысленной формы, идеи высшего существа (сон Брахмы) или даже самого человека, либо материальная реальность представляет собой проекцию идеального мира и вторична по отношению к нему.

Материалисты напротив признают существование лишь материальной реальности, отрицая действительность каких-либо тонких материй, субстанций, высших существ и т.д. Для них мир выражен в материальных тел и человек, во всей совокупности его качеств является таким же материальным телом.

Если материалистическая и идеалистическая позиции рассматривают вопрос о сущности мира, то метафизика и диалектика о его постоянстве или же развитии. Метафизическое учение основывается на том, что существуют некие абсолютные субстанции, которое являются первоначалами всего (стихии, бог, высший разум), и мир, который является их порождением несмотря на свою внешнюю изменчивость по своей сути статичен, постоянен. Диалектика в свою очередь указывает на существовании в мире противоборствующих начал, взаимодействие которых ведет к его движению и развитию. Формой этого развития является разрешение накопленных противоречий и выход на более высокий уровень функционирования.

Определение 2

Гносеология – это раздел философии, посвященный проблематике познаваемости и методов познания мира.

Гносеология возникла вслед за онтологией, однако ее расцвет пришелся на Новое время, когда познавательная проблематика стала для философии центральной. Для гносеологии также характерен плюрализм мнений относительно как принципиальной возможности познания мира, от агностицизма, т.е. признания невозможности в действительности узнать хоть что-либо, до позитивизма, т.е. уверенности в безграничных возможностях человеческого разума по познанию природы. Спорным является и вопрос методов. Рационалистическая точка зрения связывает познание с деятельностью человеческого разума, в то время как эмпиристическая предполагает, что источник знания находится в опыте.

Логика представляет собой учение о правильной форме и построении философской мысли. Соблюдение логики не только придает философским идеям стройность и красоту, но также позволяет проверить их значимость и объективность исходя из связей с уже существующими знаниями.

Что входит в структуру философии?

Структура философии как науки

Структура философии как науки – это взаимосвязь социальной философии, антропологии, культурной, исторической и правовой философии, изучаемых по отдельности и в качестве единого целого, поскольку они тесно взаимодействуют.

Если рассматривать структуру философии в качестве науки, то можно выделить сразу несколько направлений:

  • Социальная философия. Она заключается в анализе и изучении того, как устроено наше общество в социальном плане и как человек себя в нем ведет.
  • Философская антропология. Она представляет собой изучение самого человека.
  • Философская наука о культуре, которая, как это видно из названия, исследует значимость культуры в целом.
  • Правовая философия. Она является учением, рассказывающим про общие мировоззренческие проблемы в области государствоведения и права
  • Историческая философия.
  • Историческая наука о философии.

Вместе с тем немаловажными направлениями в философии, как науке, оказываются:

  • Диалектика, представляющая собой учение, которое рассказывает про общие закономерности развития окружающего бытия.
  • Эстетика. Представленная наука изучает эстетическое отношение людей к окружающему миру и людское творчество (или художественную деятельность).
  • Этика. Данная наука рассматривает мораль с нравственностью в качестве изучаемого объекта. Мораль воспринимается формой социального сознания и жизненной человеческой стороной.

Логическая структура философии

Сама по себе логика является учением, рассказывающим про последовательное и упорядоченное мышление. Здесь изучаются способы мыслительного выражения и то, как развивается знание, различные пути познания, закономерности мышления.

В определенном смысле данная дисциплина считается вспомогательной, а ее основной предмет слишком отличается от непосредственных вопросов философии. Вместе с тем нельзя не признать философское направление данной дисциплины и то, что структуру философии обуславливает как раз логическая концепция.

Можно вспомнить, как у Аристотеля именно логика предшествовала решению философских проблем и формировала аналитический склад мышления (конечно, не нужно рассматривать только формальные логические понятия). Даже, несмотря на изучение логикой мыслительных форм, она остается свободной от бытийных предпосылок.

Формальная же логика состоит из элементарных учений, рассказывающих про:

  • Человеческие понятия;
  • Умозаключения;
  • Основные суждения.

Кроме прочего здесь рассматриваются методики логических исследований, доказываются и опровергаются те или иные постулаты. Конечно, современная логика больше склонна к формальным и математическим подходам, основана на логических исчислениях, воспринимаемых в качестве систем со знаками. К тому же сформулированы главные правила работы с вышеуказанными знаками.

Здесь же изучаются многозначные системы, когда в высказываниях нужно видеть намного больше значений, чем обычная «правда» или «ложь»

Но не менее важной оказывается неклассическая логика, которая изучает оригинальные методики рассуждений, которые связаны с применением разных модальностей, оценок, ответов с вопросами, условий истины

Антропология философской науки занята исследованием проблем окружающей природы и значимости человека, рассматриваемого здесь в качестве особенной формы бытия

Поскольку на сегодняшний день человек стремится все к большему саморазвитию, как и окружающий его социум, отдельную важность приобретает именно эта часть философии

Предмет

Понимание предмета философского познания исторически менялось. Не существует единого определения философии и сегодня. Вместе с тем, на наш взгляд, наиболее точно выражает специфику философии трактовка ее предмета как всеобщего в системе отношений «мир-человек». Данная система включает различные типы отношений человека к миру: познавательный, практический, ценностно-ориентирующий.

Представляется, что эти типы отношений весьма точно выявлены немецким философом Имманулом Кантом (1724 — 1804) в сформулированных им трех вопросах, аккумулирующих проблемное ядро философии.

  • Что я могу знать? — Или каковы познавательные возможности рода человеческого (познавательный тип отношения человека к миру).
  • Что я должен делать? — Иначе говоря, что я должен делать, чтобы быть человеком и жить достойно (практический тип отношения человека к миру).
  • На что я смею надеяться? — Это вопрос о ценностях и идеалах (Ценностный тип отношения человека к миру).

Ответив на эти три вопроса, мы получаем ответ на интегративный вопрос: «Что есть человек?»

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Какие основные проблемы рассматривает философия

Современное философское знание характеризуется многообразием школ и течений, которые существуют в формате постоянного диалога. В отличие от предшествующих эпох, философская мысль не стремится к определенной идеологии или созданию единого взгляда на мир. В современной картине мира человек волен выбирать свое мировоззрение, так же как и различные философские течения могут вступать в спор и влиять друг на друга. Отказавшись от вечного поиска абсолютной истины и теории идеализма, философия борется против упрощения и признает многообразие мнений и направлений.

Вызовы мира осмысляются с различных точек зрения, философы взаимными усилиями стараются докопаться до истины и подлинного смысла. Таким образом формируются новые проблемы и актуальные вопросы:

  1. Необходимость в новых областях философствования. Социально-экономические, научные и нравственные потребности и запросы общества стимулируют разработку новых сфер и проблем философствования. Таких, как философия культуры, техники, экофилософия, глобальное моделирование т. д.
  2. Экзистенциализм. В центр философской мысли ставится вопрос о предназначении человека, особенности его психики и бессознательного в ней. Большое значение уделяется духовной активности и выдержке личности, поведению в кризисных ситуациях и т. д. Течение изучает человеческое бытие.
  3. Философия языка. Возникновение языка и изучение его природы — одна из основных проблем современной философии. Ученые пытаются ответить на вопросы о том, как появился язык, как возникают определения слов и что их делает понятными для человека. Из этого вытекает проблема философии коммуникации и взаимосвязи языка с мышлением.
  4. Сознание. В центре дискуссии вопрос о том, где заканчивается сознание и начинается внешний мир. Одни считают, что граница проходит по контуру человеческого тела. Другие ученые полагают, что сознание существует вне нашей головы, и мы познаем его из внешнего мира.
  5. Человек и техника. Рассматривает человека во взаимосвязи с техникой, изучает специфику их взаимовлияния и предполагаемые последствия. Актуальным становится вопрос о зависимости человека от продуктов научно-технического прогресса, без которых сложно представить какую-либо сферу общественной жизни последних столетий.

Структура современного философского знания

Философская наука в современном мире имеет более разветвленную конструкцию. Это разветвление производится областями реальности, которые человек способен выделить и исследовать. В соответствии с определенными областями и происходит формирование основных разделов философии.

Рисунок 2.

  1. Посредством осмысления природы и Вселенной возникает онтология как знание о бытии. Здесь изучаются проблемы бытия и небытия, идеального и материального бытия, бытия природы, общества и человека.
  2. Философское осмысление общества и истории в единстве формирует такие научные дисциплины: социологию, философию истории, социальную философию, аксиологию, философию культуры.
  3. Философское осмысление человека определяет такие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию.
  4. Философская антропология занимается исследованием одной из главнейших проблем философии – тему человека: обретение его сущности, анализ ретроспективных методов его деятельности, открытие исторических форм его бытия. Главный круг проблем: природные, социальные и духовные посредники развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д. Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.
  5. Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики.

Рисунок 3.

Вступление в структуру философии

Самый первый онтологический уровень предполагает решение проблем, связанных с общими взаимоотношениями, существующими между людьми и внешним миром. Человеческая единица является особенным мыслящим структурным юнитом жизни и поэтому соотносится с реальным миром.

Именно поэтому и появляются вопросы, касающиеся сущности окружающего мира, а также его происхождением. Людям становится интересно, что лежит в основании мира и какой по структуре является такая субстанция – она может быть из духа или же из материи. Поэтому начинаются попытки обозначить главные формы возникновения мира, ищутся ответы на вопросы:

  • О единстве или множественности того мира, где мы живем;
  • О направлении его роста;
  • О том, существует ли какое-нибудь развитие вообще.

Такие вопросы ставятся философией в предельной форме, поскольку здесь изучаются самые основные предпосылки бытия, изучаются общее взаимодействие мира и человеческой единицы, анализируются закономерности бытия. Таким образом, решения проблем в онтологии оказываются самыми разными и, соответственно, философские системы тоже становятся разнообразными.

Философы могут по-разному отвечать на вопросы, касающиеся мировых основ, ведь кто-то полагает, что основанием всего является дух, а кто-то рассматривает в качестве основы материю. Соответственно, получается идеалистическая и материалистическая концепция мирового основания.

Некоторые мыслители закладывают в основы какую-нибудь одну субстанцию. Другие философы настаивают на нескольких. В этом случае учения начинают делиться на монистические и дуалистические. Объединены же они единым проблемным полем, внутри которого уже наблюдается разнообразие.

Человек одновременно представляет собой часть бытия и противостоит этому же бытию, вполне осознавая такое противостояние. Так мы получаем возможность рассматривать мир в качестве познаваемого объекта. Речь идет не только о внешней вселенной, но и внутреннем человеческом мире или внутреннем людском мире, включая общество.

Именно на данном уровне и становится вопрос, касающийся познаваемости и того, насколько обоснованы наши знания о мире. Все это вопросы гносеологии, в пределах которых выстраивается теория познания, являющаяся философским учением, рассказывающим про:

  • Закономерности человеческой деятельности;
  • Людские знания.

Первоочередной здесь становится проблема, связанная с взаимным действием между субъектом, который должен познавать и объектом, который познается. Такая гносеологическая позиция предельна потому, что по сравнению с конкретными научными направлениями она касается вопросов основания знаний, а также познаний.

Специалист, разбирающийся в частных научных направлениях, вряд ли станет интересоваться тем, как познаваем окружающий мир, поскольку предмет частной науки построен на ограничении окружающего бытия, позволяющего себя познавать (даже в границах единого предмета).

Человек представляет собой одухотворенное существо. Это обозначает не только стороннее познание мира, но и непосредственное существование внутри него в качестве его частицы, эмоциональное восприятие такой жизни, осознание своего существования и отношения с остальными людьми. Решение представленных проблем происходит на аксиологическом уровне, где выявляются оценки бытия, человеческой деятельности и даже поведения. Собственно, аксиология интересуется не самим бытием, и даже не закономерностями познания, а отношением к окружающему бытию.

Философия в системе наук

Для полного понимания того, что такое философия, необходимо осознать её место среди современных наук и связь с отдельными дисциплинами. Различные течения могут соотноситься с разными видами наук. Так философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.

Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.

Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой. При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. И ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.

Структура философии и ее основные проблемы

Проблемы философии – это основные вопросы, решением которых занимаются все существующие философские направления.

Отдельное внимание нужно уделить основным проблемам философской науки и ее структуры. Прежде всего, философия рассматривает человека и окружающее бытие, как взаимодействующие факторы в социуме

Начало философии отмечено там, где человеческие отношения с миром носят не натуральный, а социальный характер. Вместе с тем люди имеют особенные свойства, именуемые душой или же сознанием

Прежде всего, философия рассматривает человека и окружающее бытие, как взаимодействующие факторы в социуме. Начало философии отмечено там, где человеческие отношения с миром носят не натуральный, а социальный характер. Вместе с тем люди имеют особенные свойства, именуемые душой или же сознанием.

Все это вынудило того же Маркса с Энгельсом считать философию общественно-исторической наукой, больше относящейся к социуму, чем к природе. Философское учение воспринималось в качестве формы социально-исторический знаний.

Кроме того, бытие и человеческое существо рассмотрены философией исходя из их ценности, а также самостоятельности. Соответственно, возникает проблема, связанная с соотношением объективных мнений и субъективных, а также проблема человеческого познания мира (вопрос смысла бытия). Такие проблемы философская наука старается решить с помощью познавательного оптимизма, а также скептицизма и агностицизма, которые ему противостоят.

Еще философия рассматривает человеческое существо и бытие на фоне материальных и духовных отношений, поскольку тот же человек связан и с материальным миром, и с духовным. Отсюда возникает одна из главных философских проблем, связанных с:

  • Происхождением мира;
  • Рождением человека;
  • Разнообразием вселенной.

Особенности предмета философии

Определение 2

Предметом философии выступают наиболее обобщенные законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, а также особенности их воспроизведения в человеческом сознании и их роль в выборе жизненной позиции.

Предмет, в общем смысле, это круг вопросов, изучением которых занимается философия. Общая структура предмета философии и философского знания представлена четырьмя основными разделами:

  • онтологией – учением о бытии, что в мире не возникает, не уничтожается, не существует вечно и неизменно, образуя основу и источник любого конкретного бытия. Также в данном разделе объяснено, что такое бытие вообще, как есть виды и способы, и как они взаимосвязаны;
  • гносеологией – учением о познании, знании, источниках, способах, сущности, границах, видах и методах познания, а также о субъекте и объекте знания, его содержании и развитии, а также учение об истине;
  • антропологией – смысл жизни человека на Земле;
  • социальной философией – опросы социальной жизни людей, логика развития общества, учение о сущности, строении целого общества, о наиболее общих законах его развития и существования, о человеке в качестве социального существа.

Выводы о структуре философии

Функции философской науки непосредственно связаны с реализацией ее направлений. Все это позволяет сформировать ее структуру и выделить основные направления.

Философская структура включает:

  • Теоретическую (систематическую) философскую науку;
  • Социальную;
  • Этическую;
  • Эстетическую;
  • Логику;
  • Философскую историю.

Теоретическая философия обладает такими главными частями:

  • Онтологией, изучающей бытие;
  • Гносеологией, изучающей познание;
  • Диалектикой, рассматривающей аспекты развития;
  • Аксиологией, анализирующей ценности;
  • Герменевтикой, старающейся толковать знания.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: