Альтернативные точки зрения
Отдельные философы воспринимают материю и сознание, как равноправные начала, которые существуют параллельно. Это течение называется дуализмом. К его известным приверженцам относятся Декарт, Вольтер, Ньютон. Философский дуализм включает несколько течений, которые по-разному описывают связь между материальным и идеальным миром. Одни приверженцы дуализма трактуют сознание и материю как принципиально разные вещи, которые не зависят друг от друга, вторые – находят в них различные проявления одинаковых процессов.
Еще одним философским течением считается агностицизм. Его приверженцы не отрицают существования объективной реальности, однако считают ее познание невозможным. С точки зрения агностицизма вопрос о взаимоотношении идеального и материального миров считается умозрительным и лишен практического смысла, поскольку понять характер таких отношений людям не дано.
Материя и сознание — основы философского направления
Философский материализм — направление, считающее основоположным в формировании мира и дальнейшего развития всего сущего материю, отдавая идеальному мир — дух, сознание, эйдос, — вторичную позицию. Постулат материализма: сознание — это продукт материи.
Материализм в Древнем мире
В Древнем мире существовал наивный материализм. Его представители: Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит. Мыслители признавали первичность материи, подразумевая природные, физические ее проявления. Вторичность сознания кажется с точки зрения наивного материализма вполне резонной: природа — первична, а сознание — результат возникновения материального мира и биологического разнообразия.
Материализм в философии Древнего мира: сущее, как первопричина бытия
- Фалес — первопричина вода;
- Анаксимен — воздух;
- Гераклит — огонь;
- Демокрит — атомистический материализм: атомы;
Развитие материалистической теории в философии позволила мыслителям перейти от наивного объяснения возникновения жизни, ссылаясь на окружающую среду, к метафизической теории материализма и первичности материи. Свое развитие метафизический материализм получил в 18 веке Дидро, Гельвецием, Ламетри, и в 19 веке диалектическим материализмом марксистов.
Благотворное влияние материализма в философии: развитие научного метода, человеческого труда/ практики, производственных сил.
Идеализм в Древнем мире
Теория идеалистического представления о мире берет начало из философских взглядов Сократа, Платона, затем неоплатоников. Первичность в идеализме принадлежит нематериальному, духовному, эйдентичному, что приближает идеализм к религиозным концепциям. Идеализм подразделяется на объективный — наличие всеобщего, безличного духа, как созидательной силы (Платон), и субъективный — формирование представлений о мире на основе индивидуального, субъективного представления: свойства зависят от отношения человека (позднее — Беркли).
Помимо объективного и субъективного идеализма в философии выделяются иррационалистический и рационалистический идеализм. Рационалистический идеализм: познание мира возможно с помощью разума — панлогизм или окружающий мир, как воплощение разума (Гегель). Иррационалистический идеализм: невозможность постижения мира разумным путем. На первый план выходят вера, инстинкт.
Дуализм в философии Древнего мира
Материалисты ссылались на первичность материи, как основного «элемента» строения мира, независящей от сознания, но в их философских взглядах имелся недочет: они не могли описать взаимоотношения объектов и образов, то есть наличного бытия и мышления. Идеалисты, учитывающие этот пробел, утверждали, что идея первична, как связующее звено и первопричина появления объектов или материального мира.
Аристотель, рассмотрев аргументы обоих древних философских школ, пришел к мнению о несовершенстве теорий и поставил вопрос об идеализме и материализме в основу теории познания. По его мнению, бытие неразделимо — его попросту нельзя делить на две части: идея и объекты. Идеи — это образы действительности. Они не могут существовать сами по себе. Материя в философии Аристотеля предстает в абстрактно-логической форме, как материя вообще, а не присущая объективной реальности.
Резюме
Итак, главный вопрос, на который философия пытается ответить уже много веков, – это вопрос о том, что первично: материя или дух, бытие или сознание. Здесь существует две диаметрально противоположные точки зрения – материализм и идеализм.
Первый утверждает, что материальное начало первично и доминантно по отношению к идеальному, духовному, психическому. Сознание порождено бытием, которое отражает и стремится осмыслить. Три основные разновидности материализма включают:
- стихийный материализм Античности;
- механистический материализм Нового времени;
- диалектический материализм отцов коммунистической мысли.
Идеализм же в свою очередь признает первенство за сознанием. Первичны и реальны именно наши субъективные ощущения и мышление, с помощью которых мы осваиваем мир, а предметы и прочее – лишь проявления этих ощущений, утверждают идеалисты. Это направление философии подразделяется на объективный и субъективный идеализм.
Оба мировоззрения резко противопоставлены друг другу и несовместимы. Тем не менее дуализм стремился примирить обе эти точки зрения, признавая равнозначность и равноправность обоих начал. Одно остается неизменным – тема, которой сотни лет, и поныне остается актуальной. Таков один из главных вопросов философского знания, который в своей диалектике способствовал развитию и углублению этой дисциплины.
Насколько вам легко ориентироваться в философских учениях и идеях? Возможно, было бы нелишним лучше разобраться в том, что такое научное мышление, а еще лучше развить свое собственное
Обращаем ваше внимание на нашу онлайн-программу «Когнитивистика», призванную обучить эффективным техникам мышления, которые позволяют успешнее рассуждать, принимать решения и находить нестандартные выходы из ситуаций
Главное, продолжайте задаваться вопросами и искать на них ответы, углубляя свое понимание.
Успехов вам в этом!
Проблема природы бытия в онтологии
Определение 2
Онтология – раздел философии, в центре которого находится проблема бытия, его сущности, природы, первоначал, свойств и т.д.
Онтологическая проблематика сформировалась в древнегреческой философии одной из первых. Труды ранних философских школ – элейской и ионийской посвящены изучения бытия, основатель элейской школы – Парменид, первым употребил сам термин бытие и обозначил основные онтологические проблемы.
Если в ионийской школе натурфилософы, такие как Фалес, Анаксимандр и Анаксимен решали в первую очередь проблему первоначал, происхождения бытия, то Парменид и его последователи, первыми поставили проблему сущности, природы бытия, его основополагающих свойств. Вслед за ними данная проблема стала разрешаться последующими философами – Демокритом, Гераклитом, Платоном и т.д. При этом уже в античной философии сформировалось два основных подхода к ее решению:
- материалистический,
- идеалистический.
Материалистический подход основывается на представлении о том, что основой мира выступает материя, т.е. объективно, реально существующее, родственное по своей природе человеческому телу, и выступающее его источником. Духовные феномены – такие как психика, культура, социальные взаимодействия, в рамках материалистической теории раскрываются как продукты материальной деятельности, либо особые формы организации материи. Наиболее часто, хотя и не всегда, материалистические теории связаны с диалектическим представлением о бытии, как движущемся и развивающимся. Сама материя меняется и усложняется по мере существования мира.
Идеалистический подход указывает в качестве подлинного бытия сверхъестественное, трансцендентное бытие, представленное в виде различных субстанций – бога, души, разума, идеи, Абсолюта, в зависимости от конкретной теории. Для представителей направления объективного идеализма характерно признание существования материального мира, который, однако ставится в зависимое отношение от его идеального первоначала. Субъективный идеализм предлагает более радикальную позицию, согласно которой реальными являются только идеальные конструкции, например, божество или пространство разума, в то время как видимый «материальный» мир не более чем иллюзия «сон Брахмы». Идеалистические подходы в большей степени тяготеют к метафизическому пониманию бытия, согласно которому сама идеальная субстанция остается вечной и неизменной, а любые видимые изменения, опять-таки несущественны и иллюзорны.
Материализм
Как ясно из названия, материализм стоит на позиции, что материя являет собой единственное существующее, первичное начало. Мир материален, вещественен – все сущее существует объективно, вне зависимости от сознания. Идеальное, психическое – вторично, и определяется материальной природой мира. Само сознание возникло и развивалось в процессе осознания и восприятия объективно существующей действительности, и является не более чем ее отражением. Таким образом, бытие определяет сознание, и никак иначе.
Подобно идеализму, материализм имеет долгую историю и был присущ ряду античных философов. Демокрит Абдерский (V-IV вв. до н.э.), один из ученых и умнейших мужей Древней Греции, был основоположником атомического материализма. Согласно ему, все состоит из атомов – неделимых частиц вещества, обладающих бытием. Движение этих самых частиц в пустоте и определяет многообразие форм существующих предметов и явлений. Как мы видим, Демокрит во многом предвосхитил современное научное понимание о природе вещей.
Среди других античных материалистов стоит упомянуть грека Эпикура (IV-III вв. до н.э.) и римлянина Лукреция Кара (I в. до н.э.). Помимо теорий этих философов, материалистические представления обнаруживаются и в других учениях, трактующих природу психического. Примером может служить дошедшая до нас идея о том, что темперамент человека определяется характером и соотношением материальных компонентов, таких как стихии или гуморальные жидкости.
Этот подтип материализма получил название стихийного. На следующем витке развития уже философы Нового Времени разрабатывали учение о материалистической природе всего сущего с другой позиции – механистического материализма. Ему не свойственна диалектика, а, наоборот, на первый план выступают такие характеристики материи как устойчивость, постоянство, неизменчивость. Материя – это вещь в себе, спорили материалисты, а сознание – ее атрибут. Таким образом, мир непознаваем.
Представители механистического материализма, также называемого метафизическим, – это Фрэнсис Бэкон (1561–1626), Томас Гоббс (1588–1679), Джон Локк (1632–1704), Жюльен Ламетри (1709–1751), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771), Поль Анри Гольбах (1723–1789). Они жили и творили в эпоху больших научных и индустриальных открытий и прогресса, и стремление познать мир с точки зрения точных наук и механики находит отражение в их философских концепциях.
Следующим важным этапом развития материализма явилось создание его диалектической разновидности. Это учение, созданное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и впоследствии развитое Владимиром Лениным, легло в основу советской научной методологии. Оно соединяет в себе диалектику – учение о развитии через внутренние противоречия, и материализм – признание объективно существующей реальности, независимой от сознания или мышления. Те, кто придерживается этого направления философской мысли, стоят на том, что реальное, бытие принципиально познаваемо.
Сильными сторонами диалектического материализма являются всестороннее рассмотрение предмета, объективность и многосторонность, гибкость и научность подхода, признание внутренних противоречий и конфликтующих начал, а через них и постоянное развитие существующих явлений и вещей и переход на новые витки эволюции.
Таковы три основных варианта материализма. С развитием материалистического подхода к жизни казалось, что он способен объяснить устройство мира, но даже самый объективный и всеобъемлющий материализм не может дать ответы на многие вопросы, затрагивающие идеальное и неосязаемое. То, как охватить оба конца спектра жизни, не давало покоя думающим, размышляющим людям всех веков, и создавались новые концепции, призванные снять противоречие между ними. О некоторых из подобных воззрений в философской теории стоит поговорить отдельно.
Что такое идеализм в философии?
Под этим термином понимают обширный спектр философских теорий. Они базируются на утверждении о том, что сознание первично по отношению к материи, дух – к природе, а мышление – к бытию. Таким образом, материя воспринимается как продукт работы сознания или как появляющаяся в сознании иллюзия. Первым сторонником теории был Платон. Среди философов Нового Времени стоит выделить Лейбница и Гегеля.
Внутри этого учения выделяют 2 разновидности идеализма – объективный и субъективный. Их главным отличием считаются разные точки зрения на существующую материю. Так, объективная разновидность признает реальный мир и вместе с ним сферу идей. Это понятие трактуют как мировое сознание. Оно формирует и определяет все сущее.
Сторонники субъективного идеализма уверены, что реальность – это ощущения и восприятие человека. Они уверены, что действительно есть чувственный опыт, сознание и мысли. Как следствие, внешний мир представляет собой отражение субъективных сенсорных восприятий и волнений человека.
Также существует крайняя форма субъективного идеализма. Она называется солипсизмом. Согласно этой теории, единственной реальностью считается индивидуальное сознание. При этом объективная реальность отрицается.
Отличием солипсизма считается то, что его сторонники считают реальностью собственное сознание или восприятие. При этом остальные идеалисты верят в существование объективного нематериального мира, который считается общим.
Чем отличается?
Различия между рассматриваемыми понятиями есть, и они являются существенными. Суть материалистических утверждений сводится к тому, что мир и объекты, которые в нем присутствуют, представляют собой независимую реальность. Она базируется на собственных законах.
Первичность материального считается непреложной истиной. При этом человеческий мозг представляет собой высокоорганизованную материю, а сознание с возникающими в нем идеями считается производным мозга.
Материалисты уверены, что мир доступен для изучения и освоения людьми. Знания о нем считаются достоверными и подтверждены практикой.
Идеалисты же уверены, что реальность подчиняется духовному миру. При этом поклонники идеалистического направления не имеют единой позиции относительного того, какова эта реальность. Это привело к появлению 2 течений идеализма, которые характеризуются разницей.
Представители первого направления считаются субъективными идеалистами. Они уверены, что материальный мир не отличается от сновидения или галлюцинации. Каждый человек воспринимает действительность индивидуально. Как следствие, мир не бывает одинаковым для всех.
Поклонники второго течения считаются объективными идеалистами. Они верят в существование реальности, которая отличается характеристиками и не зависит от отношения к ней отдельных людей. Однако в основе всего философы видят мировой разум или высшее духовное начало.
Таким образом, разница между философскими учениями заключается в том, что в этих направлениях сознанию и материи отводятся противоположные роли.
Идеализм
Внутри идеализма выделяют объективный и субъективный идеализм.Различаются эти две точки зрения своим взглядом на существующую материю. Объективный идеализм признает реальный, существующий мир, а наряду с ним и мир идей,некое мировое сознание. Последнее и является формирующим и определяющим все сущее. Те же, кто придерживается субъективного идеализма, считают, что реальность представляет собой лишь наши ощущения и восприятие, и все, что действительно есть, – это наш чувственный опыт, мысли и сознание. Таким образом, внешний мир существует лишь как отражение наших субъективных сенсорных восприятий и переживаний.
Идеализм уходит своими началами вглубь веков, в античную философию. Одним из первых апологетов такого подхода можно назвать Платона (V-IV вв. до н.э.), а среди философов Нового Времени — Лейбница (1646–1716) и Гегеля (1770–1831). Они представляли направление объективного идеализма и признавали наличие некоей души, которая все породила и господствует над всем материальным. Именно благодаря этому идеальному (= нематериалистическому), бестелесному, психическому началу человек способен понимать абстрактные и нематериальные явления, руководствоваться этикой и моралью, испытывать высокие чувства и переживать духовный опыт.
Те философы, которые стояли на позициях субъективного идеализма, настаивали на том, что окружающие нас предметы и мир являются не более чем производными от наших ощущений. К этим философам относились Джордж Беркли (1685–1753), Дэвид Юм (1711–1786), Иммануил Кант (1724–1804) и другие.
Многое в теории идеализма роднит его с религией, и за это он часто подвергался критике. Религиозные и схоластические авторы Средневековья много писали о божественном происхождении всего сущего как творении мышления Бога. Так, идеалистические выкладки в очень большой степени использовались средневековыми схоластами и философами для подтверждения существования бога и религиозных догматов.
Кроме того, другим поводом для критики идеализма становился тот факт, что в нем можно найти продолжение примитивных воззрений мифологического общества. Так, тяготение к анимизму и антропоцентризму высмеивалось противниками идеализма как пережиток первобытного сознания. Напомним, что анимизмом называют представление о том, что все предметы и явления обладают душой, в то время как антропоцентризм – это мировоззренческая позиция о том, что человек является центром мироздания, и мир рассматривается как существующий, в первую очередь, для человеческого блага.
На диаметрально противоположном конце спектра «бытие – сознание» находится материализм. Давайте разберем этот философский принцип освоения реальности.
Как совместить материализм и идеализм?
В стремлении примирить две противоречащие друг другу точки зрения на материю и сознание философская мысль рождала новые установки и направления познания. К примеру, такое философское учение как пантеизм объединяет все сущее с Богом. Таким образом, материя неотделима от сознания, и противоречие снимается.
Далее стоит упомянуть гилозоизм, согласно которому вся материя тем или иным образом одушевлена. Все тела в мире, природа и космос представляют собой живые организмы, в которых проявляется Мировая душа.
Однако же наибольшей степени гармоничности идея совмещения материализма и идеализма достигла в учении о дуализме. Суть его заключается в том, что оба начала – материальное и идеальное, бытие и сознание – признаются как равноправные и независимые друг от друга. К дуалистам относились такие мыслители как Рене Декарт (1596–1650), Вольтер (1694–1778), Исаак Ньютон (1642–1727) и другие.
Таким образом, философская мысль с древних времен стремилась найти точки соприкосновения идеализма и материализма и даже совместить их. В то же самое время однозначного ответа на основной вопрос философии о соотношении духа к материи, мышления к бытию по сей день нет. Философы продолжают искать ответы и на другую сторону вопроса: а познаваем ли мир вообще? Но это отдельная дискуссия, о которой мы, вполне возможно, поговорим в будущем.
Итак, главный вопрос, на который философия пытается ответить уже много веков, – это вопрос о том, что первично: материя или дух, бытие или сознание. Здесь существует две диаметрально противоположные точки зрения – материализм и идеализм.
Первый утверждает, что материальное начало первично и доминантно по отношению к идеальному, духовному, психическому. Сознание порождено бытием, которое отражает и стремится осмыслить. Три основные разновидности материализма включают:
- стихийный материализм Античности;
- механистический материализм Нового времени;
- диалектический материализм отцов коммунистической мысли.
Идеализм же в свою очередь признает первенство за сознанием. Первичны и реальны именно наши субъективные ощущения и мышление, с помощью которых мы осваиваем мир, а предметы и прочее – лишь проявления этих ощущений, утверждают идеалисты. Это направление философии подразделяется на объективный и субъективный идеализм.
Оба мировоззрения резко противопоставлены друг другу и несовместимы. Тем не менее дуализм стремился примирить обе эти точки зрения, признавая равнозначность и равноправность обоих начал. Одно остается неизменным – тема, которой сотни лет, и поныне остается актуальной. Таков один из главных вопросов философского знания, который в своей диалектике способствовал развитию и углублению этой дисциплины.
Насколько вам легко ориентироваться в философских учениях и идеях? Возможно, было бы нелишним лучше разобраться в том, что такое научное мышление, а еще лучше развить свое собственное
Обращаем ваше внимание на нашу онлайн-программу «Когнитивистика», призванную обучить эффективным техникам мышления, которые позволяют успешнее рассуждать, принимать решения и находить нестандартные выходы из ситуаций
Главное, продолжайте задаваться вопросами и искать на них ответы, углубляя свое понимание.
https://4brain.ru/blog/materializm-i-idealizm-v-filosofii/
Исторические формы и развитие идеализма
Одна из первых идеалистических теория была сформулирована Платоном. Именно Платон предполагал существование мира идей и его первичность относительно физической реальности — мира материй. Идеи Платона – это субстанции, вечные, неизменные, совершенные понятия, которые одновременно включают в себя всю совокупность признаков, характерных для реальных объектов, к этому понятию относящихся. Человеческая душа – также идея, а потому она вечна, бессмертна и переходит из одного тела в другое.
Идеи Платона получили дальнейшее развитие в неоплатонизме. Неоплатоники противопоставили идеальное, истинное бытие, сосредоточенное в Абсолюте и представляющее собой всеобъемлющее благо, неподлинному, искаженному, хаотическому бытию материи, являющейся источником всякого зла. Абсолют представляется обладающим бесконечной созидательной силой, он «истекает» этим потенциалом, и из него порождаются иные формы бытия – разум, идеи, наконец человеческая душа, главная задача которой избавиться от всего материального, путем аскезы, и вознестись обратно к Абсолюту, слиться с ним.
Идеи неоплатонизма легли в основу христианской философии. Главной идеальной субстанцией в ней является бог-создатель, а материальный мир его творение. Человек имеет дуалистическую природу – его душа есть идеальная субстанция, в то время как тело материально. Задача человека с помощью праведной жизни, веры и интуитивного откровения приблизиться к богу.
По мере развития философии роль божества как идеального первоначала постепенно переосмыслялась, так у Декарта он выступает высшей субстанцией, которая породила равные между собой материю и дух, у Лейбница – бог наиболее совершенная из множества монад, у Спинозы, бог ассоциируется с самой природой, бог везде и во всем.
Постепенно идеалистическое начало смещается к самому человеку, его разуму, воле, культуре (Мировая душа Гегеля), наконец индивидуальному человеческому сознанию в концепциях экзистенциализма, постмодернизма, солипсизма.
Исторические формы и развитие материализма
Материалистическое учение появляется еще в древнегреческой философии, в теория Парменида и Демокрита. Парменид предполагал, что мир – есть материя, причем обладающая свойствами единства, цельности, вечности. Бытие Парменида было одушевленным и вместе с тем неизменным, конкретной характеристики или носителя материальности ин не указывал.
Классическое представление о материи было сформировано Демокритом, в его атомистической теории. Демокрит предположил, что материя представлена мельчайшими и неделимыми единицами – атомами, которые не видимы для человеческого взгляда, и из которых состоит все живое. Атомы обладают определенными свойствами – размером, весом, движением, а также специальными крючками, позволяющими сцепляться между собой. Психические явления Демокрит объяснял движением особых атомов души, которые рассеяны по всему бытию, и сконцентрированы в живых существах. Именно истечение атомов души – есть истинная причина человеческой смерти по Демокриту.
Новое переосмысление атомизм получил в Новое время в рамках механистического или «примитивного» материализма положения которого были сформулированы в трудах многих философов – от Р. Бекона до И. Ньютона. Материя полностью ассоциировалась в веществом, мельчайшей и основной частицей которого признавался атом. Единые и неделимые атомы распределялись в пространстве и взаимодействовали между собой согласно законам механики и физики.
Современный этап развития материализма неразрывно связан с марксистской философией. Новое определение материи было сформулировано Ленином:
Определение 3
Материя – это философский термин, используемый для обозначения объективной реальности, которая доступна для фиксации субъектом как непосредственно в виде ощущений, так и опосредовано с помощью технических средств.
Подобное понимание материи допускает плюрализм форм ее существования. Это не только вещество, но также энергия, излучение, антивещество, темная энергия, а также любые другие формы объективной реальности, которые могут быть открыты и изучены по мере развития науки.
В рамках марксизма также было сформулировано представление о развитии материи, усложнении форм ее существования:
- механическая,
- физическая,
- химическая,
- биологическая,
- социальная.
В современной научно-философской теории они дополняются такими формами как квантовая, психическая и т.д.