Правотворчество

Принципы правотворчества

Правотворчество основывается на определенных принципах, к которым относятся:

Принцип законности

  • нормативно-правовые акты должны приниматься только теми субъектами, которые наделены для этого соответствующими полномочиями и имеют соответствующие компетенции;
  • предполагает наличие определенной процедуры;
  • форма принимаемого акта должна соответствовать его содержанию;
  • новый нормативный акт не должен противоречить Конституции государства и действующему законодательству.

Принцип научности

  • разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в государстве;
  • планирование приоритетности принимаемых актов;
  • прогнозирование социальных последствий принимаемых актов;
  • анализ результатов отечественной и мировой юридической деятельности;
  • учет научных рекомендаций.

Принцип профессионализма

Субъект правотворчества должен обладать специальными знаниями, умениями, навыками, квалификациями.

Он должен уметь анализировать большое количество разнообразных факторов объективной и субъективной направленности, владеть правилами юридической техники, лаконично, но одновременно ясно и четко излагать нормы и правила.

Принцип демократизма

В первую очередь, заключается в возможности принятия значимых нормативно-правовых актов посредством референдума. Законопроекты и проекты  иных нормативных актов широко освещаются СМИ, что позволяет выявить отношение граждан к данному проекту.

Существует возможность обращения граждан в правотворческие органы с предложениями, замечаниями.

Принцип гласности

Означает, что все принимаемые нормативно-правовые акты подлежат обязательной публикации/трансляции, т.е. доводятся до сведения граждан.

Принцип системности

Принимаемый нормативно-правовой акт не должен противоречить действующему законодательству, не должен создавать правовых коллизий, дублирований и т.д.

Понятие и принципы правотворчества

Правотворчество – это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является видом государственной деятельности. Правотворческая деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. Правотворчество завершает процесс формирования права и означает возведение государственной воли в закон. С.А.Комаров отмечает, что «правотворчество, или законотворчество, являются одной из форм государственного руководства обществом и осуществляется государством независимо от его задач, типа, форм осуществления и организации государственной власти».

Субъектами правотворчества выступают государственные органы и структуры, наделенные соответствующими полномочиями на принятие законов. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм. Правотворчество является проявлением активной государственной деятельности, средством его управления обществом. В Российской Федерации нормативно-правовые акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление) и исключительно по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в механизме правового регулирования.

Начальной стадией процесса правообразования является – возникновение потребности в регулировании определенных общественных отношений. Возможно издание непосредственно государством нормативного акта, возможно также официальное признание конкретного общественного отношения юридическим или официальное признание уже сложившегося обычая как юридической нормы и конкретного источника субъективных прав и обязанностей. Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий. Таким образом, правотворческий процесс представляет собой технологию создания нормативно-правовых актов и доведение их предписаний до адресатов. В юридической науке различают три способа правотворческой деятельности полномочных государственных органов:

  1. непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов;
  2. санкционирование государством норм, которые сформировались в форме обычаев или были выработаны негосударственными организациями;
  3. непосредственное правотворчество народа (референдумы).

Правом принятия нормативно-правовых актов в Российской Федерации обладают Государственная Дума, Совет Федерации, представительные органы субъектов федерации, органы местного самоуправления. К числу правотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, министерства и другие ведомства, главы администраций. Полномочия на правотворчество каждого органа детально регламентированы Конституцией и законодательством. Например, Правительство РФ свои акты нормативного характера издает в форме постановлений, а министерства и другие ведомства издают приказы и инструкции. В пределах своих полномочий нормативные акты издают органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации. Органы местного самоуправления, обеспечивая управление вопросами местного значения, издают нормативные акты, в основном, в виде решений. Администрации объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полномочий издают локальные нормативные акты.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

  • научность (изучение потребностей принятия закона);
  • законность (создание нормативных актов во исполнение Конституции и законов);
  • гласность (открытость правотворческого процесса для общественности);
  • демократизм (участие представителей народа в законотворчестве, демократические процедуры принятия и само демократическое содержание законов);
  • профессионализм (работа по принятию законов должна осуществляться на постоянной основе с привлечением ученых и специалистов, с проведением научных экспертиз законопроектов);
  • оперативность (своевременность издания нормативных актов).

Итак, принципы правотворчества – это руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.

Виды правотворчества

В зависимости от субъекта выделяют следующие виды правотворчества.

Законотворчество является одним из распространенных видов правотворчества. Им занимаются преимущественно представительные законодательные органы государственной власти, которые избираются населением, и наделены правом принимать от лица народа законы.

Подзаконное правотворчество присуще исполнительным органам государственной власти. Его цель состоит в детализации, конкретизации законов, а также в решении оперативных вопросов. Подзаконное правотворчество регулируется специальными актами Президента, Правительства.

Непосредственное правотворчество представлено в виде референдума. Для него характерны следующие черты:

  1. Решения референдума обладают высшей юридической силой.
  2. Решения референдума не нуждаются в ином утверждении и могут быть отменены только другим референдумом.
  3. Референдум основывается на свободе и добровольности участия, отсутствии контроля за волеизъявлением его участников и недопустимости принуждения.
  4. Референдум организуется и проводится государством.

Делегированное правотворчество представлено в виде правотворчества органов местного самоуправления, так как они не являются элементом государственной системы, но вправе по некоторым вопросам принимать нормативные акты по вопросам местного значения.

Чрезвычайное правотворчество – принятие нормативно-правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с введением чрезвычайного положения.

Акты данного вида имеют ряд особенностей:

  1. Основным их назначением является предупреждение и устранение катастроф, обеспечение безопасности граждан, восстановление режима законности и правопорядка.
  2. Исключительные меры в условиях особого правового режима закрепляются государственными органами.
  3. Устанавливаются ограничительные меры в отношении граждан, государственных органов, организации и иных субъектов.
  4. Нормы и правила носят категоричный императивный характер.
  5. Принятые нормы краткосрочны.

Собственное правотворчество – правотворчество органов местного самоуправление, которое, как уже говорилось выше, можно отнести и к делегированному правотворчеству.

Договорное правотворчество включает в себя договоры нормативного содержания (конституционные, внутрифедеральные, управленческие).

Локальное правотворчество – правотворчество отдельными учреждениями, организациями коммерческого или иного характера. Локальное правотворчество представлено, как правило, уставами, положениями, приказами, правилами, распоряжениями и т.д. Данные акты носят ограничительный характер, т.к. обязательны только для сотрудников конкретных организаций и их подразделений.

Понятие и виды правотворчества

В России издано и действует около 2 тыс. федеральных законов. Федеральных нормативных актов (законов, указов, постановлений, инструкций) насчитывается около 121 тыс.

Если сложить вместе федеральные нормативные акты и акты субъектов РФ, всего получится более 500 тыс.

Цифра впечатляющая. Значит, правотворчество — настолько важная деятельность, что она: затрагивает интересы каждого гражданина; определяет основные параметры поведения всех людей.

В зависимости от того, кто участвует в создании норм права, правотворчество делится на три вида.

Правотворчество народа

Удельный вес правотворчества народа в любой стране всегда небольшой. Что касается России, то для нас референдум так и остался явлением редким, если не сказать экзотическим. Однако он может (быть эффективной разновидностью правотворчества, поскольку позволяет прямо и непосредственно без промежуточных инстанций и возможных искажений выявить отношение граждан страны к тому или иному варианту правового регулирования вынесенного на референдум вопроса и сразу же принять окончательное решение.

Анализ этого вида правотворчества показывает, что для его использования должен быть подготовленным и народ, и государственная власть. Кроме того, даже если вышеуказанное условие имеется в наличии, все равно не надо возлагать на референдум излишние надежды: с его помощью в нормативном порядке могут решаться самые простые и понятные людям вопросы (например, нужна ли профессиональная армия, следует ли срубить в городе тополя для избавления от тополиного пуха). Однако наша жизнь усложняется и все реже ставит перед нами простые вопросы.

Нельзя сбрасывать со счетов и большие возможности злоупотребления референдумом, допускаемые государственной властью:

  1. неясное формулирование вопроса;
  2. перечисление вариантов, среди которых нужный ставится на первое место;
  3. полиграфическое выделение в бюллетене нужного ответа;
  4. помещение в бюллетень голосования примечаний, справок, направляющих мысль и волю граждан в нужное русло;
  5. другие.

Вот почему основную нагрузку по нормативному регулированию жизни людей следует все же возлагать на правотворчество государственных органов.

Правотворчество государственных органов

Правотворчество государственных органов занимает ведущее место в правотворчестве. Объем его велик. Классификация нормативных актов, издаваемых государственными органами, поможет систематизировать правотворческий процесс:

По субъектам нормативные акты делятся на четыре группы:

1) законы. Их принимают парламенты — представительные органы народа. Существуют следующие виды законов: изменяющие Конституцию; конституционные (детализирующие ее по ключевым вопросам); обыкновенные.

Однако даже в развитых государствах, где существуют слаженно работающие парламенты, исполнительные органы издают нормативные акты. К этому вынуждает сама жизнь, которая становится сложнее и требует более специализированного ее регулирования. Есть и другие причины: физические силы парламентариев не беспредельны; ограничено и время их работы (рабочий день — восемь часов); есть вопросы, в которых парламентарии куда менее компетентны, нежели исполнительный орган, отвечающий за тот или иной участок работы; экономические — оправданно задействовать парламент (450 человек) лишь для урегулирования важных, общезначимых вопросов общественной жизни. Детальные же вопросы вполне могут нормативно прорабатывать и другие органы государства.

Вот почему правотворческими полномочиями издавна наделяются (и не только в России), помимо парламентов, другие государственные органы;

2) указы. Их издает Президент РФ. Его правотворческая компетенция касается следующих вопросов: структура органов исполнительной власти; порядок награждения; порядок вступления в гражданство; руководство Вооруженными Силами РФ;

3) постановления. Их принимает Правительство РФ (в основном по социально-экономическим вопросам);

4) инструкции. Они разрабатываются министерствами (входящими в их структуру федеральными службами и агентствами) и оформляются приказами министра. Ими регулируются специальные вопросы, относящиеся к ведению министерств.

На уровне субъектов РФ распределение правотворческих полномочий очень сходно с тем, что имеется на федеральном уровне.

Корпоративное правотворчество

Корпоративное правотворчество в той или иной мере имеет место в различных организациях, но наиболее массивно оно представлено в предпринимательских корпорациях (организациях, основанных на объединенных капиталах), поскольку там порой занято несколько тысяч человек.

Черты правотворчества

  • представляет собой монопольную государственную деятельность. Так как именно государство наделено правом создавать нормы права, что возводит их в ранг общеобязательных для исполнения правил;
  • носит созидательно-интеллектуальную направленность. Суть данной отличительной черты правотворчества заключается в познании, изучении и анализе явлений и процессов деятельности, выявлении потребности в урегулировании общественных отношений, формировании правил общего поведения, а также определении механизма их реализации;
  • является процессуальной деятельностью. Иными словами правотворчество представляет собой процесс, в котором имеются определенные стадии и соблюдается установленный порядок. Нарушение четкого механизма процессуальной деятельности может привести к тому, что принятый нормативно-правовой акт может быть признан недействительным.

В ходе процессуальной деятельности правотворчества происходит выявление общесоциальных интересов, согласование проекта нормативного акта с заинтересованными лицами и органами, проверка на соответствие букве закона, оформление принятого нормативно-правового акта и придание ему общегосударственного властного характера.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Законодательная техника

Законотворчество требует специальных знаний. Законодательная техника позволяет четко, выразительно и логично формулировать юридические предписания. Она представляет собой систему правил и приемов наиболее рациональной организации и логически последовательного формулирования нормативно-правовых актов в соответствии с их сущностью и содержанием. Законодательная техника важна в целях обеспечения совершенства и эффективности законодательства.

Законодательная (юридическая) техника своим объектом имеет текст нормативно-правового акта. Структура закона, например, состоит из следующих частей:

  • наименование органа, принявшего закон;
  • название закона;
  • преамбула (вводная часть) закона;
  • нормативно-правовое содержание закона (Общая и Особенные части, разделы, главы, статьи);
  • нормы об ответственности за несоблюдение закона;
  • переходные положения или порядок вступления закона в юридическую силу, порядок отмены этим нормативно-правовым актом других нормативных предписаний;
  • подписание и опубликование закона.

Правовая норма и текст статьи закона в конкретном случае по элементам могут не совпадать, поэтому существует отсылочный и бланкетный способы изложения нормы права. Содержание нормативного предписания должно быть четко сформулировано. Абстрактный способ изложения правовых норм не должен допускать произвольного применения нормативного предписания к любой ситуации. Особое значение в законодательной технике имеет проблема терминологии. Например, не следует использовать правовые понятия в тех случаях, когда их можно заменить не правовыми, не искажая при этом смысл нормы.

Юридическая техника помогает структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, сделать его более точным и понятным. Уровень юридической техники свидетельствует также об уровне правовой культуры общества. К техническим средствам относят прежде всего юридические термины (словесное выражение юридических понятий) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, которое складывается из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов и др.). К техническим правилам относят четкость и доступность языка нормативно-правовых актов, последовательность изложения юридической информации, взаимосвязь и согласованность нормативно-правового материала. К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата, место его принятия, подписи должностных лиц и др.), структурную организацию правового акта.

Правовая конструкция охватывает ряд однопорядковых правовых понятий низшего уровня и выявляет существенное в этих понятиях. Смысл правовых конструкций состоит в том, что соответствующие понятия объединяются в единое целое, на основе которого посредством дедукции делаются логические выводы, применяемые к понятиям низшего порядка. При этом необходимо точно и полно охватывать правовые нормы, из которых выводится правовая конструкция, она должна максимально служить целям законодательства. Определение понятий, образование правовых конструкций дополняются иными приемами законодательной техники в целях точного формулирования законов

Важно при этом соблюдать логику, стиль и язык закона

показать содержание

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие — это порождение актом определенных правовых последствий. Для каждого нормативного акта необходимо установить определенные пределы его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, определить его адресность (когда, где и чье поведение он регулирует).

Действие нормативного правового акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Время вступления в действие нормативных правовых актов не может быть одинаковым для всех актов. Для реализации наиболее общественно значимых актов требуется продолжительная подготовительная работа, связанная с принятием конкретизирующих актов, организационными изменениями в работе соответствующих органов и т.д. Соответственно, поспешное введение в действие таких актов может вызвать организационные проблемы у адресатов, которые будут не готовы к их исполнению. Вместе с тем в ситуациях, требующих оперативного реагирования и при этом не предполагающих изменения правового положения граждан, дополнительной подготовительной работы, возможно введение в действие нормативных актов в достаточно короткий срок.

Нормативный акт вступает в силу:

  1. с момента принятия или подписания;
  2. с момента опубликования;
  3. по истечении определенного срока с момента опубликования;
  4. со времени, указанного в данном акте или в специально принятом по этому поводу акте;
  5. с момента получения адресатом.

Существует общее правило, согласно которому действие нормативных актов распространяется лишь на те отношения, которые возникли после его вступления в действие (т.е. закон не имеет обратной силы). Но из этого правила есть два исключения:

  1. в случаях, когда распространение акта на отношения, возникшие до его вступления в силу, прямо предписывается в самом акте;
  2. в случаях, когда смягчается или отменяется юридическая ответственность, ему придается обратная сила.

Таким образом, в указанных случаях нормативный акт оказывает регулирующее воздействие на отношения, возникшие до его принятия и вступления в действие.

Нормативно-правовой акт утрачивает юридическую силу и перестает действовать в случаях:

  1. истечения срока, на который был принят акт;
  2. прямой официальной отмены акта или признания акта неконституционным;
  3. фактической отмены (когда принят новый акт, регулирующий те же отношения, а старый формально не отменен);
  4. вступления в силу международного договора, которому противоречит внутригосударственный акт.

Действие нормативного правового акта в пространстве означает его действие в границах территории, на которую распространяются полномочия соответствующего правотворческого органа (либо на всю территорию, либо на часть территории, отличающуюся особыми условиями). Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами государственных границ.

Действие нормативного правового акта по кругу лиц предполагает распространение его регулятивного воздействия на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений в отношении официальных представителей других государств, дипломатов и других лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, находящихся на территории государства иностранцев и лиц без гражданства.

Рассматривая вопросы действия нормативных актов по кругу лиц, необходимо учитывать и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российское законодательство. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по российским законам, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

Возможно издание специальных нормативных правовых актов, распространяющихся лишь на отдельные категории граждан и должностных лиц (студентов, пенсионеров, судей и т.д.).

Кроме того, всегда устанавливается особый, урезанный по сравнению с гражданами, статус у иностранных граждан.

Форма права: понятие и виды

Форма права — это внешнее выражение правовых норм, связанное с их закреплением в определенных, официально признанных актах. В науке и практике данное понятие часто отождествляется с понятием «источник права». Однако если форма права показывает, как право организовано и выражено вовне, то источник права указывает на истоки правовой информации, систему факторов, предопределяющих содержание этого явления. С этой точки зрения понятие «источник права» шире понятия «форма права».

Различают материальные, идеологические и юридические источники права:

1. Материальные — это объективные потребности общественного развития, формы собственности, интересы и потребности людей, особенности общественного развития и др. Экономические закономерности и объективные материальные потребности должны быть восприняты законодателем, который с учетом культурно-исторических особенностей, национальных традиций и иных факторов отражает эти закономерности в принимаемых нормативных актах.

2. Идеологические — правовые учения, концепции, правосознание, религия, господствующая идеология и др.

3. Юридические — это разнообразные юридические акты, среди которых особое значение имеют формы права. Источник права в юридическом смысле в основном совпадает с формой права.

Выделяют следующие основные формы права:

1. Правовой обычай — исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного и длительного использования правило поведения, санкционированное государством. Это исторически первая форма права, имевшая наибольшее значение в период феодализма. Среди основных требований к правовому обычаю — его соответствие действующему праву и достаточно продолжительное время применения. На обычай могут делаться ссылки в законодательстве, однако при этом непосредственно текст обычая не приводится (так, ссылка на обычай приводится в ст. 5 ГК РФ). Правовые обычаи особенно широко применяются в странах Азии, Африки и Океании.

2. Правовой прецедент — решение государственного органа по конкретному делу, которое принимается за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел. Выделяют судебный и административный прецеденты.

Правовой прецедент наиболее широко распространен в странах англосаксонской системы права. В России в качестве официально признанной формы права правовой прецедент не существует. В то же время в нашей стране возможно использование прецедентов Европейского суда по правам человека при обращении в данный орган. При этом, по действующему законодательству, решения Конституционного Суда, Верховного Суда носят разъяснительный характер и являются актами официального толкования права.

Правовой прецедент не следует отождествлять с юридической практикой, представляющей собой накопленный в определенном обществе социально-правовой опыт. Это своеобразный источник (но не форма) права, который находит свое отражение в многочисленных справочниках и сборниках судебной, следственной, нотариальной и иной юридической практики.

3. Нормативный договор — добровольное нормативное соглашение между равноправными правотворческими субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес (федеративный договор, международные договоры, коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией и т.д.).

Нормативный договор обладает преимуществами частноправового договора, обеспечивающего интересы частных лиц, и традиционно властных способов регулирования, характерных для нормативных актов. Стороны такого договора связаны друг с другом не только взаимными правами и обязанностями, но и государственной волей, обеспечивающей общественное признание и гарантированность прав и обязанностей.

4. Правовая доктрина — это признанные государством в качестве общеобязательных отдельные труды наиболее авторитетных ученых и практиков. Эта форма права получила распространение в Великобритании, США. Особенно значимо влияние правовой доктрины в мусульманском праве, поскольку оно во многом основано на авторитете религиозных догм и религиозных деятелей. Поэтому заключения знатоков ислама, мусульманского права здесь имеют официальное юридическое значение. Аналогичная ситуация и в индуистском праве.

В России официальные ссылки на труды ученых при принятии правоприменительных решений не допускаются.

В нашей стране основной формой права является нормативный правовой акт.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: