Структура органов исполнительной власти РФ под руководством российского Правительства
Российское Правительство осуществляет руководство следующими органами исполнительной власти Российской Федерации:
- в лице министерств: здравоохранения, культуры, науки и высшего образования, природных ресурсов и экологии, промышленности и торговли, просвещения, по развитию Дальнего Востока и Арктики, сельского хозяйства, спорта, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, труда и социальной защиты, финансов, цифрового развития связи и массовых коммуникаций, экономического развития, энергетики;
- в лице федеральных служб: по надзору в сфере здравоохранения, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по надзору в сфере природопользования, по ветеринарному и фитосанитарному надзору, по надзору в сфере транспорта, по труду и занятости, налоговая, пробирная, по регулированию алкогольного рынка, таможенная, казначейская, по надзору в сфере в связи информационных технологий и массовых коммуникаций, по аккредитации, государственной статистики, по интеллектуальной собственности;
- в лице агентств: водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию, по техническому регулированию и метрологии, по рыболовству, воздушного транспорта, дорожное, железнодорожного транспорта, морского и речного транспорта, по управлению государственным имуществом.
Органы местного самоуправления как субъекты административного права
Местное самоуправление — гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления (ОМС) вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления — это выборные и иные органы местного самоуправления, образуемые в городских и сельских поселениях и на других территориях (собрания представителей, глава местного самоуправления). Создание ряда органов местного самоуправления обязательно в силу указания закона, другие же могут создаваться в соответствии с уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Представительные органы — выборные органы местного самоуправления, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения. Работают на непостоянной основе, созываются главой муниципального образования.
Исключительная компетенция представительных органов:
- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- установление местных налогов и сборов, порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
- контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц.
Глава муниципального образования – выборное должностное лицо, которое возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на муниципальной территории. Избирается гражданами, проживающими на соответствующей территории, или представительным органом, которым он подотчетен.
Иные органы местного самоуправления образуются на основании устава муниципального образования.
Правовой статус органов местного самоуправления (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):
- не входят в систему органов государственной власти;
- могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств;
- основы статуса, полномочия, структура установлены законом;
- могут вступать в различные, в том числе административно-правовые, отношения;
- принимают по вопросам своего ведения правовые акты;
- наделяются правом самостоятельного решения вопросов местного значения;
- общие принципы, гарантии МС не могут быть произвольно ограничены каким-либо органом государственной власти;
- решения органов местного самоуправления могут быть отменены только принявшими их органами или признаны недействительными по решению суда (обязанность отменить данный акт возлагается на субъектов, их принявших).
Предусматривается возможность участия населения в осуществлении местного самоуправления в форме территориального общественного самоуправления (на территориях, не являющихся муниципальными образованиями).
показать содержание
Общая характеристика назначения и структуры органов исполнительной власти Российской Федерации
Утверждение структуры органов исполнительной власти Российской Федерации осуществляется российским Президентом в соответствии с предложением главы Правительства России согласно положениям российской Конституции. Структура органов федеральной власти исполнительного характера утверждается при каждой смене Правительства. Законодательство допускает изменение структуры органов исполнительной власти федерального уровня также и в период работы одного правительство.
На органы исполнительной власти РФ возлагается обязанность практической реализации государственного управления на территорией страны.
Совокупность органов исполнительной власти можно разделить на:
- федеральные министерства;
- федеральные службы;
- федеральные агентства.
Во главе исполнительной власти находится Правительство Российской Федерации и Президент Российской Федерации.
Структура органов исполнительной власти Российской Федерации подразумевает выделение их следующих видов:
- во-первых, общей компетенции, к числу которых относится Правительство и Президент Российской Федерации;
- во-вторых, специальной компетенции, предусматривающей функционирование по отраслевым принципам, к примеру, министерство иностранных дел, обороны, экономического развития и так далее.
Федеральное министерство – это орган федерального уровня исполнительного характера, осуществляющий выработку политики государства и нормативно-правовое регулирование в соответствии со своей компетенцией и сферой деятельности. Во главе федеральных министерств находятся федеральные министры, включаемые в состав российского Правительства. Назначение федеральных министров осуществляется российским Президентом. Федеральные министерства призваны реализовать следующие функции: координировать и контролировать деятельность федеральных служб и агентств, управлять находящимися в подчинении государственными учреждениями, выступать в качестве главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предназначенных для финансирования деятельности, организовывать профессиональную переподготовку и подготовку государственных служащих, взаимодействие с другими органами государственной власти и так далее.
Федеральная служба – это орган исполнительной власти федерального уровня, осуществляющий контрольно-надзорную деятельность, реализацию специальных функций в сфере обороны, охраны общегосударственной границы, безопасности, борьбы с преступностью и так далее.
Федеральное агентство – это орган исполнительной власти федерального уровня, осуществляющий реализацию функции оказания государственных услуг, управление имуществом государства, правоприменительных функций. Во главе федерального агентства находится руководитель или директор агентства. Федеральное агентство может наделяться статусом коллегиального органа.
Становление современной системы федеральных органов исполнительной власти
Осуществление государственных функций протекает, как правило, в сложных условиях, когда необходимо учитывать разные факторы: динамику экономического развития, столкновение интересов трансграничных компаний и государства, политические настроения в обществе, техногенные и природные катаклизмы. Все это обуславливает необходимость создания в государстве прогнозно-антикризисного механизма. Гарантией устойчивости выступают органы исполнительной власти, которые позволяют решать любые предкризисные и кризисные ситуации.
Разнообразие методов и форм государственного управления предоставляет возможность использования некоммерческих организаций во всей системе государственного управления при основной роли органов власти, в частности, органов исполнительной власти.
Существующая основа системы федеральных органов исполнительной власти функционирует практически без изменений с 2004 года. Частично федеральные министерства, агентства и службы были реорганизованы, но вся система работает почти без изменений. Система федеральных органов периодически подвергается проверке на разного рода кризисы: природные катастрофы, кризисы в международных отношениях, экономические кризисы.
Во многом система государственного управления носит так называемый «ручной» характер, то есть административные решения принимаются на высшем уровне государственного управления, вместо того, чтобы быть рассмотренными на более низких иерархических уровнях
Важно найти баланс между взаимозависимостью федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ. Увеличение зависимости органов власти субъектов Федерации ведет к тому, что ответственность федеральных органов за состоянием дел в социально-экономической сфере в субъектах РФ растет
Органы исполнительной власти субъектов принимают административные решения с определенной «оглядкой» на федеральный центр. Федеральные органы не всегда могут оперативно ответить на меняющуюся на местах обстановку. Это ведет к утрате государственным управлением гибкости, снижению уровня адаптивности к изменяющейся обстановке государственных органов.
Тенденции изменения структуры системы федеральных органов исполнительной власти:
- разделение органов управления на отдельные виды — органы исполнительной власти с властными полномочиями (или без них; государственные корпорации, учреждения, хозяйственные общества и др.;
- упразднение института федерального агентства, передача его функций (предоставление государственных услуг) органам государственного управления или государственным учреждениям;
- определение министерства, как органа исполнительной власти, который осуществляет полномочия по разработке государственной политики, контролю реализации и мониторингу управленческих решений, принятых иными субъектами государственного управления в установленной сфере деятельности (исключение представляют функции «надзора»), нормативно-правовому регулированию;
- воссоздание такого органа исполнительной власти, как «надзор», в полномочия которого будет входить осуществление функции по надзору за соблюдением законодательства в данной сфере, управление государственным имуществом;
- воссоздание таких органов государственного управления, как «комиссия», «комитет», осуществляющих правоприменительную функцию.
Воссоздание или создание отдельных органов исполнительной власти (комитеты, комиссии, надзоры и др.) напоминает систему федеральных органов, существовавшую до 2003 года. Восстановление старых и введение новых органов, ликвидация отдельных органов должны проходить во взаимосвязи с функциями органов исполнительной власти, с учетом реальности выполнения целей и задач, поставленных при таком реформировании.
Понятие и значение системы исполнительной власти в РФ
Концепция организации публичного управления демократического государства предполагает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную при наделении каждой из них системой сдержек и противовесов для недопущения захвата всей полноты власти одной из ветвей.
В соответствии с положениями действующей Конституции РФ система публичного управления страной представлена:
- системой государственного управления;
- системой муниципального управления (местного самоуправления).
В свою очередь, система государственного управления представлена как система законодательной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, система государственного управления представляет собой двухуровневую структуру в соответствии с федеративным устройством.
Так, система исполнительной власти в РФ включает:
- должностных лиц и органы публичного управления федерального уровня и их территориальные подразделения в регионах;
- региональные органы управления.
Система исполнительной власти в РФ характеризуется следующими признаками:
- легальность. Названная характеристика предполагает, что должностные лица и органы исполнительной власти функционируют исключительно в рамках Конституции и федерального законодательства;
- легитимность. Названная характеристика предполагает, что избрание, назначение должностных лиц и формирование органов исполнительной власти в соответствии с законодательно регламентированной процедурой;
- независимость. Названная характеристика предполагает, что система исполнительной власти в РФ не подчиняется иной власти, однако при этом на нее распространяется требование функционировать исключительно в законодательно очерченных рамках;
- самостоятельность. Названная характеристика системы исполнительной власти в РФ предполагает, что никакие иные органы публичного управления не могут принимать на себя функции исполнительной власти;
- универсальность. Названная характеристика предполагают, что должностные лица и органы исполнительной власти функционируют непрерывно на всей территории страны;
- наличия права принуждения. Названная характеристика предполагает возможность использования принуждения для обеспечения реализации требований законодательства;
- системность. Названная характеристика исполнительной системы власти в РФ предполагает, что она функционирует как иерархическая структура соподчиненных взаимосвязанных должностных лиц и органов публичного управления;
- подзаконность. Названная характеристика предполагает, что должностные лица и органы исполнительной власти разрабатывают в рамках, очерченных законом, собственные нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию законов и др.
Федеральные органы исполнительной власти
Замечание 1
Органы исполнительной власти — это основные субъекты реализации исполнительной власти, без которых невозможно практическое осуществление государственной, управленческой деятельности, существование административно-правовых отношений.
На федеральном уровне система органов исполнительной власти представлена:
- правительством — высший исполнительный орган власти, статус которого определен Конституцией, коллегиальный орган, возглавляющий единую, целостную систему исполнительной власти, руководящий работой федеральных органов, контролирует их деятельность;
- федеральными министерствами — ведущие звенья субъектов исполнительной власти, проводят государственную политику, осуществляют государственное управление в определенной, конкретной сфере деятельности, координируют в этой сфере деятельность других органов исполнительной власти;
- федеральными комиссиями — по статусу приравнены к государственным комитетам, действуют энергетическая федеральная комиссия, комиссия по рынку ценных бумаг;
- государственными комитетами — на коллегиальной основе осуществляют межотраслевую координацию вопросов, функциональное регулирование в конкретной сфере деятельности;
- федеральными службами — осуществляют специальные функции (контрольные, регулирующие, исполнительные, разрешительные и др.) в определенных сферах ведения;
- федеральными надзорами — осуществляют государственный межведомственный контроль за соблюдением специальных норм и общеобязательных правил в сфере государственного управления;
- российскими агентствами — агентства по патентам и товарным знакам, космическое агентство, правительственной связи и информации при Президенте;
- иными федеральными органами исполнительной власти — Управление делами Президента, Главное управление специальных программ Президента, Государственная техническая комиссия при Президенте.
Современная система федеральных органов не обладает конкретным, четким определенным статусом звеньев, входящих в ее состав.
Основные полномочия Президента РФ
Замечание 1
Полномочия Президента РФ – это особые полномочия, которыми наделяется Президент страны Конституцией РФ. Президент РФ в соответствии с Конституцией страны (ст. 80) является ее гарантом, главой государства, гарантом прав и свобод гражданина и человека. В установленном порядке Президент осуществляет меры по охране суверенитета страны, ее государственной целостности и независимости, обеспечивает сопряженное взаимодействие разных органов государственной власти.
Президент в сфере политических отношений осуществляет такие полномочия, как: определяет главные направления внешней и внутренней политики России; представляет Российскую Федерацию в международных отношениях и внутри страны.
Основные полномочия Президента РФ:
- назначение Председателя Правительства России, ее членов с согласия Государственной Думы, направление политики Правительства, принятие решения об его отставке;
- представление кандидатуры на должность Председателя Центрального Банка, которую рассматривает Государственная Дума, постановление перед Думой вопроса об освобождении от занимаемой должности Председателя;
- представление кандидатур Совету Федерации для назначения на должности судей Верховного Суда, Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, кандидатуры Генерального прокурора, внесение в Совет предложений об освобождении его от должности;
- внесение предложений о назначении судей для федеральных судов;
- утверждение военной доктрины Российской Федерации;
- формирование Совета Безопасности и руководство этим Советом;
- формирование Администрации Президента;
- назначение (освобождение) от должности полномочных представителей Президента России, высшего командования Вооруженных Сил.
Президент имеет право, в случае необходимости, ввести чрезвычайное или военное положение как по всей территории страны, так и в отдельных субъектах или регионах.
В полномочия Президента входит:
- назначение (отзыв) из иностранных государств, международных организаций дипломатических представителей России;
- назначение даты выборов в Государственную Думу, роспуск Думы в законодательном порядке согласно Конституции;
- назначение даты проведения референдума в установленном порядке федеральным конституционным законом;
- подписание федеральных законов и их обнародование;
- внесение в Государственную Думу законопроектов;
- обращение с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию об основных направлениях внешней и внутренней политики страны, о ситуации и положении, сложившейся в государстве;
- предоставление политического убежища и решение вопросов о гражданстве России;
- решение вопросов о помиловании;
- предоставление государственных наград, присвоение почетных званий, высших специальных и высших воинских званий РФ;
- осуществление руководством внешней политики государства, обеспечение международных отношениях с главами различных иностранных государств;
- подписание международных договоров и ведение переговоров;
- принятие отзывных и верительных грамот аккредитуемых дипломатических представителей, подписание ратификационных грамот.
Для того, чтобы обеспечить согласованное взаимодействие и деятельность органов государственной власти, Президент вправе использовать соответствующие согласительные процедуры, а также передать спорное дело для рассмотрения в судебные органы.
Структура органов исполнительной власти РФ под руководством российского Президента
Под руководством российского Президента находятся следующие органы исполнительной власти:
- в лице министерств Российской Федерации: министерство внутренних дел, министерство дел гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, иностранных дел, обороны, юстиции;
- в лице федеральных служб: по делам СНГ, по военно-техническому сотрудничеству, техническому и экспортному контролю, исполнению наказаний, судебных приставов, фельдъегерская, внешней разведки, безопасности, войск национальной гвардии, охраны, финансового мониторинга; в-третьих, в лице федерального агентства: архивного;
- в лице управлений, в том числе специальных программ и делами российского Президента.
Структура системы исполнительной власти в РФ
Основы организации государственного управления в стране определяют положения Конституции РФ, согласно которым государственное управление реализуется на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, при этом органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.
Структуру исполнительной власти в государстве возглавляет федеральное правительство, вопросы формирования и функционирования которого регулируются федеральным конституционным законом. Правительство представляет собой орган государственного управления, который осуществляет исполнительную власть коллегиально и возглавляет единую структуру исполнительной власти в стране.
Непосредственно структура государственной исполнительной власти фиксируется подзаконным правовым актом – указом главы государства. Так, на сегодняшний момент действует указ главы государства о структуре федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с приведенным указом государственные исполнительные органы представлены:
- министерствами, службами, агентствами федерального уровня, руководство которыми осуществляет глава государства, а также службами и агентствами федерального уровня, подведомственными министерствам. Это, в частности, министерства внутренних дел, обороны и др.;
- министерствами федерального уровня, подведомственными федеральному правительству, а также службами и агентствами федерального уровня, которые подведомственны указанным министерствам. Это, в частности, министерства здравоохранения, культуры, просвещения и др.;
- службами и агентствами федерального уровня, руководство в которых реализуется федеральным правительством.
На уровне региона функционируют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и собственно региональные исполнительные органы.
Так, на уровне региона функционирует собственная система исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом. Структура исполнительных органов регионального уровня определяет высшее должностное лицо региона в соответствии с уставом или конституцией региона.
Высший исполнительный орган в регионе – это постоянно действующее правительство, администрация и пр., основной функцией которых выступает обеспечение исполнения:
- положений Конституции, федерального законодательства и федеральных нормативно-правовых актов;
- положений устава или конституции, законов и иных нормативно-правовых актов региональных территорий.
Высший исполнительный орган региональной территории реализует свои полномочия:
- для обеспечения социально-экономического развития территории;
- для содействия в реализации общефедеральной политики в области науки, образования, финансов, медицины, экологии, социального обеспечения.
Кроме того, в отдельных сферах публичного управления формируются исполнительные органы специальной компетенции, функционирующие на региональной территории.