Виды государственной власти
Институты государственной власти формируются на основе разделения властей — функционального и структурообразующего принципа рациональной организации и контроля.
В зависимости от выполняемых функций выделяют три вида государственной власти:
- законодательная;
- исполнительная;
- судебная.
Принцип разделения властей является обязательным признаком правового, демократического, конституционного государства. Органы всех ветвей власти осуществляют свои функции самостоятельно, независимо друг от друга в пределах своей компетенции, что позволяет обеспечить сбалансированность полномочий, исключить возможность сосредоточения большей части полномочий в ведении одного органа государственной власти.
Законодательная (представительная) власть — это государственная власть, порученная народным представителям, реализуемая путем издания законодательных актов, контроля и надзора за аппаратом исполнительной власти.
Представительные органы выполняют следующие функции:
- законодательная деятельность (издание законодательных актов);
- финансовая (ежегодно утверждает государственный бюджет страны);
- распорядительная (участвуют в формировании высших исполнительных, судебных органов);
- контрольная (за деятельностью правительства, должностных лиц).
Законодательная власть реализуется высшим представительным органом — Парламентом, состоящим из верхней и нижней палаты.
Исполнительная (административная) власть — это подзаконная ветвь государственной власти, обладающая универсальным, организующим, предметным, производным характером, и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
Все акты и действия исполнительных органов основаны на законе, не противоречат ему, направлены на исполнение законов. Органы исполнительной власти действуют везде, непрерывно, на всей территории государства. Исполнительная власть опирается на человеческие, финансовые, материальные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. Исполнительная власть реализует свою деятельность посредством чиновничьего аппарата, администрации, армии, органам безопасности и др. Исполнительная власть реализуется через Правительство (Президента) и его органы на местах.
Судебная власть — это специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая посредством состязательного, гласного, коллегиального рассмотрения и разрешения споров о праве в судебных заседаниях.
Систему органов правосудия составляют судебные органы, действующие в сфере общей, конституционной, хозяйственной, административной и других юрисдикций. Органы суда реализуют в правоприменительной практике принцип справедливости, выступает своеобразным арбитром в процессе законотворчества. По отношению к другим видам государственной власти суд выступает в качестве «сдержек и противовесов».
Основные признаки судебной власти:
- состязательность;
- гласность;
- коллегиальность;
- независимость.
Экономическая, социальная и нравственно-идеологическая основы государственной власти
Государственная власть детерминируется в конечном счете властью экономической. В ней в концентрированном виде выражаются экономические потребности и интересы властвующего субъекта. Государственная власть не только опирается на экономический фундамент, но и обеспечивает порядок, устойчивость экономических отношений, ограждает их от произвола и анархии, охраняет существующие формы собственности.
Всякая власть по-настоящему устойчива и сильна прежде всего за счет своей социальной основы. Государственная власть функционирует в обществе, разделенном на классы, различные социальные группы с противоречивыми, часто непримиримыми интересами. Без сильной, активно функционирующей государственной власти разнополярные социальные, национальные силы могут разорвать социум на части, ввергнуть его в пучину «выяснения» интересов при помощи необузданной охлократической силы. Для разрешения социальных противоречий, для организации межличностных, межгрупповых, межклассовых и общенациональных отношений, гармонизации различных интересов государственная власть ищет поддержку в обществе, добивается доверия к себе у тех или иных слоев социума. Решить такие задачи способна только демократическая власть.
Веру народа в гуманные цели и действия власти, доверие к ней принято называть социальной легитимностью власти, важнейшим условием ее стабильности.
Какой бы ни была государственная власть, она всегда стремится создать в обществе представление о себе как об образцово нравственной, даже если это не соответствует действительности. Еще в Древних Греции и Риме сложились нравственные идеалы, к которым должна стремиться власть: она существует только для добра, реализуется для общего блага, всегда следует за справедливостью и т.д. Вот почему власть, преследующая цели и использующая методы, противоречащие нравственным идеалам и ценностям, признавалась и признается аморальной, лишенной нравственного авторитета.
Для государственной власти, ее полноценности большое значение имеют исторические, социально-культурные, национальные традиции. Если власть опирается на традиции, то они укореняют ее в обществе, делают более прочной и стабильной. Не случайно как прошлые, так и современные государства бережно относились и относятся к традициям, своим историческим, национальным, социально-культурным корням. Таким образом, государственная власть, экономически, социально и нравственно детерминированная, опирающаяся на традиции, ценности, принятые в обществе, становится в глазах народа авторитетной и уважаемой. Она значительно реже использует метод государственного принуждения для достижения своих целей.
Основные признаки
Сущность данного понятия объединяет в себе определенные признаки и черты, которые соответствуют госаппарату.
Универсальность
Можно сказать, что власть в данном случае всеобъемлюща. Она охватывает все территории внутри государственных границ, и ей должны подчиняться все лица, которые находятся в ее пределах. Причем без учета их принадлежности к гражданству страны.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Верховенство
Этому понятию соответствует исключительные функции госаппарата разрешения, приостановки или запрета любых других видов власти на обозначенной государственной территории.
Структурированность
Это специально созданные социальные иерархии, которые имеют градацию от нисходящей до верховодящей линии. Это могут быть как внешние структуры, так и внутренние, которые характеризуются соподчинённостью внутри самих руководящих органов.
Прерогатива государственной власти
Она выражается в различных каналах, через которые власть взаимодействует с обществом. Такими каналами является действующее законодательство (то есть канал передачи законов и правил), правоприменительные органы, такие как полиция, и исправительные учреждения (канал применения принуждения).
Нормотворческая монополия
К этому термину относятся абсолютные возможности верхов на создание новых норм и прав. Обыкновенно это происходит с помощью издания нормативно-правовых актов и установки структуры правоприменительных органов.
Принцип разделения
В государственной структуре власти необходим взаимный контроль в каждой ее ветви. В большинстве цивилизованных государств есть органы нормотворчества, правоприменения и судебные органы.
Понятие государственной власти
Определение 1
Государственная власть — это совокупность публично-властных полномочий, реализуемых должностными лицами и государственными органами, осуществляющими воздействие на разные сферы жизнедеятельности общества с использованием соответствующих методов и форм для повышения благосостояния граждан.
Государственная власть является единственным и необходимым связующим звеном между государством, политикой и правом. Она всегда присутствует в отношениях, где задействованы эти ключевые категории государственности, является централизованной организацией силы и проявляется в деятельности специальных государственных учреждений, органов, образующих механизм данной власти.
Политическая власть возникает при смене личных интересов групповыми. Она может рассматриваться как коммуникативное взаимодействие субъектов политики, при котором воздействие субъекта власти на объект осуществляется благодаря использованию определенных знаков (норм права), призванных вызвать адекватную реакцию объекта воздействия. Государственная власть (административно-управленческая) составляет основу политической власти. Государство является структурным элементом политической системы.
Политическая власть — обязательный и необходимый атрибут государства, который выступает гарантом использования его воли и государственной политики. Политическая власть представлена институтами гражданского общества. Если влияние гражданского общества отсутствует, а его институты не развиты, то государственная власть совпадает с политической властью.
Политическая власть осуществляется не только государством, но и обществом, так как она способна:
- влиять на политические и правовые решения, принимаемые государством;
- управлять социальными процессами.
Субъектом государственной власти является само государство в лице своих институтов и органов. Субъект и объект государственной власти не совпадают. Властвующим субъектом является экономически господствующий класс, а подвластным — отдельные лица, национальные и социальные общности, классы. В демократическом обществе происходит сближение объекта и субъекта государственной власти, их частичное совпадение.
Гражданин, являясь членом демократического общества, выступает источником власти, принимает активное участие в формировании выборных органов власти, выдвигать кандидатуры в органы государственной власти, выбирать и контролировать их деятельность, выступать инициатором их реформирования.
Государственная власть (государственное управление) осуществляется через целенаправленное воздействие государственных органов на общество и отдельные сферы жизни (социальную, экономическую, духовную) на основе объективных законов. Государственная власть представляет собой концентрированное выражение воли, мощи и силы государства. Она обеспечивает порядок и стабильность в обществе, защищает граждан от внешних и внутренних посягательств посредством применения разных методов, включая методы государственного принуждения.
Основы государственной власти
Основы государственной власти (сознательно-волевого и материального характера), определяющие содержание, сущность и формы осуществления государственной власти, следующие:
- экономическая — господствующая форма собственности;
- политическая — господствующая политическая партия, система представительных органов власти;
- идеологическая — систематически изложенное мировоззрение с политически ангажированным содержанием;
- социальная — общественный характер, методы, принципы и структура государственной власти;
- правовая — государственная власть имеет вид нормативной юридической нормы (наличие прав и свобод человека, правовых обязанностей, запретов и ограничений).
К основам государственной власти относятся принципы ее организации и осуществления. Формирование принципов государственной власти является обобщением ее основ и их взаимодействия. Важнейшей основой государственной власти является политическая воля. Легитимные политические лидеры призваны последовательно проводить и поддерживать направления перехода от старых основ государственной власти к новым.
Властеотношения
Решая стоящие перед ней задачи, государственная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений – властеотношениях, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества.
Как и любые отношения, властеотношения имеют структуру. Сторонами данных отношений выступают субъект государственной власти и объект власти (подвластные), а содержание образуют единство передачи или навязывания воли властвующего подвластным и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле.
Субъектом государственной власти, как уже отмечалось, могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, от имени которого действуют органы государства. Объектом власти являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество.
Суть властеотношений заключается в том, что одна сторона – властвующий – навязывает свою волю, обычно возведенную в закон и юридически обязательную, другой стороне – подвластным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами.
Методы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующего субъекта и подвластных совпадают, что возможно в демократических государствах, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без внешнего воздействия. Если же интересы и воля сторон в чем-то расходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). В тех же случаях, когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.
Задачи и функции государственной власти
Основные задачи государственной власти:
- сохранение государства как формы организации социальной общности;
- усиление роли государства в регулировании общественных отношений;
- защита социально-экономического строя от внешних и внутренних посягательств.
Выполнение задач государственной власти в идеале должно соответствовать целям, которые стремится достичь общество: обеспечение стабильности социальных отношений, их поступательного, динамичного и последовательного развития; приведение частных интересов отдельного гражданина или группы лиц к интересам всего общества при максимальной возможности сохранения частного интереса, нивелирования социальных конфликтов посредством достижения компромисса.
Функции государственных органов тесно взаимосвязаны со свойствами власти и соотносятся как содержание и форма.
К основным, базовым функциям государственной власти относятся:
- правотворческая — создание поведенческих моделей, их фиксация в конкретных постановлениях (правовых нормах); на данном этапе происходит трансформация правительственной власти в законную, она приобретает признаки легитимности, корректности, обоснованности и рациональности
- правоохранительная — деятельность специализированных структур, гарантирующих защиту прав и свобод граждан в соответствии с Конституцией, осуществление социальных компетенций;
- правоисполнительная — представляет подзаконную активность государства; данную функцию выполняют государственные структуры, опираясь на правовые положения, нормы, осуществляя прописанные в действующих законах нормативные инструкции, принимают акты правового применения, трактуют правовые нормы, привязывая их к правовым отношениям.
Все функции государства подразделяются на внешние и внутренние. К внешним функциям относятся: оборона страны и защита границ; представление государства в отношениях с иными странами (внешнеполитическая деятельность); организация экономических связей.
Основные внутренние функции государства:
- установление и поддержание правопорядка и законности в обществе;
- осуществление общественно значимых работ;
- организация денежного обращения и экономической жизни в стране;
- организация систем образования, здравоохранения, социальной системы и др.
Чем эффективнее государство осуществляет функции по поддержанию баланса интересов, тем слабее оппозиционная политическая власть, тем свободнее в своих решениях и действия государственная власть.
Примеры этих признаков в истории и современном мире
Сегодня выделяют два основных пути возникновения государства: восточный и европейский. В восточном пути наиболее устойчивыми и традиционными стали социально-экономические отношения и структуры родового строя. Такие, как земельная община и коллективная собственность. Так устанавливалось управление общественной собственностью, лежавшее на плечах родоплеменной знати. Впоследствии она превратилась в обособленную группу, которая называется сословием или кастой.
Европейский путь развития занял несколько иной вектор. Там основным фактором, образующим государство, стало классовое расслоение общества. Оно было спровоцировано активным формированием частной собственности на землю, скот и рабов.
Также в разных странах были и есть разные способы осуществления государственного управления. Глобально их делят на два вида: монархия и республика. Так или иначе, признаки, перечисленные выше, будет отличать страну от других публично-правовых союзов.
Например, начало государственности на территории русских земель возникло в 862 году, когда Рюрик взошел на княжеский престол. Это положило начало развитию законов и норм. Это и стало нормотворческой монополией. Подобная монархическая структура служит отличным примером верховенства, как признака государственности.
В наше время в Российской Федерации царит республиканский тип власти, при этом все признаки государства все так же сохраняются и соответствуют вышеперечисленным. Универсальность и верховенство госаппарата распространяются на всей территории страны. Присутствует структурированность, разделение и прерогатива власти: деление на законодательную, исполнительную и судебную.
За легитимностью сегодня гонятся многие правители, Россия — не исключение.