Субъекты и объекты политического процесса

Понятие и виды субъектов политики. реферат. политология. 2009-01-12

Введение

    Политика,
представленная как совокупность политических
отношений, имеет своих субъектов, объект,
содержание и форму.

    Политическое 
отношение предполагает как минимум 
двух субъектов. Под субъектом всегда
имеется в виду человек, наделенный сознанием,
познающий окружающий мир и действующий
в нем. В сфере политики человек выступает
как носитель политических отношений,
как «человек политический», наконец,
как гражданин, наделенный определенными
правами и обязанностями.

    Как
субъект политических отношений 
человек выступает в разных качествах,
обращен к политике различными своими
гранями. Поэтому возникает необходимость
классификации субъектов политики. Это
можно сделать по разным основаниям (признакам).

    По 
количественному признаку политические
субъекты можно разделить на единичные
(отдельные граждане, иностранцы, лица
без гражданства и т.п.) и групповые.
Под последними имеются в виду большие,
средние и малые социальные группы: классы,
этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.

    По 
правовому признаку субъектов политики
делят на физических (граждане, политические
лидеры) и юридических лиц (общественно-политические
организации);

    По 
направлениям политики ее носителей 
можно классифицировать на субъектов
внутренней (граждане, руководители, партии)
и внешней политики (народы, государства,
его специализированные органы, межгосударственные
объединения).

    Субъект
обычно неразрывно связан с понятием
объекта, под которым имеется 
в виду какой-то предмет познания
или деятельности человека, окружающий
его мир. Объектом политики также выступает
человек, социальные группы, юридические
лица, испытывающие властное воздействие
субъекта. Таким образом, это соотносительные
и иерархические понятия. Между субъектами
и объектами политики возникают разнообразные
отношения, общим и главным содержанием
которых выступает власть. Эти политические
отношения обычно связаны с различными
стадиями формирования и функционирования
власти, ее структурой, институтами и т.п.
«Вертикальные» политические отношения
означают господство и подчинение, они
нередко проявляются как конфронтация
субъекта и объекта, конфликт, оппозиция,
гегемонизм и т.п. «Горизонтальные» же
отношения проявляются в форме координации,
согласования действий равнозначных субъектов,
их сотрудничества (часто это договорные
отношения).

29 СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ (СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ТИПОЛОГИЯ, ИЕРАРХИЯ).

Политология рассматривает не только содержание деятельности политических институтов, таких как государство, партии, организации, но и исследует социальные условия, в которых эта институционная деятельность осуществляется, ее зависимость от этих условий. Кроме того, политическая жизнь общества не может быть понята без учета места и роли различных социальных групп, классов, религиозных и профессиональных групп, а также отдельных личностей.

Таким образом, в политике объектом и субъектом являются люди. В зависимости от уровня демократизации общества в большей или меньшей степени субъекты власти одновременно являются и объектами: подвластные воздействуют на политиков, контролируют деятельность последних. В качестве субъектов политики выступают народные массы, социальные группы, общности (нации), коллективы, принимающие непосредственное участие в политической деятельности.

Субъект политики представляет собой ее активное начало и осознанно оказывает влияние на выработку и осуществление политических решений. И потому он является носителем сознания и действия в политике.

Типология субъектов политики

Среди всего многообразия субъектов политики пристальное внимание политологов привлекают субъекты 3 типов:. 1) индивидуального;

1) индивидуального;

2) группового;

3) институционального.

Субъекты политики на индивидуальном уровне, в свою очередь, могут быть подразделены на 3 вида:

1) рядовой гражданин, чье участие в политике обусловлено групповыми интересами;

2) профессиональный деятель, выполняющий в государстве функции управления;

3) частный индивид, действующий независимо от групповых целей и не выполняющий при этом каких-либо профессиональных обязанностей.

Группы как субъекты! политики представлены различными общностями и коллективами, социальными слоями и классами, действующими как на региональном, так и на национальном и транснациональном уровнях. Действия групповых и индивидуальных субъектов политики создают обширное политическое поле, на котором разворачивается деятельность институциональных субъектов политики, таких как государство, политические партии и движения, международные организации и т. п.

Многомерность политической жизни выражается и в том, что она имеет не только классовое, национальное, социально-групповое, но и личностное измерение, причем исследование взаимоотношений личности и государства, личности и власти становится все более значимым в политической науке. В современной политической теории и практике личность все чаще рассматривается как первичный и главный субъект политики.

Субъекты и объекты политических процессов

Политический процесс – это одна из категорий анализа политики, рассмотрение политических событий во времени, как подверженных изменениям, упорядоченных действий

Определение 1

Субъект – это активно действующий индивид, политическая или общественная группа, представляющая и отстаивающая свои интересы в рамках текущего политического процесса.

К субъектам, представляющим политические организации и группы, относят, прежде всего, государство, политические институты, а также политические элиты и мировое сообщество в целом.

К субъектам, представляющим социальные группы и общности, относят этнические, религиозные и классовые группы населения.

Определение 2

Объект политики – это на, что направлено воздействие самих субъектов политики. К таким объектам можно отнести экономические, хозяйственные вопросы и т.д. При этом субъект политики при определённых обстоятельствах может сам становиться объектом в руках заинтересованных политических сил.

Политика как искусство

Его неотъемлемые части:

  • опыт, способность реализовывать политические варианты действий
  • способность давать советы о правильном пути.
  • способность маневрировать, находить пути к компромиссу.

Политика как искусство предполагает своевременное выявление противоречий и поиск наиболее эффективных путей их разрешения. Быстрое реагирование на изменение политической ситуации, принятие соответствующих мер по стабилизации ситуации, способность мобилизовать людей на выполнение принятых решений.

Вот некоторые аспекты политического искусства:

  • Способность понимать политическую психологию и политическое поведение масс;
  • Умелый, творческий и критический подход к подбору, размещению и обучению персонала;
  • Умение работать с людьми, прислушиваться к голосу масс;
  • Способность делать выводы не только из успехов и побед, но и из неудач и поражений;
  • Управление и регулирование политических институтов;
  • Разработка и творческое осуществление научно обоснованной политики с определением ближайших и будущих целей;
  • Определение форм, методов и средств политической деятельности, которые позволят наилучшим образом достичь желаемых целей.

Политики без политического искусства подсчитывают все шансы на успех и только после этого начинают действовать. Они также могут опоздать. Политическая интуиция помогает быстро найти свой путь в каждой новой ситуации.

Но политика — это не то же самое, что искусство. Искусство — это прежде всего художественное изображение мира; политика должна адекватно отражать политическую и социальную реальность мира.

Политики не могут постоянно рисковать и руководствоваться только интуицией. Это приведет к значительным и дорогостоящим ошибкам, за которые люди обычно платят цену.

Функции политики

Наиболее важные интересы (общие, частные, универсальные, национальные и т.д.) выражаются через политику. Люди могут преследовать свои интересы и потребности, менять свой социальный статус.

Политика направлена на разрешение противоречий, возникающих на основе конфликта интересов, и направление этого конфликта в цивилизованное русло. Сама политика в таких случаях должна быть рациональной (принятие разумных и разумных мер, расчет возможностей реализации своих решений и ожидаемых последствий).

Политика направлена на разрешение противоречий, возникающих на основе конфликта интересов, и направление этого конфликта в цивилизованное русло.

Эффективная политика обеспечивает целостность государственной системы, стабильность и общественный порядок даже в случае смены режима.

Эта политика призвана обеспечить преемственность и инновационность в развитии общества и личности. Политика прогресса выступает как созидательная и консолидирующая сила, концентрируя энергию людей на основных направлениях социальных преобразований и концентрируя интеллектуальные силы личности и общества в целом.

Объекты и субъекты политики ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Поскольку политика неразрывно связана с управлением, то имеющих к ней отношение обычно делят на управляющих и управляемых, субъектов и объектов политики.

Субъектами политики выступают те, кто принимает политические решения или по крайней мере имеет влияние на их принятие. Если человек лишь соглашается (или возмущается) с политическим курсом, это не делает его субъектом политики. Сначала надо понять свои интересы и характер их связи с политикой (политическое сознание), затем выразить их в политических формах (политическая культура) и бороться за их претворение в жизнь (политическое поведение).

Осознание группой или классом своих политических интересов выражается, как правило, в разработке политических программ, где четко обозначены цели и средства их достижения — давление на власть, определение союзников и противников. Все это формирует политическую волю, направленную на достижение и реализацию своих интересов.

Субъекты политики (при всей их чрезвычайной разнообразности) обычно делят на две группы:

  • 1) первичные — это т.н. основные социально-классовые общности — народ, классы, нации, социальные, профессиональные, территориальные, конфессиональные и демографические группы и индивиды;
  • 2) всевозможного рода организации, которые создаются людьми с целью участия в политике. Их еще называют политическими институтами. Это — органы государства, политические партии, общественные организации и движения. Все они вторичны по отношению к субъектам политики первой группы, так как создаются последними для выражения своих политических интересов.

Любой человек — существо политическое. Это универсалистский принцип политической этики, запрещающий заранее делить людей на субъектов и объектов политики. Принцип верховенства и суверенитета народа зафиксирован во всех конституциях. Разумеется, нужно отличать формального носителя верховной власти — народ в целом — от реального носителя — политической элиты и, стало быть, формального субъекта политики от реального.

Отсюда вывод: каждый человек является субъектом политики в той степени, в какой он реально может воздействовать на принятие политических решений.

Конкретное взаимодействие субъектов и объектов политики образует в каждый временной период определенное содержание политических отношений. Оно проявляется, с одной стороны, как определенная деятельность субъектов политики, их политическое поведение, а с другой, – как политический процесс.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3 Субъекты политики…………………………………………………..5 Классификации субъектов политики………………………. 7 Человек как субъект политики……………………………….9 Политические организации……………………………………10 Общественные организации…………………………………. 11 Политическая элита и политические лидеры………………. 12 Объекты политики…………………………………………………….13 Человек как объект политики………………………………….14 Политическая власть как объект политики…………………. 15 Политический режим как объект политики…………………..17 Заключение…………………………………………………………….18 Список использованной литературы…………………………………20

Политика как наука

Существует ряд положений, без которых политика не могла бы развиваться должным образом:

  1. принятие решений, основанных на научных знаниях, с учетом объективных законов развития общества и природы
  2. адекватный учет интересов различных социальных групп и слоев общества;
  3. применение научных методов в политике;
  4. интеллектуализация самой политики (изучение новых знаний, включая мировой опыт);
  5. способность предсказывать события: Предвидеть или ускорить их развитие в соответствии с прогнозом.

Политика и политология должны влиять друг на друга и нуждаться друг в друге. Если наука о политике недооценивается, она становится авторитарной; если наука не основана на политике, она становится абстракцией. Признание политики наукой не лишено опасности для общества, поскольку позволяет проводить над ней любые социальные эксперименты.

Главной задачей научной политики является моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности и определение целей и задач политики.

Роль субъекта в политическом процессе

В политическом процессе роль субъекта является определяющим фактором успешного существования и решения поставленных перед ним целей и задач. Каждый такой участники политического процесса должен обладать:

  • необходимым набором волевых качеств, чтобы эффективно решать проблемы;
  • организаторскими способностями на хорошем уровне, иначе эффективность заявленных мер окажется бесполезной;
  • способностью привлечь на свою сторону других граждан, которые станут полноценными субъектами политической активности;
  • определенной степенью запаса ресурсов, необходимых для воплощения плана.

Отмечается различный уровень вовлеченности в политические процессы различных групп граждан. На это влияет целый ряд факторов. В том числе, уровня политической культуры, индивидуальной социальной активности личности, гражданского самосознания, установившейся в конкретном регионе страны или обществе уровне экономической и социально-политической ситуации, а также немаловажным является степень обладания капитала различного вида.

В настоящее время в российских условиях установилась довольно низкая вовлеченность простых граждан в реальный политический процесс, поскольку отсутствуют в нормальном количестве развитые институты гражданского общества. Также на низком уровне находится состояние нормативно-правовой базы. Это могло бы способствовать ускоренному развитию субъектом политики в стране.

Политические организации

    Политические 
организации –  это негосударственные
институты политической системы общества,
разновидность общественных объединений.
К ним относятся политические партии,
движения, ассоциации, союзы, народные
фронты, общества, клубы и т.п. Они являются
вторичными субъектами политики и юридическими
лицами. После государственных органов
это важнейшие институты политической
системы общества, через которые реализуются
ее функции4.

    Структура
политических организаций непостоянна,
изменчива. Граждане участвуют в деятельности
политической организации либо прямо,
будучи ее членами, либо косвенно, поддерживая
ее материально, голосуя на выборах за
ее кандидатов и т.п.

    Политические 
организации могут быть классифицированы
по различным основаниям. Например,
по организационному признаку они подразделяются
на формальные (фиксированное членство,
взносы, структура, программные документы,
нормативная регламентация и т.д.) и неформальные,
не имеющие таких признаков. К формальным
организациям относятся политические
партии, общества, союзы, интернационалы
и пр. к неформальным –  политические
движения, народные фронты, гражданские
инициативы.

    По 
идейно-политической ориентации рассматриваемые 
организации обычно делят на левые и правые.
Первые выступают за прогрессивные изменения
в политике и других сферах жизнедеятельности
общества, вторые носят консервативный
или даже реакционный характер.

    Важнейшей
и наиболее распространенной разновидностью
политических организаций являются
политические партии.

Подходы к определению субъектов политики

На современном этапе развития политических процессов принято выставлять в качестве искомого субъекта политического участия любые формальные и неформальные организации. Они должны осознавать собственные политические интересы и защищать их любыми доступными средствами в определенном поле политического противоборства между собой.

Замечание 1

Есть версия, что только формальные организации могут в полном праве существовать в виде истинных субъектов политики, так как они исполняют свои политические функции.

В России, согласно основному закону государства, носителем суверенитета и единственным источником власти признается многонациональный народ. Таким образом, он может осуществлять непосредственным образом свою власть и через специально уполномоченные на то органы государственной и муниципальной власти. В этой точки зрения все общественные движения, существующие в стране, представляют весь народ в целом и являются источником политической власти наравне с госструктурами. Они могут осуществлять свою власть не только путем всенародных выборов или через представительные органы, он и непосредственно через участие в митингах, забастовках, иных законных собраниях граждан.

Специалисты обращают в этом случае внимание на то, что понятия субъекта права и субъекта политики не являются равноправными друг к другу. Своеобразный коллективный субъект политического участия, участвующий в политическом процессе, не является однородной группой, поэтому уже в начальной стадии своего зарождения и формирования начинают постепенно делиться на более мелкие группы

Их могут называть разными понятиями. Чаще всего они выступают в роли сторонних и активных наблюдателей, активистов, экспертов и других категорий граждан, способных влиять самостоятельно и при помощи групп на политические события и процессы в стране.

Замечание 2

Субъектом политического процесса может быть реальный или потенциальный субъект политических отношений. Носителем предметной и практической деятельности в политике становится субъект политики. Он выступает в роли актора политического процесса и способен оказывать определенное воздействие на власть и властные отношения, которые являются объектами политики.

Компоненты политики

Форма политики — это ее организационная структура (учреждения). Чаще всего это выражается в государстве, партиях, общественных движениях, а также в законах и правовых нормах.

Содержание политики — это ее цели и ценности, проблемы, мотивы и механизмы принятия политических решений.

Политический процесс — деятельность различных государств, социальных групп, организаций и отдельных лиц. Как правило, этот процесс связан с урегулированием конфликтных ситуаций.

Элементы политики:

  1. Политическое сознание: политические взгляды и теории, менталитет, ценностные ориентации.
  2. Нормативные идеи: Программы и предвыборные программы политических партий, политические и правовые нормы.
  3. Институты власти.
  4. Отношения власти — доминирование и подчинение, а также политическая борьба и сотрудничество.

Политические уровни:

  1. Микро-уровень: политика партий, организаций, профсоюзов и т.д.
  2. Макроуровень: государственная политика.
  3. Мега-уровень: политика международных организаций (СНГ, ЕЭС).

Политику можно условно разделить на теорию и практику.

Политика как деятельность

Политику можно рассматривать, прежде всего, как практику или деятельность политических институтов, отдельных социальных и этнических групп и даже отдельных лиц. Эта деятельность может быть описана следующим образом.

Организованные действия социальных групп и органов власти, представляющих их в управлении общественной жизнью.

Работа по связям с общественностью между социальными группами и этническими общностями о государственной власти, ее завоевании, сохранении и использовании.

Научно-обоснованная теория, направляющая политику, определяющая ее цели, стратегию и тактику.

Политическая идеология, совокупность идеологических ценностей и норм.

Профессиональное политическое лидерство.

Малые группы

    В
социологии социальные группы делятся 
на большие, средние  и малые. Под 
малой социальной группой имеется 
в виду немногочисленная по составу 
общность людей, члены которой объединены
одной деятельностью и находятся друг
с другом в непосредственном личном общении.
Малая группа –  это относительно самостоятельная
общность, далее не разложимая на более
мелкие объединения людей3.

    Малые
группы в социологии и психологии
классифицируют по различным основаниям.
Например, по организационному признаку.
они делятся на формальные (семья, бригада,
школьный класс, студенческая группа,
преступная группировка, клуб, парламентская
фракция и др.) и неформальные (дружеские,
соседские компании, секты, кружки, кланы,
землячества, клаки и т.п.).

    Малые
социальные группы играют большую роль
в политической жизни отдельных граждан
и общества в целом. Именно в них, как правило,
происходит политическая социализация
подростков и молодежи, формирование политических
установок и ценностей, традиций, идеалов
и принципов. У участников этих групп существуют
общие секреты, интимность отношений,
свои особые взгляды на мир.

    На 
базе малых групп нередко складываются
общественно-политические движения, перерастающие 
в политические союзы и партии.

    Малые
группы могут иметь как позитивную,
так и негативную ориентацию, например,
преступные группировки. В них нередко 
преобладают эгоизм, претенциозность,
фанатизм, нетерпимость к чужим взглядам,
цинизм, высокомерие и т.п.

    Еще
одной разновидностью микрогрупп являются
так называемые группы давления, играющие
важную роль в деле представительства
и реализации специфических интересов.
Они неизбежны в условиях социально-экономического
и идейно-политического плюрализма. В
условиях тоталитаризма группы давления
сосредоточены в основном в партийно-государственном
аппарате, где негласно соперничают между
собой за власть, привилегии, должности,
контроль за ресурсами, собственностью
и т.п.
 

Виды субъектов политического участия

Выделяют несколько основных видов субъектов политики:

  • индивид;
  • политическая организация или движение;
  • определенная социальная общность на основе этнической группы населения, нации, класса;
  • общественная организация или группа;
  • политические элиты;
  • государство и группы стран;
  • все мировое сообщество;
  • влиятельные корпорации;
  • церковные организации;
  • армия;
  • средства массовой информации.

Список не является законченным, поскольку с точностью не определены все признаки и типы субъектов политического участия. При этом субъект политики предстает в образе такого члена общества или образования, который сам способен на должном уровне оказывать полноценное влияние на политические процессы и решения в стране. Также субъекта может проводить различные политические акции и мероприятия или не допускать прямого проведения подобных акций, при этом активным образом участвовать и создавать конкуренцию всему политически-общественному пространству на определенной территории.

Субъект политики наделяется определенными полномочиями, чтобы эффективным образом принимать решения, которые будут касаться неопределенного круга граждан. Эти незаменимые качества должны присутствовать неразрывно с их активной деятельностью, либо в индивидуальном порядке, либо у тех граждан, которые непосредственно занимают руководящие должности в конкретной политической структуре.

Одновременно с этим субъектом политического участия может быть простой рядовой гражданин страны. Он должен обладать всеми теми же качествами и быт способен своими действиями и активной позицией повлиять на течение политического процесса. Его деятельность должна носить только целенаправленный характер и не угасать долгое время.

В реальной политике субъектами являются политические лидеры или элита страны. Они могут входить в различные политические группировки, партии, движения, а также возглавлять институты государства. Также выступать в качестве субъектов политики могут серьезные социальные сообщества. Они эффективные в момент защиты своих прав, а также исполнения задач, которые они взяли на себя в период своего появления и развития. Однако нередко подобные группы людей могут стать пешками в политических играх более серьезных соперников, игроков политики, поэтому им требуется постоянная координация. Ее сложно добиться обычными способами, в том числе серьезной разнородностью интересов и целей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: